Новости
10 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Австралия 2002 – 2012: национальная стратегия и статистика в области охраны здоровья и профессиональной безопасности
26 августа 2013 г.
Необходимо отметить, что в настоящее время в Австралии продолжает сохраняться высокий уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний, приводящих к смерти и повреждению здоровья работников. В последние годы отмечается общая тенденция роста активности работодателей по улучшению условий труда, повышению эффективности мероприятий по охране труда. Кроме того, в частности, отмечается высокая смертность работников – более 2000 человек в год – от вредного воздействия вредных и опасных химических веществ.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И СТРАТЕГИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Принятые в Австралии национальные приоритеты в области охраны труда обеспечивают повсеместное регулирование и обеспечение безопасности и гигиены труда. Комиссия по национальной безопасности и гигиене труда обеспечивает стратегическое руководство и координация действий по совершенствованию системы охраны труда в стране.
Во всех австралийских штатах и территориях, обязанности заботиться о здоровье работников являются общими для всех сторон, чьи действия могут повлиять на их здоровье и безопасность, например:
- работодатели должны обеспечить работникам безопасные и здоровые условия труда;
- работники должны выполнять правила техники электробезопасности и безопасного выполнения работ;
- поставщики, разработчики и производители должны обеспечить безопасность продукции и предоставлять достоверную информацию о безопасном использовании материалов и оборудования.
Национальная стратегия по охране здоровья и безопасности в себя включает принятие системных подходов, базирующихся на следующих принципах:
- комплексный и системный подход к управлению профессиональными рисками;
- устранение риска (опасности) в его источнике (на этапе разработки материалов и оборудования, производства, на конкретном рабочем месте);
- сотрудничество и обеспечение приверженности работников в консультациях по безопасности и гигиене труда, включая ответственность по вопросам охраны труда и предотвращению инцидентов;
- наличие квалифицированных специалистов по охране труда, которые эффективно участвуют в консультациях по вопросам охраны труда и в планировании соответствующих мероприятий и улучшений;
- влияние на формирование со стороны правительства страны, как основного работодателя, законодателей, а также представителей работников (профсоюзов) государственной политики в области охраны труда и т.д.
Важнейшие приоритеты Австралии в области охраны труда (Таблица 1) включают:
- cнижение высокой частоты/серьезности рисков;
- развитие возможностей бизнеса, повышение роли работодателя и работников в эффективном управлении охраной труда;
- более эффективное предотвращение профессиональных заболеваний;
- устранение опасности на этапе проектирования;
- укрепление влияния правительства в области охраны здоровья и безопасности.
Наименование приоритета | Содержание приоритета |
Снижение высокой частоты/серьезности рисков |
Повышение эффективности мероприятий в области охраны здоровья и безопасности, особенно на рабочих местах таких профессий, где имеется высокий риск травмирования, а также там, где количество смертельных случаев особенно высоко. Более эффективное использование информационных данных об условиях труда, применение научно-исследовательского и учебных подходов при идентификации опасностей и оценке «высоких» рисков. На национальном уровне определяются приоритеты по видам опасностей, травм, отраслей и профессий, в отношении которых в первоочередном порядке проводятся мероприятия по охране здоровья и безопасности работников. Конкретные приоритеты проведения мероприятий (их очередность, порядок, полнота) учитывают особенности территориальных (местных) юрисдикций (территориальных районов, муниципалитетов). |
Развитие Возможностей бизнеса, повышение роли работодателя и работников в эффективном управлении охраной труда |
Реализация потенциала для контроля и управления «высокими» профессиональными рисками с возможностью выбора, внедрения, адаптации и оценки интегрированных систем менеджмента профессиональной безопасности и здоровья. Организация консультаций специалистов по вопросам охраны труда и т.д. Создание мотивации и формирование потребностей у работодателей управлять профессиональными рисками более эффективно. Создание мотивации у работников работать более безопасно и принимать участие в консультациях по охране труда. |
Более эффективное предотвращение профессиональных заболеваний |
Этот национальный приоритет направлен на развитие потенциала органов власти, работодателей, работников и других заинтересованных сторон по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков работников для целей раннего выявления профессиональных заболеваний, оперативного принятия мер по устранению рисков или применения иных управленческих мер. |
