Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 апреля 2024 г.

Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда

5 апреля 2024 года состоялся бесплатный вебинар по теме «Практические аспекты разработки программ обучения требованиям охраны труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента образования КИОУТ...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Обеспечение профессиональной безопасности водителей городского электрического транспорта

19 августа 2020 г.

Правилами по охране труда на городском электрическом транспорте, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. № 635н (далее ― Правила по охране труда № 635н) установлены государственные нормативные требования охраны труда при эксплуатации, ремонте и обслуживании городского наземного электрического транспорта: троллейбусов и трамваев (далее ― городской электротранспорт).



Правилами по охране труда на городском электрическом транспорте, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. № 635н (далее ― Правила по охране труда № 635н) установлены государственные нормативные требования охраны труда при эксплуатации, ремонте и обслуживании городского наземного электрического транспорта: троллейбусов и трамваев (далее ― городской электротранспорт).





Автор фото: Водник / ru.m.wikipedia.org.



 
На основе Правил по охране труда № 635н и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя городского электротранспорта и технологического оборудования, применяемого при его эксплуатации, ремонте и обслуживании работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками, осуществляющими работы, связанные с эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием городского электротранспорта, представительного органа (при наличии).
 
 
 
ВОПРОС:
 

 
Какие обязанности работодателей закреплены положениями Правил по охране труда № 635н?
 
 

ОТВЕТ:

 
В соответствии с положениями Правил по охране труда № 635н работодатель обязан обеспечить содержание городского электротранспорта в исправном состоянии и его эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя, обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, а также контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.
 

 
ВОПРОС:

 
Какие вредные и (или) опасные производственные факторы присутствуют на рабочих местах работников городского электротранспорта?

 
 

ОТВЕТ:
 

В соответствии с положениями Правил по охране труда № 635н при выполнении работ, связанных с эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием городского электротранспорта (далее ― работы), на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:

― движущихся транспортных средств, грузоподъемных машин и механизмов, перемещаемых материалов;
― подвижных частей оборудования, инструмента;
― острых кромок, заусенцев и шероховатостей на поверхности оборудования, инструмента;
― падающих предметов (элементов оборудования) и инструмента;
― повышенной запыленности воздуха рабочей зоны;
― повышенной загазованности воздуха рабочей зоны;
― повышенной или пониженной температуры воздуха рабочей зоны;
― повышенной или пониженной температуры поверхностей оборудования, материалов;
― повышенного уровня шума на рабочем месте;
― повышенного уровня вибрации;
― повышенной или пониженной влажности воздуха;
― повышенной или пониженной подвижности воздуха;
― повышенного значения напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело работника;
― повышенного уровня электромагнитных излучений;
― повышенной напряженности электрического поля;
― недостаточной освещенности рабочей зоны;
― расположения рабочих мест на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);
― психофизиологических производственных факторов.





Автор фото: Tassadar / ru.m.wikipedia.org.



 
ВОПРОС:

 
Какие меры должен предпринимать работодатель для снижения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов?

 

ОТВЕТ:


В соответствии с положениями Правил по охране труда № 635н при организации выполнения работ, связанных с воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, работодатель обязан принять меры по их исключению или снижению до уровней допустимого воздействия, установленных требованиями соответствующих нормативных правовых актов. При невозможности исключения или снижения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов до уровней допустимого воздействия в связи с характером и условиями производственного процесса выполнение работ без обеспечения работников соответствующими средствами индивидуальной защиты запрещается.
 



 
Работодатель вправе устанавливать дополнительные требования безопасности при выполнении работ, улучшающие условия труда работников.


 
ВОПРОС:

 
Какие установлены требования охраны труда при организации выполнения работ (производственных процессов) на предприятиях городского электрического транспорта?
 

 

ОТВЕТ:

 
В соответствии с положениями Правил по охране труда № 635н к выполнению работ допускаются работники, прошедшие обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 1/29.
 
Работники, выполняющие работы, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, должны проходить повторный инструктаж по охране труда не реже одного раза в три месяца, а также не реже одного раза в двенадцать месяцев 
 проверку знаний требований охраны труда. Перечень профессий работников и видов работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, утверждается локальным нормативным актом работодателя.
 
Работодатель должен обеспечивать прохождение работниками обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров в порядке, установленном нормами Приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
 
 



 
На отдельных работах с вредными и (или) опасными условиями труда ограничивается применение труда женщин.


 
Перечни работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, утверждаются в порядке, установленном нормами Постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин».
 
Также запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Перечни работ, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет, утверждаются в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет».
 
 


ВОПРОС:

 
Как на городском электрическом транспорте регламентируется обеспечение и применение работниками средств индивидуальной защиты?
 

 

ОТВЕТ:

 
Работники должны обеспечиваться специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее ― СИЗ) в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (с дополнениями и изменениями).
 
 
При заключении трудового договора работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ. Также необходимо отметить, что выбор средств коллективной защиты работников должен производиться с учетом требований безопасности для конкретных видов работ.
 
 



 
Работник должен извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом несчастном случае на производстве, о замеченных им нарушениях инструкций по охране труда, неисправностях оборудования, инструмента, приспособлений и средств индивидуальной и коллективной защиты.
 

 

ВОПРОС:

 
Как на предприятиях городского электрического транспорта регламентируется чередование периодов труда и отдыха?


 
ОТВЕТ:

 
В соответствии с положениями Правил по охране труда № 635н режимы труда и отдыха работников устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами работодателя в соответствии с трудовым законодательством. Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, должны предоставляться специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель обязан обеспечить оборудование помещений для обогревания и отдыха работников.





