Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
2 ноября 2024 г.
Глубокий диагноз. Влияние условий труда при буровых и проходческих работах на опорно-двигательный аппарат горняков северных подземных рудников
25 февраля 2020 г.
В предлагаемой вашему вниманию публикации обобщены результаты исследования, цель которого заключалась в изучении особенностей влияния условий труда и его продолжительности на состояние костно-мышечной и нервной систем у проходчиков и бурильщиков подземных рудников в Кольском Заполярье.
По результатам анализа результатов исследования был сделан вывод о необходимости дальнейшего улучшения условий труда и проведения оздоровительных мероприятий, особенно профилактики болезней костно-мышечной и нервной систем, с первых лет профессиональной карьеры горняков, занятых на буровых и проходческих работах.
Известно, что горнодобывающая промышленность составляет основу экономики Мурманской области. Несмотря на постоянное совершенствование технологий добычи рудного сырья, большинство горняков подземных рудников в Кольском Заполярье продолжают подвергаться воздействию вредных факторов рабочей среды и трудового процесса. Повышенный риск возникновения производственно-обусловленных и профессиональных заболеваний создают охлаждающий микроклимат рабочих мест, общая и локальная вибрация, шум, пылегазовые смеси, физические перегрузки, работа в вынужденных и неудобных позах [2, 7, 8].
Также существенное значение имеет продолжительность экспозиции к вредным производственным факторам (стаж работы) [9]. Ранее выполненными исследованиями было показано, что в процессе трудовой деятельности наиболее значительные нарушения здоровья формируются у горняков, осуществляющих буровые и проходческие работы, а наиболее характерными из них являются заболевания костно-мышечной и периферической нервной систем [1, 4, 5, 7].
Преимущественно эти нарушения здоровья рассматриваются как болезни профессиональной этиологии, ведущие к преждевременной утрате трудоспособности горняков [4, 6]. Несмотря на представленные в литературе результаты многих исследований, до настоящего времени ряд аспектов влияния условий труда на состояние здоровья проходчиков и бурильщиков подземных рудников на различных этапах их профессиональной карьеры остаются в значительной степени неизвестными.
Цель исследования заключалась в изучении особенностей влияния условий труда и его продолжительности на состояние костно-мышечной и нервной систем у проходчиков и бурильщиков подземных рудников в Кольском Заполярье.
Изучены профессиональный маршрут, условия труда [3], данные комплексного клинико-функционального обследования 401 проходчика и бурильщика подземных апатит-нефелиновых и медно-никелевых рудников (основная группа). Группу сравнения составили 691 слесарь, осуществляющие ремонт и наладку горного оборудования в этих же рудниках. По результатам предварительного медицинского осмотра ни у кого из работников не было противопоказаний для выполнения работ в условиях подземного рудника. Для оценки влияния продолжительности действия вредных производственных факторов было выделено семь стажевых групп работников: до 1 года, 2-3 года, 4-5 лет, 6-10 лет, 11-15 лет, 16-20 лет и более 20 лет.
Статистическая обработка материалов исследований проводилась с помощью программного обеспечения Microsoft Excel 2010 и программы Epi Info, версия 6.04d. Определялись t-критерий Стьюдента для независимых выборок, критерий согласия χ2, относительный риск (ОР) и 95% доверительный интервал (ДИ). Числовые данные представлены в виде среднего математического и стандартной ошибки (M ± m). Различия показателей считались достоверными при р < 0,05.
Гигиеническая оценка условий труда показывает, что работа в подземных рудниках осуществляется в условиях охлаждающего микроклимата при его относительно стабильных параметрах. Охлаждающее воздействие определяется субнормальной температурой воздуха (3-8 0С в холодный и 5-12 0С в теплый периоды года), его повышенной влажностью (до 100 %) и подвижностью (до 2,0-4,0 м/с).
Эксплуатация современной буровой и проходческой техники сопровождается низкими уровнями локальной и общей вибрации. Они, как правило, находятся в пределах ПДУ (126 дБ) или превышают их не более чем на 10 дБ, соответствуя классам условий труда 2-3.2. Перфораторы с высокими уровнями локальной вибрации в настоящее время используются ограниченно.
