Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Типовой контракт по обучению вопросам охраны труда: заслуживает внимания

9 июля 2019 г.

Унификация закупочных документов – это тот тренд, который был озвучен закупочным регулятором на юбилейном форуме «Госзаказ» в апреле 2019 года. С одной стороны, установление единообразия в составе и формах закупочных документов позволит повысить эффективность закупок и, как следствие, снизить количество непреднамеренных ошибок. Но, с другой стороны, не возникнет ли у заказчиков еще больше вопросов и сложностей в работе с типовыми документами? Попытаемся ответить на поставленный вопрос на примере одного из последних принятых типовых контрактов.
Унификация закупочных документов – это тот тренд, который был озвучен закупочным регулятором на юбилейном форуме «Госзаказ» в апреле 2019 года.
С одной стороны, установление единообразия в составе и формах закупочных документов позволит повысить эффективность закупок и, как следствие, снизить количество непреднамеренных ошибок. Но, с другой стороны, не возникнет ли у заказчиков еще больше вопросов и сложностей в работе с типовыми документами? Попытаемся ответить на поставленный вопрос на примере одного из последних принятых типовых контрактов.
 
 

 
Автор публикации:



Коротаева Арина,
старший преподаватель
кафедры ГМУ Академии Пастухова.
 
 

С 12 апреля 2019 г. <Приказ № 834н был размещен в ЕИС 12 марта 2019 г. В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 02.07.2014 № 606 (далее — ПП РФ № 606) типовой контракт подлежит применению по истечении 30 календарных дней после дня его размещения в ЕИС> заказчики обязаны применять Приказ Минтруда России от 24.12.2018 № 834н (далее — Приказ № 834н), которым утверждены два типовых контракта — на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда и обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, — а также их информационные карты. Приказ № 834н вступил в силу с 9 марта 2019 г., однако утвержденные им типовые контракты стали обязательны для применения по истечении месяца с даты размещения Приказа № 834н в ЕИС.

Рассмотрим отдельные положения типового контракта на оказание услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда (далее — контракт на обучение), т.к. он подлежит применению любым заказчиком, вне зависимости от его статуса и организационно-правовой формы. Напомним, в соответствии с Трудовым кодексом РФ одной из обязанностей работодателей в рамках трудовых отношений является обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверка знания требований охраны труда. В соответствии со ст. 225 ТК РФ все работники, в т.ч. руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда. Поэтому указанный типовой контракт коснется каждого заказчика.
 

 
ГРАНИЦЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРАКТА НА ОБУЧЕНИЕ

 
В соответствии с информационной картой к типовому контракту он распространяется на услуги, которые по классификатору ОКПД2 входят в группу 85.42.19 «Услуги по дополнительному профессиональному образованию прочие». Указанная группировка, кроме прочего, включает в себя «услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда». Таким образом, при указании кода в части наименования объекта закупки или при формировании ИКЗ и т.п. у заказчиков не возникнет вопрос, к какому коду относится данный вид услуг.
 
На основании п. «в» информационной карты контракт на обучение подлежит применению «при любом размере НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». Таким образом, типовой контракт на обучение, утвержденный Приказом № 834н, подлежит обязательному применению вне зависимости от способа закупки, будь то конкурентная закупка (конкурс, аукцион, запрос котировок или запрос предложений) либо закупка у единственного поставщика (например, закупка до 100 тыс. руб. по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ или закупка до 400 тыс. руб. по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
 
Внимательный читатель может возразить: типовые контракты разрабатываются и утверждаются на основании ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ; однако ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ гласит, что при заключении контракта в случаях, предусмотренных, в частности, п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, требования ч. 4-9, 11-13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ могут к указанному контракту не применяться. К сожалению, данное возражение снимается при обращении к п. 18 Правил разработки типовых контрактов (утв. ПП РФ № 606), где указано, что типовые контракты могут не применяться при осуществлении закупок в т.ч. по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, «если необходимость применения типового контракта... не предусмотрена в указанных случаях информационной картой». А информационная карта рассматриваемого типового контракта не оставляет сомнений в том, что типовой контракт подлежит применению «при любом размере НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
 
Рассмотрим отдельные условия, включенные в типовой контракт по обучению вопросам охраны труда, в порядковой последовательности изложения текста контракта. Обратим внимание как на положительные, так и на противоречивые положения указанного типового контракта.
 
