Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

21 марта 2024 г.

Планируется уточнить порядок расчета ежемесячной страховой выплаты в случае смерти работника

В соответствии с Законопроектом планируется внесение изменений в пункт 8 статьи 12 «Размер ежемесячной страховой выплаты» Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Австралия 2002 – 2012: национальная стратегия и статистика в области охраны здоровья и профессиональной безопасности

26 августа 2013 г.

 
В Австралии подводятся первые итоги реализации принятой на законодательном уровне Национальной стратегии по охране здоровья и безопасности на 2002 – 2012 годы. В 2009 году в стране был создан независимый орган «Безопасный Труд Австралия» (SafeWorkAustralia), целью деятельности которого является разработка государственной политики по охране труда и предоставление компенсаций отдельным категориям работникам. Данные функции ранее выполнялись Австралийским советом по безопасности и компенсациям (ASCC), а также Национальной комиссией по профессиональному здоровью и безопасности.
 
Необходимо отметить, что в настоящее время в Австралии продолжает сохраняться высокий уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний, приводящих к смерти и повреждению здоровья работников. В последние годы отмечается общая тенденция роста активности работодателей по улучшению условий труда, повышению эффективности мероприятий по охране труда. Кроме того, в частности, отмечается высокая смертность работников – более 2000 человек в год – от вредного воздействия вредных и опасных химических веществ.

 
При непосредственном участии Правительства страны, представителей крупнейших работодателей и профсоюзов была разработана и принята Национальная стратегия по охране здоровья и безопасности, которая создала основу для принятия важнейших государственных мер на ближайшую перспективу, а также способствовала продолжению тенденции создания безопасных и здоровых условий труда, значительному сокращению профессиональной смертности, заболеваемости и травматизма. Национальная стратегия предполагает сосредоточение усилий всех заинтересованных сторон для реализации национальных приоритетов в данной области. Стратегия будет периодически пересматриватьсяи оцениватьсятаким образом, чтобы национальные приоритеты идействия моглибыть скорректированыили измененыдля удовлетворения текущих ибудущих потребностей.
 
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И СТРАТЕГИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Принятые в Австралии национальные приоритеты в области охраны труда обеспечивают повсеместное регулирование и обеспечение безопасности и гигиены труда. Комиссия по национальной безопасности и гигиене труда обеспечивает стратегическое руководство и координация действий по совершенствованию системы охраны труда в стране.

Во всех австралийских штатах и территориях, обязанности заботиться о здоровье работников являются общими для всех сторон, чьи действия могут повлиять на их здоровье и безопасность, например:

 
  • работодатели должны обеспечить работникам безопасные и здоровые условия труда;
  • работники должны выполнять правила техники электробезопасности и безопасного выполнения работ;
  • поставщики, разработчики и производители должны обеспечить безопасность продукции и предоставлять достоверную информацию о безопасном использовании материалов и оборудования.

Национальная стратегия по охране здоровья и безопасности в себя включает принятие системных подходов, базирующихся на следующих принципах:
 
  • комплексный и системный подход к управлению профессиональными рисками;
  • устранение риска (опасности) в его источнике (на этапе разработки материалов и оборудования, производства, на конкретном рабочем месте);
  • сотрудничество и обеспечение приверженности работников в консультациях по безопасности и гигиене труда, включая ответственность по вопросам охраны труда и предотвращению инцидентов;
  • наличие квалифицированных специалистов по охране труда, которые эффективно участвуют в консультациях по вопросам охраны труда и в планировании соответствующих мероприятий и улучшений;
  • влияние на формирование со стороны правительства страны, как основного работодателя, законодателей, а также представителей работников (профсоюзов) государственной политики в области охраны труда и т.д.

