Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
2 ноября 2024 г.
«Калькулятор интегрального показателя промышленной безопасности»
4 декабря 2019 г.
Для обеспечения возможности оперативного и удобного практического применения разработанной и внедряемой Ростехнадзором Методики расчета значений показателей, используемых для оценки вероятности возникновения потенциальных негативных последствий несоблюдения требований в области промышленной безопасности, был разработан онлайн-сервис «Калькулятор интегрального показателя промышленной безопасности», который доступен для всех желающих бесплатно.
Применение методики позволит эксплуатирующей организации наглядно увидеть, на какие вопросы обеспечения безопасности стоит обратить более пристальное внимание в целях предотвращения аварий и инцидентов на производстве, снизив тем самым риск финансовых потерь из-за выхода из строя технических устройств или штрафов, которые могут быть наложены по результатам проверки Ростехнадзора.
Для оценки уровня промышленной безопасности опасного производственного объекта (ОПО) необходимо максимально всесторонне учесть множество факторов и признаков объекта, свести воедино и сформировать числовое выражение этих признаков. Для данной цели Ростехнадзором разработана и внедряется Методика расчета значений показателей, используемых для оценки вероятности возникновения потенциальных негативных последствий несоблюдения требований в области промышленной безопасности (далее — Методика) [1], которая создана в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [2].
Методика базируется на положениях Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [3], развивающих эти положения нормативных правовых актах Ростехнадзора в области промышленной безопасности [4–6], регистрации ОПО [7], организации и осуществления производственного контроля [8] и др.; современных статистических данных, характеризующих различные субъекты Российской Федерации [9]; экспертных оценках [10–15] и фактических данных о состоянии промышленной безопасности конкретного ОПО [16–21] (статистика по аварийности и травматизму; сведения, полученные в результате контрольно-надзорной деятельности, оказания государственных услуг, производственного контроля; данные, содержащиеся в реестре заключений экспертиз).
Источник фото: pixabay.com.
В соответствии с Методикой инспекторы Ростехнадзора определяют уровень потенциального риска на ОПО. Объекты, попавшие в зону высокого риска аварии, в первую очередь включаются в план контрольно-надзорной деятельности. Кроме того, у Ростехнадзора есть возможность провести внеплановые проверки таких объектов в целях предотвращения аварий.
Подход, при котором план контрольно-надзорной деятельности формируется исходя из потенциального риска развития аварии, называется риск-ориентированным и закреплен в законодательстве Российской Федерации с 2015 г., когда федеральным законом [22] внесены изменения в федеральный закон [2].
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности [23].
Ростехнадзор — один из первых федеральных органов исполнительной власти, который перешел именно на такую модель планирования и осуществления контрольно-надзорных мероприятий. В 2013 г. федеральным законом [24] ст. 2 федерального закона [3] дополнена п. 3 следующего содержания: «Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности:
– I класс опасности — опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
– II класс опасности — опасные производственные объекты высокой опасности;
– III класс опасности — опасные производственные объекты средней опасности;
– IV класс опасности — опасные производственные объекты низкой опасности».
В зависимости от уровня потенциальной опасности объекта планируется и осуществляется контрольно-надзорная деятельность в области промышленной безопасности.
Класс опасности присваивает эксплуатирующая организация при идентификации, т.е. выявлении всех признаков опасности на объекте, учете их количественных и качественных характеристик, а также всех осуществляемых на объекте технологических процессов и применяемых технических устройств, которые обладают признаками опасности, позволяющими отнести такой объект к категории ОПО. Категория «Класс опасности» является статическим показателем, характеризующим уровень потенциальной опасности аварий, и может не меняться на протяжении всего жизненного цикла ОПО.
Методика, на основании которой рассчитывается риск аварии, включает в себя такие динамические, т.е. постоянно изменяющиеся, показатели, как износ производственных фондов, аварийность, результаты проверок, которые проводит служба производственного контроля предприятия, и др.
В соответствии с Методикой определены показатели риска аварии для 106 тыс. ОПО. Категория риска присвоена 100 % ОПО I и II классов опасности, 99 % ОПО III класса опасности.
По результатам присвоения категорий риска около 2 тыс. ОПО входят в зону чрезвычайной опасности. Контрольно-надзорные мероприятия проводятся на таких объектах в первую очередь.
Присвоенная категория риска аварии является лишь дополнительным, объективным маркером, позволяющим вычленить из множества тысяч ОПО высокорисковые объекты и объекты, находящиеся в «красной» зоне, которые могут быть включены в план контрольно-надзорной деятельности на очередной год. Это позволяет концентрировать усилия инспекторского состава именно на таких объектах, обеспечив тем самым защиту интересов личности, общества и государства в области промышленной безопасности.
