Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
2 ноября 2024 г.
Новеллы законодательства о пожарной безопасности
17 мая 2018 г.
Приоритетными направлениями государственной политики в области пожарной безопасности являются, в частности:
– обеспечение качественного повышения уровня защищенности населения и объектов защиты от пожаров;
– обеспечение эффективного функционирования и развития пожарной охраны;
– выработка и реализация государственной научно-технической политики в области пожарной безопасности.
В числе мер по реализации государственной политики в области пожарной безопасности предусматривается:
– реализация планов привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а также расписаний выездов таких подразделений и гарнизонов в указанных целях;
– привлечение граждан, общественных объединений и иных организаций к профилактике и тушению пожаров;
– преодоление кризисных ситуаций, связанных с пожарами, в том числе осуществление мер, направленных на повышение оперативности реагировани
МЧС подготовило поправки в закон «О пожарной безопасности» после трагедии в «Зимней вишне». Об этом сообщает информационное агентство Newsru.com. Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) начало разработку поправок в закон «О пожарной безопасности» по поручению премьер-министра Дмитрия МЕДВЕДЕВА после трагедии в Кемерово, где при пожаре в торговом центре «Зимняя вишня» погибли 60 человек.
Как сообщили в ведомстве, «анализ случаев крупных пожаров, произошедших на объектах с массовым пребыванием людей, показал на ряд системных проблем в сфере обеспечения пожарной безопасности». По мнению МЧС, недочеты обусловлены разобщенной системой госконтроля за обеспечением пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий.
В связи с этим ведомство предложило «установить осуществление надзорных мероприятий органами федерального пожарного надзора в отношении не организаций (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а объектов защиты – конкретных зданий и сооружений вне зависимости от количества эксплуатирующих его лиц и их статуса». Кроме того, МЧС предложило законодателям наделить ведомство полномочиями по проведению пожарных проверок без предварительного уведомления и «предусмотреть возможность проведения в зданиях с массовым пребыванием людей профилактических рейдов без взаимодействия должностных лиц надзорных органов с их правообладателями».
Надзорные органы МЧС также хотят получить законное право участвовать в процедуре проведения экспертизы проектной документации на соответствие требованиям пожарной безопасности, а также в выдаче разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию зданий.
Также с 1 мая по всей стране ужесточились требования противопожарной безопасности – ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.11.2017 №1794-ст. После трагедии в Кемерово на правительственном уровне было принято решение обязать руководство компаний ежеквартально проверять пожарную сигнализацию. Система противодымной защиты, автономные устройства пожаротушения и противопожарный водопровод будут проверяться раз в полгода.
Согласно ГОСТу руководитель – собственник объекта защиты или лицо, которое владеет им на законном основании, утверждает график плановых проверок систем противопожарной защиты. Проверять их внепланово нужно будет по мере необходимости силами специалистов из штата компании или экспертной организации.
Руководитель должен не реже одного раза в квартал организовывать проверку работоспособности систем:автоматической пожарной сигнализации; оповещения и управления эвакуацией.
Кроме того, не реже одного раза в полгода потребуется проверять системы:
– противодымной защиты;
– автономных и автоматических установок (устройств) пожаротушения;
– внутреннего противопожарного водопровода.
В случае если обнаружатся неисправности или повреждения, руководитель должен будет привлечь компании, которые занимаются монтажом, ремонтом и техобслуживанием таких систем.
16 мая, глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор БОНДАРЕВ изложил предложения правительству и парламенту по результатам проверки обстоятельств пожара в кемеровском ТРК «Зимняя вишня». Рекомендации совместного заседания комитетов верхней палаты по обороне, по федеративному устройству и по экономической политике «О нормативно-правовом регулировании вопросов надзорной и контрольной деятельности в области пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей» есть в распоряжении РБК.
Сенаторы начали разрабатывать рекомендации по усилению противопожарной безопасности после пожара в ТРК «Зимняя вишня» 25 марта в Кемерово. При пожаре погибли 60 человек. По предварительным данным, возгорание произошло из-за короткого замыкания. После инцидента МЧС начало проверки соблюдения норм пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей и выявило более 220 тыс. нарушений.
