Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

2 ноября 2024 г.

Минтруд России разработал типовые условия контрактов на оказание услуг по проведению СОУТ, а также по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Regulation.gov.ru опубликован проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении типовых условий контрактов на оказание услуг...

Совершенствование системы организации безопасности условий и охраны труда в строительстве

3 сентября 2018 г.

В статье исследуются вопросы безопасности условий и охраны труда в строительстве, а также роль саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в организации охраны труда в строительстве.
В статье исследуются вопросы безопасности условий и охраны труда в строительстве, а также роль саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в организации охраны труда в строительстве.
 


На первое место среди целей саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее – СРО) ст. 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) ставит «предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц... вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций».







Это особенно актуально в условиях:

– роста количества банкротств строительных организаций (с 1 184 в 2014 г. до 3 183 в 2016 г., на 17,3% больше, чем в 2015 г.) <по материалам доклада Президента Российского союза строителей В.А. Яковлева «О деятельности Российского союза строителей за период с апреля 2012 по апрель 2017 года и задачах на ближайшую перспективу» // http://stroyresurs.i№fo/mai№№ews/4076; по материалам отчета Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) // https://rask.ru>;
– регулярных выявлений Счетной палатой РФ финансовых нарушений в Министерстве строительства и ЖКХ РФ (за 2015 г. на сумму 3,1 млрд руб., за 2016 г. на сумму 4,5 млрд руб.) <см.: http://www.ach.gov.ru>;
– выработки (амортизации) российскими организациями производственного сектора более 80% основных фондов <см.: Сидельникова О.П. Проблемы безопасности труда в строительстве // Интернет-вестник ВолгГАСУ. Сер.: Политематическая. 2013. Вып. 2(27)>;
– доли строительной отрасли по видам экономической деятельности в структуре смертельного травматизма за последние годы от 21% (в 2010 г.) до 24,1% (в 2012 г.) при занятости в ней около 8% всех работников <по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, Федеральной службы по труду и занятости России, Росстата и Фонда социального страхования; по данным Министерства труда и социальной защиты РФ, производственный травматизм в нашей стране в 5,5 раза выше, чем во Франции, в 4,5 раза, чем в США // http://rosmintrud.ru> (в абсолютных величинах это означает в среднем смерть 2 человек, занятых в строительстве, в день);
– наличия около 100 нормативных и технико-нормативных документов по охране и безопасности труда в строительстве <см.: СПС «КонсультантПлюс». Только за последние пять лет с 2013 г., по словам Министра труда и социальной защиты РФ М. Топилина, утверждены 24 правила по охране труда для разных видов деятельности и работ // http://rosmintrud.ru/labour/safety/2535>.
 
Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее 
 ТК) обязанность по организации безопасности условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя.

Сегодня в расходные обязанности работодателя по общему правилу <см.: ч. 6 ст. 52 ГрК; Приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» // Российская газета. 2012. 28 марта (с изм.); Правила по охране труда в строительстве, утв. Приказом Минтруда России от 1 июня 2015 г. № 336н // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 17.08.2015; п. 5.1 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» // СПС «КонсультантПлюс»> входят:

– проведение специальной оценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков <Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» // СЗ РФ. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 6991>;
– реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам проведения специальной оценки условий труда и оценки уровней профессиональных рисков;
– внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами;
– приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении;
– устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов;
– устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
– нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности;
– внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
– внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током;
– установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты производственных коммуникаций, оборудования и сооружений;
– механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве;
– механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства;
– механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей;
– модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового);
– устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений;
– приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами;
– устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений <см.: п. 5.14 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»>;
– приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой;
– обеспечение в установленном порядке работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами <см.: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 39; п. 5.13 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»>;
– обеспечение хранения средств индивидуальной защиты, а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение их ремонта и замена;
– приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда;
– организация в установленном порядке обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников <см.: Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 17>;
– организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
– обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов;
– проведение в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) <Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» // Российская газета. 2011. 28 окт. (без приложений 1 и 2), 2012. 4 апр. (приложения 1-2)>;
– оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи <см.: п. 5.14 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»>;
– устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников;
– организация и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством <Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588; Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» // СЗ РФ. 1999. № 11. Ст. 1305; Долинская В.В., Долинская Л.М. Унификация понятия и содержания безопасности в отраслях права // Проблемы модернизации гражданского законодательства: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 2011>;
– издание (тиражирование) инструкций по охране труда;
– перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников;
– проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах;
– реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах.

Представляется, что половина этих мероприятий может осуществляться работодателями на коллективной основе (например, издание (тиражирование) инструкций по охране труда; организация обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников; организация обучения их оказанию первой помощи пострадавшим на производстве; а также не приобретение в собственность, а аренда:

а) средств индивидуальной и коллективной защиты работнико;
б) предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств, в) материалов для проведения инструктажей по охране труда и др.).
 
Проекты организации строительства (ПОС), согласно СП 12-136-2002 «Безопасность труда в строительстве. Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ», разрабатываются генеральной проектной организацией.
 