Вместе с тем результаты расчета показателей риска, в соответствии с Методикой, могут быть полезны и для эксплуатирующих организаций в целях экспресс-оценки уровня безопасности ОПО. Работники ОПО, обладающие достаточными сведениями об оцениваемом объекте, могут в кратчайшие сроки получить информацию о рисковых областях промышленной безопасности на эксплуатируемом ОПО. Результат применения Методики — получение риск-ориентированного интегрального показателя промышленной безопасности (далее — РОИП), который характеризует уровень риска возникновения аварии на ОПО. В Методике учтены факторы, прямо и косвенно влияющие на уровень промышленной безопасности ОПО. Каждый фактор оценивается в баллах путем выбора значений по лингвистической (номинальной) шкале. Степень влияния отдельных факторов на итоговый уровень промышленной безопасности ОПО учтена посредством использования весовых коэффициентов.
Решение задачи по оцифровке данной методики позволяет упростить и существенно ускорить ее применение за счет автоматизации выбора необходимых данных из таблиц при формировании анкет, подсчета уровня риска как суммарного, так и по каждой группе факторов, и оперативного изменения данных с их последующим сохранением. Дополнительно оператор рассматриваемого инструмента получает возможность: определения значимости влияния различных факторов на уровень риска; сохранения и передачи прогресса заполнения на расстоянии по средствам телекоммуникационных сетей; контроля, проверки и обобщения данных, введенных другими пользователями.
Применение Методики позволит эксплуатирующей организации наглядно увидеть, на какие вопросы обеспечения безопасности стоит обратить более пристальное внимание в целях предотвращения аварий и инцидентов на производстве, снизив тем самым риск финансовых потерь из-за выхода из строя технических устройств или штрафов, которые могут быть наложены по результатам проверки Ростехнадзора.
Использование эксплуатирующими организациями Методики может стать элементом самоконтроля, внедрение которого одновременно с использованием дистанционных систем мониторинга промышленной безопасности позволит сократить необходимость общения с инспекторами Службы, которые будут появляться только по конкретному аварийному случаю, и тем самым перейти от презумпции недоверия к презумпции доверия.
Для обеспечения возможности оперативного и удобного практического применения данной методики был разработан онлайн-сервис «Калькулятор интегрального показателя промышленной безопасности», который размещен на сайте https://www.safety.ru/danger-analyse [25] и доступен для всех желающих бесплатно (рис. 1).
Рис. 1. Выбор категории ОПО
КАК УСТРОЕН СЕРВИС?
Сервис создан с использованием Laravel Framework (серверная часть), Vue.js (интерфейс пользователя) и систем управления базами данных PostgreSQL (хранение и обработка данных). Такой набор позволяет вести раздельную разработку логики калькулятора и графического интерфейса пользователя, что является весьма удобным на стадии создания веб-приложения.
Доступны 37 различных форм и 131 уникальный вопрос, которые покрывают 42 категории ОПО. В целях оптимизации работы эти сущности разделены, каждая форма наполняется выбранными вопросами согласно Методике и выбранной категории ОПО. После выбора категории, указания региона ОПО калькулятор найдет связанные с этим вопросы и поставит ответ, т.е. после открытия формы в части вопросов уже будут отмечены нужные ответы (рис. 2). Делается это на основе анализа выбранной категории, региона и текстов вопросов. Для удобства работы с калькулятором вопросы разбиты по группам и представлены в виде нумерации страниц.
При ответе на вопросы калькулятор проводит расчет показателя риска в реальном времени: как общего, так и по каждой группе. Это достигается с помощью построения деревьев вопросов и ответов. Нахождение общего показателя риска — результат прохождения по всему дереву (рис. 3).
Для комфортной работы предусмотрено сохранение заполняемой формы. Форма сохраняется обезличенно (неизвестно к какому конкретно ОПО она относится), требуется лишь указать имя и e-mail, на который отправляется ссылка с сохраненной формой, по которой можно продолжить работу с данными. Этот механизм реализован путем полного сохранения введенных данных и их сериализацией. Если требуется печатная версия, то в получаемом письме при сохранении формы присутствует ссылка на отчет, подготовленный для печати (либо PDF, либо печать из окна браузера).
Сервис доступен любому желающему и для его применения не требуется проходить дополнительные процедуры регистрации. Инструмент реализован таким образом, что позволяет использовать его с любого типа устройств (компьютер, планшет или смартфон), вне зависимости от того, каким браузером предпочитает пользоваться оператор. За это отвечает принцип кросс-браузерной адаптивной верстки, использованный при разработке.
Источник фото: pixabay.com.
Работа с инструментом доступна в онлайн-режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю, а также позволяет вводить ответы на вопросы формы раздельно по времени, сохраняя результаты, и организовать заполнение формы несколькими специалистами вне зависимости от географии их нахождения, для чего ссылка на сохраненную форму может передаваться последовательно от одного к другому.
Сервис автоматизирует ввод ответов на вопросы и существенно экономит время оператора, предлагая около 25 % проставленных ответов на старте работы с анкетой. Алгоритмы автоматического расчета всех показателей позволяют полностью исключить необходимость использования дополнительных инструментов или ручного расчета показателей РОИП как по группам факторов, так и общего результирующего РОИП для всего ОПО.
