Новости
10 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Сравнительная оценка влияния информационной нагрузки на представителей коммуникативных и операторских профессий
28 июня 2019 г.
Т.Н. Васильева,
кандидат биологических наук,
научный сотрудник отдела гигиены
ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены
и профпатологии» Роспотребнадзора
И.В. Федотова,
доктор медицинских наук,
доцент, заведующая отделом гигиены
М.М. Некрасова,
кандидат биологических наук,
доцент, старший научный сотрудник
А.В. Зуев,
научный сотрудник отдела гигиены
Предлагаем вашему вниманию результаты исследования, проведенного среди школьных учителей как представителей коммуникативной профессии и диспетчеров транспортного предприятия, относящихся к операторам. Функциональное состояние работников анализировалось с помощью ряда опросников – «Дифференцированная оценка работоспособности» (ДОРС); «Профессиональное выгорание» (ПВ); «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS). Результаты исследования подвергались статистической обработке с помощью t-критерия Стьюдента.
Анализ результатов показал, что у всех испытуемых наблюдается умеренная степень выраженности величин трех индексов работоспособности – «Утомление», «Монотония» и «Пресыщение». Для школьных учителя в отличие от диспетчеров характерны более высокие значения показателей «Утомление», «Эмоциональное истощение» и «Редукция персональных достижений» и более низкие – «Стресс».
Идентичные степени выраженности моделей преодолевающего поведения в обеих группах испытуемых наблюдаются по следующим параметрам: «Асоциальные действия», «Ассертативные действия», «Манипулятивные действия» и «Агрессивные действия». Предпочитаемыми моделями у школьных учителей являются: «Осторожные действия»; «Импульсивные действия» и «Агрессивные действия». Полученные результаты свидетельствуют о наличии проявлений профессионального стресса в обеих группах испытуемых и могут быть использованы для психодиагностики предиктов синдрома выгорания.
Поддержание соответствующего уровня сформированности стрессоустойчивости и нейтрализации негативного воздействия стресс-факторов на работников, подвергающихся информационным нагрузкам, возможно при продуманной системе гигиенической, социально-психологической и административно-корпоративной поддержки.
В «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» отмечено, что в стране произошла структурная перестройка экономики, которая определена как цифровая экономика [1]. Следствием этой перестройки является позитивная динамика роста численности работников непроизводственного сектора, большинство из которых составляют представители умственного труда [2].
Исследователи акцентируют внимание на то, что информационно-коммуникативные технологии, наряду с повышением эффективности производства, технологий, оборудования, продажи товаров и услуг, оборачивается для здоровья работника негативными последствиями. В результате информационных перегрузок (в том числе – использование социальных сетей в повседневном общении, рост числа информационных и коммуникационных систем, применение компьютерных технологий, медиасредств, мобильных средств общения и др.) происходит истощение адаптационных возможностей организма, что в свою очередь может стать причиной психосоматических заболеваний и пограничных состояний [3-8].
Общепризнанно, что современный работник подвержен воздействию разнообразных стрессовых ситуаций, обусловленных усложняющимися социально-экономическими условиями, ускорением темпа жизни, увеличением объема информации, а также постоянным психоэмоциональным напряжением. По мнению ряда исследователей негативными последствиями воздействия стресс-факторов являются: снижение работоспособности, ухудшение качественных и количественных показателей работы; снижение адаптационных возможностей организма; личностные деформации и стресс-синдромы (синдром профессионального выгорания, синдром хронической усталости, депрессии, и др.); болезни адаптации (язвенная болезнь желудка, инфаркт миокарда, гипертония, бронхиальная астма, и др.) [9, 10].
Синдром выгорания как следствие рабочих (профессиональных) стрессов уже более 30 лет широко исследуется в зарубежной психологии. Этим термином обозначают напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью. Предприняты попытки определения причин возникновения производственного стресса.