Автор фото: Ludvig14 / commons.wikimedia.org.



 
Кроме того, работодатель должен оборудовать по установленным нормам санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки, организовать посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи (в соответствии с требованиями к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 5 марта 2011 г. № 169н), а также установить аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой.
 
 



 
Работать с неисправными оборудованием, инструментом и приспособлениями, а также средствами индивидуальной и коллективной защиты запрещается.
 
 
 

ВОПРОС:

 
Какие требования ования охраны труда предъявляются к производственным территориям (производственным помещениям, площадкам, участкам производства работ) и организации рабочих мест персонала предприятий городского электрического транспорта?

 
 

ОТВЕТ:
 
 
В соответствии с положениями Правил по охране труда № 635н территории трамвайных и троллейбусных депо (далее ― депо) должны быть ограждены. Вход работников на территорию депо должен осуществляться через проходные помещения. Проход работников через транспортные ворота запрещается.  Территория депо должна содержаться в чистоте и порядке, а в темное время суток должна быть освещена. Территория депо должна иметь спланированный ровный профиль по главным направлениям перемещения городского электротранспорта.
 




 
Люки водостоков и прочих подземных сооружений должны находиться в закрытом положении.


 
При производстве ремонтных и земляных работ на территории депо открытые люки, траншеи и ямы должны быть ограждены. В местах перехода через траншеи должны устанавливаться переходные мостики шириной не менее 1 м с перилами высотой не менее 1,1 м.





Автор фото: Павел Падалкин / ru.m.wikipedia.org.



 
В соответствии с положениями Правил по охране труда № 635н на территории депо должны быть оборудованы места для хранения деталей и агрегатов. На территории депо должны быть проезды для движения транспортных средств и пешеходные дорожки с твердым покрытием. Летом их необходимо очищать от грязи, пыли и мусора, зимой ― от снега и наледи (в случае обледенения ― обрабатывать противогололедными средствами). Головка рельсов трамвайных путей в местах движения пешеходов и транспортных средств должна находиться вровень с дорожным покрытием (должны быть предусмотрены специально оборудованные безопасные переезды и переходы).
 
В соответствии с положениями Правил по охране труда № 635н в депо должен быть утвержден работодателем схематический план размещения подвижного состава на территории депо с указанием пожарных проездов, проездов для служебного автотранспорта и проходов для работников. Схематический план должен быть размещен на территории депо в доступном для обозрения месте.
 




 
Для стоянки личного транспорта необходимо предусматривать места на отдельных площадках вне территории депо. Запрещается движение личного транспорта по территории депо.


 
В соответствии с положениями Правил по охране труда № 635н производственные здания (сооружения) и производственные помещения (производственные площадки) должны соответствовать требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ. Въезды в производственные помещения не должны иметь порогов и выступов. Полы в производственных помещениях должны быть ровными с твердым покрытием, непроницаемыми для грунтовых вод, без выступов и выбоин, а также иметь гладкую и нескользящую поверхность, удобную для очистки.





 
Зона мойки должна быть оборудована устройством приема отработанной воды и отстойником грязи.



Длина осмотровых канав и приямков должна устанавливаться в соответствии с требованиями технологии проведения технического обслуживания и ремонта. Осмотровые канавы независимо от их длины и назначения должны иметь не менее 2 выходов. Выходы из канав не должны перекрываться габаритами городского электротранспорта, который находится над канавой.





Автор фото: New russian / ru.m.wikipedia.org.




Глубина осмотровой канавы должна обеспечивать доступ к деталям, узлам и агрегатам, расположенным в нижней части транспортных средств, обеспечивать технологические операции с использованием оборудования для поднятия кузова и выполнения работ для замены подкузовного оборудования. Осмотровые канавы для троллейбусов должны иметь направляющие реборды на всю их длину и колесоотбойник (рассекатель) на въезде.

Полы осмотровых канав должны быть оборудованы дренажной системой и содержаться в чистоте. Осмотровые канавы и приямки диагностического и смотрового отделений должны быть оборудованы канализацией для отвода воды. Светильники должны располагаться в нишах осмотровых канав и должны быть защищены от механических повреждений.
 
В соответствии с положениями Правил по охране труда № 635н осмотровые канавы должны иметь:

― стационарное освещение напряжением до 50 В;
― розетку напряжением до 24 В для подключения переносного освещения;
― лестницы (постоянные ступени) для спуска и подъема с двух сторон;
― переходные мостики шириной не менее 0,8 м.
 
В производственных помещениях для осмотра оборудования, размещенного на крыше городского электротранспорта, необходимо предусматривать специальные вышки с площадками, оборудованными перилами высотой не ниже 1,1 м со сплошной зашивкой по низу на высоту не менее 0,15 м. Выход с площадки вышки на крышу городского электротранспорта должен быть оборудован дверцами или откидными перилами. Зазор между перилами площадки вышки и внешним контуром крыши городского электротранспорта должен быть не более 0,2 м.





Автор фото: Александр / ru.wikipedia.org.



 
Ворота в здании, в котором проводится техническое обслуживание и ремонт городского электротранспорта, должны быть оборудованы механическим приводом и фиксатором, удерживающими полотно ворот в плотно закрытом или полностью открытом положении. Проем ворот должен быть оборудован воздушно-тепловой или воздушной завесой. Ворота в здании для въезда и выезда городского электротранспорта должны иметь вырез в верхней части для пропуска контактного провода и должны быть изолированы в целях защиты металлического каркаса ворот от прикосновения к контактному проводу.




 












Еженедельный дайджест новостей  портала на электронную почту