Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
2 ноября 2024 г.
Еженедельный аналитический обзор по охране труда
12 января 2018 г.
Предлагаем Вашему вниманию еженедельный аналитический обзор, в котором представлены анонсы важнейших событий недели в социально-трудовой сфере и охране труда, новости законодательства, актуальные публикации, комментарии экспертов и многое другое.
Предлагаем Вашему вниманию еженедельный аналитический обзор, в котором представлены анонсы важнейших событий недели в социально-трудовой сфере и охране труда, новости законодательства, актуальные публикации, комментарии экспертов и многое другое
по охране труда
В 2017 году сохраняется устойчивая тенденция к снижению уровня производственного травматизма. Количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями (групповые, с тяжелым и смертельным исходом) снизилось: за 9 месяцев 2017 года произошло 3 556 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, что на 5 % ниже, чем за аналогичный период 2016 года (3 731 случай).
В 2017 году также отмечается уменьшение количества погибших на производстве: за 9 месяцев 2017 года погибло работников на 24 % меньше, чем за аналогичный период 2016 года (871 и 1 151 человек соответственно). Количество погибших традиционно остается наиболее высоким по сравнению с другими видами экономической деятельности в строительстве, обрабатывающих производствах, сельском и лесном хозяйстве, в сфере транспорта и связи, добыче полезных ископаемых.
Главная цель меморандума – привлечение национальных компаний к участию в глобальной кампании по продвижению «нулевого травматизма» и реализация стратегии профилактики Концепции на уровне компаний. Согласно меморандуму Минтруд России стал официальным партнером глобальной кампании Концепции «нулевого травматизма», которая была запущена в Сингапуре 4 сентября 2017 года на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА. С целью усиления профилактических мер и уменьшения числа производственных травм и профессиональных заболеваний работников Минтруд России проводит активную работу по актуализации действующих правил по охране труда, а также по разработке и изданию новых правил. В первую очередь это касается правил по охране труда в отраслях, которые признаны наиболее травмоопасными в экономике. Утвержденные правила по охране труда обязательны для всех работодателей независимо от их организационно-правовой формы.
Разработка правил ведется с учетом конвенций Международной организации труда, ратифицированных Российской Федерацией, а также лучших мировых практик. Также Минтрудом России в 2017 году были утверждены Типовые нормы выдачи специальной одежды работникам авиационной промышленности.
ВСЕРОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ОХРАНЫ ТРУДА. С 10 по 14 апреля 2017 года в Главном медиацентре г. Сочи состоялась третья ежегодная Всероссийская неделя охраны труда, которая проводится накануне Всемирного дня охраны труда с целью содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах во всем мире. Мероприятие проводится по инициативе Минтруда России и при поддержке Правительства РФ, оргкомитет Недели возглавляет Заместитель Председателя Правительства РФОльга ГОЛОДЕЦ.
Всероссийская неделя охраны труда – глобальная дискуссионная площадка, посвященная новейшим тенденциям и перспективам развития деятельности в области охраны труда, повышения производительности труда, создания достойных условий труда и улучшения качества жизни каждого работника. В рамках Недели проведено 171 мероприятие (конференции, панельные дискуссии, круглые столы, лекции, обучающие семинары). Тематика мероприятий охватывала широкий комплекс актуальных вопросов в сфере охраны труда, представляющих практический интерес для специалистов, с анализом нормативной правовой базы и направлений ее совершенствования и представлением лучших практик по следующим основным направлениям:
– разработка и внедрение системы управления охраной труда;
– совершенствование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– реформирование контрольной и надзорной деятельности;
– проблемы демографического развития;
– инвестиционная привлекательность компаний с точки зрения безопасности работников на производстве.
Общее количество участников Недели составило более 11,7 тыс. человек, что в 1,2 раза превышает показатель 2016 года. В мероприятиях активное участие приняли делегации Международной организации труда, Международной ассоциации социального обеспечения, Международной ассоциации инспекций труда.
На площадке Недели организованы консультационные пункты МЧС России, Роструда, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования России. В рамках акции «Добровольное и конфиденциальное консультирование и тестирование на ВИЧ на рабочих местах» совместно с Международной организацией труда, региональными центрами по профилактике и борьбе со СПИДом на площадке Недели организовано бесплатное анонимное тестирование на ВИЧ-инфекцию с до- и послетестовым консультированием участников. С целью популяризации современных технологий в сфере обеспечения безопасных условий труда, демонстрации успешных проектов и практик в области государственного управления охраной труда и ведомственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда проведена ежегодная Международная выставка по промышленной безопасности и охране труда SAPE-2017. Участниками выставки стали не только российские, но и зарубежные производители.
На выставке было подписано 26 соглашений о сотрудничестве на сумму более чем 160 млн рублей, достигнуто более сотни договоренностей о поставках отечественной продукции, как в крупнейшие госкорпорации, так и в развивающиеся региональные компании. В рамках Недели состоялся второй молодежный форум, который собрал более 200 студентов из 40 профильных вузов, готовящих студентов по программам обучения в сфере охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, экологии и по другим смежным направлениям.
