Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

24 декабря 2024 г.

Минздрав России: о перечне заболеваний, при наличии которых лица не могут быть допущены к педагогической деятельности

Согласно части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к педагогической деятельности не допускаются, в частности, лица, имеющие, заболевания, предусмотренные перечнем,...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Нововведения в закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов

24 апреля 2013 г.



Сегодня мы попробуем разъяснить вопросы, касающиеся наиболее существенных нововведений в Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов, поговорим о внедрении новой классификации ОПО, декларации промышленной безопасности, осуществлении плановых проверок опасных производственных объектов и многом другом

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ) был принят с целью:

– определения правовых, экономических и социальных основ обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов (далее – ОПО) и предупреждения аварий на них;
– обеспечения готовности эксплуатирующих ОПО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий аварий.

Однако имеющаяся разрозненность нормативно-правовой базы, отсутствие утвержденных в установленном порядке федеральных норм и правил в области промышленной безопасности создают существенные трудности в правоприменительной практике.


 
Нормы и правила промышленной безопасности содержатся в многочисленных подзаконных нормативных правовых актах и нормативных документах, значительная часть которых была принята еще в советский период.
 
Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, регулирующих вопросы промышленной безопасности, утвержден приказом Ростехнадзора от 28.07.2011 № 435.
 
На сегодняшний день, учитывая современные темпы развития производства, проблема обеспечения промышленной безопасности является одной из важнейших.
 
В марте текущего года Президент РФ подписал Федеральный закон от 04.03.2013 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 22-ФЗ), который существенно изменил требования к ОПО.
 
В Законе № 116-ФЗ промышленная безопасность ОПО определена как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на ОПО и их последствий.
 
ОПО согласно Закону № 116-ФЗ признаются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты.


 
К категории ОПО относятся объекты, на которых:

– получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
– используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа;
– используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов и подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры;
– получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 кг и более;
– ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых;
– осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.

Закон № 22-ФЗ незначительно изменил перечень ОПО, однако в силу введения классов опасности подход к регулированию их деятельности будет существенно дифференцирован.
 
Новая классификация опасных производственных объектов
 
Наиболее существенным изменением стало внедрение новой классификации ОПО, которые теперь разделены на четыре класса опасности – от I класса (чрезвычайно высокая опасность) до IV класса (низкая опасность).
 
Класс опасности производственного объекта определятся в зависимости от двух критериев:

– оборудования, используемого на объекте;
– количества опасных веществ, находящихся на объекте.



Так, к I классу опасности отнесены ОПО чрезвычайно высокой опасности, ко II классу – ОПО высокой опасности, к III классу – ОПО средней опасности, к IV классу опасности – ОПО низкой опасности.
 
Классы опасности воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ, а также веществ, представляющих опасность для окружающей среды, устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся либо могут находиться на ОПО.
 
Так, для объектов по хранению химического оружия, объектов по уничтожению химического оружия и ОПО спецхимии устанавливается I класс опасности.
 
Для ОПО бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата устанавливаются следующие классы опасности:

II класс опасности – для ОПО, опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода свыше 6% ее объема;
III класс опасности – для ОПО, опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода от 1% до 6% ее объема;
IV класс опасности – для остальных ОПО данной категории.

Для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:

II класс опасности – для ОПО, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 МПа или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 МПа;
III класс опасности – для остальных ОПО данной категории.
 
Для ОПО, использующих оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа (пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии), воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия, иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа) устанавливаются следующие классы опасности:

III класс опасности – для ОПО, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством РФ в сфере теплоснабжения, а также иных ОПО, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 МПа и более или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и выше;
IV класс опасности – для остальных ОПО данной категории.
 
Присвоение класса опасности ОПО осуществляется при его регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (далее – Реестр). Процедура регистрации осталась неизменной.
 
Законом № 22-ФЗ для ОПО IV класса опасности установлены минимальные требования – в отношении них не будет требоваться проведение плановых проверок, разработка и утверждение в установленном Правительством РФ порядке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.
 
Наиболее жесткие требования, которые начнут действовать с 1 января 2014 г., предъявляются к ОПО I класса опасности. Например, в отношении таких объектов будет установлен режим постоянного государственного надзора, порядок осуществления которого определяет Правительство РФ.
 
В настоящее время требование об установлении постоянного государственного надзора распространяется только на объекты, включенные перечень, утвержденный Правительством РФ.
 