При отсутствии прямого указания предполагаем, что эта норма не отменяет предусмотренное в п. 4.7 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» сотрудничество заинтересованных лиц из числа строительных организаций:
 
«Генеральный подрядчик или арендодатель обязан при выполнении работ на производственных территориях с участием субподрядчиков или арендаторов:

разработать совместно с ними график выполнения совмещенных работ, обеспечивающих безопасные условия труда, обязательный для всех организаций и лиц на данной территории;

обеспечивать выполнение общих для всех организаций мероприятий охраны труда и координацию действий субподрядчиков и арендаторов в части выполнения мероприятий по безопасности труда согласно акту-допуску и графику выполнения совмещенных работ»

(выделено авт., 
– прим. ред.).
 
О необходимости такого сотрудничества свидетельствует и п. 4 Правил по охране труда в строительстве (в отношении работодателя и застройщика).
 
Пункт 5.2 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» содержит примерный перечень лиц, ответственных за обеспечение охраны труда в пределах порученных им участков работ, с оговоркой «как правило».
 
Пункт 3 Правил по охране труда в строительстве говорит об обязанности работодателя только организовать разработку инструкций по охране труда по профессиям и видам выполняемых работ, не называя конкретного исполнителя-разработчика.
 
Толкование п. 5.5 и 5.6 (особенно абз. 3 п. 5.5) СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» позволяет рекомендовать работодателям заключать договоры в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением с таким их добровольным объединением, как саморегулируемая организация.
 
Перечисленные в п. 4.1 и 5.9 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» документы могут разрабатываться саморегулируемой организацией для нужд всех ее участников.
 
Это же вытекает из п. 3 Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160 <СЗ РФ. 2011. № 2. Ст. 342> («Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются: организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами...» (выделено авт.), так как СРО является одной из организационно-правовых форм ассоциаций (союзов) (п. 1 ст. 55.2 ГрК, ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» <СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6076>, пп. 3 п. 3 ст. 50, п. 2 ст. 123.1, ст. 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК)).
 
В содержание деятельности СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства входят разработка и утверждение ряда документов (ч. 2 ст. 55.1, ст. 55.5 ГрК), в число которых рационально включить и типовые (примерные) документы в сфере охраны труда в строительстве.
 
Это может осуществляться как на возмездной основе (§ 4 гл. 37 ГК «Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ», гл. 38 ГК «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ», гл. 39 ГК «Возмездное оказание услуг»), так и безвозмездной («Член ассоциации (союза)... вправе на равных началах с другими членами ассоциации (союза) безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми ею услугами» – п. 1 ст. 123.11 ГК «Права и обязанности члена ассоциации (союза)») – в рамках членских взносов.
 
Помимо прав членов СРО и самих этих объединений в сфере строительства следует обратить внимание и на их обязанности.
 
Лицу, осуществляющему строительство, ч. 6 ст. 52 ГрК вменяет в обязанность соблюдать требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда.
 
В содержание деятельности СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства входят также контроль за деятельностью своих членов, соблюдением членами такой саморегулируемой организации требований документов СРО (ч. 2 ст. 55.1, ст. 55.13 ГрК).
 
Таким образом, наряду с классической системой управления охраной труда <см., например: Анохин А.В., Иванов Г.С. Охрана труда в Российской Федерации: Монография. М., 2016; Папаев С.Т., Кузнецов О.В., Трумель В.В., Сорокин Ю.Г. Правовое регулирование охраны труда: Учебное пособие / Под общ. ред. С.Т. Папаева. М., 2013> по трем уровням – федеральному, региональному, местному – современное законодательство позволяет совершенствовать охрану труда за счет построения системы управления ею по субъектному составу – непосредственно работодателем, объединениями работодателей, имеющими право давать обязательные для исполнения их членами указания <см.: Долинская В.В. Корпоративные отношения в предмете гражданского права // Вопросы правоведения. 2015. № 5>, государством (федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации). Иначе говоря, система организации безопасности условий и охраны труда на предприятии может быть на индивидуальном уровне, на коллективном уровне и на уровне властных государственных структур.
  
Помимо цели снижения финансовой нагрузки на работодателей коллективная деятельность в сфере охраны труда будет способствовать реализации программно-целевого метода управления охраной труда, внедряемого Минтрудом России с 2015 г.
 
Так, этим государственным органом была разработана и рекомендована к использованию Типовая государственная программа субъекта Российской Федерации (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда на 2015 - 2017 годы <см.: Письмо Минтруда России от 14 августа 2014 г. № 15-3/10/П-4574 // СПС «КонсультантПлюс»; письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 января 2017 г. № 15-3/10/П-535 «О направлении типовой государственной программы субъекта РФ (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда» // СПС «КонсультантПлюс»>.
 
В настоящее время программы по улучшению условий и охраны труда актуализированы и утверждены более чем в 80 субъектах Российской Федерации.
 
Мероприятия программ предусматривают совершенствование региональной нормативной правовой базы охраны труда, непрерывную подготовку работников по охране труда на основе современных технологий обучения, информационное обеспечение и пропаганду охраны труда, а также улучшение лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.
 