НА IV ВСЕРОССИЙСКОЙ НЕДЕЛЕ ОХРАНЫ ТРУДА-2018 ОБСУДЯТ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА И УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДЯЩИХСЯ
Как сообщает пресс-центр ВНОТ-2018, одним из ключевых мероприятий Всероссийской недели охраны труда 2018 года станет конференция по теме «Стремление к нулю: национальная стратегия в сфере охраны труда». В целом по России уровень производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, снижается. Эта тенденция сохранялась как в 2016 году, так и в I полугодии этого года. С 2012 по 2016 год количество погибших на производстве уменьшилось на 31 %. Российские показатели травматизма находятся на среднеевропейском уровне. Но Россия поставила перед собой глобальную стратегическую цель – полностью исключить случаи травматизма и профзаболеваний на работе.
По словам министра труда и социального развития РФ Максима ТОПИЛИНА, сохранение жизни и здоровья каждого работника в процессе трудовой деятельности через реализацию концепции «нулевого» травматизма является ключевой задачей в области охраны труда. Для этого уже много сделано, еще больше планируется реализовать в самое ближайшее время. «Правильнее деньги по несчастным случаям на производстве тратить именно на такие программы раннего выявления, переобучения, выведения, чем платить различные пособия по утрате трудоспособности, по потере заработка и так далее», – отметил Максим ТОПИЛИН.
Кроме того, разработана программа «Безопасный труд». В 2018 году она станет частью государственной программы «Содействие занятости населения», и на ее реализацию будет направлено свыше 200 млн. рублей. «Безопасный труд» – это целый комплекс самых конкретных мероприятий. Целевым показателем их эффективности станет «нулевой травматизм». В основе концепции программы – профилактика травматизма и профзаболеваний. Этот приоритет будет отражен, в первую очередь, на законодательном уровне. Так, уже весной 2018 года, после общественных слушаний, в Государственную Думу будет внесен законопроект о новой редакции Х раздела Трудового кодекса РФ «Охрана труда».
По нему работодатель будет обязан внедрять риск-ориентированный подход: выявлять, оценивать, управлять профессиональными рисками, оповещать работника о возможном риске. Минтруд разработал 70 методов оценки уровня риска. Принцип риск-ориентированности будет соблюден и пре выдачи средств индивидуальной защиты. Сейчас СИЗы выдают по «спискам» и по профессиям и видам работ. В дальнейшем – в зависимости от конкретного риска, опасности и фактора производственной среды.
Значительный шаг Минтруд намерен сделать в сторону раннего выявления профзаболеваний. Готовится к обсуждению законопроект, который в корне меняет подход к этой теме. Работодатель будет обязан не просто выявлять профзаболевания, а определять их начальные признаки, качественные изменения в организме человека на самой ранней стадии. Будет установлен новый перечень факторов, при наличии которых работники обязаны проходить периодические медицинские осмотры. Достижение нулевого травматизма, в конечном счете, призвано решать глобальные задачи демографического развития России: сократить смертность в трудоспособном возрасте, укрепить здоровье работающего населения, увеличить продолжительность жизни.
Отметим, что ВНОТ-2018 проходит по инициативе Минтруда РФ и под председательством вице-премьера Правительства России Ольги ГОЛОДЕЦ.
ПОТЕРЕЙ РАБОТЫ
«По данным статистики, 45 процентов производственных травм и несчастных случаев на производстве связаны с состоянием опьянения», – говорится в пояснительной записке к законопроекту. Впрочем, главной причиной все-таки является то, что работодатель, с одной стороны, несет ответственность за соблюдение безопасных условий труда, а с другой – ни Трудовой кодекс, ни другие нормативные акты не «возлагают на работника обязанность по прохождению медицинского освидетельствования по направлению работодателя», констатируют авторы инициативы.
45 процентов травм и несчастных случаев на производстве связаны с состоянием опьянения. То есть получается, что заподозрить в нетрезвом состоянии на рабочем месте могут, а вот обязать пройти медицинское освидетельствование – уже нет. Замкнутый круг авторы законопроекта предлагают разорвать правом работодателя направить работника на медицинское освидетельствование при наличии подозрений. За счет самого работодателя, разумеется. «Направление на медицинское освидетельствование вручается работнику под роспись с обязательным указанием даты и времени вручения для прохождения такого освидетельствования в течение двух часов с момента получения направления», – предлагают законодатели.
ПИВОВАРЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Особенности российского законодательства таковы, что на охране здоровья стоят два направления: трудовое законодательство и санитарное законодательство. То, что касается трудового законодательства – еще в 2011 году были внесены такие понятия, как профессиональный риск, управление профессиональными рисками. То, что касается санитарного законодательства – только в июле этого года в 52-ФЗ были внесены понятия.
То, что касается оценки профессиональных рисков. Я взяла только один из разделов. Если есть участки с уровнем шума выше 80 дБ, то вы обязаны предоставить оценку риска здоровью работающих и подтвердить приемлемый риск здоровью. Если уровень шума выше 85 дБ, то вы уже не имеете права допускать работающих до работы. Также даны дополнительные полномочия государственному санитарному врачу по утверждению методики расчета и оценка риска здоровью человека. Для того, чтобы управлять профессиональными рисками нужно знать, в каких условиях работают люди и какого состояние здоровья. Поэтому у нас с вами есть еще где-то год-полтора, чтобы качественно провести и медицинские осмотры, и оценку условий труда. Где-то с 2018 года планируется перейти к оценке профессиональных рисков. Если у вас эти мероприятия проводятся некачественно, то получится как снежный ком, будет крайне сложно работать.
