Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
2 ноября 2024 г.
К вопросу об эффективности контрольно-надзорных мероприятий за охраной труда в России
8 мая 2019 г.
Авторы публикации:
Томский государственный архитектурно-строительный
университет
karaush@tsuab.ru
В.А. Сенченко, руководитель Волгоградского центра
охраны труда и экологии «Охраны труда и экологии от А до Я»
Vladimir.Senchenko@south.rt.ru
О.О. Герасимова, к.т.н., доцент,
Томский государственный
архитектурно-строительный
университет
Ologeras@mail.ru
При этом меняется характер работы инспекторов. Если раньше инспектора проводили в основном проверки предприятий и организаций, то сейчас большую часть времени занимает работа с поступившими в инспекцию труда заявлениями работников и личный прием работников, чьи права, как считают последние, нарушены. Это можно проследить по диаграмме, показанной на рис. 2.
Плановые проверки в то же время не дают основания полагать, что на предприятии было все хорощо с охраной труда до проверки. Зная заранее о проверке, работодатель готовится к ней. Это позволяет работодателю навести порядок в области охраны труда у себя на предприятии, что является положительной стороной плановых проверок.
Однако достаточно много предприятий уходят от плановых проверок путем самоликвидации. В 2017 году из 14317 запланированных проверок были отменены проверки в 468 предприятиях, что составило 3,3 %. А если учесть, что из 6,38 млн. хозяйствующих субъектов в 2017 году было проверено только около 149 тысяч, что составляет 2,3%, то основная масса хозяйствующих субъектов не подвергается проверкам со стороны инспекторов Роструда. Об этом уже поднимался вопрос в литературе [4]. И можно только предполагать, как обстоят дела с охраной труда и производственным травматизмом на этих предприятиях. Реальное состояние дел с охраной труда на предприятии в основном может дать только внеплановая проверка, когда действительно анализируется реальная обстановка в области охраны труда.
В 2017 году при проведении всех надзорных мероприятий и при расследовании несчастных случаев на производстве в России официально было выявлено свыше 462,2 тыс. нарушений трудового законодательства. Согласно представленной Рострудом статистики [2], число выявленных нарушений снижается, как показано на рис. 4. Однако число нарушений, выявленных одним государственным инспектором труда за год, остается практически одинаковым.
2 – выявлено в среднем одним инспектором труда
Официальная статистика показывает, что в Российской Федерации имеется тенденция снижения уровня общего производственного травматизма [3]. Однако данная статистика не отражает реального состояния дел, что связано с рядом факторов.
До введения в действие Федерального закона № 421-ФЗ [6] о повышении ответственности за невыполнение требований охраны труда работодателями скрывались несчастные случаи на производстве. На рис. 5 показано число сокрытых несчастных случаев (1), расследованных инспекторами Роструда, в том числе со смертельным исходом (2), [1, 2, 7].
1 – всего; 2 – со смертельным исходом
И хотя по представленной Рострудом статистики вроде снижается общее число сокрытых несчастных случаев на производстве, однако если проанализировать процент сокрытых несчастных со смертельным исходом (рис. 6), то картина меняется на противоположную. В 2017 году из каждых пяти несчастных случаев на производстве один был скрыт работодателем.
со смертельным исходом
Если коснуться статистики несчастных случаев со смертельным исходом на производстве, то здесь нет полной ясности. Впервые в 2017 году в своем докладе [2] Роструд привел статистику анализа смертельных несчастных случаев, которые по результатам расследования были квалифицированы как не связанные с производством. Было установлено, что основной причиной квалификации несчастных случаев со смертельным исходом, как не связанные с производством, явилась смерть работников вследствие общего заболевания, что составило 84%.
Однако, какую долю составляют случаи не признанные производственными по отношению к признанными производственными Роструд не приводит. Например, в Томской области в 2012 году по данным государственной инспекции труда произошло 32 несчастных случая со смертельным исходом, однако производственными были признаны только 16 случаев. Остальные 16 случаев не были признаны производственными по ряду причин.
До настоящего времени нет достоверной статистики, а связано или нет общее заболевание работника с характером его работы. А эта доля, как было показано выше, может достигать 100%. Все это говорит о том, что необходимы исследования на уровне государства по этим вопросам.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1. Доклад об осуществлении и эффективности в 2015 году федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и надзора в сфере социальной защиты населения. – Режим доступа: URL: https://www.rostrud.ru/upload/Doc/Сводный_доклад Ростр. pdf. (Дата обращения 7 мая 2018).
2. Доклад об осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и надзора в сфере социальной защиты населения за 2017 год. – Режим доступа: URL: https://www.rostrud.ru/upload/Doc/Doc-rostrud/2017-15.03.2017.pdf. (Дата обращения – 7 мая 2018).
3. Отчет о деятельности Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов в 2017 году. – Режим доступа: URL: https://www.rostrud.ru/press_center/doklady/ otchety-o-deyatelnosti-federalnoy-sluzhby-po-trudu-i-zanyatosti/. (Дата обращения – 7 мая 2018).
4. Карауш С.А., Герасимова О.О. Эффективность государственного контроля за охраной труда в России // Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. – 2016. – № 4. – С. 55-58.
5. Карауш С.А., Сенченко В.А., Герасимова О.О. Современные проблемы государственного надзора за охраной труда. Безопасность и охрана труда. – 2017. –№ 1(70). – C. 29-31.
6. Федеральный закон № 421-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона
«О специальной оценке условий труда». Российская газета, 31 декабря 2013 г., № 6272.
7. Отчет о деятельности Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов в 2016 году. – Режим доступа: URL: https://www.rostrud.ru/upload/Doc/ report_2016.pdf.
(Дата обращения – 7 мая 2018).
Статья публикуется с любезного разрешения редакции
журнала «Безопасность и охрана труда»
Источник публикации: biota.ru.
Мнение авторов публикации может не совпадать с мнением редакции
информационного портала «Труд-Эксперт. Управление»