Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Роль компетенций, связанных с охраной труда и управлением профессиональными рисками в практико-ориентированном подходе при подготовке кадров
16 апреля 2020 г.
В программах профессиональной подготовки кадров не менее 30% учебного времени должны занимать модули, связанные с охраной труда и управлением профессиональными рисками. Многие российские предприятия сегодня испытывают острую нехватку квалифицированных практико-ориентированных кадров. Долгие годы основу профессионального образования в нашей стране составляли фундаментальные знания.
В программах профессиональной подготовки кадров не менее 30% учебного времени должны занимать модули, связанные с охраной труда и управлением профессиональными рисками. Многие российские предприятия сегодня испытывают острую нехватку квалифицированных практико-ориентированных кадров. Долгие годы основу профессионального образования в нашей стране составляли фундаментальные знания. И это было правильно в условиях, когда кафедры высших и средних профессиональных учебных заведений имели тесную связь с предприятиями своего направления, а студенты отправлялись туда для прохождения производственной практики. С переходом к рынку эти связи во многом были утеряны, однако потребность в приобретении практических навыков при получении профессии не только не отпала, но и возросла. Сегодня все понимают, что овладеть знаниями по профессии невозможно без приобретения опыта соответствующей деятельности. Иными словами, не попробовав — не научишься.
Вопрос о том, как приблизить процесс подготовки кадров к насущным потребностям реальной экономики, сегодня один из главных в профессиональном образовании. Не менее важен он и для коллектива нашего института. Южно-Уральский филиал ФГБУ ВНИИ труда Минтруда России (далее — Филиал) уже более полувека специализируется на подготовке кадров для предприятий урало-сибирского и центрального регионов, республик Башкортостан и Татарстан. Созданный в апреле 1959 г. Филиал долгие годы оставался одним из пяти учебных заведений в стране, осуществлявших подготовку руководителей и специалистов, а с 1960-х гг. — подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих для промышленных предприятий. Несмотря на разные периоды в истории нашего учреждения связи с предприятиями не утрачены и по сей день. Коллектив Филиала сохраняет преемственность в серьезном подходе к системе подготовки, переподготовки и повышению квалификации кадров.
Целенаправленно сочетая теорию и практику, он успешно организует:
— обучение по 77 рабочим профессиям;
— переподготовку и повышение квалификации специалистов по более чем 200 профессиям;
— подготовку на курсах целевого назначения для допуска к эксплуатации оборудования на опасных производственных объектах.
Филиал сотрудничает с сотнями предприятий, отличающихся друг от друга численным составом и формой собственности, спецификой деятельности и производственным оборудованием. Для того чтобы процесс профессиональной подготовки кадров отвечал насущным потребностям реальной экономики, коллектив Филиала использует практико-ориентированный подход. Сохранив традиции советского профобразования, мы активно внедряем новейшие современные методики и технологии в процесс обучения. Наш опыт основан на следующих методических подходах.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Процесс обучения нацелен на приобретение слушателями практических навыков в условиях реального производства, поэтому все учебные планы, по которым проводятся теоретические занятия, являются практико-ориентированными.
СНИЖЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК (ВРЕМЕННЫХ И ФИНАНСОВЫХ) ЗА СЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИОРОВАННОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Исходя из задачи, поставленной предприятием-заказчиком, обучение может быть организовано:
— в учебных классах на базе предприятия;
— в учебных аудиториях на базе Филиала;
— частично на базе Филиала и частично на базе предприятия.
ОПТИМИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ, ФОРМ, МЕТОДОВ И СРОКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЗА СЧЕТ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
Кураторами групп при организации процесса обучения и преподавателями при подготовке к занятиям учитывается специфика производства и оборудования на предприятии заказчика, а также исходный уровень подготовки слушателей, численный состав группы.
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНГО ПРОЦЕССА ЗА СЧЕТ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
В Филиале активно разрабатываются и применяются электронные учебники, наглядные и методические
пособия, ведется обучение при помощи удаленных обучающих систем.