К ним относят не только воздействие повышенных уровней факторов производственной среды и трудового процесса (физические факторы – шум, вибрация, электромагнитные излучение и пр., вредные вещества, биологические агенты, тяжесть и напряженность труда), но и организационно-экономические и социальные характеристики профессиональной деятельности: структура организации труда (взаимосвязи между сотрудниками, отделами, источники информации и способы ее доведения и т.д.); специфика управления трудовым процессом – формы подчинения, степень автономности, благоприятный/неблагоприятный социально-психологический климат; принятый в организации перечень трудовых стимулов (моральные и материальные); должностной статус, ролевые отношения; эффективность деятельности службы персонала по отбору, обучению, продвижению, переподготовке, ротации (менторинг, секондмент) персонала, формированию резерва кадров.
Распространенными видами профессиональных стрессов являются информационный и эмоциональный. Внедрение компьютерных технологий практически во все сферы деятельности приводит к тому, что все большее число профессий оказывается под влиянием возрастающей информационной нагрузки [1, 3, 7]. Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в атмосфере высокой ответственности задания, может сопровождать неопределенностью ситуации, недостоверной информацией о ней, или быстрым, частым, неожиданным изменении переменной информационных параметров. Его проявления характерны для работников операторских профессий.
Эмоциональный стресс может формироваться в ситуациях реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами, переживаниях, унижении, вине, гневе и обиде в случаях противоречий или разрыва деловых отношений, при конфликте с руководством и др.), при этом могут разрушаться глубинные установки и профессиональные ценности работника. В отдельных рабочих ситуациях может возникнуть коммуникативный стресс, вызванный присутствием реальных проблем делового общения (неумением защититься от коммуникативной агрессии; незнанием специальных приемов защиты от манипулирования; несовпадением по темпу общения). Коммуникативный стресс сопровождается повышенной раздражительностью. Как правило, эмоциональный и коммуникативный виды рабочих стрессов являются доминирующим для работников умственного труда.
Следствием воздействия профессионального стресса на психику работающего человека является многоаспектность негативных последствий. Для описания вредоносного влияния профессии на психическую жизнь профессионала используются понятия – профессиональный стресс, профессиональная деформация, «синдром эмоционального выгорания». В широкой трактовке профессиональный стресс – это завышенные требования среды к наличным возможностям субъекта, т.е. перегрузка, сверхстимуляция, неадекватность в целостной системе взаимоотношений «человек-среда», которая включает не только приведенное выше толкование, но и связи между потребностями человека и возможностью их удовлетворения в труде.
Следствием влияния напряженной трудовой деятельности может стать так называемая «профессиональная деформация» – т.е. приобретение человеком в результате работы в данной профессии некоторых специфических особенностей взгляда на мир и поведения (стереотипа, привычек), которые могут проявляться не только в профессиональной деятельности, но и вне ее. Например, для школьных учителей характерны демонстративное поведение, строгое воспитание собственных детей. Одним из вариантов профессиональной деформации мотивационной сферы личности является трудоголизм, или чрезмерная увлеченность человека своей работой как способа избегания личных проблем, трудностей и требований реальной жизни [4, 10-12].
В отечественной науке в последнее время проблематика синдрома выгорания весьма популярна. В литературе представлены различные определения «выгорания», однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов различной интенсивности. В связи с этим синдром «эмоционального выгорания» обозначается рядом авторов как «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте психологической деформации работника под влиянием профессиональных стрессов [9, 10, 11, 13-15].
Таким образом, синдром выгорания представляет собой многофакторный процесс, который зависит от внешних (организационных факторов) и внутренних факторов (индивидуально-психологических особенностей). Алгоритм формирования синдрома выгорания соответствует механизму развития стресса, проявляясь симптомами неудовлетворенности собой, «загнанностью» в клетку, эмоционально-нравственной дезориентации, личностной отстраненности и т.д. Результатами конечной формы проявления синдрома выгорания становятся безразличие, равнодушие, душевная черствость.