При этом отдельно оговорено, что руководитель организации, эксплуатирующей ОПО, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для его регистрации в Реестре, в соответствии с законодательством РФ.
 
Как установлено Законом № 22-ФЗ, ОПО, уже зарегистрированные в Реестре, до 1 января 2014 г. должны пройти процедуру перерегистрации с присвоением соответствующего класса опасности. При этом определено, что в случае если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующими ОПО, не проведена его перерегистрация в Реестре с присвоением соответствующего класса опасности, плановые проверки в отношении такого ОПО проводятся с периодичностью не чаще чем один раз в год.
 
В случае если перерегистрацию в Реестре с присвоением соответствующего класса опасности не прошел ОПО, в отношении которого Правительством РФ установлен режим постоянного государственного надзора, указанный режим применительно к данному ОПО сохраняется до даты его перерегистрации в Реестре.
 
Декларация промышленной безопасности
 
Закон № 22-ФЗ определяет, что обязанность по разработке деклараций промышленной безопасности (далее – Декларация ПБ) сохранится только для ОПО I и II классов опасности, на которых опасные вещества получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются или уничтожаются (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).
 
Декларация ПБ разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию ОПО, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию ОПО.
 
Декларация ПБ в отношении ОПО, находящегося в эксплуатации, разрабатывается вновь:

– в случае истечения 10 лет со дня внесения в реестр деклараций промышленной безопасности последней Декларации ПБ;
– при изменении технологических процессов на ОПО либо увеличении более чем на 20 % количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на ОПО;
– в случае изменения требований промышленной безопасности;
– по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в Декларации ПБ, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.


 
Декларация ПБ утверждается руководителем организации, эксплуатирующей ОПО.
 
Руководитель организации, эксплуатирующей ОПО, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в Декларации ПБ, в соответствии с законодательством РФ.
 
Декларация ПБ, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО, и Декларация ПБ, разрабатываемая вновь, проходят экспертизу промышленной безопасности. Проектная документация на строительство, реконструкцию ОПО, содержащая Декларацию ПБ, подлежит экспертизе в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности.
 
Декларация ПБ, представленная в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, вносится в реестр деклараций промышленной безопасности в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующих документов.
 
Ведение указанного реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом.
 
Система управления промышленной безопасностью
 
Законом № 22-ФЗ определено понятие системы управления промышленной безопасностью (далее – СУПБ), под которой понимается комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей ОПО, в целях предупреждения аварий и инцидентов на ОПО, локализации и ликвидации последствий таких аварий.
 
С 1 января 2014 г. все организации, эксплуатирующие ОПО I или II класса опасности, будут обязаны создать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование.


 
При этом СУПБ должны будут обеспечивать:

– определение целей и задач организаций, эксплуатирующих ОПО, в области промышленной безопасности, информирование общественности о данных целях и задачах;
– идентификацию, анализ и прогнозирование риска аварий на ОПО и связанных с такими авариями угроз;
– планирование и реализацию мер по снижению риска аварий на ОПО, в т. ч. при выполнении работ или оказании услуг на ОПО сторонними организациями либо индивидуальными предпринимателями;
– координацию работ по предупреждению аварий и инцидентов на ОПО;
– осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
– безопасность опытного применения технических устройств на ОПО;
– своевременную корректировку мер по снижению риска аварий на ОПО;
– участие работников организаций, эксплуатирующих ОПО, в разработке и реализации мер по снижению риска аварий на ОПО;
– информационное обеспечение осуществления деятельности в области промышленной безопасности.
 
Требования к документационному обеспечению СУПБ будут установлены Правительством РФ.
 
Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах


 
Организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.
 
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая ОПО, обязана:
 
– планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;
– заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы (профессиональные аварийно-спасательные формирования), а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;
– иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством РФ;
– обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на ОПО;
– создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
 
Осуществление плановых проверок опасного производственного объекта
 
Закон № 22-ФЗ изменил периодичность проведения плановых проверок в отношении ОПО, эксплуатируемых юридическими лицами индивидуальными предпринимателями.
 
С 1 января 2014 г. проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих ОПО, будет осуществляется со следующей периодичностью:
 
– в отношении ОПО I или II класса опасности – не чаще чем один раз в год;
– в отношении ОПО III класса опасности – не чаще чем один раз в три года.

При этом в отношении ОПО IV класса опасности плановые проверки не проводятся.
 
Н.С. Герасименко
Источник: trudohrana.ru.