Устранение опасности на этапе проектирования |
Устранение опасностей для здоровья и безопасности работника должно производиться заблаговременно в источнике их возникновения. Принцип устранения опасности в ее источнике распространяется на все существующие источники опасностей. Ответственность за выполнение данного национального приоритета ложится на широкий круг лиц, в том числе и за пределами рабочего места (разработчики, конструкторы, производители, строители-монтажники, поставщики и т.д.). |
Укрепление влияния правительства в области охраны здоровья и безопасности |
Правительство Австралии является основным работодателем и покупателем сырья, материалов, оборудования и иных товаров, работ и услуг. Государство устанавливает правила правового регулирования общественных отношений в данной сфере. Важнейшим приоритетом Австралии здесь является превентивная роль государства по предотвращению смертности на рабочих местах, профтравматизма и возникновения профессиональных заболеваний. Повышение эффективности деятельности правительства в целях получения более высоких результатов в области охраны здоровья и безопасности на основе применения новейших технологий «безопасного» дизайна. |
Вопросы гигиены и безопасности труда являются ключевыми при взаимоотношениях австралийских работодателей, работников и общества. Многолетние традиции, устоявшиеся в австралийском обществе, не только обеспечивают гражданам более безопасные условия работы, но и повышает мотивацию работников, и тем самым – производительность труда.
Благодаря положительной практике в области охраны труда работодатели реже сталкиваются со случаями производственного травматизма, получая тем самым финансовые выгоды, а также повышают свой корпоративный имидж. Это уменьшает расходы, связанные с задержками при наборе новых сотрудников и замене старого производственного оборудования на новое оборудование.
Работодатели при отстаивании своей позиции в трехстороннем диалоге («работодатель» – «представители работника» – «работники») делают акцент на том, что стремление к улучшению практики охраны труда подтверждается высокими производственными результатами на протяжении длительного времени. Это наглядно иллюстрируется данными мониторинга. Оценка большинством работодателей производительности деятельности по охране труда демонстрирует приверженность делу улучшения здоровья и безопасности работников. На национальном уровне в Австралии деятельность заинтересованных субъектов трудовых отношений в области охране труда определена действующими положениями Национальной стратегии по охране здоровья и безопасности на 2002 – 2012 годы.
В 2002 году Национальная стратегия была согласована на уровне австралийского правительства, Австралийской торгово-промышленной палаты и Австралийского совета профсоюзов. Это в очередной раз свидетельствует о приверженности всех заинтересованных сторон осуществлять сотрудничество в области охраны здоровья и безопасности на основе общепринятых национальных приоритетов в данной сфере. Национальная стратегия устанавливает очень четкие и амбициозные цели по охране труда в Австралии, и является одной из ключевых инициатив по повышению эффективности деятельности по обеспечению охраны труда.
Для выполнения задач в рамках Национальной стратегии, с целью достижения уверенного снижения смертности на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, в 2002 году были сформулированы следующие тактические задачи:
- поддержать значительное, постоянное сокращение числа смертельных случаев на производстве в размере – до 30 июня 2012 года – по крайней мере, на 20% (с достижением к 30 июня 2007 года 10-процентного снижения случаев смертности на производстве);
- cократить до 30 июня 2012 года количество случаев производственного травматизма на рабочем месте, по крайней мере, на 40% (с достижением к 30 июня 2007 года 20-процентного снижения случаев производственного травматизма).
Анализ промежуточных результатов деятельности в рамках Национальной стратегии за период с 2004 по 2005 годы. позволил Совету по трудовым отношениям при Правительстве Австралии установить плановые показатели в области охраны здоровья и безопасности. Таким образом, к 2009 г. должны были быть достигнуты максимальное снижение профессиональной заболеваемости, травматизма и смертельных случаев на производстве. Промежуточные результаты в ходе выполнения поставленных задач периодически оцениваются с точки зрения текущей актуальности и эффективности. Методы оценки, тесты, контрольные точки и другие показатели для оценки прогресса в области снижения смертельных случаев, профтравматизма и профзаболеваний непрерывно развиваются на протяжении всего времени реализации Национальной стратегии по охране здоровья и безопасности.