Модульное построение учебных комплексов позволяет слушателям осваивать набор именно тех профессиональных компетенций, которые необходимы им для решения конкретных практических задач и достижения личных целей.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ВОСТРЕБОВАННЫМ НА РЫНКЕ ТРУДА СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
(блочно-модульный подход к разработке программ)
Обучающие модули, объединенные в учебно-методические комплексы, разрабатываются в зависимости от уровня первоначальной профессиональной подготовки слушателей и набора профессиональных компетенций, необходимых для освоения конкретной профессии (специальности).
Уровень профессиональной подготовки определяется объемом освоенных компетенций в рамках одной рабочей профессии. Так, личные цели и задачи, поставленные работодателем в рамках должностных обязанностей, а также специфика оборудования и производства могут подтолкнуть работника выбрать продвижение в пределах определенной профессии (специальности), т. е. узкую специализацию. В таком случае освоение профессиональных компетенций происходит посредством:
— освоения компетенций профессий одной базовой группы (например, машинист локомотивов — машинист тепловоза, машинист электровоза, машинист электровоза металлургического цеха и т. д.);
Практические задачи и личные цели могут диктовать работнику необходимость освоения набора компетенций смежных профессий (специальностей). И в этом случае модульная структура наших программных комплексов также помогает сделать осознанный выбор. Можно отталкиваться от общей основы специальностей в рамках одной профессии (машинист тепловоза, машинист электровоза, машинист железнодорожно-строительных машин и т.д.) или от минимального уровня компетенций смежных, но при этом все-таки различных профессий (например, машинист тепловоза, слесарь по ремонту подвижного состава, составитель поездов).
Технико-технологические характеристики этих профессий (специальностей) имеют общую основу и включены в обучающие модули в качестве междисциплинарных компонентов и с учетом минимального объема знаний по специальности. Таким образом, мы видим, как освоение профессиональных компетенций, обусловленное конкретной практической задачей, может привести к объединению всех уровней профессионального образования (начальное, среднее, высшее, дополнительное). В настоящее время все большую популярность приобретает идея создания “образовательно-производственных кластеров” в качестве основы новой практико-ориентированной системы профессионального образования. Под кластерами в данном случае понимаются некие взаимосвязанные объединения образовательных учреждений разного уровня и промышленных предприятий и организаций, в рамках которых будет осуществляться подготовка по определенной профессии или специальности.
Весомый опыт, накопленный специалистами Филиала не только в сфере профессиональной подготовки кадров для предприятий, но и в обучении по охране труда и промышленной безопасности, мог бы стать хорошей основой для реализации этой Программы. Дело в том, что, по нашему глубокому убеждению, одним из основных междисциплинарных компонентов в рамках освоения любой профессии должен стать блок вопросов, нацеленных на освоение компетенций, связанных с охраной труда и управлением профессиональными рисками. Приобретение этих компетенций должно быть заложено не только в стандартах высшего профессионального образования, но и включено в число требований к содержанию программ начальной профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования.
Освоение компетенций, связанных с охраной труда и управлением профессиональными рисками, должно происходить в связке со всеми этапами приобретения профессиональных знаний — как на этапах изучения общетехнических или специальных дисциплин, так и при получении первичных практических навыков во время производственной практики на предприятии.
Все программные модули, разрабатываемые и долгие годы применяемые Филиалом на практике, содержат блок вопросов по охране труда, промышленной или экологической безопасности. При этом освоению указанных компетенций посвящено не менее 30% от общего объема часов, предусмотренных всей программой подготовки по специальности. Структура построения “блочной” программы профессионального обучения представлена на рисунке.