Тяжесть труда слесарей-ремонтников соответствует классу 3.1, машинистов буровых и проходческих установок – классу 3.2, проходчиков на ручной проходке – классу 3.3. Напряженность труда не превышает допустимых параметров в обеих группах работников. По совокупной оценке всех параметров условия труда слесарей-ремонтников соответствуют классу 3.1, при механизированной проходке и бурении – классу 3.2, при ручной проходке – классу 3.3.
Все обследованные горняки были мужчинами, по результатам предварительного медицинского осмотра получившими допуск к подземным работам. На момент проведения исследований их средний возраст приближался к 40 годам, а стаж работы на рудниках незначительно превышал 10 лет. По данным показателям и числу практически здоровых лиц различий между сравниваемыми группами работников не было. Число диагностированных заболеваний у одного горняка было выше (p < 0,001) в основной группе (табл. 1). В целом риск развития всех видов нарушений здоровья у проходчиков/бурильщиков был выше, чем у слесарей: ОР = 1,11; ДИ 1,07-1,15; χ2 = 34,4; р < 0,0000001.
Показатели |
Основная группа (n=401) |
Группа сравнения (n=691) |
Возраст, лет | 36,1±0,5 | 37,2±0,4 |
Стаж работы, лет | 10,5±0,4 | 11,3±0,3 |
Число практически здоровых лиц, чел. | 57 (14,2%) | 61 (11,0%) |
Число выявленных заболеваний, случаи | 1467 | 1657 |
Число заболеваний у одного работника, случаи | 3,64±0,16 | 2,37±0,08* |
В группе проходчиков/бурильщиков количество диагностированных заболеваний у одного горняка стабильно увеличивалось в каждой последующей стажевой группе. В том числе в начале трудовой деятельности эти различия отмечались в меньшие временные промежутки: между работниками со стажем до 1 года, 2-3 года и 4-5 лет. Рост количества заболеваний в процессе трудовой деятельности, выявляемых у одного слесаря, был менее значительным. Различия возникали только между стажевыми группами 2-3 года и 4-5 лет, а также 6-10 лет и 11-15 лет. Число заболеваний, выявляемых у одного проходчика/бурильщика, становилось больше, чем у одного слесаря при стаже 6-10 лет и сохранялось во всех последующих стажевых группах.
В структуре заболеваемости двух сравниваемых групп отмечались существенные различия. Так, у проходчиков/бурильщиков более половины всех нарушений здоровья составили болезни костно-мышечной системы (761 случай). Реже выявлялись болезни глаза, дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой систем (соответственно 143, 131, 120 и 83 случаев).
В структуре заболеваемости слесарей доля болезней костно-мышечной системы составила менее трети (первое место). Также среди наиболее распространенных были болезни глаза, органов кровообращения, дыхания и пищеварения (соответственно 301, 216, 189 и 126 случаев). В структуре заболеваемости основной группы, по сравнению с группой сравнения, была больше доля болезней костно-мышечной (51,9 % и 31,1 %, p < 0,001) и нервной (8,2 % и 3,3 %, p < 0,001) систем. В расчете на 100 работников в основной группе распространенность болезней костно-мышечной была выше в 2,55 раза (189,8 и 74,4 случаев), а нервной системы – в 3,74 раза (29,9 и 8,0 случаев), чем в группе сравнения.
Проходка восстающих гейзенков на Кировском руднике. Фото: nordstoyn.ru.
Углубленный анализ состояния костно-мышечной и нервной систем горняков основной группы показал его значительные изменения в процессе трудовой деятельности. Число болезней костно-мышечной системы на 100 работников уже при стаже 2-3 года увеличилось в 1,52 раза и продолжало постоянно возрастать вплоть до стажа более 20 лет, достигнув роста в 20,0 раз.
