Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

2 ноября 2024 г.

Минтруд России разработал типовые условия контрактов на оказание услуг по проведению СОУТ, а также по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Regulation.gov.ru опубликован проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении типовых условий контрактов на оказание услуг...

СИЗ: переход на риск-ориентированный подход

15 апреля 2021 г.

Токарь на металлургическом заводе и токарь в электроэнергетике, по большому счету, выполняют один и тот же функционал, работают с применением одного и того же оборудования, а средства индивидуальной защиты (далее — СИЗ) вынуждены использовать разные, в соответствии с отраслевыми нормами. Минтруд планирует унифицировать типовые нормы подобно тому, как это сделано в профстандартах...





партнерский материал




 
СИЗ: переход на риск-ориентированный подход



 
Токарь на металлургическом заводе и токарь в электроэнергетике, по большому счету, выполняют один и тот же функционал, работают с применением одного и того же оборудования, а средства индивидуальной защиты (далее — СИЗ) вынуждены использовать разные, в соответствии с отраслевыми нормами. Минтруд планирует унифицировать типовые нормы подобно тому, как это сделано в профстандартах.
 
В новых нормах все СИЗ будут распределены по группам. В одной будут сгруппированы средства в зависимости от химических, биологических и физических факторов, во второй — по видам работ, в третьей — по уровню загрязнения, а в четвертой группе — в зависимости от климатических факторов. При этом также идет учет производственных зон и участков. К примеру, токарю, который работает на классическом станке, нужен один набор средств защиты. Оператору токарного станка с современным программным управлением, но который тоже формально считается токарем — совсем другой.


 

 
Чтобы постепенно перейти к новым подходам обеспечения СИЗ, необходимо дать ответы на вопросы о том, почему был выбран риск-ориентированный подход и необходима ли актуализация в области обеспечения работниками СИЗ.
 


 
КЛЮЧЕВЫЕ ПРИЧИНЫ ПЕРЕХОДА НА РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВЫБОРЕ СИЗ


 
Пересмотр законодательных норм обусловлен тем, что Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденные приказом Минтруда России от 9 декабря 2014 года № 997н, содержат множество пробелов, которые создают дополнительные риски.
 
Основная трудность заключается в том, что качество и ассортимент СИЗ не отвечают реальным условиям труда на рабочих местах, так как Типовые нормы включают лишь минимальный набор средств защиты.


 
Пример

Работники, трудящиеся на открытом воздухе, обеспечиваются по Типовым нормам выдачи СИЗ только теплой одеждой и обувью, а средства защиты рук и головы документом не предусмотрены.
 
На текущий момент работодатель имеет право только увеличивать количество СИЗ, а уменьшить в случае ликвидации рисков или изменения технологических процессов — нет.
Но ведь СИЗ должны защищать не профессии и не должности, их основная задача — минимизировать риск воздействия вредных и опасных производственных факторов.
 











 











Риск-ориентированный или превентивный подход, который заложен в основе единых норм по обеспечению спецодеждой предполагает, что выдача СИЗ будет организована не «по профессии», а по результатам специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков. Это позволит увидеть реально существующие опасности на каждом рабочем месте и подобрать эффективные средства защиты. Но абсолютно очевидно, что уже сейчас организации могут приступить к внедрению процедуры по организации оценки профессиональных рисков.
 








 
АКТУАЛЬНОЕ ПО ТЕМЕ:










 
Единые типовые нормы выдачи СИЗ: проект приказа Минтруда России
 


 
На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Regulation.gov.ru проходит общественное обсуждение и антикоррупционная экспертиза проекта приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств».
 


По результатам мониторинга действующих в настоящее время нормативных правовых актов, устанавливающих типовые нормы средств индивидуальной защиты, были выявлены затруднения, недопонимания и ошибки,  которые приводят к возникновению рисков получения работниками производственных травм и профессиональных заболеваний.
 

Рассматриваемый проект нормативного правового акта разработан Минтрудом России в пределах полномочий, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 610.  Действие норм проекта направлено на реализацию положений статьи 221 проекта федерального закона № 1070354-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости».
 
При разработке Проекта документа был изучен и проанализирован международный опыт обеспечения работников СИЗ. Источником для разработки Проекта документа также стали положения Регламента Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2016/425 от 09.03.2016 «О средствах индивидуальной защиты и об отмене Директивы 89/686 ЕЕС», Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), а также Конвенции №148 «О защите работников от профессиональных рисков, вызываемых загрязнением воздуха, шумом и вибрацией» и Конвенция № 170 «О безопасности при пользовании химических веществ на производстве».
 