Возникновение выраженной формы синдрома провоцируется высокой рабочей нагрузкой, отсутствием вознаграждения за работу, однообразной и бесперспективной деятельностью, отсутствием чувства собственной значимости на рабочем месте, что в конечном итоге приводит к резкому ухудшению качества жизни [4, 6, 10-12, 15, 16].
Разработаны стратегии выявления и преодоления профессионального выгорания, включающие психодиагностику, аудит, профилактические мероприятия и психологическую интервенцию [12, 16, 17, 18].
Психопрофилактика негативного влияния сочетанного воздействия информационных нагрузок и других производственных стресс-факторов, может проводиться по всем направлениям психологической помощи. Весьма важным направлением для повышения стрессоустойчивости сотрудников организации работы является психологическое просвещение, направленное на информирование об уровне вредности социально-психологических стресс-факторов.
Психокоррекция синдрома выгорания работников позволяет выделить причины и способы преодоления выгорания; активизирует личностные ресурсы; позволяет лучше понять и узнать способы управления своими эмоциями и внутренними напряжениями; формирует коммуникативную компетентность и способствует профессиональной успешности. Психогигиену, психодиагностику, психокоррекцию и психотерапию негативных проявлений профессионального стресса можно проводить в индивидуальной и тренинговой форме [10, 19, 20].
Целями настоящего исследования являлись: сравнительная оценка параметров функционального состояния работников двух профессиональных групп, подвергающихся воздействию различной степени влияния информационной нагрузки; определение надежного психодиагностического инструментария для определения проявлений синдрома выгорания; разработка рекомендаций по оказанию психологической помощи, направленной на профилактику негативного влияния неблагоприятных рабочих стресс-факторов (сохранение профессионального долголетия и/или формирование стрессоустойчивости).
В исследовании принимали участие работники государственных учреждений г. Нижнего Новгорода: 20 школьных учителей и 18 диспетчеров (транспортное предприятие) в возрасте от 20 до 55 лет и со стажем работы в профессии от 1 года до 35 лет, все женщины. Психодиагностика показателей функционального состояния испытуемых была выполнена с помощью опросников: «Дифференцированная оценка работоспособности» (ДОРС); «Профессиональное выгорание» (ПВ); «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS).
Примененный методический комплекс был использован для определения ряда показателей работоспособности, психического выгорания, моделей преодолевающего поведения. Опросник ДОРС (адаптация А. Б. Леоновой) предназначен для оценки выраженности компонентов актуального функционального состояния – индексов утомления (ИУ), монотонии (ИМ), пресыщения (ИМ) и стресса (ИС) в соответствии с ключами. Если значение коэффициента менее 18 баллов то изучаемый компонент не выражен, от 18 до 29 баллов – выражен, более 30 баллов – сильная степень выраженности.
Опросник «Профессиональное выгорание» (модификация Н.Е. Водопьяновой и Е.С.Старченковой). В опроснике содержится 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности. Включает три субшкалы – «эмоциональное истощение», «деперсонализация» и «редукция персональных достижений». Существуют варианты опросника для разных профессиональных групп. О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «Эмоциональное истощение» (25 баллов и больше) и «Деперсонализация» (11 и больше); низкие – по шкале «Редукция персональных достижений» (низкий уровень – 37 и больше).
Опросник SACS «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолла (модификация Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой). В тесте 54 утверждения, на которые необходимо дать ранжированный ответ. Опросник содержит 9 моделей преодолевающего поведения: ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипулятивные (непрямые) действия, асоциальные действия, агрессивные действия. Анализ степени выраженности (низкая, средняя или высокая) преодолевающих моделей поведения проводится на основании сопоставления данных по каждой из субшкал с ключом (со средними значениями моделей преодоления в исследуемой профессиональной группе).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Профессиональные группы, в которых проводилось исследование, характеризуются различной по видам и степени информационной нагрузкой, спецификой направленности профессиональной деятельности: если педагогов можно отнести к работникам коммуникативной сферы, то работа диспетчеров относится к одной из видов операторских профессий. В соответствии с этим представители групп подвергаются воздействию различных стресс-факторов.
