Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Опыт ОАО «РЖД»: правильный путь в достижении цели VISION ZERO
4 июня 2021 г.
Опыт ОАО «РЖД»: правильный путь в достижении цели VISION ZERO
В ОАО «РЖД» внедрены комплексная система оценки состояния охраны труда — КСОТ-П, режимы управления охраной труда и другие новшества. И эта комплексная практика показала отличные результаты: травматизм в компании с того момента снизился почти вдвое.
В чем суть практики: это визуализированный контроль, основанный на профилактической модели управления, которая определяет производственные риски и причины их возникновения. Руководители и сотрудники на местах непосредственным образом участвуют в процессе. Один из базовых принципов этой концепции — «Выявлять угрозы — контролировать риски», он, кстати, полностью совпадает с главным пунктом концепции Vision Zero, к которой присоединилась компания ОАО «РЖД».
КСОТ-П условно можно разделить на пять составляющих:
1. Визуализированная карта по охране труда.
Предполагает ежедневный визуальный контроль и максимально простое заполнение формы — креста, размеченного на 31 клетку, по количеству дней в месяце. Каждая клетка делится надвое (день — ночь) и закрашивается в определенный цвет. Зеленый — цвет безопасности и нарушений нет. Желтый — предупреждающий: зафиксировано нарушение и соответственно необходимо особое внимание работников. Красный — цвет опасности, зафиксирован несчастный случай, в результате которого пострадали люди. Еще есть синий и оранжевый цвета — кто-то из персонала получил микротравму или выявлено несколько незначительных нарушений одновременно.
Фото: Shutterstock.com.
Ценность этой системы в том, что любой работник может подойти и внести любое замечание, как цветом, так и записать в ведомость несоответствий: что случилось, где, в каком подразделении. Помимо этого, работник может приложить фотографию нарушения. Все риски и возможные проблемы четко прописаны и понятны работникам, хотя, как отмечают железнодорожники, система «приживалась» не сразу и были трудности с внедрением, не все работники понимали, что от них хотят. Стоит отметить, что метод креста безопасности применяют такие предприятия как «Северсталь», «КамАЗ» и другие, а на прошлой встрече, которая проходила в январе на Смоленской АЭС концерна «Росэнергоатом», участники также увидели его применение и смогли перенять в свой «арсенал» эту методику.
2. Периодичность контроля: каждый день или смену, каждый месяц и каждый квартал. Ответственными за проверки являются руководители всех уровней.
3. Ведомость несоответствий. В нее записываются обнаруженные ошибки обеспечения требований по охране труда, а также принятые меры. Записи делает проверяющий, а также, как было описано выше, сами работники. Ведомость используется для дальнейшего анализа и расследований, при этом работники, выявляющие нарушения, поощряются.
4. Буквально в каждом подразделении размещен уголок КСОТ-П, он все время «на глазах» работников. Это важно! Работнику нет нужды напоминать о действующей системе контроля, необходимости внимания и результатах. Он их видит постоянно.
5. Визуализированная карта осмотра рабочего места. Она предназначена для оперативного и интуитивно понятного контроля за рисками. Простой взгляд на карту позволяет оценить вероятность опасного или вредного влияния, узнать о том, как защититься. Используются простые условные обозначения, которые не нуждаются в толковании. Это экономит время, которого в критической ситуации всегда не хватает. В таблицу в отдельные графы заносятся данные об оборудовании, персонале, классе условий труда, выполняемых производственных операциях. Также фиксируются опасные факторы, риски, класс риска, применяемые средства защиты.
Применение КСОТ-П позволяет максимально визуализировать ситуацию с охраной труда, вовлекать персонал и получать от него обратную связь, точечно планировать финансовые затраты на охрану труда.
Новая практика пришла на смену устаревшей системе трехступенчатого контроля, которая была основана на принципе реагирования на уже случившиеся инциденты и не давала работнику информации о наличии рисков и возможных опасных ситуациях, а самое главное — не давала ему возможность эти риски выявить самостоятельно и предложит варианты их устранения.
РЕЖИМ БЕЗ ФОРМАЛИЗМА
В ОАО «РЖД» используются четыре режима управления охраной труда в зависимости от уровня производственного травматизма — основной, усиленный, повышенный и индивидуальный.
Первый означает, что состояние производственного травматизма в сравнение с аналогичным периодом прошлого года штатное, второй — умеренно-опасное, третий — опасное, а последний — ситуация с производственным травматизмом неблагополучная. При этом руководитель любого уровня сам оценивает состояние безопасности труда во вверенном подразделении и что важно, сам принимает решение о вводе режима управления без указания сверху.
В основе данной системы — матрица функциональной ответственности должностных лиц. В ней прописана до мельчайших подробностей вся логистика действий работника при том или ином режиме.
«VISION ZERO». НЕ МЕЧТА, А РЕАЛЬНОСТЬ
ВИРТУАЛЬНОЕ СТАНОВИТСЯ РЕАЛЬНЫМ
Руководитель среднего звена — наиболее важная фигура во всей бизнес-производственной цепочке. Именно руководители подразделений являются проводниками всех идей, целей, ценностей к исполнителям, именно они переносят стратегическое видение в практику и наоборот, «собирают» обратную связь от работников и видят всю ситуацию «в полях», в том числе и в сфере охраны труда. Такая цепочка может быть эффективной только при одном условии, когда среднее звено — не слабое, а хорошо подготовлено, если у руководителей подразделений есть необходимые компетентности. Эти компетентности в охране труда можно и нужно развивать, что прекрасно понимают в РЖД.
В компании для этого проводят двухдневные специальные сессии по охране труда для руководителей среднего звена. В прошлом году для их проведения была разработана и утверждена методика. Она предполагает подготовительный этап, в ходе которого руководители сначала изучают все материалы по охране труда, используя современные подходы к обучению: деловые игры, кейсы, тренинги, видео лекции, затем получают домашнее задание и уже после собираются на оценочную сессию. При оценке применяется бальная система, которая позволяет оценить уровень знаний, активность, ответственность руководителей, их участие в процессе и результаты в сфере охраны труда.
Фото: Shutterstock.com.
Первыми прошли обучение руководители среднего звена Октябрьской железной дороги. Предварительно были обучены модераторы из числа специалистов по охране труда, которые в дальнейшем смогли бы проводить такие сессии. Главное в этих сессиях — не оценка, а глубокое погружение в вопросы охраны труда и общение между руководителями по вопросам охраны труда. В ходе таких сессий руководители делятся опытом, а новый опыт — это всегда новые знания. В компании РЖД постоянно расширяется перечень кейсов с заданиями для разных профессий и видов работ.
В РЖД функционируют 16 вагонов охраны труда, которые буквально «напичканы» аудио, видео и компьютерной техникой для обучения, тестирования и проведения профилактической работы по охране труда непосредственно на линейных предприятиях.