 

 
ССЫЛКА НА ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ СПЕЦИАЛЬНУЮ
ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЯ

 
В преамбуле контракта необходимо указать реквизиты документов, подтверждающих специальную правоспособность исполнителя. Это лицензия на право ведения образовательной деятельности и документ, подтверждающий наличие у исполнителя контракта необходимой аккредитации.
 
В преамбулу контракта включаются номер и дата регистрации лицензии, а также наименование лицензирующего органа, который такую лицензию выдал. В зависимости от способа закупки реквизиты лицензии заказчик узнает либо из заявки победителя конкурентной процедуры, либо непосредственно на этапе заключения контракта. Например, при проведении конкурса или аукциона в составе заявки участник обязан предоставить скан—копию лицензии, а в случае заключения контракта с единственным поставщиком заказчик, как правило, узнает реквизиты лицензии при заключении контракта. При проведении запроса котировок участник лишь декларирует наличие у него действующей лицензии <в соответствии с подп. «а» п. 4 ч. 9 ст. 82.3 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать декларацию о соответствии участника запроса котировок в электронной форме требованиям, установленным п. 1, 3-9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
 
При этом участник даже не имеет технической возможности указать в декларации реквизиты лицензии, поскольку декларирование осуществляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки (т.е. «галочкой»). Таким образом, при проведении запроса котировок реквизиты лицензии вносятся в контракт при его заключении. Например, путем направления протокола разногласий со стороны победителя.
 
При заключении контракта по итогам запроса котировок или по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (до 100 тыс. руб.) заказчики и исполнители фактически лишены возможности прикладывать копию лицензии к контракту и делать соответствующую ссылку на такое приложение.
 
Отметим, что перечень приложений к контракту строго ограничен:

— приложение № 1 — список обучающихся;
— приложение № 2 — заказ на оказание услуг;
— приложение № 3 — расчет стоимости услуг;
— приложение № 4 — акт сдачи-приемки оказанных услуг (этапа оказания услуг);
— приложение № 5 — акт сверки расчетов.
 
В любом случае у заказчика остается право на проверку реквизитов лицензии, например, с помощью раздела «Реестр лицензий» на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) < http://obrnadzor.gov.ruc>.
 
Аналогичный подход распространяется и на второй документ, который подтверждает право контрагента на оказание данного вида услуг. В преамбуле также необходимо указать регистрационный номер в реестре организаций, оказывающих услуги в области охраны труда по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» для данного вида обучения обязательна аккредитация, которая осуществляется в уведомительном порядке: Минтруд России вносит соответствующие сведения в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Таким образом, у заказчика есть возможность проверить наличие организации-исполнителя в реестре аккредитованных организаций <6>.

<6> На сайте Минтруда России http://akot.rosmintrud.ru перечень таких организаций размещен в разделе «Реестры».
 

 
ПРЕДМЕТ КОНТРАКТА И ОБЪЕМ УСЛУГ: СЛОВО ЗА КАТАЛОГОМ ТРУ

 
В соответствии с п. 1.1 типового контракта на обучение предметом контракта является «оказание услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда по программе (далее указывается наименование программы)».