Минимальный объем знаний по охране труда слушатели должны получать в рамках учебного курса “Охрана труда”, содержание и объем которого должны определяться типовым учебным планом и типовой учебной программой, утвержденной на федеральном уровне. Наш опыт показывает, что примерное содержание курса “Охрана труда” может включать следующие вопросы:
— основы законодательства об охране труда;
— государственное регулирование, контроль и надзор в сфере охраны труда;
— обязанности и ответственность работодателя и работников по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда;
— организация системы управления охраной труда в организации;
— социальное партнерство в сфере охраны труда;
— общественный контроль за состоянием охраны труда;
— основы управления профессиональными рисками (с учетом категории обучаемых);
— оценка условий труда на рабочих местах работников;
— основы предупреждения профессиональной заболеваемости и травматизма;
— организация проведения медосмотров и их значение в профилактике профзаболеваний;
— обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
— основы электробезопасности и пожарной безопасности на рабочих местах;
— обучение работников по охране труда, виды и задачи инструктажей, содержание типовых инструкций по охране труда (с учетом получаемой слушателем профессии);
— порядок учета и расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
— социальная защита пострадавших на производстве.
Данное тематическое наполнение вполне может быть использовано при составлении программ профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по профессиям рабочих. Кроме того, в соответствующих тематических разделах при освоении общетехнических и специальных дисциплин также должны изучаться узкоспециальные вопросы, связанные с охраной труда работников конкретных профессий (специальностей), а именно:
— правила безопасности при эксплуатации конкретного вида инструментов (например, слесарного инструмента), оборудования, вида и типа технического устройства (кранов, сосудов, работающих под давлением, газового оборудования и т.д.);
— правила безопасного ведения работ на высоте, при хранении, погрузке, выгрузке, перевозке тех или иных опасных веществ и материалов и т.д.
В целом обязательная аудиторная учебная нагрузка при освоении данных дисциплин должна составлять не менее 40 часов в зависимости от продолжительности всего курса обучения. Кроме того, вопросы по охране труда и промышленной безопасности в обязательном порядке необходимо включать в экзаменационные билеты (тестовые задания) при проведении итогового квалификационного экзамена. Программы обучения, ориентированные в первую очередь на приобретение знаний о безопасном ведении трудовой деятельности, позволят сформировать у слушателей компетенции, которые станут в дальнейшем хорошей основой для овладения специальностью.
При подготовке по профессиям, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, в т.ч. связанным с обслуживанием опасных производственных объектов, помимо учебного курса “Охрана труда” необходимо вводить курсы “Промышленная безопасность” и (или) “Охрана окружающей среды”.
Сегодня во всем мире наблюдается ситуация, когда человек зачастую становится жертвой собственной техногенной деятельности. При этом никто не будет оспаривать тот факт, что любая деятельность, в т. ч. профессиональная, должна быть безопасной для человека и окружающей среды. Но для того чтобы в корне изменить ситуацию с охраной труда на предприятиях, необходимо начинать работать с сознанием их будущих работников уже на стадии освоения профессиональных компетенций путем формирования у них экологического сознания. И от просветительской задачи в данном случае не уйти. Только усвоенные взаимосвязи между приобретаемыми профессиональными навыками и проблемами, возникающими в процессе производственной деятельности (в частности, в сфере охраны труда), позволят будущему работнику более осознанно подходить к вопросам собственной и чужой безопасности на рабочем месте и заведомо избегать травмоопасных ситуаций.
Колганов Евгений Геннадьевич
Южно-уральский филиал
ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России
СПРАВОЧНО:
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» является учреждением, подведомственным Министерству труда и социальной защиты РФ —федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны труда.
Предметом и целями деятельности Южно-Уральского филиала ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России являются:
— осуществление научной (научно-исследовательской), научно-технической деятельности и экспериментальных разработок в социально-трудовой сфере;
— осуществление образовательной деятельности;
— организационное, информационно-аналитическое, статистическое, консультационное, методическое и экспертное обеспечение деятельности в социально-трудовой сфере.
Институт на протяжении 50-ти лет сохраняет преемственность в традиционно-серьезном подходе к профессиональной реализации услуг промышленным предприятиям Уральского и Западно-Сибирского регионов.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:
По материалам публикаций Южно-уральского филиала ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России.