Важнейшие приоритеты Австралии в области охраны труда (Таблица 1) включают:
 
  • cнижение высокой частоты/серьезности рисков;
  • развитие возможностей бизнеса, повышение роли работодателя и работников в эффективном  управлении охраной труда;
  • более эффективное предотвращение профессиональных заболеваний;
  • устранение опасности на этапе проектирования;
  • укрепление влияния правительства в области охраны здоровья и безопасности.
Таблица 1. Важнейшие приоритеты Австралии в области охраны труда
 
Наименование приоритета Содержание приоритета
Снижение высокой частоты/серьезности
рисков
 

Повышение эффективности мероприятий в области охраны здоровья и безопасности, особенно на рабочих местах таких профессий,  где имеется высокий риск травмирования, а также там, где количество смертельных случаев особенно высоко. 

Более эффективное использование информационных данных об условиях труда, применение научно-исследовательского и учебных подходов при идентификации опасностей и оценке «высоких» рисков.

На национальном уровне определяются приоритеты по видам опасностей, травм, отраслей и профессий, в отношении которых в первоочередном порядке проводятся мероприятия по охране здоровья и безопасности работников. Конкретные приоритеты проведения мероприятий

(их очередность, порядок, полнота) учитывают особенности территориальных (местных) юрисдикций (территориальных районов, муниципалитетов).
 
Развитие
Возможностей
бизнеса, повышение
роли работодателя и работников в эффективном  управлении охраной труда

Реализация потенциала для контроля и управления «высокими» профессиональными рисками с возможностью выбора, внедрения, адаптации и оценки интегрированных систем менеджмента профессиональной безопасности и здоровья.

Организация консультаций специалистов по вопросам охраны труда и т.д.  Создание мотивации и формирование потребностей у работодателей управлять профессиональными рисками более эффективно.

Создание мотивации у работников работать более безопасно и принимать участие в консультациях по охране труда.
 
Более эффективное предотвращение
профессиональных заболеваний

Этот национальный приоритет направлен на развитие потенциала органов власти, работодателей, работников и других заинтересованных сторон по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков работников для целей раннего выявления профессиональных заболеваний, оперативного принятия мер по устранению рисков или применения иных управленческих мер.
 
Устранение
опасности на этапе проектирования
 

Устранение опасностей для здоровья и безопасности работника должно производиться заблаговременно в источнике их возникновения.
Принцип устранения опасности в ее источнике  распространяется на все существующие источники опасностей.

Ответственность за выполнение данного национального приоритета ложится на широкий круг лиц, в том числе и за пределами рабочего места (разработчики, конструкторы, производители, строители-монтажники, поставщики и т.д.).
 
Укрепление влияния правительства в области охраны
здоровья и безопасности

 

Правительство Австралии является основным работодателем и покупателем сырья, материалов, оборудования и иных товаров, работ и услуг.

Государство устанавливает правила правового регулирования общественных отношений в данной сфере. Важнейшим приоритетом Австралии здесь является превентивная роль государства по предотвращению смертности на рабочих местах, профтравматизма и возникновения профессиональных заболеваний.

Повышение эффективности деятельности правительства в целях получения более высоких результатов в области охраны здоровья и безопасности на основе применения новейших технологий «безопасного» дизайна. 
 
 
Вопросы гигиены и безопасности труда являются ключевыми при взаимоотношениях австралийских работодателей, работников и общества. Многолетние традиции, устоявшиеся в австралийском обществе, не только обеспечивают гражданам более безопасные условия работы, но и повышает мотивацию работников, и тем самым – производительность труда.

Благодаря положительной практике в области охраны труда работодатели реже сталкиваются со случаями производственного травматизма, получая тем самым финансовые выгоды, а также повышают свой корпоративный имидж. Это уменьшает расходы, связанные с  задержками при наборе новых сотрудников и замене старого производственного оборудования на новое оборудование.