Мероприятия в рамках реализации Национальной стратегии по охране здоровья и безопасности адресно направлены на конкретные виды рисков травмирования, профессиональных заболеваний для обеспечения максимальной отдачи от реализуемых инициатив.
В данный перечень входят:
- перенапряжение отдельных органов и систем;
- травмы на воде, во время туристических поездок, неосторожность в быту;
- травмирование подвижными частями технологического оборудования;
- травмирование конечностей, органов зрения и других частей тела мелкими деталями оборудования и фрагментами сырья и материалов.
Указанные выше механизмытравмирования работников в австралийской статистике охватывают до 90% травм опорно-двигательного аппарата работников, получивших соответствующие денежные компенсации.
Для акцентирования внимания заинтересованных сторон и общественности на эффективной профилактике профессиональных заболеваний, в ходе консультаций с заинтересованными сторонами были определены восемь ключевых групп профессиональных заболеваний.
К ним относятся:
- заболевания костно-мышечной системы;
- психические расстройства;
- потеря слуха, вызванная шумом;
- инфекционные и паразитарные заболевания;
- заболевания органов дыхания;
- контактный дерматит;
- сердечнососудистые заболевания;
- профессиональные новообразования.
ПРИОРИТЕТНЫЕ ОТРАСЛИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Национальной стратегией по профессиональному здоровью и безопасности для усовершенствования в области охраны труда были определены четыре приоритетных группы отраслей экономики:
- строительная отрасль;
- транспортировка и хранение грузов;
- тяжелая промышленность, машиностроение, легкая промышленность;
- здравоохранение и коммунальные обслуживание населения.
По итогам рассмотрения промежуточных итогов Национальной стратегии в 2005 году в перечень приоритетных отраслей также были добавлены сельское хозяйство, лесное и рыбное хозяйство.
Данные отрасли были определены на основе анализа статистических данных, показывающих по сравнению с другими отраслями наиболее высокие показатели заболеваемости и травматизма, а также данных о размере выплаченных соответствующих компенсаций работникам.
Процесс снижения уровня профтравматизма по итогам анализа периода с 2000 по 2009 годы. был недостаточно динамичным. Органами статистики зафиксировано 22-процентное снижение числа несчастных случаев на производстве. Эти показатели значительно хуже запланированного на долгосрочную перспективу 40-процентного снижения данных показателей. В настоящее время проводится интенсификация мероприятий в данном направлении.
Только показатели строительной отрасли вызывают у аналитиков осторожный оптимизм. Аналитики отмечают 24-процентное снижение общего уровня профтравматизма за период реализации Национальной стратегии. Это превышает среднее по стране снижение уровня травматизма на 22%.
Значительно ниже среднего значения снижения профтравматизма по стране выглядят показатели транспортной отрасли, тяжелой промышленности, машиностроения и легкой промышленности (21%), а также здравоохранения и коммунального обслуживания населения (19%). Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыбная промышленность характеризуется наихудшим показателем снижения травматизма – 11%.
По итогам статистического анализа в базовый период Национальной стратегии (2008 – 2009 гг.) совокупный размер компенсаций погибшим от травм и работникам, страдающим профзаболеваниями опорно-двигательного аппарата, сократился на 25%.
Анализ международных данных показывает, что в 2006-2008 гг. Австралия занимала седьмое место мире по уровню смертности и травмирования работников в мире. Необходимо отметить, что по состоянию на 2010 год, в период реализации Национальной стратегии, не наблюдались тенденции к снижению уровня таких профзаболеваний, как:
- заболевания опорно-двигательного аппарата;
- психические расстройства;
- инфекционные и паразитарные заболевания;
- контактный дерматит;
- сердечнососудистые заболевания.
КУДА ДАЛЬШЕ?
Независимый орган «Безопасный Труд Австралия» (Safe Work Australia) продолжает работать над достижением амбициозных целей принятой Национальной стратегии с помощью различных средств, в перечень которых входят:
- гармонизация местного законодательства в области охраны здоровья и безопасности с национальным законодательством;
- повышение осведомленности работников о важности проводимой политики в области охраны здоровья и безопасности, о содержании положений, например, таких национальных программ, как Национальная неделя безопасной работы в Австралии;
- поощрение передового опыта в области охраны труда путем вручения в Австралии национальной ежегодной премии «Безопасный труд»;
- совершенствование сбора и анализа данных о компенсациях работникам при разработке политики и нормативно-правовой базы, повышающее эффективность принятия решений в правительстве.