Контроль осуществляет санитарная служба. Мы сталкиваемся с тем, что у вас есть программы производственного контроля, но в основном они касаются только периодичности контроля за качеством продукции. На самом деле программа гораздо шире. Роспотребнадзор проверяет вас с учетом методической рекомендации, где они смотрят, как у вас разработаны те или иные процедуры, есть ли подтверждающие документы и т.д. В 80% этих методических рекомендаций звучит производственный контроль. В программу производственного контроля нужно ввести элементы ХАССП, хотя бы в виде ссылок, чтобы это у вас было...
О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОУТ
– предоставление работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, государственных гарантий и компенсаций, их размеры;
– действия работодателя по улучшению условий труда и обеспечению установленного законодательством уровня охраны труда.
Очевидно, что СОУТ у работодателя должна быть качественной, а ее результаты – достоверными. Для этого Роструд и государственные инспекции труда в субъектах РФ осуществляют контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства о СОУТ. А с 16.06.2017 порядок осуществления такого контроля закреплен в комментируемом Административном регламенте.
ДЛЯ КОГО ДЕЙСТВУЮТ НОВЫЕ ПРАВИЛА. Административный регламент распространяется:
– на работодателей, то есть юридических лиц и предпринимателей:
– работников, то есть физических лиц – граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;
– организации, проводящие СОУТ.
При этом Административный регламент не действует:
– для надомников;
– дистанционных работников;
– работников, нанятых физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ТРУДОВЫХ ИНСПЕКЦИЙ. Должностные лица Роструда и трудовых инспекций имеют право:
– беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца проводить проверки соблюдения требований законодательства о СОУТ;
– запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления документы, объяснения, информацию, необходимые для проверки;
– предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;
– составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности.
При этом должностные лица Роструда и трудовых инспекций обязаны, в частности:
– соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей;
– не препятствовать работодателю или его представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к проверке;
– предоставлять работодателю или его представителю информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
– знакомить работодателя или его представителя с документами, информацией и иными сведениями, полученными посредством межведомственного информационного взаимодействия, а также с результатами проверки соблюдения законодательства о СОУТ;
– не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов работников и работодателей при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений требований законодательства;
– соблюдать сроки проведения проверок.
Должностным лицам Роструда и трудовых инспекций запрещено, в частности:
– требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей и производственной среды, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
– распространять информацию, полученную в результате проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну;
– превышать установленные сроки проведения проверки;
– предписывать или предлагать работодателям проведение проверки за их счет;
– требовать от работодателей документы, информацию и иные сведения, предоставляемые посредством межведомственного информационного взаимодействия;
– требовать нотариального удостоверения копий документов, если это не предусмотрено законодательством РФ;
– требовать от работодателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.
СРОКИ ДЛЯ ПРОВЕРОК. Продолжительность каждой проверки не должна превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов в год (для малого предприятия) и 15 часов в год (для микропредприятия). В случае необходимости получения документов (информации) в рамках межведомственного взаимодействия проведение проверки может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) Роструда или трудовой инспекции не более чем на 10 рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Роструда или трудовой инспекции не более чем на 20 рабочих дней, причем в отношении малых предприятий – не более чем на 50 часов, а для микропредприятий – не более чем на 15 часов. Общие для всех видов государственного контроля (надзора) сроки проверок установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»...
САМАРСКАЯ ОБАСТЬ ЗАНИМАЕТ 4 МЕСТО В РФ ПО КОЛИЧЕСТВУ РАБОЧИХ МЕСТ СО СПЕЦОЦЕНКОЙ УСЛОВИЙ ТРУДА
По итогам 2017 г. ожидается рост количества рабочих мест, на которых проведена оценка условий труда, до 460 тыс., что составит около 60 % от общего количества замещенных рабочих мест в Самарской области. Так, по итогам Международной специализированной выставки «Безопасность и охрана труда – 2017» по уровню соблюдения трудового законодательства Самарская область вошла в десятку лидеров. В 2017 г. заключены 10 соглашений о сотрудничестве между регправительством и Советами по профессиональным квалификациям в сферах машиностроения, управления персоналом, агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, ракетно-космической деятельности, сварки, нефтегазового комплекса, финансового рынка, офисной и административной деятельности, химического и биотехнического комплекса.
В стадии заключения находится соглашение с Советами по профессиональным квалификациям в электроэнергетике, автомобилестроении, наноиндустрии, сфере информационных технологий. По числу аккредитованных центров оценки квалификации регион занимает 5 место по России и 2 место – по ПФО. На текущий момент число лиц, прошедших независимую оценку квалификаций в Самарской области, составляет более 400 человек.
«В планах на следующий год, помимо работы по основным направлениям, можно выделить усиление контрольно-надзорной деятельности по приему на работу инвалидов в пределах установленной квоты. Особое внимание будет также уделено реализации проекта по повышению производительности труда и дальнейшему развитию национальной системы квалификаций в регионе», – сообщила ВРИО министра труда, занятости и миграционной политики Самарской области Ирина НИКИШИНА.
