Новости
10 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Международные стандарты в области охраны труда пришли в Россию
21 октября 2010 г.
Главным событием октября 2010 г. на ранке охраны труда - стала ратификация Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции № 187). Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 265-ФЗ от 4 октября 2010 года.
Конвенция об основах, содействующих безопасности и гигиене труда, сравнительно молода, она была принята 95-й сессией Генеральной конференции Международной организации труда в г. Женеве 15 июня 2006 года. Признавая глобальные масштабы производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве и необходимость принятия дальнейших мер с целью их сокращения, напоминая, что защита работников в случае общих и профессиональных заболеваний и травматизма на производстве является одной из важнейших задач. Само по себе это событие показало, насколько приоритетными являются вопросы безопасности и охраны труда для мирового сообщества.
Основной термин Конвенции, заключен в самом ее названии - «безопасность и гигиена труда». В Российском трудовом законодательстве применяется термин «охрана труда». Два этих термина по своей сути эквивалентны. Это четко прослеживается в статье 209 Трудового кодекса РФ, охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Согласно документу каждое государство-член Международной организации труда, ратифицирующее Конвенцию, создает необходимые органы управления, отвечающие за безопасность и гигиену труда, оказывает приоритетное внимание в национальных стратегиях к проблемам охраны труда. Основные положения Конвенции формируют принципы, которые должна учитывать национальная система охраны труда, какие задачи она должна решать, определяют, кто отвечает за ее реализацию и эффективную работу, а так же каким образом осуществляется контроль и принятие решений. Согласно документу каждое государство-член Международной организации труда, ратифицирующее Конвенцию, содействует созданию безопасной и здоровой производственной среды.
В России еще в 2008 г. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. № 170-р Минздравсоцразвития России принята и реализуется Программа действий по улучшению условий и охраны труда на период 2008-2010 годы. Основные положения Программы соответствуют требованиям Конвенции № 187. Ее главная цель заключена в защите здоровья работника и обеспечение охраны труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечения в управление этими рисками основных сторон социального партнерства – государства, работодателей и работников.
В течении последних трех лет в нашей стране идет последовательное , масштабное реформированное системы охраны труда и ратификация Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции № 187) вполне закономерна. Уже принято законодательство о страховании опасных производственных объектов, предусматривающее возможность экстренной приостановки работы предприятий, на которых нарушаются правила безопасности. "Определены базовые правовые инструменты, которые существенно повышают роль профсоюзных организаций на предприятиях, и дают вам возможность существенно улучшить ситуацию в сфере охраны труда. Россия, занимая одно из важнейших мест в мировом сообществе, стремиться соответствовать современным международным стандартам в области охраны труда.
Конвенция об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенция № 187):
I. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Статья 1
Применительно к настоящей Конвенции:
- термин национальная политика означает национальную политику в области безопасности и гигиены труда и производственной среды, разработанную в соответствии с принципами, заложенными в статье 4 Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда (155);
- термин национальная система безопасности и гигиены труда или национальная система означает инфраструктуру, предусматривающую основные рамки для проведения национальной политики и национальных программ в области безопасности и гигиены труда;
- термин национальная программа по безопасности и гигиене труда или национальная программа означает любую национальную программу, включающую задачи, которые предстоит решить в установленные сроки, приоритеты и средства действий, сформулированные в целях совершенствования безопасности и гигиены труда, а также средства оценки достигнутых результатов;
- термин национальная культура профилактики в области безопасности и гигиены труда означает культуру, в которой право на безопасную и здоровую производственную среду соблюдается на всех уровнях, когда правительства, работодатели и работники принимают активное участие в обеспечении безопасной и здоровой производственной среды посредством системы установленных прав, ответственности и обязанностей и когда принципам профилактики придается самый высокий приоритет.
II. ЦЕЛЬ
Статья 2
- Каждое государство-член, ратифицирующее настоящую Конвенцию, содействует постоянному совершенствованию безопасности и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве посредством разработки, на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников, национальной политики, национальной системы и национальной программы.
- Каждое государство-член предпринимает активные меры в целях постепенного создания безопасной и здоровой производственной среды посредством национальной системы и национальных программ в области безопасности и гигиены труда, принимая во внимание принципы, заложенные в актах Международной организации труда (МОТ), имеющие отношение к основам, содействующим безопасности и гигиене труда.
- Каждое государство-член, на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников, периодически рассматривает меры, которые можно было бы u1087 предпринять в целях ратификации соответствующих конвенций МОТ по вопросам безопасности и гигиены труда.
III. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Статья 3
- Каждое государство-член содействует безопасной и здоровой производственной среде посредством разработки национальной политики.
- Каждое государство-член на всех соответствующих уровнях содействует и стремится к достижению реализации права работников на безопасную и здоровую производственную среду.
- При разработке своей национальной политики каждое государство-член, с учетом своих национальных условий и практики, а также на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников, содействует основополагающим принципам, таким как: оценка профессиональных рисков или опасностей; борьба с профессиональными рисками или опасностями в месте их возникновения; развитие национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда, которая включает информацию, консультации и подготовку.