В настоящее время данная формулировка вполне очевидна и не вызывает у заказчиков вопросов, но с 1 июля 2019 г. все может измениться. Дело в том, что с этой даты для заказчиков становятся обязательными для применения 4 позиции по коду 85.42.1 «Услуги по дополнительному профессиональному образованию», включенные в Каталог ТРУ (с позиции 85.42.10.000-00000001 по позицию 85.42.10.000-00000004 включительно). По всем этим позициям в Каталоге ТРУ в качестве наименования услуги указана формулировка «Услуги по дополнительному профессиональному образованию».
 
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Закона № 44-ФЗ наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, указывается в соответствии с Каталогом ТРУ! Возникает вопрос: какое наименование закупаемых услуг заказчик должен будет указывать в формулировке предмета контракта после 1 июля 2019 г. — из типового контракта или из Каталога ТРУ?
 
Если считать приоритетной информацию, включенную в Каталог ТРУ, то возникают разночтения между формулировкой в «шапке» контракта и п. 1.1, где описывается предмет контракта. Ведь у заказчика нет возможности в п. 1.1 указать наименование закупаемых услуг в соответствии с Каталогом ТРУ как «услуги по дополнительному профессиональному образованию», т.к. они называются там услугами по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.
 
Еще один важный момент — это единицы измерения для указания объема услуг. В соответствии с Каталогом ТРУ при указании объема образовательных услуг допустимо указывать следующие единицы измерения: час; человеко-час; человек и условная единица. Но в соответствии с п. 1.2 типового контракта такого выбора у заказчика нет: объем услуг указывается исключительно в единице измерения «человек». Следовательно, в плане-графике, извещении, документации и проекте контракта заказчик должен указать точное количество сотрудников, которое будет проходить обучение. И обоснование НМЦК также необходимо будет делать из расчета стоимости обучения одного человека.
 
Если заказчик решит провести закупку услуг без указания их объема на основании п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, то в п. 1.2 контракта указывается конкретное количество обучающихся. Например, «1.2. Количество Обучающихся, подлежащих обучению по Программе, — 12 (двенадцать) человек согласно списку Обучающихся, предусмотренному приложением № 1 к Контракту».
 
Представляется, что при применении п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ заполнение п. 1.2 контракта должно происходить следующим образом. На момент объявления процедуры закупки заказчик еще не знает точного количества обучающихся. Но по итогам закупки, когда уже известна стоимость обучения одного работника, число работников, подлежащих направлению на обучение, определяется путем деления НМЦК на стоимость обучения одного работника.
 
Не ограничиваясь одним лишь указанием конкретного числа обучающихся, заказчик должен также приложить к контракту еще и их пофамильный список. При этом в соответствии с п. 11.2 типового контракта вопросы, связанные с изменением состава обучающихся, могут быть разрешены сторонами при условии информирования исполнителя о необходимости таких изменений за 2 недели до начала занятий. Таким образом, если при исполнении контракта возникнет необходимость корректировки перечня лиц, направляемых на обучение (например, в связи с увольнением работника или приемом на работу нового сотрудника и т.п.), то такие вопросы могут быть решены в рабочем порядке.
 

 
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОТ ОЧНОЙ ДО ЭЛЕКТРОННОЙ

 
В типовом контракте имеются противоречия в части допустимых форм обучения, указанных в п. 1.1 и в позиции 1 заказа на оказание услуг (приложение № 2 к контракту) (см. табл. 1).


 
Таблица 1. Противоречия в части допустимых форм обучения
 
П. 1.1 контракта Позиция 1 заказа на оказание услуг
форма обучения:
— очная;
— очно—заочная;
— с использованием дистанционных образовательных технологий
форма обучения:
— очная;
— очно-заочная;
— дистанционная с использованием электронного обучения;
— с использованием дистанционных образовательных технологий
 

 
При заполнении п. 1.1 контракта заказчику необходимо «указать нужное» из приведенного закрытого списка: очная, очно-заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. И если заказчик в заказе на оказание услуг укажет, что форма обучения «дистанционная с использованием электронного обучения», то непонятно, какую информацию в этом случае надлежит отразить в п. 1.1 контракта. Отметим, что формулировка, приведенная в заказе на оказание услуг, более полная. Она соответствует положениям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ).
 