Следует отметить, что современный этап развития сферы образования характеризуется массовым использованием возможностей сети Интернет в деятельность всех участников образовательного процесса и стал возможен благодаря внедрению государственной программы информатизации образования – оснащение школ компьютерами, мультимедийными программами и доступом в Интернет.
Современная школа обязана иметь свой сайт, электронные дневники, сведения о воспитательных, спортивных, общешкольных мероприятиях и мн.др. С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования, поскольку открываются широкие возможности доступа к информационным образовательным ресурсам и технологиям при организации учебного процесса, повышаются возможности для знакомства с опытом других учителей. Использование сети Интернет на уроках и во внеурочное время позволяет разнообразить учебный процесс, повысить мотивацию школьников к изучаемому предмету и эффективность проверки уровня знаний, применить инновационные технологии и методики для развития творческой личности каждого ребенка [21].
Однако положительный эффект от возросших благодаря компьютеризации школьного процесса возможностей, профессиональная деятельность учителя осложняется увеличением информационной нагрузки. Традиционно она сопровождается также воздействием коммуникативных и психоэмоциональных стресс-факторов – эмоциональной напряженностью, постоянными психоэмоциональными перегрузками, моббингом и т.д., что может способствовать развитию синдрома выгорания [22-26].
Деятельность диспетчера транспортного предприятия в наиболее общем виде заключается в работе с различного рода техническими системами дистанционного видеонаблюдения за объектами и в ситуациях эффективного общения с участниками транспортного движения. Профессиональные обязанности диспетчеров транспортных предприятий регламентируются должностными инструкциями и нормативными документами конкретного предприятия. Должностная инструкция – это внутренний документ, разрабатывается она каждой организацией самостоятельно. Однако основные атрибуты и разделы документа, принятые правилами делового оборота, в подавляющем большинстве случаев остаются неизменными.
Среди общих обязанностей специалистов этой профессии выделяют: контроль за графиком движения транспортных единиц и его корректировка по плановому графику; контроль за воспроизведением на дисплее поездной ситуации; контроль за работой системы «автодиспетчер»; прием информации о неисправностях, экстремальных ситуациях; отдача распоряжений о дальнейших действиях лицу, управляющему транспортной единицей, в случае ее неисправности или экстремальной ситуации и др. [27].
Характеристиками операторского труда, в том числе и диспетчера, являются: вероятностное прогнозирование, монотонно- и стрессоустойчивость, ответственность, установка на точность и безошибочность действий, умение экстренно действовать в непредвиденных ситуациях. Значительная информационная нагрузка, работа в постоянном контакте с людьми и высокая вероятность возникновения непредвиденных ситуаций, зачастую требующих принятия оптимального решения в условиях ограниченного времени, требует от работника диспетчерской службы сильного эмоционального напряжения, что может привести к возникновению синдрома выгорания [6, 8, 13, 27, 28].
Исследование с помощью упомянутых опросников параметров функционального состояния среди школьных учителей и диспетчеров транспортного предприятия выявило характерные для них особенности психологических проявлений (табл.).