Работодатели при отстаивании своей позиции в трехстороннем диалоге («работодатель» – «представители работника» – «работники») делают акцент на том, что стремление к улучшению практики охраны труда подтверждается высокими производственными результатами на протяжении длительного времени. Это наглядно иллюстрируется данными мониторинга. Оценка большинством работодателей производительности деятельности по охране труда демонстрирует приверженность делу улучшения здоровья и безопасности работников. На национальном уровне в Австралии деятельность заинтересованных субъектов трудовых отношений в области охране труда определена действующими положениями Национальной стратегии по охране здоровья и безопасности на 2002 – 2012 годы.

В 2002 году Национальная стратегия была согласована на уровне австралийского правительства, Австралийской торгово-промышленной палаты и Австралийского совета профсоюзов. Это в очередной раз свидетельствует о приверженности всех заинтересованных сторон осуществлять сотрудничество в области охраны здоровья и безопасности на основе общепринятых национальных приоритетов в данной сфере. Национальная стратегия устанавливает очень четкие и амбициозные цели по охране труда в Австралии, и является одной из ключевых инициатив по повышению эффективности деятельности по обеспечению охраны труда.

Для выполнения задач в рамках Национальной стратегии, с целью достижения уверенного снижения смертности на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, в 2002 году были сформулированы следующие тактические задачи:

 
  • поддержать значительное, постоянное сокращение числа смертельных случаев на производстве в размере – до 30 июня 2012 года – по крайней мере, на 20% (с достижением к 30 июня 2007 года 10-процентного снижения случаев смертности на производстве);
  • cократить до 30 июня 2012 года количество случаев производственного травматизма на рабочем месте, по крайней мере, на 40% (с достижением к 30 июня 2007 года 20-процентного снижения случаев производственного травматизма).

Анализ промежуточных результатов деятельности в рамках Национальной стратегии за период с 2004 по 2005 годы. позволил Совету по трудовым отношениям при Правительстве Австралии установить плановые показатели в области охраны здоровья и безопасности. Таким образом, к 2009 г. должны были быть достигнуты максимальное снижение профессиональной заболеваемости, травматизма и смертельных случаев на производстве. Промежуточные результаты в ходе выполнения поставленных задач периодически оцениваются с точки зрения текущей актуальности и эффективности. Методы оценки, тесты, контрольные точки и другие показатели для оценки прогресса в области снижения смертельных случаев, профтравматизма и профзаболеваний непрерывно развиваются на протяжении всего времени реализации Национальной стратегии по охране здоровья и безопасности.

Мероприятия в рамках реализации Национальной стратегии по охране здоровья и безопасности адресно направлены на конкретные виды рисков травмирования, профессиональных заболеваний для обеспечения максимальной отдачи от реализуемых инициатив.

В данный перечень входят:

 
  • перенапряжение отдельных органов и систем;
  • травмы на воде, во время туристических поездок, неосторожность в быту;
  • травмирование подвижными частями технологического оборудования;
  • травмирование конечностей, органов зрения и других частей тела мелкими деталями оборудования и фрагментами сырья и материалов.

Указанные выше механизмытравмирования работников в австралийской статистике охватывают до 90% травм опорно-двигательного аппарата работников, получивших соответствующие денежные компенсации.

Для акцентирования внимания заинтересованных сторон и общественности на эффективной профилактике профессиональных заболеваний, в ходе консультаций с заинтересованными сторонами были определены восемь ключевых групп профессиональных заболеваний.

К ним относятся:

 
  • заболевания костно-мышечной системы;
  • психические расстройства;
  • потеря слуха, вызванная шумом;
  • инфекционные и паразитарные заболевания;
  • заболевания органов дыхания;
  • контактный дерматит;
  • сердечнососудистые заболевания;
  • профессиональные новообразования.
 
ПРИОРИТЕТНЫЕ ОТРАСЛИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА 

Национальной стратегией по профессиональному здоровью и безопасности для усовершенствования в области охраны труда были определены четыре приоритетных группы отраслей экономики:

 
  • строительная отрасль;
  • транспортировка и хранение грузов;
  • тяжелая промышленность, машиностроение, легкая промышленность;
  • здравоохранение и коммунальные обслуживание населения.

