Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

О современной ситуации с охраной труда в Российской Федерации

28 апреля 2013 г.

Одной из традиционных социальных проблем России в области трудовой деятельности, наряду с безработицей и игнорированием прав работника, считается нарушение правил охраны труда со стороны работодателя. Низкая правовая грамотность трудящихся граждан создает широкое поле для злоупотреблений, зачастую ведущих к трагических последствиям на рабочих местах - от профессиональных заболеваний до травм и даже гибели людей. Именно поэтому охрана труда уже многие годы является одним из объектов пристального внимания со стороны государственных структур и профессионального сообщества кадрового рынка. Неслучайно 28 апреля - Всемирный день охраны труда - в России выделяется особо, как своеобразный повод снова напомнить обществу о проблемах, касающихся каждого.

История празднования Всемирного дня охраны труда восходит к 1989 году. Именно в этот день было проведено знаковое мероприятие, положившее начало традиции. Профсоюзами Северной Америки был организован «День памяти погибших работников» (Workers Memorial Day) в память о тех, кто пострадал на рабочем месте. С 1996 года Памятный день приобрел характер международного праздника, появившись в календарях более чем 100 государств. В России этот праздник отмечается уже в восьмой раз: именно в 2005 году Всемирный день охраны труда вошел в общероссийский список праздничных мероприятий. Однако следует помнить, что в нашей стране охрана трудовой деятельности имеет долгую историю. Задолго до октябрьской революции была создана и успешно функционировала государственная инспекция, осуществляющая надзор за условиями труда рабочих фабрик и заводов. Существовала и комиссия, рассматривающая случаи нарушения прав работников и назначавшая компенсацию за любой ущерб, который был нанесен их здоровью на рабочем месте. В СССР системе охраны труда отводилось особое, политическое значение, благодаря чему социальные условия в государственных учреждениях и предприятиях находились на высочайшем уровне. Современная Россия отказалась от советской практики контроля за безопасностью работы, однако многое из наследия Советского Союза осталось в неизменном виде и успешно применяется сегодня. Однако основной вектор развития института охраны труда в РФ – приведение законодательной базы и практики в соответствии с международными стандартами. Особенно, актуальной такая политика стала после вхождения страны в Всемирную торговую организацию, которая требует от своих членов обязательной стандартизации трудовых норм.

Что же волнует специалистов в сфере охраны труда в нашей стране? Есть ли нерешенные проблемы и объективные трудности? Какие нормативные акты регулируют безопасность на рабочем месте и что нового следует ждать от законотворцев в ближайшее время? Как, в целом, развивается институт охраны труда в России? На эти и ряд других вопросов мы попросили ответить экспертов в данной сфере. Своим мнением о специфике охраны труда в нашей стране поделились генеральный директор Клинского института охраны и условий труда Олег КОСЫРЕВ, исполнительный директор Клинского института охраны и условий труда Андрей МОСКВИЧЕВ и заместитель генерального директора Клинского института охраны и условий труда по научной работе Надежда СИМОНОВА.


«Затишье перед бурей»

Как бы Вы охарактеризовали современную ситуацию с охраной труда в нашей стране?
О каких позитивных и негативных тенденциях могли бы поведать?


О.К.:

В настоящий момент я бы охарактеризовал ситуацию в области охраны труда в России как «затишье перед бурей». За прошедший год наблюдалось снижение нормотворческой инициативы в этой сфере. В большей степени это связано с разделением Минздравсоцразвития России на два разных министерства. Вопросы охраны труда перешли в ведение Минтруда России. В связи с этим возникло множество технических проблем, связанных именно с проведенной реорганизацией. Например, ранее подготовленные проекты нормативных правовых актов, которые уже прошли процедуры общественного осуждения и другие обязательные процедуры, в том числе уже внесенные в Минюст, были отозваны. Минтруду пришлось начинать все сначала. Так же «зависли» документы, вносящие изменения в действующие нормативные акты ликвидированного Минздравсоцразвития России. Технически нужно отменять действующий акт и издавать новый уже от имени нового министерства. Конечно, сыграло свою роль и обновление сложившихся коллективов, пришли новые люди, которым требовалось время для адаптации и изучения текущего положения дел.

Наконец-то у нас будут готовить профессионалов в сфере охраны труда в высших учебных заведениях.

Но, даже не смотря на это, был принят ряд серьезных нововведений.

  • Минтрудом России совместно со сторонами социального партнерства, а также с Министерством образования и науки Российской Федерации подготовлен федеральный государственный образовательный стандарт подготовки (специальности) высшего профессионального образования «Охрана труда и управление профессиональными рисками». Наконец-то у нас будут готовить профессионалов в сфере охраны труда в высших учебных заведениях.
  • Принята новая методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Методика разработана для усиления экономической заинтересованности в создании здоровых и безопасных условий труда. Изменения касаются обязанностей работодателя представлять страховщику информацию об аттестации рабочих мест по условиям труда и медицинским осмотрам.