Кроме противоречий между отдельными формулировками типового контракта необходимо также отметить отдельные несоответствия между положениями Закона № 273-ФЗ и типового контракта.
 
Во-первых, при заключении контракта на обучение вопросам охраны труда не предусмотрена такая форма обучения, как заочная, которая допускается в силу ч. 2 ст. 17 Закона № 273-ФЗ. С точки зрения специфики обучения по вопросам охраны труда это вполне логично, т.к. заочное обучение обычно носит чисто формальный характер и не дает ожидаемого результата — получения знаний, а тем более навыков.
 
Во-вторых, в типовом контракте некорректно используется терминология по сравнению с положениями Закона № 273-ФЗ в отношении понятия «форма обучения», т.к. в последнем разведены два понятия: формы обучения и образовательные технологии (табл. 2).
 


 
Таблица 2. Несоответствия между положениями типового контракта и
Закона № 273-ФЗ в части понятия «форма обучения»
 
П. 1.1 типового контракта Закон № 273-ФЗ
форма обучения форма обучения (ч. 2 ст. 17)
очная, очно-заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий очная, очно-заочная или заочная
образовательные технологии (ч. 2 ст. 13)
различные образовательные технологии, в т.ч. дистанционные образовательные технологии, электронное обучение
 

 
Таким образом, законодательством не предусмотрена такая форма обучения, как дистанционная, т.е. дистанционное обучение является образовательной технологией. Хотя с чисто технической точки зрения (с точки зрения реализации образовательного процесса) и заказчику, и исполнителю будет понятно, о чем идет речь, если в контракте будет указано, что форма обучения — «с использованием дистанционных образовательных технологий».
 
Обратим внимание также и на Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации» (далее — ПП РФ № 362), которым утверждены требования к обучению государственных гражданских служащих. Например, в соответствии с п. 2 ПП РФ № 362 профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются:
 
— с отрывом (обучение в пределах нормальной продолжительности служебного времени) от гражданской службы РФ;
— без отрыва (обучение вне пределов нормальной продолжительности служебного времени (вечерние группы)) от гражданской службы РФ.
 
Эти формы обучения ни положениями типового контракта, ни заказом на обучение не предусмотрены. Что делать заказчикам, у которых возникнет необходимость включить в условия закупки данные формулировки? Как обычно, ждать, «что скажет УФАС», и дожидаться редакционных правок в типовом контракте.
 


 
СРОК ОБУЧЕНИЯ

 
В п. 1.5 типового контракта указывается начальный и максимальный срок оказания услуг. При этом начальный срок оказания услуг уже предопределен «с момента заключения Контракта», тогда как срок окончания оказания услуг устанавливается заказчиком в документации, а затем включается в контракт.
 
Отдельного внимания заслуживает именно формулировка о сроке начала оказания услуг, поскольку она не соответствует положениям Закона № 273-ФЗ. В частности, положениями ч. 1 ст. 53 и ч. 1 ст. 61 указанного Закона установлено, что образовательные отношения, оформленные договором возмездного оказания услуг, возникают не с момента заключения договора, а после издания распорядительного акта учебного заведения о приеме лица на обучение (например, приказ о зачислении слушателей) и прекращаются с даты издания приказа об отчислении обучающегося из образовательного учреждения в связи с получением образования (завершением обучения). Данный промежуток времени законодательно определен как период предоставления образовательной услуги.
 
 

 
ТРЕБОВАНИЕ ОБ ОФОРМЛЕНИИ НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ОТЧЕТА

 
В соответствии с п. 1.8 типового контракта подлежат определению следующие сроки:
 
— срок сдачи отчета об оказанных услугах (срок сдачи такого отчета);
— срок представление документов на оплату оказанных услуг.
 