КАРЕЛИЯ: СОСТОЯЛОСЬ ЗАСЕДАНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ТРЕХСТОРОННЕЙ КОМИССИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ. Участники встречи обсудили необходимость более активного вовлечения работодателей в трудоустройство инвалидов, в том числе с использованием новых правовых механизмов и мер поддержки. Также были заслушаны доклады о результатах специальной оценки условий труда в организациях региона, о причинах и обстоятельствах производственного травматизма, реализации Отраслевого регионального Соглашения между региональным Минздравом и профсоюзами. Начальник отдела Управления труда и занятости Республики Карелия Юрий БОРИСОВ рассказал, что в республике проживают почти 15 тысяч инвалидов трудоспособного возраста, из которых имеет работу более 2, 5 тысяч. Для обеспечения занятости инвалидов в Карелии принят ряд нормативных актов, устанавливающих квоты для работодателей для приема на работу инвалидов. Управление проводит работу по внесению изменений в «закон о квотировании» в сторону увеличения контрольных показателей для работодателей.
В Карелии действуют меры поддержки по трудоустройству инвалидов. Работодатель может получить средства в размере 100 тыс. руб. на оборудование рабочего места для инвалида, на частичное возмещение расходов на зарплаты незанятым инвалидам, трудоустроенным по направлению службы занятости. В 2017 году работодателями было оборудовано 25 рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов. В этом году в регионе начала действовать такая мера поддержки, как сопровождение молодых инвалидов (до 44 лет) при трудоустройстве. Начальник Управления труда и занятости Елена ФРОЛОВА подчеркнула, что одной из важнейших задач является заинтересованность работодателей в трудоустройстве инвалидов. Более эффективное взаимодействие может быть налажено через Союз промышленников и предпринимателей, проведение публичных мероприятий. Например, таких, как чемпионат конкурса профессионального мастерства среди инвалидов «Абилимпикс», как инструмента привлечения работодателей к трудоустройству инвалидов. Татьяна ВАСИЛЬЕВА в своем выступлении рассказала о создании организационной структуры по проведению регионального этапа чемпионата «Абилимпикс».
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА. Заместитель начальника Управления труда и занятости Наталья КУШНЕРОВА в своем докладе сообщила, что в целом по результатам специальной оценки условий труда за 11 месяцев количество работников, занятых в безопасных условиях труда, от общего числа работников, на рабочих местах которых проведена оценка условий труда, выросло и составило 68%. Этот показатель сохраняет положительную динамику в течение ряда лет. Было отмечено, что важную роль в продолжении этой работы играет информирование работников и работодателей.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО. Об опыте взаимодействия между профсоюзами и Минздравом Карелии рассказала председатель КРО профсоюза Ирина СМИРНОВА. Так, за несколько лет в результате активного социального партнерства выработалась практика, когда все документы по медицинским учреждениям, затрагивающие социально-трудовую сферу, проходят обязательное согласование рескомом профсоюза.
О причинах и обстоятельствах производственного травматизма с тяжелыми последствиями рассказал замруководителя Государственной инспекции труда Михаил ФЕДОРОВ. Участники трехсторонней комиссии приняли решение об обращении в Российскую трехстороннюю комиссию по вопросу усовершенствования устаревших норм законодательства, которые не позволяют осуществлять расследования травматизма на производстве с необходимой полнотой и объективностью. В завершение встречи от Министерства образования Управлению труда и занятости, как партнеру мероприятия, было вручено благодарственное письмо за активное участие в проведении чемпионата «Абилимпикс». Также участники заседания обсудили планы на будущий год.
Целью государственной политики в области пожарной безопасности является обеспечение необходимого уровня защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Приоритетными направлениями государственной политики в области пожарной безопасности являются, в частности:
– обеспечение качественного повышения уровня защищенности населения и объектов защиты от пожаров;
– обеспечение эффективного функционирования и развития пожарной охраны;
– выработка и реализация государственной научно-технической политики в области пожарной безопасности.
В числе мер по реализации государственной политики в области пожарной безопасности предусматривается:
– реализация планов привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а также расписаний выездов таких подразделений и гарнизонов в указанных целях;
– привлечение граждан, общественных объединений и иных организаций к профилактике и тушению пожаров;
– преодоление кризисных ситуаций, связанных с пожарами, в том числе осуществление мер, направленных на повышение оперативности реагирования...
ВОПРОС:
ОТВЕТ:
В современной практике промышленного производства был достигнут значительный прогресс в регулировании и контроле за использованием химических технологий. Несмотря на это, проблема угрозы здоровью работников продолжает оставаться актуальной. В большинстве развивающихся стран по-прежнему недостаточно хорошо осуществляется контроль за оборотом соединений свинца, ртути и других тяжелых металлов. За последние десятилетия значительно возрос объем химических веществ, используемых в перерабатывающей промышленности. К сожалению многие из этих веществ не проходят должную проверку по критериям безопасности. Практика отсутствия надлежащей комплексной проверки новых химических агентов приводит к тому, что многие риски остаются невыявленными. Пагубное влияние химических веществ выявляется на поздних этапах, когда уже всем становится очевидной угроза здоровью человека или окружающей среде. Известно большое число примеров такого негативного влияния, которое оказывается смешанным воздействием, например, многочисленных пестицидов, паров дизельного топлива, горюче-смазочных материалов, химических и органических растворителей. По прежнему наблюдается существенный пробел в знаниях относительно потенциального воздействия комбинации химических веществ в сочетании с внешними воздействиями, не связанными с работой.