На мой взгляд, весьма неудачным шагом явилось внесение поправок в действующий Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда приказом Минтруда России от 12.12.2012 N 590н. Это нанесло существенный урон всей системе управления охраной труда в России, ущемило права работников.

Однако, можно говорить о том, что ситуация выравнивается. В министерстве сейчас ведется активная работа по разработке новых и модернизации действующих нормативных актов. В ближайшем будущем нас ждут очень серьезные изменения в сфере охраны труда. В рамках реформирования пенсионной системы перед правительством поставлена задача по разработке нового федерального закона «О специальной оценке условий труда». В своем выступлении на расширенном заседание итоговой Коллегии Минтруда России министр Максим ТОПИЛИН отметил: «В рамках пенсионной реформы мы должны подготовить ключевой законопроект, который от нас ожидают и работодатели, и профсоюзы, – это законопроект о специальной оценке рабочих мест. Мы сейчас начали его обсуждение, обсуждение концепции этого законопроекта, и в ближайшие месяцы (апрель-май) мы должны будем согласовать основные положения этого законопроекта. От его должного написания будет зависеть и система компенсации, которая сегодня существует для работников, работающих во вредных и опасных условиях труда, и система досрочных пенсий. Это ключевой законопроект, который мы должны подготовить и внести в Государственную Думу вместе с проектом закона «О бюджете» на 2014 – 2016 годы».

Новый закон направлен также на совершенствование всей системы управления охраной труда, в том числе внедрение новых механизмов по выявлению и оценке профессиональных рисков, профилактике производственного травматизма, улучшения условий работы. Это позволит отказаться от действующей в России компенсационной модели и перейти на превентивные подходы, на оценку рисков, что обеспечит построение в Российской Федерации в обозримой перспективе современной системы управления охраной труда на всех уровнях. Внедряемые с принятием закона новые экономические механизмы будут подталкивать работодателя к улучшению условий труда, замещению рабочих мест с вредными условиями труда наиболее безопасными. Для работников новый закон однозначно сыграет максимально положительную роль.

Факторы, заметно повлиявшие на сферу охраны труда

Какие законодательные акты последних лет, на Ваш взгляд, наиболее существенно повлияли на сферу охраны труда? Почему?

Аттестация рабочих мест по условиям труда и обеспечение работников эффективными средствами индивидуальной защиты сыграли свою положительную роль в развитии охраны труда.

О.К.:

Основными показателями состояния охраны труда в стране являются

  1. уровень производственного травматизма
  2. и профессиональной заболеваемости.

По данным Всемирной организации здравоохранения, смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после сердечно–сосудистых и онкологических заболеваний. По статистике смертности от различных причин в зависимости от возраста, для людей в возрасте до 38 лет несчастные случаи стоят на первом месте.

На протяжении последних 10 лет наблюдается устойчивое снижение производственного травматизма и снижение количества выявленных нарушений трудового законодательства, что свидетельствует о постоянном улучшении и повышении эффективности функционирования системы охраны труда в целом. За последние 10 лет производственный травматизм снизился в 3 раза.

Наиболее существенными элементами охраны труда, получившими максимальное развитие в этот период, являются

  • аттестация рабочих мест по условиям труда
  • и обеспечение работников эффективными средствами индивидуальной защиты.

Оба элемента сыграли свою положительную роль в развитии охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям, в том виде, в котором она существует в настоящее время, активно внедрялась в систему именно в этот период. Это не говорит конечно о том, что процедура аттестации рабочих мест по условиям труда привела к такому существенному снижению травматизма, но ее внедрение однозначно сыграло положительную роль в формировании системы охраны труда. Внедрение и развитие процедуры аттестации рабочих мест сформировало профессиональное сообщество специалистов, осуществляющих контроль состояния условий труда на предприятиях, и профессионалов, зарабатывающих на жизнь этой деятельностью. В итоге это привело

  • к более высокой информированности работодателей и работников о рисках на их рабочих местах,
  • активации деятельности по улучшению условий труда
  • и, соответственно, снижению вероятности травмирования на рабочих местах.

За последнее десятилетие наиболее динамично развивалось законодательство в сфере обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Были серьезно пересмотрены и расширены отраслевые нормы бесплатной выдачи СИЗ. Так же динамично развивался и рынок СИЗ, появились новые, более эффективные средства защиты. В Россию пришли зарубежные производители СИЗ, мощное развитие получило и отечественное производство. Естественно, это привело к более высокой защищенности работников и снижению травматизма. Большая заслуга по развитию системы обеспечения работников СИЗ принадлежит Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты (АСИЗ) и лично ее руководителю Ю.Г. СОРОКИНУ.