испытуемых двух профессиональной групп
Параметры функционального состояния | Школьные учителя | Диспетчеры |
Индексы работоспособности (ДОРС) | ||
Индекс «Утомление» | 22,4±0,99* | 18,8±1,13 |
Индекс «Монотония» | 18,1±0,57 | 19,9±1,32 |
Индекс «Пресыщение» | 17,7±1,08 | 16,8±1,08 |
Индекс «Стресс» | 19,1±0,68 | 30,2±0,55* |
Субшкалы опросника «Профессиональное выгорание» (ПВ) | ||
Эмоциональное истощение | 31,1 ± 1,38* | 24,0±1,68 |
Деперсонализация | 13,6 ± 1,22 | 10,8±1,36 |
Редукция персональных Достижений |
37,5 ± 1,9* | 26,0±1,37 |
Модели преодолевающего поведения (SACS) | ||
Ассертивные действия/ Assertive actions | 21,1 ± 0,65 | 19,2±1,13 |
Вступление в социальный контакт | 25,3 ± 0,71 | 22,05±1,48 |
Поиск социальной поддержки | 25,7 ± 0,9 | 22,3±1,6 |
Осторожные действия | 25,3 ± 1,11* | 21,2±1,05 |
Импульсивные действия | 19,5 ± 0,96* | 15,2±1,24 |
Избегание | 19,0 ± 1,27 | 18,6±1,1 |
Манипулятивные действия | 19,6 ± 0,9 | 18,8±0,78 |
Асоциальные действия | 13,7 ± 1,45 | 16,3±0,94 |
Агрессивные действия | 24,7 ± 0,61* | 20,8±0,86 |
Анализ результатов сравнительной психодиагностики работоспособности показал, что у всех испытуемых величины трех индексов работоспособности («Утомление», «Монотония» и «Пресыщение») свидетельствуют об умеренной степени выраженности изучаемых показателей функционального состояния. При этом школьные учителя отличаются от диспетчеров большей величиной индекса утомления (t = 2,33; P < 0,05). У диспетчеров диагностируется сильная степень выраженности стресса (индекс «Стресс», t = 12,69; P < 0,001).
Обнаружены различия по величинам показателей профессионального выгорания. Учителя отличаются от диспетчеров высокими уровнями выгорания по субшкалам «Эмоциональное истощение» (t = 3,27; P < 0,01) и «Редукция персональных достижений» (t = 4,91; P < 0,001).
Оценка выбора моделей преодолевающего поведения у двух групп испытуемых выявила разную степень их выраженности. Идентичные показатели наблюдаются по следующим параметрам: низкая степень – «Асоциальные действия», средняя степень – «Ассертативные действия» и «Манипулятивные действия», высокая степень – «Агрессивные действия». Однако предпочитаемыми моделями преодолевающего поведения школьных учителей по сравнению с диспетчерами являются: «Осторожные действия» (t = 2,69; P < 0,05); «Импульсивные действия» (t = 2,73; P < 0,01) и «Агрессивные действия» (t = 3,7; P < 0,001). Полученные результаты свидетельствуют о наличии проявлений профессионального стресса в обеих группах испытуемых и могут быть использованы для психодиагностики предиктов синдрома выгорания для каждой из изучаемых групп, причем у школьных учителей для его обнаружения следует использовать опросник ПВ, а у диспетчеров транспортного предприятия – ДОРС по индексу «Стресс».
Для повышения работоспособности и формирования стрессоустойчивости у работников умственного труда, подвергающихся сочетанному воздействию информационной нагрузки и других негативных стресс-факторов необходимо проведение ряда гигиенических, клинических, психологических и административно-корпоративных мероприятий. Среди них: разработка профилактических мероприятий, связанных с регулированием информационных и умственных нагрузок; мониторинг состояния здоровья; количественный и качественный анализ результатов психодиагностики показателей функционального состояния работников.
На наш взгляд, формирование навыков стрессоустойчивости школьных учителей целесообразно начинать с проведения тренинга личностного роста (7 занятий длительностью более 72 часов) с элементами гештальттерапии и психодрамы. Приводим приблизительную тематику тренинговых занятий: «Психодиагностика личности и Я-концепция учителя»; «Мой жизненный путь и методика выработки жизненных планов»; «Жизненные и профессиональные цели современного учителя»; «Воспитание уверенности (ассертивности) поведения в школе»; «Учитель – творческая личность, методики креативности»; «Время не лечит, время меняет! (Прохождение жизненных трудностей или способы возрождения)»; «Учитель − творец будущего?!» [17, 19, 20].