Доля болезней этого класса в общей структуре заболеваемости значимо увеличилась по сравнению с исходным уровнем в стажевой группе 6-10 лет (p < 0,05). Особого внимания заслуживал характер формирования болезней, которые в последующем могут трактоваться как имеющие профессиональную этиологию. Так, первые случаи деформирующего артроза отмечены при стаже 2-3 года, плече-лопаточного периартроза и радикулопатии – при стаже 4-5 лет, миофиброза предплечий, локтевого эпикондилеза и различных контрактур – при стаже 6-10 лет.
С увеличением стажа показатели распространенности болезней костно-мышечной системы прогрессивно увеличивались, особенно при стаже 11-15 лет. За период трудовой деятельности также существенно возрастала распространенность остеохондроза позвоночника (в 10,6 раз) и артралгий (в 18,7 раза).
Распространенность этих двух заболеваний прогрессивно нарастает по мере увеличения продолжительности стажа. Число других болезней нервной системы в группе проходчиков/бурильщиков было незначительным.
В группе сравнения также, как и в основной группе, появление первых случаев деформирующего остеоартроза происходило при стаже 2-3 года, а плече-лопаточного периартроза и эпикондилеза – при стаже 4-5 лет. Позже развивались радикулопатия (стаж 11-15 лет) и миофиброз предплечий (стаж более 20 лет). За весь период трудовой деятельности распространенность остеохондроза позвоночника увеличилась в 8,8 раз, а артралгий – в 3,3 раза. Наиболее распространенной болезнью нервной системы в группе сравнения (как и в основной группе) был периферический ангиодистонический синдром, а второе место занимала вегето-сенсорная полинейропатия. Однако в отличие от основной группы стабильного роста числа этих заболеваний по мере увеличения стажа работы не отмечалось (табл. 3). В целом, в обеих группах динамика формирования болезней костно-мышечной и нервной систем имела сходный характер, но у проходчиков/ бурильщиков она была существенно более выраженной.
Анализ вероятности развития заболеваний костно-мышечной системы показал, что проходчики/бурильщики по сравнению со слесарями подвергаются большему риску формирования миофиброза предплечий (ОР = 21,9; ДИ 8,94-53,82; χ2 = 100,4; р < 0,0000001), локтевого эпикондилеза (ОР = 6,08; ДИ 2,94-12,55; χ2 = 31,4; р < 0,0000001), плече-лопаточного периартроза (ОР = 5,86; ДИ 3,36-10,22; χ2 = 50,9; р < 0,0000001), радикулопатии (ОР = 2,25; ДИ 1,07-4,70; χ2 = 4,87; р < 0,0273711), деформирующего остеоартроза суставов конечностей (ОР = 2,06; ДИ 1,61-2,63; χ2 = 35,0; р < 0,0000001), а также не относящихся к профессиональной патологии остеохондроза позвоночника (ОР = 1,79; ДИ 1,41-2,28; χ2 = 23,1; р = 0,0000015) и артралгии (ОР = 4,33; ДИ 3,06-6,14; χ2 = 83,9; р < 0,0000001).
Из числа болезней нервной системы у проходчиков/бурильщиков отмечался повышенный риск развития вегето-сенсорной полинейропатии (ОР = 5,41; ДИ 2,60-11,29; χ2 = 25,8; р = 0,0000004) и периферического ангиодистонического синдрома (ОР = 3,41; ДИ 2,33-5,00; χ2 = 45,7; р < 0,0000001). У проходчиков/бурильщиков, по сравнению со слесарями, повышенный риск развития болезней костно-мышечной (ОР = 1,82; ДИ 1,42-2,32; χ2 = 25,7; р = 0,0000004) и нервной (ОР = 2,80; ДИ 1,26-6,21; χ2 = 7,03; р = 0,0080251) систем возникает при стаже 6-10 лет и сохраняется в последующих стажевых группах.
Доля болезней костно-мышечной системы, которые могут иметь профессиональную этиологию, в основной группе составила 41,5 %, а в группе сравнения – 29,3 % (р < 0,001). Для болезней нервной системы эти показатели составили соответственно 95,8 % и 83,0 % (р < 0,001).