Для целей химической безопасности необходимо повсеместно внедрить национальную систему оценки и классификации химических веществ. Это важно для того, чтобы обеспечить передачу соответствующей информации от производителей и импортеров пользователям на рабочих местах. Для этогонужно повсеместно наладить применение соответствующих наклеек и информационных листков по химической безопасности. Эффективность предупредительных мер на рабочих местах должна обеспечиваться широким оповещением о существующих опасностях химического поражения и мерах по обеспечению подготовки персонала к правильным и эффективным действиям при возникновении инцидентов и чрезвычайных ситуаций (катастроф) в условиях реального химического производства.
Работники предприятий должны иметь всю информация об опасностях на рабочих местах. Персонал должен пройти соответствующее обучение вопросам идентификации опасностей. Должны использоваться соответствующие меры технического контроля для ограничения воздействия. Если необходимо, должны предоставляться и использоваться средства индивидуальной защиты, хотя обычно это считается крайней мерой – после того как для ограничения воздействия были приняты все остальные меры. Во избежание вредного воздействия необходимо использовать эффективную систему работы с химическими веществами. Каждый химический продукт, прежде чем он поступит на рынок, должен пройти соответствующую проверку. Следует выполнить подробное исследование всех его возможных опасных свойств, а также разработать метод безопасной работы с данным веществом, чтобы избежать воздействия, или, по крайней мере, свести риски к минимуму.
ВОПРОС:
За последние десятилетия значительно изменились формы занятости населения. Это в той или иной мере способствовало возникновению новых рисков для работников. Ставшими широко распространенными такие явления, как реорганизация технологических процессов, сокращение размеров предприятий, введение субподрядных работ и аутсорсинга оказали характерное влияние на условия труда работников. Для многих категорий работников был нарушен здоровый баланс между работой и личной жизнью. Данные изменения, вместе с другими социофакторами приводят к повышению риска возникновения стрессовых ситуаций, связанных с работой. Психологические расстройства работников значительно обострились в период глобального экономического кризиса.
У аналитиков особую тревогу вызывает ситуация, связанная со значительным расширением «теневой» экономики. Многие работники заняты на рабочих местах без должного оформления трудовых отношений. Такая ситуация получили широкое распространение в большинстве развивающихся стран, включая Россию и страны бывшего Советского Союза. По прежнему, наблюдается повышение числа мигрантов, которые из-за проблем с трудоустройством часто идут на рабочие места с недостаточным соблюдением стандартов охраны труда, низким уровнем заработной платы и плохими условиями труда.
В последние годы значительно меняется возрастная и гендерная структура работающего населения. Многие женщины зачастую вынуждены выполнять неквалифицированную или низкооплачиваемую работу без должного оформления трудовых отношений с работодателем. Они испытывают на себе влияние нестабильной занятости. Нелегальную занятость часто связывают с плохими условиями труда и низкими доходами. Такие работники обычно слабо защищены в случае невыплаты заработной платы, при их привлечении к сверхурочным работам, они рискуют быть уволенными без предварительного уведомления или выплаты компенсации. У этих работников, как правило присутствуют опасные и неблагоприятные для здоровья условия труда, отсутствуют социальные льготы, они не получают должное медицинское обслуживание, лишены права заработать справедливую пенсию.
Нелегальная занятость распространена в основном на предприятиях малого и среднего бизнеса, в торговле, строительстве, сельском хозяйстве. Также работники-нелегалы часто испытывают недостаток информации и знаний в области охраны труда, они не проходят должного обучения и инструктажей, не получают необходимых средств индивидуальной защиты. Возросло число работников-мигрантов. Данные контингенты работников зачастую более подвержены риску эксплуатации, могут не иметь доступа к медицинскому обслуживанию и социальному страхованию и часто не защищены законодательством в сфере охраны труда. Они, как правило, заняты в теневой экономике, выполняя работу, сопряженную с высокой степенью риска, и в большинстве случаев практически не имеют доступа к информации по вопросам охраны труда, консультациям и обучению. Большинству, чтобы заработать, приходится работать сверхурочно, многие страдают от общего плохого состояния здоровья.
ВОПРОС:
ОТВЕТ:
Развитые страны Европы и США сталкиваются со значительным старением работающего населения и ростом количества работников старше 50 лет. Похожие проблемы затронули и многие развивающиеся экономики. Возрастные работники наиболее подвержены целому ряду профессиональных рисков. Они более подвержены инфекционным заболеваниям, патологиям опорно-двигательной системы. Случаи производственного травматизма пожилых работников, как правило, чаще всего связаны с различными падениями при нарушении равновесия, замедленными реакциями, проблемами со зрением. У таких работников нередко бывают растяжения связок и вывихи суставов, связанные с потерей физической силы, гибкости и выносливости.