В соответствии с положениями австралийского закона 2008 года «О безопасном труде», к 2012 году должно было быть завершено формирование новой Национальной стратегии охраны здоровья и безопасности, разработанной в ходе консультаций с заинтересованными сторонами. Для отдельных отраслей и территорий были установлены или уточнены локальные цели в дополнение к общенациональным целям.
Улучшение текущего состояния австралийских показателей в области охраны здоровья и безопасности работников предполагает осуществление ряда важнейших действий с учетом специфики отдельных регионов и отраслей.
Первым будет разработан и внедрен трехлетний национальный план действий в рамках Национальной стратегии по охране здоровья и безопасности.
В подобных промежуточных планах определяется перечень действий, которые должны быть приняты в отношении каждого из национальных приоритетов, а также критерии, методологические подходы и система показателей, которые будут использоваться для оценки прогресса и результатов национальных приоритетов.
Последовательные планы действий в рамках новой Национальной стратегии разрабатываются путем консультаций с широким кругом заинтересованных сторон. Планы представляются для рассмотрения и одобрения Правительством.
Для достижения устойчивого улучшения показателей в области охраны здоровья и безопасности в Австралии, как и во многих развитых странах, принятие оперативных управленческих решений основано на регулярном проведении мониторинга показателей, оценки эффективности и результативности мероприятий, пересмотра и обновления данных, анализа накопленного опыта.
Стороны, принимающие участие в мероприятиях по охране здоровья и безопасности, ежегодно отчитываются перед Советом по трудовым отношениям при Правительстве о ходе реализации Национальной стратегии по охране здоровья и безопасности.
В докладах рассматриваются планы действий, оценивается динамика процесса в отношении национальных приоритетов в области охраны труда, обсуждаются вопросы взаимодействия и координации действий между заинтересованными сторонами.
АВСТРАЛИЙСКАЯ СТАТИСТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
По статистическим данным в период с 2008 по 2009 гг. в результате последствий производственного травматизма, случаев возникновения тяжелых профзаболеваний, были выплачены денежные компенсации 133 485 работникам (13,5 случаев на 1000 работников).
По предварительным данным в период с 2009 по 2010 годы были выплачены компенсации 127 620 работникам (12,6 случаев на 1000 работников).
Случаи получения серьезных травм встречались чаще у мужчин, чем у женщин. Отмечается рост профессиональной заболеваемости в более «старших» возрастных группах. Самые высокие показатели заболеваемости были зарегистрированы у работников широкого ряда профессий, выполняющих повышенные нормативы в работе, а также у работников, занятых по двойной ставке для всех профессий.
Наибольшая доля профзаболеваемости и травматизма приходится на работников транспорта и складского хозяйства, промышленного производства, сельского и лесного хозяйства, рыбной промышленности. Для данных отраслей зафиксирован самый высокий уровень заболеваемости – почти вдвое больше, чем в остальных отраслях.
Австралийское бюро статистики привело данные на период с 2009 по 2011 годы, показывающие 53 случаев профтравматизма на 1000 работающих. Также в этот период было зарегистрировано 216 случаев профтравматизма со смертельным исходом (1,9 смертей на 100 000 работников). По результатам экспертной оценки величина финансовых потерь, обусловленных профзаболеваемостью и травматизмом, в 2008 – 2009 финансовом году составила 60,6 млрд. долл., что соответствует 4,8% от ВВП страны.
В рамках Национальной стратегии одной из основных целей является существенное снижение количества летальных исходов на рабочих местах. Аналитики сделали осторожный вывод о том, что если тенденцию к снижению удастся сохранить, то к лету 2012 г. вероятно 10-процентное снижение летальности. Однако были получены еще более обнадеживающие результаты.
В промежуточный период с 2009 по 2010 гг. было зарегистрировано 42-процентное снижение смертельных случаев на рабочих местах. Это почти в два раза превышает ожидаемый результат. На рисунке 2 показана динамика изменения количества летальных исходов на рабочих местах Австралии на 100000 работников (рис. 2).