Если контрактом предполагается поэтапное оказание услуг, то по усмотрению заказчика данный пункт может содержать сроки сдачи исполнителем отчета об оказанных услугах и представления документов на оплату оказанных услуг по каждому этапу оказания услуг.
 
Таким образом, кроме всего прочего, исполнитель обязан предоставить заказчику отчет об оказанных услугах. Однако никаких требований к такому отчету типовой контракт не предусматривает. Получается, что заказчик должен либо самостоятельно изобрести форму такого отчета на этапе осуществления закупки, либо уповать на квалификацию исполнителя, который сам догадается, что необходимо указать в таком отчете. В случае если заказчик устанавливает форму такого отчета, то в проекте контракта должна быть ссылка на соответствующее приложение. Однако перечень таких приложений в типовом контракте ограничен (их всего 5), и возникает вопрос: вправе ли заказчик включить в контракт такое дополнительное приложение?
 
Скорее всего, такая формулировка закралась в типовой контракт на обучение из типового контракта на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда (см. п. 1.7 соответствующего типового контракта). Но этот факт не упрощает жизнь заказчиков, и вопрос по поводу оформления отчета об оказании услуг остается дискуссионным.

 
 
НДС И ПОРЯДОК УКАЗАНИЯ ЦЕНЫ
 

При указании цены контракта непосредственно в тексте типового контракта предусматривается два базовых варианта формулировки. Первый вариант — указание фиксированного размера цены контракта с учетом фиксированного количества обучающихся, указанного в п. 1.2 контракта.
 

Пример формулировки:
 
«2.2. Цена Контракта в соответствии с расчетом стоимости Услуг по обучению работодателей и работников, предусмотренным приложением № 3 к Контракту, составляет 42 000 (Сорок две тысячи) руб. 00 коп., в т.ч. НДС 20%, что составляет 7 000 (Семь тысяч) руб. 00 коп.».

 


 
Обратите внимание, если контрагент не является плательщиком НДС, то необходимо указать основание для освобождения от уплаты налога. Например, «подп. 14 п. 2 ст. 149 гл. 21 НК РФ». При этом стоимость обучения одного человека указывается в приложении № 3 «Расчет стоимости услуг».
 


Второй вариант — указание стоимости обучения одного работника непосредственно в тексте контракта.
 

Пример:

«2.2. Цена Контракта в соответствии с расчетом стоимости Услуг по обучению работодателей и работников, предусмотренным приложением № 3 к Контракту, составляет 42 000 (Сорок две тысячи) руб. 00 коп., в т.ч. НДС 20%, что составляет 7 000 (Семь тысяч) руб. 00 коп.
Стоимость обучения по Программе «Охрана труда работников организаций» одного Обучающегося составляет 7 000 (Семь тысяч) руб. 00 коп.».
 
В соответствии с примечанием 11 к типовому контракту стоимость обучения одного работника указывается в случае, если в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывал цену единицы услуги, а также заказчик устанавливал, что оплата оказания услуги осуществляется по цене единицы услуги исходя из объема фактически оказанной услуги, но в размере, не превышающем НМЦК. Иначе говоря, если проводилась закупка без конкретного объема (количества) обучающихся в соответствии с п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ.
 
Отдельного внимания заслуживает список ценовой информации, предусмотренный п. 2.2 типового контракта. В частности, предусмотрено указание:
 
— цены контракта (с выделением НДС);
— стоимости обучения одного обучающегося (в случае, если в извещении указана цена единицы услуги);
— цены услуг.
 
Что подразумевали разработчики типового контракта под «ценой услуг»? Например, заказчик расторговал обучение десяти работников на сумму 120 тыс. руб. Понятно, что цена контракта — 120 тыс. руб. Но что такое в этом случае «цена услуги»? Можно предположить, что, скорее всего, величина «цена контракта» будет равна «цене услуги». Однако в строчках типового контракта, в которых предусматривается указание «цены услуги», не предусмотрено выделение НДС.
 