Пожилые работники чаще страдают хроническими заболеваниями с длительным латентным периодом, в том числе профессиональными онкологическими патологиями. Нередко возникающие случаи производственного травматизма пожилых работников характеризуются более серьезными последствиями. На восстановление трудоспособности у пожилых работников, как правило, требуется значительно больше времени, чем у работников более молодого возраста. Поэтому на предприятиях необходимо создавать специальные программы, направленные на обеспечение для пожилых работников более длительной работоспособности, реабилитационные мероприятия, санаторно-курортное лечение, введение дополнительных практических мер обеспечения безопасности трудовой деятельности.
Вместе с тем, существующая в настоящее время на российских предприятиях практика организации контроля в рамках СУОТ, основанная на реактивном подходе, в соответствии с «моделью наказания виновных и штрафных санкций», уже не согласуется с изменившимися условиями и уровнем развития производства. Контроль, который сводится только к проверке выполнения работниками их обязанностей, а также заданий руководства, устарел, т.к. не способствует достижению целей, например, на основе анализа несоответствий и не направлен на улучшение СУОТ. Поэтому на смену «старой модели» должна прийти основанная на превентивности «модель профилактического соответствия», способствующая внедрению мероприятий профилактики и предупреждения нарушений и происшествий.
В связи с этим особую значимость приобретает реализация процедур самооценки эффективности деятельности в рамках СУОТ, проводимых самой организацией на регулярной основе и позволяющих ей принимать обоснованные решения, как стратегического характера, так и направленные на улучшение конкретной деятельности, например, в масштабах одного подразделения. В успешно функционирующих системах управления руководителями СУОТ улучшения показателей по охране труда, как правило, достигают на основе вовлечения работников и стимулирования их творчества.
Учитывая возросший интерес специалистов по охране труда к разработке СУОТ, контролю изначально следует уделять большее внимание, т.к. он является важнейшим элементом системы управления, реально способствующий достижению целей. Под контролем в рамках СУОТ понимают регулярный процесс проверки соответствия фактического состояния СУОТ установленным целям, осуществляемой на основе сопоставления показателей, характеризующих фактическое состояния СУОТ, и целевых показателей. Из этого утверждения следует, что термин контроль не является односложным и простым для понимания. Целью данной статьи является рассмотрение контроля под углом зрения управления в рамках СУОТ, кроме того представляется интересным рассмотрение также и других аспектов контроля.
В переводе с английского «Control» – это:
1) управление, руководство;
2) власть;
3) надзор, содержание, контроль, проверка, регулирование.
При толковании данного термина в обиходе под контролем иногда понимают деятельность лиц, занятых проверкой. Слово «контроль» многим людям обычно не нравится, т.к. оно вызывает, прежде всего, отрицательные чувства, связанные с ограничениями самостоятельности, принуждением и другими негативными эмоциями. Один из аспектов функции контроля, связанный с его формальной внешней стороной, действительно состоит в подчинения кому-либо или чему-либо. Однако основной задачей контроля в СУОТ является выявление момента, когда необходимо определить и своевременно принять корректирующие действия для обеспечения достижения организацией своих целей в области охраны труда. И именно эта деятельность является главной в содержании функции контроля.
Таким образом, контроль, как функция СУОТ, представляет собой вид управленческой деятельности, обеспечивающий возможность удержания показателей организации на запланированном уровне путем периодической оценки, сопоставления текущих результатов деятельности с установленными планами по достижению целей и принятия необходимых корректирующих действий. Согласно стандартам ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS и ISO DIS 45001:2016 [2, 3], основой подхода (моделью) функционирования СУОТ должен являться так называемый цикл PDCA (Plan – Планируйте; Do – Делайте; Check – Проверяйте; Act – Действуйте), часто называемый циклом Деминга-Шухарта. Ниже, на схеме рисунка 1 приведено представление цикла PDCA согласно стандарту ISO DIS 45001:2016.
Представленный на рисунке 1 элемент СУОТ, соответствующий в цикле PDCA элементу «Сheck» (контроль), разработчиками стандарта обобщенно назван как «Оценка показателей деятельности».Согласно ISO DIS 45001:2016 оценка показателей деятельности в СУОТ должна осуществляться на основе измерения (оценивания) результатов операций и процессов с учетом политики и целей, а также мониторинга их путем регулярного отслеживания, и должна включать информирование о полученных результатах.
Применение мониторинга здесь имеет своей целью не столько непосредственное определение состояния системы, или отдельного процесса (рабочей операции), а главным образом процесс регулярного наблюдения за оцениваемыми показателями. Контроль не должен сводиться только к определению соответствия установленным требованиям, хотя эта функция в процессе контроля постоянно присутствует и используется. Многие задачи по охране труда не могут решаться только на основе контроля. Кроме того, контроль не должен являться целью, а служить средством для обеспечения своевременного принятия корректирующих действий, необходимых для достижения целей организации.
При осуществлении управления, необходима как проверка соответствия требованиям, так и направление действий, и устранение препятствий для этих действий. Выявленные при контроле отклонения должны оцениваться, на сколько они важны для достижения поставленных целей и на основе анализа сопровождаться формированием корректирующих действий и т.д. При реализации в СУОТ процессного подхода контроль направлен не на одноактную проверку соответствия, а на контроль функционирования процесса на всем протяжении от входа до выхода. В этом случае оценивается не непосредственно результат, а влияние на процесс с целью предупреждения возможных несоответствий.