По итогам рассмотрения промежуточных итогов Национальной стратегии в 2005 году в перечень приоритетных отраслей также были добавлены сельское хозяйство, лесное и рыбное хозяйство.

Данные отрасли были определены на основе анализа статистических данных, показывающих по сравнению с другими отраслями наиболее высокие показатели заболеваемости и травматизма, а также данных о размере выплаченных соответствующих компенсаций работникам.

Процесс снижения уровня профтравматизма по итогам анализа периода с 2000 по 2009 годы. был недостаточно динамичным. Органами статистики зафиксировано 22-процентное снижение числа несчастных случаев на производстве. Эти показатели значительно хуже запланированного на долгосрочную перспективу 40-процентного снижения данных показателей. В настоящее время проводится интенсификация мероприятий в данном направлении.

Только показатели строительной отрасли вызывают у аналитиков осторожный оптимизм. Аналитики отмечают 24-процентное снижение общего уровня профтравматизма за период реализации Национальной стратегии. Это превышает среднее по стране снижение уровня травматизма на 22%.

Значительно ниже среднего значения снижения профтравматизма по стране выглядят показатели транспортной отрасли,  тяжелой промышленности, машиностроения и легкой промышленности (21%), а также  здравоохранения и коммунального обслуживания населения (19%). Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыбная промышленность характеризуется наихудшим показателем снижения травматизма – 11%.

По итогам статистического анализа в базовый период Национальной стратегии (2008 – 2009 гг.) совокупный размер компенсаций погибшим от травм и работникам, страдающим профзаболеваниями опорно-двигательного аппарата, сократился на 25%.

Анализ международных данных показывает, что в 2006-2008 гг. Австралия занимала седьмое место мире по уровню смертности и травмирования работников в мире.  Необходимо отметить, что по состоянию на 2010 год, в период реализации Национальной стратегии, не наблюдались тенденции к снижению уровня таких профзаболеваний, как:

 
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • психические расстройства;
  • инфекционные и паразитарные заболевания;
  • контактный дерматит;
  • сердечнососудистые заболевания.
 
КУДА ДАЛЬШЕ?

Независимый орган «Безопасный Труд Австралия» (Safe Work Australia) продолжает работать над достижением амбициозных целей принятой Национальной стратегии с помощью различных средств, в перечень которых входят:

 
  • гармонизация местного законодательства в области охраны здоровья и безопасности с национальным законодательством;
  • повышение осведомленности работников о важности проводимой политики в области охраны  здоровья и безопасности, о содержании положений, например, таких национальных программ, как Национальная неделя безопасной работы в Австралии;
  • поощрение передового опыта в области охраны труда путем вручения в Австралии национальной ежегодной премии «Безопасный труд»;
  • совершенствование сбора и анализа данных о компенсациях работникам при разработке политики и нормативно-правовой базы, повышающее эффективность принятия решений в правительстве.

В соответствии с положениями австралийского закона 2008 года «О безопасном труде», к 2012 году должно было быть завершено формирование новой Национальной стратегии охраны здоровья и безопасности, разработанной в ходе консультаций с заинтересованными сторонами. Для отдельных отраслей и территорий были установлены или уточнены локальные цели в дополнение к общенациональным целям. 

Улучшение текущего состояния австралийских показателей в области охраны здоровья и безопасности работников предполагает осуществление ряда важнейших действий с учетом специфики отдельных регионов и отраслей.
Первым будет разработан и внедрен трехлетний национальный план действий в рамках Национальной стратегии по охране здоровья и безопасности.

В подобных промежуточных планах определяется перечень действий, которые должны быть приняты в отношении каждого из национальных приоритетов, а также критерии, методологические подходы и система показателей, которые будут использоваться для оценки прогресса и результатов национальных приоритетов.