Есть мнение, что последние поправки в законодательстве ("Приказ № 590") существенно ограничивает такой инструмент охраны труда как аттестация рабочих мест. Прокомментируйте подобное утверждение.

О.К.:

Издание приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 590н от 12.12.2012 существенно повлияло на проведение аттестации рабочих мест в России. Неправильное толкование, а в большинстве случаев и умышленное искажение сути приказа, привело к тому, что работодатели, прикрываясь нормой приказа, выводят из процесса аттестации существенную часть принадлежащих им рабочих мест. И это далеко не все благополучные «офисные места».

Внесенные в действующий порядок проведения аттестации рабочих мест изменения в части установления порядка проведения выборочной аттестации только на рабочих местах, на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает работу с оборудованием или его обслуживанием, исключает из процесса мониторинга условий труда огромный пласт работников, подвергающихся рискам повреждения здоровья, не связанным с наличием какого-либо оборудования, сырья и материалов. При таком подходе исключается оценка условий труда работников по факторам тяжести трудового процесса, связанных с неудобной или фиксированной позой. Можно найти массу рабочих профессий, которые не связаны с производственным оборудованием, но при этом имеют повышенные физические нагрузки (почтальон, продавец, путевой обходчик, охранник, лесник и т.д.). Профессиональные заболевания опорно-двигательного аппарата, вызванные наличием таких факторов, занимают существенную долю в общей массе выявленных и зафиксированных случаев профессиональных заболеваний.

Предоставление льгот и компенсаций работнику в связи с работой во вредных условиях труда осуществляется исключительно на основе проведенной аттестации рабочих мест. Исключение рабочих мест инженерно-технических работников (ИТР) из состава рабочих мест подлежащих обязательной аттестации исключает право работника, работающего во вредных, либо ухудшающихся условиях труда, на получение соответствующих льгот и компенсаций. «Приказ 590н» создает для работодателя возможность ухудшать условия труда на рабочих мест ИТР для работников в системном порядке.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Оценка требований безопасности и гигиены труда осуществляется путем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Принятие приказа

  • создает условия для дискриминации в сфере охраны труда по факту выполняемых работником трудовых функций
  • и нарушает конституционные права работников.

Руководствуясь приказом 590н, региональные отделения Фонда социального страхования РФ совершенно незаконно вводят ограничения по финансированию работ по аттестации рабочих мест за счет средств финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Это приводит к тому, что даже если работодатель решил проводить аттестацию рабочих мест «офисных работников», где, по мнению аттестационной комиссии предприятия, могут присутствовать вредные условия труда или есть несоответствие требованиям охраны труда, представители фонда отказывают в финансировании аттестации на «офисных рабочих местах». Это полный нонсенс! Государственные служащие сами убивают инициативу работодателей по улучшению условий труда, по моему мнению, это преступление!

Охрана труда не простая и дорогостоящая задача и никогда не была бесплатной. Любой предприниматель, нанимая работников, должен нести ответственность и вкладывать деньги в обеспечение безопасности своих работников – это мировая практика.



Прогнозы на будущее

Как будет развиваться система медицинского обеспечения работников в ближайшей перспективе?

Н.С.:

В настоящее время в Минздраве России под руководством главного внештатного профпатолога Минздрава России профессора БУШМАНОВА А.Ю. и при активном участии специалистов-профпатологов, а также представителей профсоюзов и работодателей завершается процедура пересмотра Приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2012 г. № 302н «Об утверждении Перечня производственных факторов, Перечня отдельных видов работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на отдельных видах работ, тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Можно рассчитывать на разработку в течение ближайших лет более функциональной системы медицинского наблюдения за здоровьем работающего населения, отвечающей требованиям сегодняшнего дня.

Новая версия Приказа,

  • во-первых, позволяет избежать чрезмерных затрат на проведение периодических медицинских осмотров вследствие сокращения ряда дорогостоящих исследований и отказа от обязательного участия в периодических осмотрах врача-психиатра и врача-нарколога;
  • во-вторых, в ней более четко систематизированы и унифицированы общие и дополнительные медицинские противопоказания, что снимает ряд вопросов о необходимости вывода из профессии неоправданно большого количества работников по медицинским противопоказаниям;
  • в-третьих, в новой версии Приказа сняты противоречия между требованиями Приказа и другими нормативными актами, в том числе, санитарными нормами и правилами, которые регламентируют проведение медицинских осмотров отдельных работников в целях охраны здоровья населения; наконец, в приказ внесены дополнения, позволяющие в определенных ситуациях использовать на отдельных видах работ работников с ограниченными возможностями.