Проведены исследования влияния современных условий труда при буровых и проходческих работах на состояние здоровья горняков и, прежде всего, костно-мышечной и нервной систем. Известно, что именно болезни опорно-двигательного аппарата особенно характерны для работников, занятых добычей и транспортировкой рудного сырья, а также ремонтом и наладкой горного оборудования [4, 5, 7]. Группу сравнения составили слесари-ремонтники, имеющие наиболее благоприятные условия труда среди работников подземных рудников.
Однако у проходчиков/бурильщиков отрицательная динамика имеет существенно более выраженный характер. По сравнению с группой слесарей риск развития болезней костно-мышечной и нервной систем впервые повышается при стаже 6-10 лет и сохраняется на протяжении последующих лет.
Повышенный риск развития у проходчиков/бурильщиков остеохондроза позвоночника и артралгий позволяет рассматривать эту патологию как производственно-обусловленную для данного контингента работников. Повышенный риск более раннего и частого развития у проходчиков/бурильщиков болезней костно-мышечной и нервной систем объясняется комплексным воздействием вредных производственных факторов, включающих охлаждающий микроклимат рабочих мест, тяжесть труда, общую и локальную вибрацию, работу в вынужденных и неудобных позах [1, 7, 8].
Полученные результаты подтверждают и дополняют данные ранее проведенных исследований влияния условий труда на состояние здоровья горняков подземных рудников в Кольском Заполярье. Они еще раз подчеркивают необходимость уменьшения степени влияния вредных производственных факторов на горняков, особенно выполняющих буровые и проходческие работы.
Автоматический бур-перфоратор. Фото: nordstoyn.ru.
У проходчиков и бурильщиков северных подземных рудников, по сравнению с горняками других профессий, отмечается более раннее и частое развитие болезней костно-мышечной и нервной систем. В основном они имеют профессиональный или производственно-обусловленный характер и являются причиной преждевременного прекращения трудовой деятельности. Полученные данные свидетельствуют о необходимости дальнейшего улучшения условий труда и проведения оздоровительных мероприятий, особенно профилактики болезней костно-мышечной и нервной систем, с первых лет профессиональной карьеры горняков, занятых на буровых и проходческих работах.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
2. Профилактика заболеваний, связанных с условиями труда, у работников горно-химической промышленности Крайнего Севера: Информационно-методическое письмо. Апатиты, 2012. – 22 с.
3. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда: (Руководство 2.2.2006-05). М., 2005. – 105 с.
4. Скрипаль Б.А. Профессиональная заболеваемость, ее особенности на предприятиях горно-химического комплекса Кольского Заполярья // Экология человека. 2008. № 10. С. 26-30.
5. Скрипаль Б.А. Состояние здоровья и заболеваемость рабочих подземных рудников горнохимического комплекса Арктической зоны Российской Федерации // Медицина труда и промышленная экология. 2016. № 6. С. 23-26.
6. Сюрин С.А., Буракова О.А. Особенности общей и профессиональной патологии горняков апатитовых рудников Крайнего Севера // Медицина труда и промышленная экология. 2012. № 3. – С. 15-19.
7. Сюрин С.А. Состояние здоровья горняков подземных медно-никелевых рудников Кольского Заполярья // Безопасность и охрана труда. 2014. № 2. С. 34-36.
8. Сюрин С.А., Шилов В.В. Влияние условий труда на состояние здоровья горняков апатитовых рудников Кольского Заполярья // Безопасность и охрана труда. 2016. № 2. С. 29-32.
9. Сюрин С.А., Скрипаль Б.А., Никанов А.Н. Продолжительность трудового стажа как фактор риска нарушений здоровья у горняков Кольского Заполярья // Экология человека. 2017. № 3. С. 15-20.
С.А. Сюрин,
доктор медицинских наук,
главный научный сотрудник
ФБУН «Северо-Западный научный
центр гигиены и общественного здоровья»,
г. Санкт-Петербург
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:
Материал для публикации любезно предоставлен редакцией
журнала «Безопасность и охрана труда»; электронный ресурс: biota.ru.