Последовательные планы действий в рамках новой Национальной стратегии разрабатываются путем консультаций с широким кругом заинтересованных сторон. Планы представляются для рассмотрения и одобрения Правительством.
Для достижения устойчивого улучшения показателей в области охраны здоровья и безопасности в Австралии, как и во многих развитых странах, принятие оперативных управленческих решений основано на регулярном проведении мониторинга показателей, оценки эффективности и результативности мероприятий, пересмотра и обновления данных, анализа накопленного опыта.

Стороны, принимающие участие в мероприятиях по охране здоровья и безопасности, ежегодно отчитываются перед Советом по трудовым отношениям при Правительстве о ходе реализации Национальной стратегии по охране здоровья и безопасности.

В докладах  рассматриваются планы действий, оценивается динамика процесса в отношении национальных приоритетов в области охраны труда, обсуждаются вопросы взаимодействия и координации действий между заинтересованными сторонами.
 
АВСТРАЛИЙСКАЯ СТАТИСТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

По статистическим данным в период с 2008 по 2009 гг. в результате последствий производственного травматизма, случаев возникновения тяжелых профзаболеваний, были выплачены денежные компенсации 133 485 работникам (13,5 случаев на 1000 работников).

По предварительным данным в период с 2009 по 2010 годы были выплачены компенсации 127 620 работникам (12,6 случаев на 1000 работников).

Случаи получения серьезных травм встречались чаще у мужчин, чем у женщин. Отмечается рост профессиональной заболеваемости в более «старших» возрастных группах.  Самые высокие показатели заболеваемости были зарегистрированы у работников широкого ряда профессий, выполняющих повышенные нормативы в работе, а также у работников, занятых по двойной ставке для всех профессий.

Наибольшая доля профзаболеваемости и травматизма приходится на работников транспорта и складского хозяйства, промышленного производства, сельского и лесного хозяйства, рыбной промышленности. Для данных отраслей зафиксирован самый высокий уровень заболеваемости – почти вдвое больше, чем в остальных отраслях.

Австралийское бюро статистики привело данные на период с 2009 по 2011 годы, показывающие 53 случаев профтравматизма на 1000 работающих. Также в этот период было зарегистрировано 216 случаев профтравматизма со смертельным исходом (1,9 смертей на 100 000 работников). По результатам экспертной оценки величина финансовых потерь, обусловленных профзаболеваемостью и травматизмом, в 2008 – 2009 финансовом году составила 60,6 млрд. долл., что соответствует 4,8% от ВВП страны.

В рамках Национальной стратегии одной из основных целей является существенное  снижение количества летальных исходов на рабочих местах. Аналитики  сделали осторожный вывод о том, что если тенденцию к снижению удастся сохранить, то к лету 2012 г. вероятно 10-процентное снижение летальности. Однако были получены еще более обнадеживающие результаты.

В промежуточный период с 2009 по 2010 гг. было зарегистрировано 42-процентное снижение смертельных случаев на рабочих местах. Это почти в два раза превышает ожидаемый результат. На рисунке 2 показана динамика изменения количества летальных исходов на рабочих местах Австралии на 100000 работников (рис. 2).

Несмотря на то, что разрыв между Австралией наиболее развитыми странами значительно сократился, государство остается на седьмом месте по смертности на рабочих местах (рис. 3)
 
 

Российский показатель производственной смертности, например, в 2008 г. по  данным независимых источников составил 11 случаев на 100000 работников, наибольшая доля которого приходится на производственный травматизм («Умерли на работе», газета «Ведомости», 19.11.2009, № 219 (№ 2489)).

Это косвенно подтверждается статистическими данными Роспотребнадзора. Летальные исходы в 2010 г. в России отмечены в 5 случаях или 0,06 % от суммы всех профзаболеваний и отравлений, в 2009 г. – в 6 случаях или 0,07% соответственно.   