Уже в апреле текущего года планируется представить окончательную редакцию приказа на согласование и утверждение.

Сразу после вступления Приказа в действие запланирована разработка комплекса методических рекомендаций, содержащих алгоритмы проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников различными специалистами и направленных на унификацию и стандартизацию основных процедур, обязательных в процессе их выполнения. Помимо этого принято решение о постоянном мониторинге результатов применения Приказа с целью своевременного внесения в него необходимых изменений и дополнений, как на основе анализа полученных результатов мониторинга, так и развития обновляющейся нормативной правовой базы в области охраны труда и здоровья работников, в том числе разрабатываемого в настоящее время нового федерального закона «О специальной оценке условий труда».

В совокупности это позволяет рассчитывать на разработку в течение ближайших лет более функциональной системы медицинского наблюдения за здоровьем работающего населения, отвечающей требованиям сегодняшнего дня.


Какие инструменты по обеспечению безопасности труда есть в распоряжении рядовых сотрудников предприятий? Кому пожаловаться и с кем проконсультироваться в случае, если вы чувствуете, что нарушается ваше право на безопасный труд? Дайте совет нашим читателям.

А.М.:

Одним из основных и эффективных инструментов обеспечения безопасных условий труда со стороны работника является постоянное повышение своей информированности о методах и способах обеспечения своей безопасности в рамках выполнения производственных операций на своем рабочем месте. Каждый работник должен понимать, что его безопасность зависит не только от действий работодателя по обеспечению безопасных условий труда, но и от своего участия в этом процессе, как минимум, относительно своего рабочего места.

Информированность – это системная процедура, и она не может иметь разовый характер. Следовательно, повышение информированности предполагает постоянное, системное внедрение или использование дополнительных способов и методов информационного сопровождения, а со стороны работника – постоянное, системное участие в получении новой информации. На данный момент, повышение информированности в области обеспечения безопасных условий труда представляет собой процедуру информирования работника не только о требованиях по охране труда, которые он должен выполнять, но и информирование о возможных опасностях и мерах по их предотвращению на рабочем месте. Это достигается посредством получения работником:

  • новой информации об опасностях и методах их идентификации на рабочем месте с аналогичным оборудованием, сырьем и материалами для производства продукции и услуг;
  • информации о современных технических и организационных мерах и способах предотвращения возникновения идентифицированных опасностей на своем рабочем месте;
  • информации о последствиях для здоровья при возникновении отдельных опасностей или опасных ситуаций и мерах профилактики.

Повышение информированности со стороны работников также достигается посредством использования большего количества источников информации по обеспечению безопасных условий труда, их доступности и актуальности. Повышение информированности не является единственным инструментом рядового работника в обеспечении безопасных условий труда, но он является самым эффективным, поскольку защитить себя от опасностей возможно только в том случае, если умеешь их определять и правильно оценивать.

Участие каждого работника в обеспечении безопасных условий труда на рабочих местах имеет существенный вес в реализации безопасного производства в целом, но поскольку это должно иметь системный характер, то основная роль в этом процессе у работодателя. В разделе 10 Трудового кодекса Российской Федерации определены права и обязанности как работников, так и работодателя в области трудовых взаимоотношений, включающей в себя обеспечение безопасных условий труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечивается Федеральной службой по труду и занятости населения, которая находится в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Именно Федеральная служба по труду и занятости населения, а также ее территориальные органы (государственные инспекции по труду субъектов Российской Федерации) являются основным звеном в обеспечении соблюдения прав работников на безопасный труд в случаях нарушения этих прав со стороны работодателя.

Ваши прогнозы по поводу развития технологий и законодательства в сфере охраны труда в ближайшем будущем.

А.М.:

Развитие технологий и законодательства в сфере охраны труда в ближайшем будущем будет связано с вступлением России в ВТО и направлено на гармонизацию с законодательством развитых стран в области безопасности и гигиены труда. Основным направлением этого развития будет являться разработка требований к формированию системы управления профессиональными рисками, включающей в себя комплекс взаимосвязанных мероприятий по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Переход к системе управления профессиональными рисками, несомненно, повлечет за собой гармонизацию национальных нормативных документов с международными стандартами и директивами в области безопасности и гигиены труда.

Основной проблемой, в актуальности которой сошлись все эксперты, является практически поголовная неинформированность граждан России о своих правах на безопасный труд, в том числе – о конституционном праве на здоровые условия трудовой деятельности. Всемирный день охраны труда может стать отправной точкой постоянной пропаганды изучения и практического применения работниками законодательных норм в этой сфере. Поздравляя наших читателей с этим праздничным днем, мы напоминаем: «Ваше здоровье – в ваших руках, и никто, кроме вас, не сможет защитить ваше право на безопасный труд!»