Извлечение:
 
«Цена Услуг (оказания Услуг по _______ этапу) составляет _________ (________) руб. ____ коп. (сумма цифрами и прописью), по _______ этапу — ________ (_______) рублей ____ копеек (сумма цифрами и прописью)».
 
Как вариант, можно предложить оставлять эту непонятную формулировку нетронутой и ставить знак «прочерк». Однако с появлением первой правоприменительной практики остается неизвестным, как оценят такое творчество контрольные органы.
 
 

 
СРОК ВОЗВРАТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ — ЕДИНЫЙ И БЕЗ ВАРИАНТОВ

 
В соответствии с ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан включить в проект контракта условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
 
В п. 6.2 типового контракта такой срок равен 5 рабочим дням с даты подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг. Налицо унификация сроков, что можно отметить как положительный факт. Но если у заказчика есть свои внутренние (локальные) стандарты по срокам возврата денежных средств (например, 10 дней), то здесь может произойти «сбой», когда бухгалтерия возвращает денежные средства, как говорится, «на автомате» и может не учесть особые правила, установленные типовым контрактом.
 
Кроме того, с 1 июля 2019 г. ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, обязывающая заказчиков указывать в контракте срок возврата денежных средств, начинает действовать в новой редакции:
 
«В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в т.ч. части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с ч. 7, 7.1 и 7.2 ст. 96 настоящего Федерального закона».
 
Таким образом, к 1 июля 2019 г. потребуется редакционная правка текста контракта в соответствии с актуальной редакцией Закона № 44-ФЗ. Аналогична ситуация и в отношении п. 6.3 типового контракта, в котором учтены требования ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ (см. табл. 3).
 


 
Таблица 3. Формулировка ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ до и после 1 июля 2019 г.
 
До 01.07.2019 С 01.07.2019
В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены ч. 7.2 и 7.3 настоящей статьи
 


Заказчикам ничего не остается, кроме как ждать внесения своевременных редакционных правок в типовой контракт.
 

 
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЯХ К ТИПОВОМУ КОНТРАКТУ

 
Список обучающихся
 
На этапе заключения контракта заказчику необходимо знать не только количество сотрудников, которые будут направляться на обучение в период срока действия контракта, но и персональные данные каждого из работников. В частности, приложением 1 к контракту установлена форма «Список обучающихся», в который включается следующая информация в отношении каждого обучающегося:
 
— № п/п;
— фамилия, имя, отчество (при наличии);
— дата рождения;
— адрес места жительства;
— паспорт: серия, номер, когда и кем выдан;
— номер телефона.
 
Требование об указании подобной информации в отношении обучающихся соответствует Постановлению Правительства РФ от 15.08.2013 № 706, которым утверждены Правила оказания платных образовательных услуг, но лишь частично. Например, подп. «е» п. 12 указанных Правил предусматривает, что в договоре возмездного оказания образовательных услуг необходимо указывать:
 
— фамилию, имя, отчество (при наличии) обучающегося;
— его место жительства;
— телефон.
 
Указание паспортных данных обучающегося не предусматривается. В практике автора бывали случаи, когда некоторые клиенты не предоставляли паспортные данные в отношении своих работников, мотивируя это отсутствием согласия последних на передачу их персональных данных третьим лицам.
 
При возникновении у заказчика таких сложностей ему придется либо вносить изменения в локальные акты, в которых определен порядок работы с персональными данными работников, либо направлять на обучение только тех работников, которые готовы предоставить необходимое согласие. И данные мероприятия заказчику целесообразно выполнить еще на этапе подготовки к закупке, поскольку на этапе заключения контракта по итогам, например, конкурентной процедуры у заказчика будет всего 5 дней для окончательного оформления как самого контракта, так и его приложений.





