Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 декабря 2024 г.

Роструд: об объединении (разделении) дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда и основного отпуска

Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Роль компетенций, связанных с охраной труда и управлением профессиональными рисками в практико-ориентированном подходе при подготовке кадров

16 апреля 2020 г.

В программах профессиональной подготовки кадров не менее 30% учебного времени должны занимать модули, связанные с охраной труда и управлением профессиональными рисками. Многие российские предприятия сегодня испытывают острую нехватку квалифицированных практико-ориентированных кадров. Долгие годы основу профессионального образования в нашей стране составляли фундаментальные знания.
 





В программах профессиональной подготовки кадров не менее 30% учебного времени должны занимать модули, связанные с охраной труда и управлением профессиональными рисками. Многие российские предприятия сегодня испытывают острую нехватку квалифицированных практико-ориентированных кадров. Долгие годы основу профессионального образования в нашей стране составляли фундаментальные знания. И это было правильно в условиях, когда кафедры высших и средних профессиональных учебных заведений имели тесную связь с предприятиями своего направления, а студенты отправлялись туда для прохождения производственной практики. С переходом к рынку эти связи во многом были утеряны, однако потребность в приобретении практических навыков при получении профессии не только не отпала, но и возросла. Сегодня все понимают, что овладеть знаниями по профессии невозможно без приобретения опыта соответствующей деятельности. Иными словами, не попробовав  не научишься.








Вопрос о том, как приблизить процесс подготовки кадров к насущным потребностям реальной экономики, сегодня один из главных в профессиональном образовании. Не менее важен он и для коллектива нашего института. Южно-Уральский филиал ФГБУ ВНИИ труда Минтруда России (далее — Филиал) уже более полувека специализируется на подготовке кадров для предприятий урало-сибирского и центрального регионов, республик Башкортостан и Татарстан. Созданный в апреле 1959 г. Филиал долгие годы оставался одним из пяти учебных заведений в стране, осуществлявших подготовку руководителей и специалистов, а с 1960-х гг. — подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих для промышленных предприятий. Несмотря на разные периоды в истории нашего учреждения связи с предприятиями не утрачены и по сей день. Коллектив Филиала сохраняет преемственность в серьезном подходе к системе подготовки, переподготовки и повышению квалификации кадров. 
 

Целенаправленно сочетая теорию и практику, он успешно организует:

— обучение по 77 рабочим профессиям; 
— переподготовку и повышение квалификации специалистов по более чем 200 профессиям; 
— подготовку на курсах целевого назначения для допуска к эксплуатации оборудования на опасных производственных объектах.


Филиал сотрудничает с сотнями предприятий, отличающихся друг от друга численным составом и формой собственности, спецификой деятельности и производственным оборудованием. Для того чтобы процесс профессиональной подготовки кадров отвечал насущным потребностям реальной экономики, коллектив Филиала использует практико-ориентированный подход. Сохранив традиции советского профобразования, мы активно внедряем новейшие современные методики и технологии в процесс обучения. Наш опыт основан на следующих методических подходах.



ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
 

Процесс обучения нацелен на приобретение слушателями практических навыков в условиях реального производства, поэтому все учебные планы, по которым проводятся теоретические занятия, являются практико-ориентированными.



СНИЖЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК (ВРЕМЕННЫХ И ФИНАНСОВЫХ) ЗА СЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИОРОВАННОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ


Исходя из задачи, поставленной предприятием-заказчиком, обучение может быть организовано:

— в учебных классах на базе предприятия; 
— в учебных аудиториях на базе Филиала; 
— частично на базе Филиала и частично на базе предприятия.



ОПТИМИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ, ФОРМ, МЕТОДОВ И СРОКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЗА СЧЕТ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ


Кураторами групп при организации процесса обучения и преподавателями при подготовке к занятиям учитывается специфика производства и оборудования на предприятии заказчика, а также исходный уровень подготовки слушателей, численный состав группы.



ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНГО ПРОЦЕССА ЗА СЧЕТ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ


В Филиале активно разрабатываются и применяются электронные учебники, наглядные и методические
пособия, ведется обучение при помощи удаленных обучающих систем.