 
 




 



Однако многие работодатели и по сей день скептически относятся к оценке профессиональных рисков (ОПР), отрицая ее обязательный характер.

ОПР — обязательная процедура в системе управления охраной труда в России (требования установлены Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Минтруда России от 19 августа 2016 года № 438н), и существует практика, когда инспекторы по труду штрафовали компании за отсутствие оценки профрисков.
 




 
Крупные организации уже давно придерживаются риск-ориентированного подхода и развивают культуру безопасности на производстве. Один из важных этапов — разработка локально-нормативных правовых актов (далее — ЛНА) по охране труда, в том числе касающихся и оценки профессиональных рисков. Ниже — пример раздела ЛНА, регулирующего проведения ОПР на предприятии.
 


К тому же, ОПР — это единственный путь понять «Что сделать, чтобы предотвратить травматизм»! Интересно то, что зачастую процедура помогает осознать работодателям, которые ранее не выдавали СИЗ своим сотрудникам (так как того не требовали нормы), что реальные опасности и риски на их рабочих местах не позволяют безопасно работать без соответствующего комплекта СИЗ.
 


 
Пример

Для персонального водителя ТОП-менеджера оказались необходимы СИЗ органов зрения — солнцезащитные очки, а для офисного сотрудника — СИЗ органов слуха для подавления фонового шума.




 







 











Те компании, которые не успеют внедрить у себя ОПР, конечно, столкнутся с дополнительными трудностями при формировании бюджетов на закупку СИЗ и при реализации мероприятий по снижению травматизма. Это связано с тем, что морально устаревшие Типовые нормы не позволят решить 100% вопросов, связанных с выбором СИЗ.


 
Пример

В одной нефтяной компании была проведена оценка профессиональных рисков для нефтяников, работающих шахтным способом. По результатам процедуры были внесены изменения в типовой комплект СИЗ с точки зрения таких опасностей как особые климатические условия (два режима температуры от +5°С до +25°С и от 20°С до + 40°С, ветер, повышенная влажность), механические воздействия, воздействие агрессивных сред и химических веществ, низкий уровень освещения. А именно: улучшена конструкция спецодежды, подобрана новая спецобувь (вместо кожаных ботинок — сапоги шахтерские ПВХ с композитным подноском), заменена каска на другую модель, подходящую для работы в шахте и т.д. Таким образом, установленные нормы продемонстрировали недостаточную эффективность, поэтому бюджет на закупку СИЗ был скорректирован, исходя из реально возможных рисков и опасностей.


 
Так как существующие Типовые нормы выдачи СИЗ еще продолжают действовать, минимальный набор СИЗ, пусть даже и не в полной мере отвечающий реальным опасностям, выдавать придется. Однако проведенная ОПР позволит дополнить этот перечень действительно необходимыми СИЗ. Например, как в ситуации с клининговым отделом в компании нашего партнера: в ходе ОПР были выявлены множественные возможные опасности — химические ожоги, порезы и другие микротравмы, предупредить их появление может выдача и контроль применения специальные СИЗ.
 




Все полученные данные по результатам ОПР, в том числе и необходимые мероприятия по ликвидации опасностей, заносятся в Реестр оценки рисков. Кроме того, реестр содержит информацию о возможных объектах влияния негативных факторов, причины их возникновения, расчет вероятности и степени тяжести риска. Таким образом, после проведения ОПР вы увидите целостную картину о каждом рабочем месте и рекомендации по минимизации опасностей!























УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ 


 
Реализация процесса оценки и управления рисками включает несколько шагов (рисунок 1).



 
     РИСУНОК 1. ПРОЦЕСС ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ


 
 



 
Управление рисками 
 процесс цикличный (рис. 2).



 
РИСУНОК 2. ЦИКЛИЧНОСТЬ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ





 


Меры управления рисками делятся на три основных вида (рис. 3).




 
РИСУНОК 3. МЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ



 





При выборе мер контроля необходимо руководствоваться соответствующей иерархией, начиная с наиболее предпочтительных мер (рисунок 4).
 


 
РИСУНОК 4. ИЕРАРХИЯ МЕР КОНТРОЛЯ
 







После внедрения мер контроля необходимо провести повторную оценку рисков для подтверждения их результативности и того, что новые риски отсутствуют. Ниже представлен фрагмент документа (таблица).
 