 
Обратите внимание, что в некоторых случаях исполнителю информации, предусмотренной списком обучающихся, будет недостаточно. Например, при проведении образовательной организацией проверки теоретических знаний требований потребуется как минимум должность работника, а как максимум — наименование подразделения.



В соответствии с Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом, в котором в отношении каждого слушателя указываются должность и наименование подразделения. Кроме этого, работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение, в котором также указывается его должность.

 
Готовый чек-лист для формирования технического задания
 

В приложении № 2 к типовому контракту содержится перечень информации, которая должна быть включена в заказ на оказание услуг:
 
1. Наименование и описание услуг (форма обучения — очная, очно-заочная, дистанционная с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий).
2. Характеристики и объем (содержание) оказываемых услуг.
3. Место оказания услуг.
4. Календарный план оказания услуг (указывается в случае, если контрактом предусмотрено поэтапное оказание услуг).
5. Условия оказания услуг.
6. Основание для оказания услуг.
7. Общие требования к программе(ам).
8. Учебный(ые) план(ы) программы.
9. Отчетная документация.
10. Порядок оказания услуг.
 
Таким образом, у заказчиков фактически есть уже готовый чек-лист для разработки технического задания на оказание образовательных услуг.
 

Документы о приемке: акт и экспертиза

 
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия:
 
— о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги;
— порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом;
— порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
 
Данный порядок регламентирован разделом 4 типового контракта на обучение. При этом сроки устанавливаются самим заказчиком.
 

Пример:
 
«4.5. Приемка результатов оказанных Услуг осуществляется Заказчиком в течение _________ рабочих дней (указать количество дней) со дня получения акта сдачи—приемки оказанных Услуг, ____ этапа оказания Услуг (указать нужное), который подписывается Заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается Заказчиком), либо Исполнителю в течение _______ рабочих дней (указать количество дней) Заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания акта сдачи—приемки оказанных Услуг, _____ этапа оказания Услуг (указать нужное)».


 


 
Обратите внимание, что в условиях контракта отсутствует возможность установления срока для предоставления акта сдачи-приемки оказанных услуг исполнителем в адрес заказчика (через сколько дней после выдачи обучающимся документов по итогам обучения исполнитель должен представить на подпись заказчику акта сдачи-приемки оказанных услуг).


 
В качестве положительного момента отметим наличие такого приложения к контракту, как шаблон акта сдачи-приемки оказанных услуг. В тексте акта предусмотрена специальная оговорка о том, что проведена экспертиза. При этом, если заказчик привлекает внешних экспертов, такая формулировка из акта должна быть исключена. После исполнения обязательств по контракту стороны должны подписать акт сверки расчетов по контракту. При этом в проекте контракта заказчик должен установить срок, в течение которого исполнитель предоставляет заказчику акт сверки.
 

 
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

 
Конечно, переход на типовые документы — это перспектива совершенствования и оптимизации закупочной деятельности. Но он требует от разработчиков таких документов предельной степени концентрации внимания и соответствующего уровня включенности в процесс закупок, чтобы типовые документы были именно рабочими документами, а не очередной отчетной «галочкой». Например, отметим те недостатки, которые были нами выявлены при анализе лишь одного из типовых документов, действующих в настоящее время:
 
— внутренние коллизии формулировок (в частности, противоречия между положениями типового контракта и его приложениями);
— внешние противоречия в виде несоответствий специальному профильному законодательству;
— отсутствие гибкости и, как следствие, «отставание в развитии»: невозможность поспеть за постоянно и динамично меняющимися положениями Закона № 44-ФЗ, наполнением Каталога ТРУ и т.п.
 
Все это не добавляет заказчикам оптимизма.




 
Данный материал был включен в информационный банк СПС КонсультантПлюс.




 
Источник публикации: Коротаева А. Типовой контракт по обучению вопросам охраны труда: заслуживает внимания // Прогосзаказ.рф. 2019. № 5. С. 18-31; электронный ресурс: Прогосзаказ.рф.