 



Модульное построение учебных комплексов позволяет слушателям осваивать набор именно тех профессиональных компетенций, которые необходимы им для решения конкретных практических задач и достижения личных целей.




ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ВОСТРЕБОВАННЫМ НА РЫНКЕ ТРУДА СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ 
(блочно-модульный подход к разработке программ)


 

Обучающие модули, объединенные в учебно-методические комплексы, разрабатываются в зависимости от уровня первоначальной профессиональной подготовки слушателей и набора профессиональных компетенций, необходимых для освоения конкретной профессии (специальности).

Уровень профессиональной подготовки определяется объемом освоенных компетенций в рамках одной рабочей профессии. Так, личные цели и задачи, поставленные работодателем в рамках должностных обязанностей, а также специфика оборудования и производства могут подтолкнуть работника выбрать продвижение в пределах определенной профессии (специальности), т. е. узкую специализацию. В таком случае освоение профессиональных компетенций происходит посредством:

— освоения компетенций профессий одной базовой группы (например, машинист локомотивов — машинист тепловоза, машинист электровоза, машинист электровоза металлургического цеха и т. д.); 

 продвижения слушателя от минимального к максимальному уровню знаний в результате освоения компетенций одной профессии (например, помощник машиниста тепловоза  начальное профессиональное образование, машинист тепловоза  начальное профессиональное образование, специалист по технической эксплуатации подвижного состава железных дорог  среднее профессиональное образование, специалист по подвижному составу железных дорог (локомотивы)  высшее профессиональное образование).


Практические задачи и личные цели могут диктовать работнику необходимость освоения набора компетенций смежных профессий (специальностей). И в этом случае модульная структура наших программных комплексов также помогает сделать осознанный выбор. Можно отталкиваться от общей основы специальностей в рамках одной профессии (машинист тепловоза, машинист электровоза, машинист железнодорожно-строительных машин и т.д.) или от минимального уровня компетенций смежных, но при этом все-таки различных профессий (например, машинист тепловоза, слесарь по ремонту подвижного состава, составитель поездов).
 

Технико-технологические характеристики этих профессий (специальностей) имеют общую основу и включены в обучающие модули в качестве междисциплинарных компонентов и с учетом минимального объема знаний по специальности. Таким образом, мы видим, как освоение профессиональных компетенций, обусловленное конкретной практической задачей, может привести к объединению всех уровней профессионального образования (начальное, среднее, высшее, дополнительное). В настоящее время все большую популярность приобретает идея создания “образовательно-производственных кластеров” в качестве основы новой практико-ориентированной системы профессионального образования. Под кластерами в данном случае понимаются некие взаимосвязанные объединения образовательных учреждений разного уровня и промышленных предприятий и организаций, в рамках которых будет осуществляться подготовка по определенной профессии или специальности.


Весомый опыт, накопленный специалистами Филиала не только в сфере профессиональной подготовки кадров для предприятий, но и в обучении по охране труда и промышленной безопасности, мог бы стать хорошей основой для реализации этой Программы. Дело в том, что, по нашему глубокому убеждению, одним из основных междисциплинарных компонентов в рамках освоения любой профессии должен стать блок вопросов, нацеленных на освоение компетенций, связанных с охраной труда и управлением профессиональными рисками. Приобретение этих компетенций должно быть заложено не только в стандартах высшего профессионального образования, но и включено в число требований к содержанию программ начальной профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования.



Освоение компетенций, связанных с охраной труда и управлением профессиональными рисками, должно происходить в связке со всеми этапами приобретения профессиональных знаний  как на этапах изучения общетехнических или специальных дисциплин, так и при получении первичных практических навыков во время производственной практики на предприятии. 

 

Все программные модули, разрабатываемые и долгие годы применяемые Филиалом на практике, содержат блок вопросов по охране труда, промышленной или экологической безопасности. При этом освоению указанных компетенций посвящено не менее 30% от общего объема часов, предусмотренных всей программой подготовки по специальности. Структура построения “блочной” программы профессионального обучения представлена на рисунке.