Стабильная работоспособность и обучение навыкам нейтрализации последствий информационного стресса возможно в рамках углубленного тренинга делового общения (7 занятий длительностью более 72 часов). В данном случае потенциальная тематика будет включать: «Повседневный стресс и работа диспетчера?!», «Деловое общение и манипуляция: почему с кем-то из коллег трудно общаться?»; «Профессиональный стресс – как его определить?»; «Конфликты на работе: почему нельзя их избежать?»; «Мои ресурсы стрессоустойчивости»; «Медитация и дыхательная гимнастика как способы сохранения здоровья»; «Психотерапия в работе диспетчера (гештальттерапия, арттерапия, библиотерапия и др.)» и др. [29].
Формирование стрессоустойчивости, межличностного общения и своевременная психокоррекция негативного воздействия стресс-факторов работников умственного труда может быть осуществлена с помощью обучения психологическим техникам. К распространенным вариантам такого обучения относят теоретический блок (семинары, лекции) и тренинговый блок – социально-психологические тренинги (тренинги делового общения и личностного роста, направленные на формирование навыков преодоления конфликтов, аутогенной тренировки, медитации, дыхательной гимнастики и т.д.), психотерапевтические тренинги (гештальт-терапия, арт-терапия) и др.
Для поддержания соответствующего уровня сформированности стрессоустойчивости и нейтрализации негативного воздействия рабочих стресс-факторов могут быть применены различные виды социально-психологической и административно-корпоративной поддержки: оптимизация системы мотивации и стимулирования персонала (в том числе планирование профессионального роста и персональной карьеры), создание благоприятного социально-психологического климата, наличие гибкого графика работы, разгрузочные и реабилитационные тренинги, корпоративные праздники, дни здоровья и т.д.
1. Профессиональная деятельность школьного учителя сопровождается сочетанным воздействием негативных стресс-факторов: эмоциональная напряженность, постоянные психоэмоциональные перегрузки, моббинг (психоэмоциональный фактор) и информационные нагрузки (информационный фактор). Сочетанное действие информационного и эмоционального факторов может привести к развитию синдрома выгорания. К производственным стресс-факторам деятельности диспетчера транспортного предприятия можно отнести: информационный фактор, монотонность труда, высокую вероятность возникновения непредвиденных ситуаций, работу в постоянном контакте с людьми (коммуникативный фактор).
2. Апробация опросников, направленных на определение степени «выгорания», позволило определить наиболее адекватные из них для психодиагностики этого состояния: для школьных учителей – опросник ПВ, диспетчеров транспортного предприятия – опросник ДОРС (индекс «Стресс»).
3. Сохранение профессионального долголетия работников, подвергающихся информационным нагрузкам, возможно при соблюдении следующих требований к организации профессиональной деятельности: информирование об уровне вредности производственных стресс-факторов; организация рационального режима труда и отдыха; проведение психодиагностики показателей функционального состояния работников; проведение регулярного мониторинга состояния здоровья; оказание своевременной психологической помощи (психологического сопровождения) и продуманной системы гигиенической, социально-психологической и административно-корпоративной поддержки.
2. Степанов Е.Г., Туктарова И.О. Оценка профессиональных рисков у работников непроизводственных видов экономической деятельности. В кн.: Российская гигиена – развивая традиции, устремляемся в будущее: Материалы XII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. 17-18 ноября 2017 г. Москва. М.; 2017; Т.2: 632-6.
3. Ахмаров А.В. Влияние информационных и психо-технологий на личностное развитие в современном обществе. В кн.: Актуальные проблемы профессионального педагогического и психологического образования: сборник статей Международной научно-практической конференции. 20 августа 2017 г. Казань. Уфа; 2017: 9-11.
4. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; 2000.
5. Бухтияров И.В., Денисов Э.И., Еремин А.Л. Основы информационной гигиены: концепции и проблемы инноваций. Гигиена и санитария. 2014; 4: 5-9.
6. Зайцева Н.В., Власова Е.М., Малютина Н.Н. Особенности психологического статуса работающих с компьютерной техникой. Медицина труда и промышленная экология. 2011; 1: 14-8.