Государственной программой (подпрограммой) субъекта Российской Федерации предусматривается реализация скоординированных действий по следующим основным направлениям:
 
– обеспечение проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;
– реализация превентивных мер по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения;
– координация непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
– содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих совершенствованию условий и охраны труда;
– совершенствование нормативной правовой базы субъекта Российской Федерации в области охраны труда;
– информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.
 
Формирование перечня программных мероприятий с указанием сроков их реализации, объемом финансирования, исполнителей должно базироваться на приоритетности мер, направленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний и улучшения условий труда. Особое внимание должно быть уделено минимизации затрат на реализацию программных мероприятий при одновременной ориентации на достижение высокой социально-экономической эффективности в результате их достижения.
 
Заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Григорий ЛЕКАРЕВ в своем выступлении на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) 11 апреля 2017 г. в рамках Всероссийской недели охраны труда сказал: «Модель санкций как управления охраной труда себя исчерпала, и сейчас мы стремимся к скорейшему законодательному внедрению предупредительной модели. Минтруд предлагает реализовать возможность снижения частоты контрольно-надзорных мероприятий. Посредством интернет-сервисов, проверочных листов и других сервисов работодатель сможет самостоятельно оценивать соблюдение норм труда на своем предприятии» <см.: https://www.aetalon.ru/single-post/2017/05/15/РТК-Работодатель-сможет-оценить-ситуацию-с-охраной-труда-на-предприятии-без-помощи-инспектора> (выделено авт.).
 
Применительно к проблеме средств индивидуальной защиты работника на производстве генеральный директор Клинского института охраны и условий труда Андрей МОСКВИЧЕВ назвал новый подход механизмом социального партнерства <см.: https://www.aetalon.ru/single-post/2017/05/16/Новый-подход-к-выдаче-СИЗ-обсудили-участники-ВНОТ>.
 
Включение СРО в систему организации безопасности условий и охраны труда на предприятии соответствует таким мерам достижения цели Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 2776-р <СЗ РФ. 2016. № 2 (ч. II). Ст. 458>, как:
 
– совершенствование стандартизации деятельности в системе саморегулирования;
– повышение эффективности контроля СРО за предпринимательской и профессиональной деятельностью своих членов.
 
 


 
Библиографический список
 
 
1. Анохин А.В., Иванов Г.С. Охрана труда в Российской Федерации: Монография. М., 2016.
2. Долинская В.В., Долинская Л.М. Унификация понятия и содержания безопасности в отраслях права // Проблемы модернизации гражданского законодательства: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 2011.
3. Папаев С.Т., Кузнецов О.В., Трумель В.В., Сорокин Ю.Г. Правовое регулирование охраны труда: Учебное пособие / Под общ. ред. С.Т. Папаева. М., 2013.
4. Сидельникова О.П. Проблемы безопасности труда в строительстве // Интернет-вестник ВолгГАСУ. Сер.: Политематическая. 2013. Вып. 2(27); http://vestnik.vgasu.ru/attachments/Sidelnikova-2013_2(27).pdf.
 
Автор:
Долинская Людмила Михайловна,

помощник члена Общественной палаты
Российской Федерации.



Данная публикация 23.11.2017 г. была включена в информационный банк СПС КонсультантПлюс.

 
Источник публикации: Долинская Л.М. Совершенствование системы организации безопасности условий и охраны труда в строительстве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 12. С. 71 – 76; электронный ресурс: www.consultant.ru.
 


ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИСТОЧНИКЕ ПУБЛИКАЦИИ
 

Ежемесячный тематический правовой журнал
«Законы России: опыт, анализ, практика»

 
Каждый номер посвящен определенному вопросу права. Соответствующее законодательство и практику его применения исследуют и оценивают видные ученые и практики. Кроме того, журнал регулярно комментирует текущее законодательство, публикует статьи по самому широкому кругу вопросов, знакомит с лучшими образцами правовой мысли прошлого.

В первую очередь журнал адресован тем, кто профессионально интересуется нормотворчеством, правоприменением, сравнительным правоведением.

Подписчики и читатели журнала — ученые, практикующие юристы, студенты профильных вузов, судьи, работники налоговых, таможенных органов и других государственных структур, руководители предприятий различных форм собственности.

Журнал «Законы России: опыт, анализ, практика» включен в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.

Главный редактор и учредитель – доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, действительный член (академик) Российской академии адвокатуры и нотариата, вице-президент Федерального союза адвокатов России, член диссертационного совета  Д 212.123.01, созданного на базе Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА),  Николай Иванович КАПИНУС.

Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-24180 от 20 апреля 2006 г.

ISSN 1992-8041

Подписку на журнал «Законы России: опыт, анализ, практика»
можно оформить:

– по каталогам: Каталог «Газеты и Журналы» Агентства «Роспечать» Индекс – 36223
– через агентство ООО «Урал-Пресс», тел.: (495) 789-86-36.
  
Подписаться на журнал «Законы России: опыт, анализ, практика» также можно через Интернет:

http://www.presscafe.ru

http://www.vipishi.ru

http://www.akc.ru

http://www.ural-press.ru


Оформить подписку можно и непосредственно в редакции журнала.

По вопросам подписки обращаться по тел. (495) 772-4272,
а также по электронной почте: info@bukvoved.ru.