Виктор БОНДАРЕВ отметил, что рекомендации были разработаны при участии исполняющего обязанности министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаила МЕНЯ. Сенаторы на пленарном заседании единогласно поддержали рекомендации комитетов, они были направлены в правительство.
Источник РБК в верхней палате сказал, что рекомендации «с большой вероятностью» будут реализованы, так как именно эти инициативы «и есть ответ властей на трагедию» в Кемерово. «К их разработке привлекли самые серьезные комитеты, и предложения, разумные, взвешенные, призваны не допустить повтора трагедии», — сказал он. Также рекомендации призваны «навести страху» на региональные отделения пожарного надзора и недобросовестных бизнесменов, добавил источник. «В документе есть и запрет пожарному надзору кошмарить бизнес», — отметил собеседник РБК.
В рекомендациях утверждается, что проверки обеспечения пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей показали несовершенство сложившейся системы контроля за пожарной безопасностью, которая «не в полной мере отвечает поставленным задачам». Одна из причин — снижение численности сотрудников Государственной противопожарной службы; кроме того, некоторые требования противопожарной защиты и антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей вступают в противоречие друг с другом, отмечают сенаторы.
Среди основных рекомендаций СФ правительству — ввести в законодательство понятие «объект с массовым пребыванием людей». Такие объекты предложено ввести в список объектов высокой степени риска. Палата также рекомендует решить вопрос о разработке федеральной целевой программы пожарной безопасности на период до 2025 года.
Действующая нормативная база и регламенты более чем требовательны в области противопожарной безопасности, но они настолько запутаны, что порой их просто невозможно выполнить, отметил в разговоре с РБК сопредседатель «Деловой России» Олег НАЗАРОВ. «Если федеральная целевая программа будет учитывать эту проблему, а не пойдет по пути «ужесточить и запретить», то многие вопросы бизнеса просто снимутся», — заявил он РБК.
Кроме того, рекомендации также предлагают ввести обязательное страхование пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей. Оно должно предусматривать размер страховых выплат в случае причинения вреда здоровью и гибели людей, произошедших из-за нарушений противопожарных правил.
Эти рекомендации сенаторов копируют «европейский опыт», сказал РБК коммерческий директор научно-производственной компании «Пожхимзащита» Константин КАЛУЖИН. «В Европе все объекты экономики страхуются, а у нас добровольное страхование», — пояснил он РБК. Эта инициатива уменьшит уровень коррупции при проверках пожарной безопасности, потому что страховые кампании будут во избежание финансовых убытков жестко контролировать соблюдение всех регламентов и норм, считает эксперт.
Начальник управления страхования ответственности «Ингосстраха» Дмитрий ШИШКИН считает, что подобное страхование должно быть не обязательным, когда государство определяет все аспекты страхования, а вмененным — когда законодательно закрепляется необходимость наличия страхования для разрешения вести определенный вид деятельности и определяются его основные параметры. В документе также содержится предложение зафиксировать численность муниципальной пожарной службы из расчета один пожарный на 650 человек населения.
Эта проблема, по словам КАЛУЖИНА, — одна из главных в сфере пожарной безопасности. Численность пожарных за последние годы сокращалась из-за урезания финансирования, отмечает эксперт. «Если в составе пожарной бригады нет троих человек, то они уже не имеют права заходить в горящие здания, — объяснил он. — Могут только, как пожарные добровольцы, тушить, не заходя внутрь». Поэтому малочисленные пожарные бригады не могут тушить крупные пожары — на рынках и в торговых центрах.
Объектами защиты являются, в частности:
– производственные объекты – объекты промышленного и сельскохозяйственного назначения, в том числе склады, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта), объекты связи;
– объекты непроизводственного назначения, к которым относятся объекты общественного назначения, в том числе учреждения образования, здравоохранения, сервисного обслуживания населения, культурно-досуговой деятельности населения, временного пребывания населения (гостиницы, мотели, санатории, пансионаты, дома отдыха, учреждения туризма, лагеря для детей, общежития учебных заведений), жилые здания;
– здания класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1. – к ним относятся здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.