 
Анализ профессиональной заболеваемости в России по видам экономической деятельности показывает, что в 2010 г. наиболее высокие показатели на 10000 работников были зарегистрированы на предприятиях по добыче полезных ископаемых – 29,98 (в 2009 г. – 31,79).

Второе место по уровню профзаболеваемости занимают предприятия сельскохозяйственной отрасли, охоты и лесного хозяйства – 3,65 на 10000 работников (в 2009 г. – 2,91).

Третье место по уровню профзаболеваемости заняли обрабатывающие производства. Показатель в 2010 г. составлял 3,3 (в 2009 г. – 3,65). В этот раздел включены такие виды экономической деятельности, как металлургическое производство и производство готовых металлических конструкций с показателем на 10000 работников – 10,53 (в 2009 г. – 12,11), производство транспортных средств и оборудования, где показатель составлял 6,01 и 6,27 соответственно, а также производство машин и оборудования – 3,73 (4,58) и ряд других производств.

По результатам деятельности сухопутного, водного и воздушного транспорта, вспомогательной деятельности различных служб, предприятий связи и телекоммуникаций показатель профзаболеваемости возрос и в 2010 г. составил – 2,9 (в 2009 г. – 1,67).

При сравнении отечественных статистических данных о профзаболеваемости и австралийских данных бросается в глаза то, что абсолютная величина показателя профзаболеваемости в России в пересчете на 1000 работников по сравнению с аналогичным показателем Австралии, имеющей схожие масштабы экономики, – на порядок меньше. Это говорит о том, что реальная статистика профзаболеваемости в России значительно занижена.

По статистическим данным Роспотребнадзора РФ структура нозологических форм профессиональных заболеваний в России в 2010 г. была представлена заболеваниями, связанными с воздействием физических факторов – 45,32% (в 2009 г. – 46,24%), заболеваниями, связанными с физическими перегрузками и перенапряжением отдельных органов и систем – 21,53%, заболеваниями, вызванными воздействием промышленных аэрозолей – 19,41% (в 2009 г. – 20,44%), заболеваниями (интоксикациями), вызванными воздействием химических факторов – 6,99% (в 2009 г. – 7,66%), заболеваниями, вызванными действием биологических факторов – 4,22% (в 2009 г. – 4,46%), аллергическими заболеваниями – 2,08% (в 2009 г. – 2,51%) и профессиональными новообразованиями – 0,46% (в 2009 г. – 0,38%).
 
Анализ статистических данных показал, что в Австралии в период с 2009 по 2010 годы отдельные отрасли экономики – сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыбоводство, транспорт и грузоперевозки, машиностроение и строительство – характеризовались наиболее высокими показателями профзаболеваемости по сравнению с другими отраслями.

Среднее значение показателя профзаболеваемости составило 12,6 случаев на 1000 работников. Данные отрасли, а также здравоохранение и сектор коммунальных услуг, были отнесены к приоритетным отраслям в области охраны здоровья и безопасности работников на период с 2002 по 2012 годы. 

По итогам анализа в период с 2009 по 2010 годы более 72% от общей суммы компенсаций приходится на производственные травмы. Оставшиеся 28% относятся к выявленным профзаболеваниям работников.
Наибольшее распространение получили заболевания опорно-двигательного аппарата (43% от общей суммы компенсаций).

 
Игорь Волошин,
научный сотрудник Клинского института охраны и условий труда,
обозреватель информационного портала 
«Труд-Зксперт.Управление»
 
Источники

1. Электронный ресурс –  www.safeworkaustralia.gov.au.
2. Информационный сборник статистических и аналитических материалов «О состоянии профессиональной заболеваемости в Российской Федерации в 2010 году»/Под редакцией Главного врача ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии «Роспотребнадзора к.м.н. Верещагина А.И. – М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2011;
3. «Умерли на работе», газета «Ведомости», 19.11.2009, №219 (№2489).
 
Обзор опубликован в журнале «Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях», № 12, 2012.