Минимальный объем знаний по охране труда слушатели должны получать в рамках учебного курса “Охрана труда”, содержание и объем которого должны определяться типовым учебным планом и типовой учебной программой, утвержденной на федеральном уровне. Наш опыт показывает, что примерное содержание курса “Охрана труда” может включать следующие вопросы:

 основы законодательства об охране труда;
 государственное регулирование, контроль и надзор в сфере охраны труда;
 обязанности и ответственность работодателя и работников по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда;
 организация системы управления охраной труда в организации;
 социальное партнерство в сфере охраны труда;
 общественный контроль за состоянием охраны труда;
 основы управления профессиональными рисками (с учетом категории обучаемых);  
 оценка условий труда на рабочих местах работников;
 основы предупреждения профессиональной заболеваемости и травматизма;
 организация проведения медосмотров и их значение в профилактике профзаболеваний;
 обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
 основы электробезопасности и пожарной безопасности на рабочих местах;
 обучение работников по охране труда, виды и задачи инструктажей, содержание типовых инструкций по охране труда (с учетом получаемой слушателем профессии);
— порядок учета и расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
 социальная защита пострадавших на производстве.


Данное тематическое наполнение вполне может быть использовано при составлении программ профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по профессиям рабочих. Кроме того, в соответствующих тематических разделах при освоении общетехнических и специальных дисциплин также должны изучаться узкоспециальные вопросы, связанные с охраной труда работников конкретных профессий (специальностей), а именно:

 правила безопасности при эксплуатации конкретного вида инструментов (например, слесарного инструмента), оборудования, вида и типа технического устройства (кранов, сосудов, работающих под давлением, газового оборудования и т.д.); 
 правила безопасного ведения работ на высоте, при хранении, погрузке, выгрузке, перевозке тех или иных опасных веществ и материалов и т.д.
 

В целом обязательная аудиторная учебная нагрузка при освоении данных дисциплин должна составлять не менее 40 часов в зависимости от продолжительности всего курса обучения. Кроме того, вопросы по охране труда и промышленной безопасности в обязательном порядке необходимо включать в экзаменационные билеты (тестовые задания) при проведении итогового квалификационного экзамена. Программы обучения, ориентированные в первую очередь на приобретение знаний о безопасном ведении трудовой деятельности, позволят сформировать у слушателей компетенции, которые станут в дальнейшем хорошей основой для овладения специальностью.




При подготовке по профессиям, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, в т.ч. связанным с обслуживанием опасных производственных объектов, помимо учебного курса “Охрана труда” необходимо вводить курсы “Промышленная безопасность” и (или) “Охрана окружающей среды”.
 


Сегодня во всем мире наблюдается ситуация, когда человек зачастую становится жертвой собственной техногенной деятельности. При этом никто не будет оспаривать тот факт, что любая деятельность, в т. ч. профессиональная, должна быть безопасной для человека и окружающей среды. Но для того чтобы в корне изменить ситуацию с охраной труда на предприятиях, необходимо начинать работать с сознанием их будущих работников уже на стадии освоения профессиональных компетенций путем формирования у них экологического сознания. И от просветительской задачи в данном случае не уйти. Только усвоенные взаимосвязи между приобретаемыми профессиональными навыками и проблемами, возникающими в процессе производственной деятельности (в частности, в сфере охраны труда), позволят будущему работнику более осознанно подходить к вопросам собственной и чужой безопасности на рабочем месте и заведомо избегать травмоопасных ситуаций.
 

Колганов Евгений Геннадьевич
Южно-уральский филиал
ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России


 


СПРАВОЧНО:
 

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» является учреждением, подведомственным Министерству труда и социальной защиты РФ федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны труда.

 

Предметом и целями деятельности Южно-Уральского филиала ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России являются:

— осуществление научной (научно-исследовательской), научно-технической деятельности и экспериментальных разработок в социально-трудовой сфере; 
— осуществление образовательной деятельности; 
организационное, информационно-аналитическое, статистическое, консультационное, методическое и экспертное обеспечение деятельности в социально-трудовой сфере.











 











Институт на протяжении 50-ти лет сохраняет преемственность в традиционно-серьезном подходе к профессиональной реализации услуг промышленным предприятиям Уральского и Западно-Сибирского регионов.




 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:



По материалам публикаций Южно-уральского филиала ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России.