Оценка пожарного риска проводится в случаях:
– составления декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты, для которых предусмотрено проведение расчета риска;
– обоснования обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности.
Наличие такого оборудования является лицензионным требованием при лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Приказ вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.
Согласно проекту, выложенному для общественного обсуждения на сайт http://regulation.gov.ru, обучение должно осуществляться по программам противопожарного инструктажа и программам дополнительного профессионального образования (программам пожарно-технического минимума). Указанные программы разрабатываются в том числе с учетом класса функциональной пожарной опасности зданий (сооружений) и специфики пожарной опасности технологических процессов, технологического и производственного оборудования на объектах защиты. В приложениях приводятся, в числе прочего, примерные перечни вопросов для изучения по программам вводного противопожарного инструктажа, а также по программам первичного противопожарного инструктажа.
Необходимость разработки обусловлена принятием Федерального закона от 30 декабря 2015 г. № 448-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций», которым понятийный аппарат Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности» дополнен термином «обучение мерам пожарной безопасности». Указанный термин определен как организованный процесс по формированию знаний, умений, навыков граждан в области обеспечения пожарной безопасности в системе общего, профессионального и дополнительного образования, в процессе трудовой и служебной деятельности, а также в повседневной жизни.
Федеральным законом от 28 мая 2017 г. №100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», программам пожарно-технического минимума был придан статус программ дополнительного профессионального образования. Указанные изменения коррелируются с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и позволяют применять его нормы к деятельности по обучению лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, мерам пожарной безопасности.
Разработка проекта приказа обусловлена необходимостью создания единообразного подхода ко всем субъектам деятельности по обучению лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, требованиям пожарной безопасности. Проектом приказа правовые нормы, регулирующие деятельность в сфере обучения по программам пожарно-технического минимума, приведены в соответствие с правилами организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.
Проектом документа предполагается признание утратившими силу Приказов МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций"» и от 25 октября 2005 г. № 764 «Об утверждении Инструкции о порядке согласования специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников организации».
Указывается, в частности, что при эксплуатации всех взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов IV класса опасности должны исполняться обязательные требования, содержащиеся в четырех Технических регламентах Таможенного союза, восьми Федеральных законах, девяти постановлениях Правительства РФ и двадцати трех нормативных правовых актах и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти.
Кроме того, установлены специальные перечни актов, содержащие требования при эксплуатации объектов нефтегазодобывающей промышленности, химических, нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих и других взрывопожароопасных и вредных производствах и объектов, объектах магистрального трубопроводного транспорта, объектах газораспределения и газопотребления, опасных производственных объектов ведения горных работ, объектах хранения и переработки растительного сырья.
Прилагается перечень объектов, на которые распространяются требования. Он среди прочего включает огнетушащие вещества; средства огнезащиты; огнетушители; специальную защитную одежду пожарного.
Указаны схемы подтверждения соответствия. Закреплено, что если в отношении средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения приняты и вступили в силу другие техрегламенты Союза (Таможенного союза) с требованиями к ним, то такие средства должны соответствовать требованиям всех вступивших в силу регламентов, действие которых на них распространяется. Регламент вступает в силу с 1 января 2020 г. Решение вступает в силу через 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
С полным текстом документа можно ознакомиться здесь.
Разработка данных изменений была обусловлена:
– наличием необоснованно высоких расходов у собственников на обеспечение пожарной безопасности объектов;
– ограничением возможности выбора оптимальных способов обеспечения необходимого уровня пожарной безопасности объекта защиты;
– жесткими обязательными требованиями пожарной безопасности, не позволяющими собственнику выбирать оптимальные варианты противопожарной защиты объекта;
– большим количеством проверок, проводимых органами государственного пожарного надзора.
Законопроект направлен на совершенствование отдельных положений Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», снятие избыточных нагрузок на субъекты предпринимательской деятельности.
Внесены следующие новеллы противопожарного законодательства:
1. Установлен добровольный порядок составления декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты малого и среднего бизнеса. Объекты, на которые будет составлена упомянутая декларации, не будут включаться в план проведения плановых проверок органами государственного пожарного надзора.
2. Федеральный закон дополнен положениями, устанавливающими требования к проведению идентификации объектов защиты (зданий и сооружений, производственных объектов, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения).