Российский показатель производственной смертности, например, в 2008 г. по данным независимых источников составил 11 случаев на 100000 работников, наибольшая доля которого приходится на производственный травматизм («Умерли на работе», газета «Ведомости», 19.11.2009, № 219 (№ 2489)).
Это косвенно подтверждается статистическими данными Роспотребнадзора. Летальные исходы в 2010 г. в России отмечены в 5 случаях или 0,06 % от суммы всех профзаболеваний и отравлений, в 2009 г. – в 6 случаях или 0,07% соответственно.
Второе место по уровню профзаболеваемости занимают предприятия сельскохозяйственной отрасли, охоты и лесного хозяйства – 3,65 на 10000 работников (в 2009 г. – 2,91).
Третье место по уровню профзаболеваемости заняли обрабатывающие производства. Показатель в 2010 г. составлял 3,3 (в 2009 г. – 3,65). В этот раздел включены такие виды экономической деятельности, как металлургическое производство и производство готовых металлических конструкций с показателем на 10000 работников – 10,53 (в 2009 г. – 12,11), производство транспортных средств и оборудования, где показатель составлял 6,01 и 6,27 соответственно, а также производство машин и оборудования – 3,73 (4,58) и ряд других производств.
По результатам деятельности сухопутного, водного и воздушного транспорта, вспомогательной деятельности различных служб, предприятий связи и телекоммуникаций показатель профзаболеваемости возрос и в 2010 г. составил – 2,9 (в 2009 г. – 1,67).
При сравнении отечественных статистических данных о профзаболеваемости и австралийских данных бросается в глаза то, что абсолютная величина показателя профзаболеваемости в России в пересчете на 1000 работников по сравнению с аналогичным показателем Австралии, имеющей схожие масштабы экономики, – на порядок меньше. Это говорит о том, что реальная статистика профзаболеваемости в России значительно занижена.
По статистическим данным Роспотребнадзора РФ структура нозологических форм профессиональных заболеваний в России в 2010 г. была представлена заболеваниями, связанными с воздействием физических факторов – 45,32% (в 2009 г. – 46,24%), заболеваниями, связанными с физическими перегрузками и перенапряжением отдельных органов и систем – 21,53%, заболеваниями, вызванными воздействием промышленных аэрозолей – 19,41% (в 2009 г. – 20,44%), заболеваниями (интоксикациями), вызванными воздействием химических факторов – 6,99% (в 2009 г. – 7,66%), заболеваниями, вызванными действием биологических факторов – 4,22% (в 2009 г. – 4,46%), аллергическими заболеваниями – 2,08% (в 2009 г. – 2,51%) и профессиональными новообразованиями – 0,46% (в 2009 г. – 0,38%).
Анализ статистических данных показал, что в Австралии в период с 2009 по 2010 годы отдельные отрасли экономики – сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыбоводство, транспорт и грузоперевозки, машиностроение и строительство – характеризовались наиболее высокими показателями профзаболеваемости по сравнению с другими отраслями.
Среднее значение показателя профзаболеваемости составило 12,6 случаев на 1000 работников. Данные отрасли, а также здравоохранение и сектор коммунальных услуг, были отнесены к приоритетным отраслям в области охраны здоровья и безопасности работников на период с 2002 по 2012 годы.
По итогам анализа в период с 2009 по 2010 годы более 72% от общей суммы компенсаций приходится на производственные травмы. Оставшиеся 28% относятся к выявленным профзаболеваниям работников.
Наибольшее распространение получили заболевания опорно-двигательного аппарата (43% от общей суммы компенсаций).
научный сотрудник Клинского института охраны и условий труда,
обозреватель информационного портала «Труд-Зксперт.Управление»
Источники
1. Электронный ресурс – www.safeworkaustralia.gov.au.
2. Информационный сборник статистических и аналитических материалов «О состоянии профессиональной заболеваемости в Российской Федерации в 2010 году»/Под редакцией Главного врача ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии «Роспотребнадзора к.м.н. Верещагина А.И. – М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2011;
3. «Умерли на работе», газета «Ведомости», 19.11.2009, №219 (№2489).