7. Еремин А.Л. Оптимизация умственного труда и творчества: новые биоинформационные подходы и концепции. Жизнь без опасностей. Здоровье. Профилактика. Долголетие. 2013; 4: 59-66.
8. Юшкова О.И. Профилактика неблагоприятного влияния трудовой деятельности на функциональное состояние работников умственного труда. Медицина труда и промышленная экология. 2012; 4: 13-9.
9. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер; 2009.
10. Водопьянова, Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практ. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт; 2018.
11. Орел В. Е. Синдром психического выгорания: мифы и реальность. Харьков: Гуманитарный центр; 2014.
12. Мишкина Е. А. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников предприятия. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Актуальные проблемы формирования и развития инновационной культуры её носителя. Выпуск 1. – ART 95063. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95063.htm. – ISSN 2304-120X.
13. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер; 2008.
14. Попова Т. А. Самоактуализация как условие совладания с эмоциональным выгоранием педагога. Современные проблемы науки и образования. 2013; 6: 27-9.
15. Човдырова Г. С., Осипова М. И., Клименко Т. С. Психологические свойства, препятствующие эмоциональному выгоранию личности как синдрому развития хронического стресса. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014; 3: 88-90.
16. Синюкова Е. М. Синдром эмоционального выгорания личности: его сущность и детерминанты. Парадигма познания. 2014; 2: 150-55.
17. Гафарова Н.В. Социально-психологический тренинг, направленный на преодоление профессионального выгорания и эмпирическая проверка его эффективности. Вестник ЮУрГУ. 2013; том 6; 2: 43-9.
18. Чутко Л. С., Козина Н. В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. 2-е изд. М.: МЕДпресс-информ; 2014.
19. Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. М.: Изд-во Ин-та психотерапии; 2012.
20. Осухова Н. Г., Кожевникова В. В. Возвращение к жизни: Методические материалы для ведущих тренингов и семинаров по профилактике профессионального выгорания. М.: Изд-во «Амиго-пресс»; 2013.
21. Петухова М. Г. Интернет-пространство и социальные сетевые сервисы в работе учителя начальных классов. Молодой учёный. 11.1 (70.1). Июль, 2014: 39-41.
22. Коновальчук А.Н. Влияние социально-демографических характеристик жизнедеятельности на развитие синдрома «эмоционального выгорания» учителей. Приволжский научный журнал. 2008; 3: 132-8.
23. Седнева О. Ю. К вопросу об эмоциональном выгорании педагога. В сб.: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 томах. 2015:132-4.
24. Степанов Ф. Г., Щукина О. Э. Профессиональное выгорание и эмоциональная направленность учителя. Психологический журнал. 2015; Т. 2; 4: 169-72.
25. Демина Е.В., Милинкис Е.Б., Милинкис С.Е., Полагин К.С. Исследование проявления моббинга в российских компаниях. T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. 2017; Т. 11; 2: 41-7.
26. Хван А.А., Чиркова Т.Н. Некоторые особенности диагностики выгорания педагогов. В кн.:Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 7–8 октября 2011. Астрахань: Издат. дом Астрах. ун-т, 2011: 145-8.
27. Должностная инструкция диспетчера автомобильного транспорта (9.03.2017). Режим доступа: http://nsovetnik.ru/dolzhnostnye_instrukcii/dolzhnostnaya_ instrukciya_ dispetchera_ avtomobilnogo_transporta/(дата обращения: 16.09.2017).
28. Tsuchiya M., Takahashi M., Miki K. Cross-sectional association between daily rest periods during weekdays and psychological distress, nonrestorative slip, fatigue, and work performation technology workers. Industrial Health. 2017; 2: 173-9.
29. Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг делового (профессионального) общения. М.: Академический Проект; Трикста; 2006.
журнала «Безопасность и охрана труда»
Источник публикации: biota.ru.