Успешное осуществление функций контроля в СУОТ возможно лишь при создании механизмов контроля и анализа результатов и принятие решений о корректирующих действиях. В соответствии с требованиями стандартов ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS и ISO DIS 45001:2016, а также рекомендациями Типового положения о СУОТ, утвержденного Минтрудом России от 19.08.2016 № 438н, Руководства МОТ-СУОТ 2001/ILO-OSH 2001, ГОСТ 12.0.230.2-2015 и др. в рамках СУОТ предусматривается создание общей системы контроля и разработка отдельных ее механизмов. В частности, в СУОТ должны разрабатываться процедуры проведения систематических проверок всех элементов СУОТ. В указанных документах содержится также требование, например, о необходимости оценки организацией соответствия своей деятельности нормативным требованиям охраны труда и осуществления мониторинга результатов такой оценки.
Важное значение имеет также требование об обеспечении проведения регулярных внутренних аудитов (проверок) СУОТ. Данный вид проверки следует рассматривать как инструмент управления, предназначенный для обеспечения высшего руководства организации достоверной информацией, позволяющей определить соответствие деятельности в области охраны труда критериям, задаваемым на основании требований нормативных актов по охране труда, требований стандартов, относящихся к СУОТ, других требований. Анализ результатов таких проверок позволяет своевременное внесение адекватных корректив в СУОТ на основе таких критериев. Наличие в СУОТ такого механизма контроля обеспечивает формирование обратной связи высшего руководства с подразделениями и работниками в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования всей системы управления.
Следует отметить необходимость контроля для деятельности по управлению рисками, который должен являться частью обязанностей руководителей всех уровней. Особенно важным в этом случае является контроль для руководителей подразделений. После того, как разработано мероприятие по снижению рисков, связанных с выполнением определенного вида работ, необходимо так же тщательно разработать меры контроля по удержанию оцененного риска на запланированном уровне при реализации внедряемого мероприятия. Отметим, что меры контроля должны носить постоянный и комплексный характер. По существу, необходим мониторинг рисков и мер управления рисками. В частности, контроль в отношении деятельности работников должен быть направлен на решение следующих задач, например, все ли работники, занятые при выполнении данной работы, знают:
– как правильно использовать все представленные в рабочей зоне меры контроля?
– кому необходимо сообщать обо всех возникающих проблемах и недостатках мер контроля?
– что им необходимо делать в случае возникновения несчастного случая или чрезвычайной ситуации?
Со стороны руководителя на основе анализа должно быть принято решение о мерах контроля и их реализации (о внедрении мер контроля). Здесь речь может идти об очень широком наборе средств, особенно если в организации уже принята определенная система контроля. В частном случае – это установление целей контроля (например, это устранение легких травм или исключение травм со смертельным исходом и др.), назначение ответственного лица за осуществление контроля, установление показателей и порядка контроля, включая периодичность оценки результативности контроля, установление критериев и алгоритма действий в случае выявления отклонений в работе контрольных мер. В общем случае контрольные меры могут предусматривать применение технических, в том числе программных средств контроля. При этом мониторинг может включать, но не ограничиваться только этим, следующие действия:
– осмотр средств защиты (результаты);
– анализ результатов контроля за состоянием технических средств защиты;
– пересмотр средств и методов контроля и др.
– проверку наличия проекта проведения работ или технологических карт с указанием требований охраны труда при выполнении работ;
– наличие наряда-допуска и др.
В общем случае контроль риска может включать в себя мониторинг, повторную оценку и соблюдение принятых решений. Для того чтобы управление рисками носило более предупреждающий, нежели реактивный (ответный) характер, как реакция на произошедшее негативное событие, система оценки и мониторинга должна обеспечивать возможность раннего обнаружения отказов средств контроля и ненадлежащего применения методов управления. В этой связи, для поддержания необходимого уровня эффективности мониторинга руководители должны обеспечить широкую вовлеченность персонала. Необходимо, чтобы персонал был компетентен в вопросах мониторинга. Недопустимо, чтобы причастный персонал оказывал негативное воздействие на средства контроля и методы управления. Мониторинг – как наблюдательная деятельность, должен быть организован в рамках тщательно разработанной процедуры СУОТ с тем, чтобы обеспечивалась возможность принятия своевременных превентивных мер и планов, связанных с конкретной деятельностью. Наряду с проактивным мониторингом оценка показателей, связанных с состоянием профессионального здоровья, инцидентами, включая несчастные случаи, имевшими место в предыдущий период (реактивный мониторинг), позволяет руководителям облегчить последующий анализ необходимости в корректирующих и предупреждающих действиях.
Таким образом, в СУОТ контроль необходим везде, где выполняются определенные задачи по достижению установленных целей в области охраны труда. Управленческий контроль, т.е. контроль в деятельности подразделений и организации в целом может осуществляться по множеству различных направлений. При применении контроля в управленческой деятельности уменьшается неопределенность, поскольку никакое планирование, даже самое тщательное, не может учесть всех возможных осложнений и обстоятельств. Мероприятия контроля выявляют их и дают возможность корректировать программу действий. Появляется возможность предотвращения возникновения непредвиденных критических ситуаций: никакая даже тщательно организованная деятельность в рамках СУОТ не застрахована от ряда мелких ошибок и упущений. Если их вовремя не исправлять, их количество может превысить некую «критическую массу». Мероприятия контроля позволяют выявить и исправить их, не дожидаясь кризиса.