3. Ряд материалов кровельных, гидроизоляционных и пароизоляционных был отнесен к материалам, в отношении которых группа горючести не определяется.
4. Были исключены нормы, устанавливающие предельные расстояния от производственного объекта до жилых зданий, зданий организаций торговли, общественного питания, лечебных организаций и зданий образовательных организаций. Было предоставлено право проектным организациям определять при проектировании в зависимости от допустимых величин (критических значений) воздействия опасных факторов пожара противопожарные расстояния между этими зданиями и сооружениями.
5. Был введен новый классом функциональной пожарной опасности – Ф3.7 – объекты религиозного назначения. Данные изменения позволят исключить избыточные требования в отношении объектов религиозного назначения и сократить материальные затраты на обеспечение пожарной безопасности, а также сохранить исторический облик этих объектов.
Проверочные листы включают списки контрольных вопросов, затрагивающих предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых наиболее значимо с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом предмет плановой проверки будет ограничен перечнем вопросов, включенных в проверочные листы.
С 1 октября 2017 года проверочные листы должны применяться при плановых проверках объектов защиты (отдельно стоящих зданий), относящихся к категории умеренного риска классов функциональной пожарной опасности Ф1.3 (многоквартирные жилые дома), Ф3.1 (здания организаций торговли) и Ф3.2 (здания организаций общественного питания), а с 1 июля 2018 года – при проведении плановых проверок всех используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями объектов защиты.
Закрепляется риск-ориентированный подход к проведению проверок, а также появится понятие независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), которая будет проводиться незаинтересованными экспертами. Одновременно увеличивается размер штрафа для граждан за нарушение требований пожарной безопасности до 3 тыс. руб. вместо установленного в настоящий момент максимального штрафа 1,5 тыс. руб. При этом альтернативное наказание в виде предупреждения остается (ч. 1 ст. 20. 4 КоАП).
Новым законом вводится административная ответственность индивидуальных предпринимателей за нарушения требований пожарной безопасности:
– штраф в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб., а за нарушение требований пожарной безопасности в условиях противопожарного режима – от 30 тыс. до 40 тыс. руб.;
– штраф в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток за повторное невыполнение законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор в том числе и на на объектах здравоохранения, образования и социального обслуживания, находящихся под государственной защитой.
При этом для юридических лиц административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима несколько смягчается: за это правонарушение организациям придется уплатить штраф в размере до 400 тыс. руб. Отметим, что сегодня максимальный размер штрафа за это нарушение установлен в пределах 500 тыс. руб. (ч. 2 ст. 20.4 КоАП). А административное приостановление деятельности на срок до 90 суток за повторное невыполнение законного предписания органов госпожарнадзора становится альтернативным наказанием наряду со штрафом, который установлен в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб. (ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ).
Отдельно прописывается административная ответственность экспертов в области оценки пожарного риска. За нарушение порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности они будут наказываться административным штрафом в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб. либо дисквалификацией на срок от одного года до трех лет.
В установленный перечень включены федеральные законы; Указы Президента РФ, Постановления и Распоряжения Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти по областям:
– гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– в области пожарной безопасности.
Выжигание рисовой соломы разрешается производить в безветренную погоду при соблюдении правил, предусмотренных для выжигания сухой травянистой растительности на земельных участках населенных пунктов, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения.
Введены новые понятия, такие как «участие в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ» и «участие в профилактике пожаров». Закреплено, что назначенный руководителем или учредителем подразделения добровольной пожарной охраны старший из числа личного состава данного подразделения, прибывшего первым на пожар, до появления подразделений пожарной охраны иных видов руководит действиями добровольных пожарных по предотвращению возможности дальнейшего распространения огня и созданию условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами.
Согласно поправкам по решению работодателя добровольным пожарным может предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 3 календарных дня. Для упрощения процедуры создания общественных объединений пожарной охраны исключена норма об их обязательной регистрации в ЕГРЮЛ. При ликвидации такого объединения имущество, полученное и (или) приобретенное за счет средств органов госвласти или местного самоуправления, будет передаваться на баланс этих органов (а не ГПС).