 
ТАБЛИЦА. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ







 
Резюмируя, нужно отметить, что профессиональное сообщество ожидает несколько тенденций в новых единых правилах обеспечения СИЗ:


— унификация Типовых норм выдачи СИЗ для всех отраслей экономики;
— акцент на критериях выбора СИЗ для различных источников опасностей;
— переход к более системному подходу в области обучения по эффективному применению СИЗ;
— определение конкретных критериев в вопросах удобства и эргономики СИЗ.
 
 





Источник фото: 
pixabay.com.




 
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ: ТРИ ВАЖНЕЙШИХ ЭТАПА



 
Из опыта крупнейших международных компаний в России важно сказать об основных шагах, которые используются для обеспечения работников СИЗ.
 
Во-первых, фундаментальным этапом является создание корпоративного регламента обеспечения СИЗ. Документ необходимо разработать, чтобы улучшить и оптимизировать процессы, связанные с СИЗ, и установить порядок выдачи и учета СИЗ, а также минимальные требования к средствам защиты. Именно благодаря разработке регламента становится возможным расширить ассортимент и использовать более качественные СИЗ, обеспечить бюджетное планирование затрат по данной статье расходов на длительную перспективу.
 




 
Для разработки подобных регламентов в компании проводят внутренние аудиты или ОПР. Это позволяет подобрать оптимальный набор СИЗ для каждого производственного процесса и работника.


 
Во-вторых, безусловно, соблюдаются и обязательные Типовые нормы выдачи СИЗ, поэтому минимальный набор СИЗ точно будет соответствовать законодательным требованиям, но не ограничиваться ими. Крупные компании осознают, что для эффективного управления всеми рисками использование типового инструмента недостаточно.
 
Риски и их количество постоянно изменяются, что требует от работодателя оперативного реагирования и гибкости, современного подхода в решении вопросов по охране труда.
 
В-третьих, происходит интеграция процессов по обеспечению СИЗ с другими бизнес-процессами в организации. Так, закупки должны быть максимально спланированными заранее. При этом не должно быть сложностей в оперативном заказе СИЗ, если, например, были выявлены недопустимые риски. Как правило, для таких закупок устанавливаются небольшие лимиты.
Кроме того, ТОП-менеджмент активно демонстрирует приверженность безопасности и совершенствованию в этом направлении. Поэтому руководство и линейные руководители всегда посещают производство в полном комплекте СИЗ наравне с работниками. В частности, проводятся постоянные обучения по использованию СИЗ и организуются другие мероприятия по развитию культуры ношения СИЗ.
 
В практике компаний за рубежном важно отметить и тесное сотрудничество с производителями и поставщиками средств защиты. Это позволяет оставаться в курсе всех новостей области, а значит, и способствует быстрой адаптации под современные решения, постоянному улучшению технических и эргономических свойств СИЗ.
 
Формирование системного подхода при обеспечении СИЗ на основе риск-ориентированного подхода
 
Можно посоветовать несколько несложных шагов (рисунок 5), которые помогут уже сейчас во многом улучшить охрану труда на предприятии, в том числе и сформировать систему обеспечения СИЗ на основе превентивного подхода.
 



 
РИСУНОК 5. ЧЕТЫРЕ КЛЮЧЕВЫХ ЭТАПА УЛУЧШЕНИЯ
ОХРАНЫ ТРУДА







 
На текущий момент главная ответственность работодателя — сделать так, чтобы все работники могли оценивать риски на своем рабочем месте и были вовлечены в процесс развития культуры безопасности. Сотрудники должны четко понимать, какие меры необходимы для исключения или снижения рисков на предприятии.
 
Кроме того, работодатель создает и культуру доверия в компании. Иначе говоря, это условия, когда абсолютно каждый сотрудник может остановить работу, если понимает, что действующие меры (например, СИЗ) неэффективны и не снижают уровень опасностей, а, наоборот, создают угрозу для жизни и здоровья работников.
 


 
Автор материала:
Николай Петрович Сачков
директор по развитию SRG-ECO,
сертифицированный аудитор
системы менеджмента профессионального
здоровья и безопасности по стандарту ISO 45001




 
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:
 

 
Данный материал для публикации любезно предоставлен редакцией журнала «Охрана труда и пожарная безопасность».  
 


 
 


 





 


 
БЕСПЛАТНАЯ ПОДПИСКА НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
КЛИНСКОГО ИНСТИТУТА ОХРАНЫ И УСЛОВИЙ ТРУДА 



 
Отборная и актуальная информация на электронную почту