В процессе контроля выявляются не только деструктивные, но и конструктивные явления: контроль позволяет выявить также и эффективные решения, определить перспективные направления деятельности.
К функциям контроля можно отнести:
– выявление отклонений от требований нормативных правовых актов различных уровней;
– анализ причин отклонений (в том числе, выявление коренных причин);
– коррекция и корректирующие действия, а также предупреждающие действия, в том числе на основе разработки предложений по устранению выявленных нарушений (несоответствий);
– привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушения и поощрение работников, сделавших ценные предложения;
– информирование работников о полученных результатах контроля.
В настоящее время известны различные методические подходы к организации контроля. Отметим для примера следующие три категории систем контроля.
1. Системы контроля следящего типа. Наглядным примером контроля может служить система контроля за качеством продукции, широко используемая фирмами Японии.
2. Контроль типа «да/нет». Здесь для того чтобы приступить к работе на следующем этапе, необходимо одобрение работы, выполненной на предыдущем этапе, которое зависит от результатов контрольной проверки.
3. Система контроля по результатам. Заканчивается работа, действие, цикл и т.д., и результаты сравниваются с установленными нормами. Упомянутые три категории систем контроля, безусловно не исчерпывают все многообразие методов контроля, например, получающие развитие технические средства контроля, интегрированные в программные комплексы управления производством, а также роботизированные производственные системы.
На практике при разработке процедур контроля можно рекомендовать пользоваться подходом, основанным на цикле PDCA, который применим к любому элементу СУОТ и отдельному процессу (называемым в этом случае нередко «Золотым правилом»). Т.к. в правильности процедур можно убедиться, лишь реализуя их на практике и проверке их результативности.
В качестве примера организации в рамках СУОТ контроля, основанного на «Золотом правиле», на рисунке 2 приведен укрупненный алгоритм проведения контроля, включающий следующие этапы:
– планирование контроля;
– подготовка к проведению контроля;
– проведение контроля;
– анализ результатов контроля;
– разработка корректирующих действий и мероприятий;
– назначение ответственных лиц и выделение ресурсов;
– проверка исполнения корректирующих действий.
На этапе планирования контроля необходимо сформулировать цели и задачи предстоящего контроля. С этой целью проводится исходный анализ результатов предыдущего аналогичного контроля. Желательно оценить его уровень на основе признаков, характеризующих действия работников и их руководителей. Например, если действия работников основаны на существующих процедурах, и тогда требуется обратить внимание на саму процедуру. Если контроль за действиями работников основан только на требовании правильного поведения, то по-видимому, необходимо обратить внимание на инструктажи и обучение по охране труда, допуск к работе и т.д.
При подготовке к проведению контроля определяют применяемые подходы и средства контроля в зависимости от результатов исходного анализа. Важно, чтобы члены группы, проводящей контроль, были хорошо осведомлены о программе планируемого контроля и подготовлены по всем его вопросам. Необходимо также подготовить вспомогательные средства контроля, например, тщательно продуманные чек-листы. В некоторых случаях по предварительному согласованию допускается фото-и видео регистрация объектов контроля. Безусловно, при подготовке большое значение имеет установка руководителя группы контроля. Например, важно, чтобы вся проверка не сводилась только к выявлению недостатков, которые неминуемо приведут к остановке процессов. В этой связи можно отметить, что многие руководители предприятий, привлекающие специалистов сторонних специализированных организаций, ожидают от контроля не только услышать о выявленных недостатках, но и получить конструктивные предложения по улучшению исследуемых процессов.
Проведение контроля следует рассматривать в качестве процедуры, направленной на проникновение в сущность производственных процессов, включающее, как наблюдение за действиями работников и взаимодействие их с непосредственными руководителями и с работниками других подразделений, так и ознакомление с технологическими документами и документами по охране труда. Важным элементом в проведении контроля является диалог с работниками и непосредственными руководителями. Свидетельства контроля должны документироваться, с тем, чтобы затем можно было соотнести их с соответствующими критериями и делать необходимые выводы. Членам группы, проводящей контроль, рекомендуется поддерживать позитивный подход: выявлять факты, а не только ошибки или несоответствия – невыполнение требований. Здесь целью должно быть определение коренных причин несоответствий или грубых нарушений. В ряде случаев необходимо выявить дополнительные факты для подтверждения того, действительно ли это несоответствие, и не становиться на путь получения механического «да» или «нет». При этом, однако, полезно помнить, что если нет свидетельства, то нет и несоответствия.
При анализе результатов контроля используются документированные свидетельства. Применительно к СУОТ в целом анализируются результаты:
– оценки Политики работодателя в области охраны труда;
– процедур (процессов) СУОТ по предотвращению травмирования и профессиональных;
– распределение обязанностей, ответственности и подотчетности по охране труда;
– определения требуемых изменений в функционировании СУОТ, включая изменения в Политике и в целях;
– сопоставления планируемых и фактически достигнутых целей (целевых показателей (индикаторов));
– определения требуемых корректирующих действий;
– проведения идентификации опасностей, оценки рисков и результаты контроля рисков;
– обеспечения обратной связи с подразделениями и работниками в целях рационального планирования и совершенствования СУОТ...