Представленный формат оцифровки документа позволил предложить специалистам в области промышленной безопасности всегда доступный, простой и быстрый инструмент оценки уровня промышленной безопасности опасного производственного объекта в современном удобном формате, сведя работу специалиста только к необходимости выбрать верные варианты ответа на вопросы предлагаемой анкеты, расчет же РОИП и отображение оценки происходят автоматически в режиме реального времени.
БИБЛИОГРАФИЯ:
2. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон от 26 дек. 2008 г. № 294-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ (дата обращения: 15.01.2019).
3. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: федер. закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ. — М.: ЗАО НТЦ ПБ, 2018. — 56 с.
4. Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых проверяется при проведении проверок. URL: http://www.gosnadzor.ru/activity/control/acts/ (дата обращения: 15.01.2019).
5. Взаимосвязанные научные проблемы оценки, нормирования и экспертизы рисков промышленной безопасности/ Н.А. Махутов, Е.В. Кловач, А.С. Печеркин, В.И. Сидоров// Безопасность труда в промышленности. — 2018. — № 5. — С. 7-15.
6. Научное обеспечение основ государственной политики в области промышленной безопасности/ А.Л. Рыбас, Н.А. Махутов, М.М. Гаденин и др.// Безопасность труда в промышленности. — 2018. — № 11. — С. 7-14.
7. Нормативные документы по регистрации опасных производственных объектов. URL: http://privol.gosnadzor.ru/activity/registration_opo/untitled2.php (дата обращения: 15.01.2019).
8. Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте: постановление Правительства Рос. Федерации от 10 марта 1999 г. № 263. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22260/ (дата обращения: 15.01.2019).
9. Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2017 году. — М.: ЗАО НТЦ ПБ, 2018. — 420 с.
10. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности: федер. нормы и правила в обл. пром. безопасности. — 4-е изд., испр. — Сер. 26. — Вып. 12. — М.: ЗАО НТЦ ПБ, 2018. — 28 с.
11. Печеркин А.С., Гражданкин А.И. Фоновые показатели аварийности — индикаторы эффективности введения инструментов регулирования промышленной безопасности// Безопасность труда в промышленности. — 2017. — № 5. — С. 5-8.
12. Кузнецов А.М. Экспертиза промышленной безопасности — преграда для инцидентов и аварий// Безопасность труда в промышленности. — 2018. — № 6. — С. 45-51.
13. Буйновский С.А., Виноградов А.П., Шалаев В.К. Аналитический онлайн-сервис для работы с реестром экспертиз промышленной безопасности// Безопасность труда в промышленности. — 2018. — № 12. — С. 23-29.
14. Кузнецов А.М. Ответственность владельца и предприятия, эксплуатирующего опасный производственный объект, как участников экспертизы промышленной безопасности// Безопасность труда в промышленности. — 2019. — № 2. — С. 48-53.
15. Аудит промышленной безопасности опасных производственных объектов/ Ю.Ф. Карабанов, А.С. Печеркин, В.А. Ткаченко, В.И. Сидоров// Безопасность труда в промышленности. — 2019. — № 2. — С. 60-69.
16. Управление государственного строительного надзора// Информационный бюллетень Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. — 2018. — № 1 (94). — С. 2-48.
17. Управление общепромышленного надзора// Информационный бюллетень Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. — 2018. — № 2 (95). — С. 2-45.
18. Управление горного надзора// Информационный бюллетень Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. — 2018. — № 3 (96). — С. 2-53.
19. Управление по надзору в угольной промышленности// Информационный бюллетень Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. — 2018. — № 4 (97). — С. 2-15.
20. Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса// Информационный бюллетень Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. — 2018. — № 5 (98). — С. 2-53.
21. Управление государственного энергетического надзора// Информационный бюллетень Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. — 2018. — № 6 (99). — С. 2-20.
22. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: федер. закон от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182622/ (дата обращения: 15.01.2019).
23. Макарчук М.В. Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности// Безопасность труда в промышленности. — 2018. — № 7. — С. 59–66. DOI: 10.24000/0409-2961-2018-7-59-66
24. О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 33333 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: федер. закон от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/70326872/ (дата обращения: 15.01.2019).
25. Калькулятор интегрального показателя промышленной безопасности. URL: https://www.safety.ru/danger-analyse/ (дата обращения: 15.01.2019).
Буйновский С.А.
директор по
информационным технологиям,
ЗАО НТЦ ПБ, Москва, Россия
Виноградов А.П.
руководитель отдела разработки
программного обеспечения
ЗАО НТЦ ПБ, Москва, Россия
Макарчук М.В.
советник отдела
Ростехнадзор, Москва, Россия
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:
Материал – «Сервис «Калькулятор интегрального показателя промышленной безопасности»: оценка уровня промышленной безопасности опасного производственного объекта в онлайн-режиме» – размещается на портале с разрешения редакции журнала «Безопасность труда в промышленности».
Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, сформированный ВАК Минобрнауки России. Публикуются статьи по следующим отраслям и группам научных специальностей: 01.04.00 — физика; 05.26.00 — безопасность деятельности человека; 02.00.00 — химические науки.
Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и в международные базы данных: Scopus, Chemical Abstracts Service (CAS), EBSCO Publishing, Ulrich's Periodicals Directory.