IV. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Статья 4
- Каждое государство-член создает, поддерживает, постепенно развивает и периодически пересматривает национальную систему безопасности и гигиены труда на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников.
-
Национальная система безопасности и гигиены труда включает, помимо прочего:
- законодательные и нормативные правовые акты, коллективные договоры, в соответствующих случаях, и любые другие соответствующие акты по безопасности и гигиене труда;
- орган или ведомство, либо органы или ведомства, отвечающие за вопросы безопасности и гигиены труда, созданные в соответствии с национальными законодательством и практикой;
- механизмы для обеспечения соблюдения национальных законодательных и нормативных правовых актов, включая системы инспекции;
- меры, направленные на обеспечение сотрудничества на уровне предприятия между его руководством, работниками и их представителями в качестве основного элемента мер профилактики на производстве.
-
Национальная система безопасности и гигиены труда, в соответствующих случаях, включает:
- национальный трехсторонний консультативный орган или органы, занимающиеся вопросами безопасности и гигиены труда;
- информационные и консультативные услуги по вопросам безопасности и гигиены труда;
- профессиональную подготовку по вопросам безопасности и гигиены труда;
- службы гигиены труда в соответствии с национальным законодательством и практикой;
- научно-исследовательские работы в области безопасности и гигиены труда;
- механизм, позволяющий осуществлять сбор и анализ данных о случаях производственного травматизма и профессиональных заболеваний, принимая во внимание соответствующие акты МОТ;
- положения, предусматривающие сотрудничество с соответствующими системами страхования или социального обеспечения, охватывающими случаи производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- вспомогательные механизмы, направленные на постепенное улучшение условий в области безопасности и гигиены труда на микро-предприятиях, а также на малых и средних предприятиях и в неформальной экономике.
V. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА>
Статья 5
- Каждое государство-член разрабатывает, проводит, следит за выполнением, оценивает и периодически пересматривает национальную программу по безопасности и гигиене труда на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников.
-
Национальная программа:
- содействует развитию национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда;
- вносит вклад в защиту работников благодаря ликвидации или сведению к минимуму, насколько это практически возможно, производственных рисков и опасностей, в соответствии с национальным законодательством и практикой, в целях предупреждения производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве, а также содействия безопасности и гигиене труда на рабочем месте;
- разрабатывается и пересматривается на основе анализа национальной ситуации в сфере безопасности и гигиены труда, включая анализ национальной системы безопасности и гигиены труда;
- включает задачи, цели и показатели результативности;
- подкрепляется, насколько это возможно, другими дополнительными национальными программами и планами, содействующими постепенному обеспечению безопасной и здоровой производственной среды.
- Национальная программа предается широкой гласности и, по мере возможности, утверждается и запускается в действие высшими органами государственной власти.
VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 6
Настоящая Конвенция не пересматривает никакую иную международную трудовую конвенцию или рекомендацию.
Статья 7
Официальные грамоты о ратификации настоящей Конвенции направляются Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации.
Статья 8
- Настоящая Конвенция имеет обязательную силу только для тех государств-членов Международной организации труда, ратификационные грамоты которых зарегистрированы Генеральным директором Международного бюро труда.
- Она вступает в силу через 12 месяцев после даты регистрации Генеральным директором ратификационных грамот двух государств- членов.
- Впоследствии настоящая Конвенция вступает в силу для каждого государства-члена через 12 месяцев после даты регистрации его ратификационной грамоты.
Статья 9
- Государство-член, ратифицировавшее настоящую Конвенцию, по истечении десяти лет со дня ее первоначального вступления в силу может денонсировать ее на основе заявления, направленного Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации. Денонсация вступает в силу через один год после даты регистрации заявления о денонсации.
- Для каждого государства-члена, ратифицировавшего настоящую Конвенцию и в годичный срок по истечении указанных в предыдущем пункте десяти лет не воспользовавшегося предусмотренным в настоящей статье правом на денонсацию. Конвенция остается в силе на следующие десять лет, и впоследствии оно сможет денонсировать ее в течение первого года каждого последующего десятилетия в порядке, предусмотренном в настоящей статье.
Статья 10
- Генеральный директор Международного бюро труда извещает все государства-члены Международной организации труда о регистрации всех ратификационных грамот и заявлений о денонсации, направленных ему государствами-членами Организации.
- Извещая государства-члены Организации о регистрации полученной им второй ратификационной грамоты, Генеральный директор обращает их внимание на дату вступления в силу настоящей Конвенции.
Статья 11
Генеральный директор Международного бюро труда направляет Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для регистрации, в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций, исчерпывающие сведения о всех зарегистрированных им ратификационных грамотах и заявлениях о денонсации.
Статья 12
Каждый раз, когда Административный совет Международного бюро труда считает это необходимым, он представляет Генеральной конференции доклад о применении настоящей Конвенции и рассматривает целесообразность включения в повестку дня Конференции вопроса о ее пересмотре.
Статья 13
-
Если Конференция примет новую конвенцию, пересматривающую настоящую Конвенцию, и если в новой конвенции не предусмотрено иное, то:
- ратификация каким-либо государством-членом новой, пересматривающей конвенции влечет за собой, в силу права, незамедлительную денонсацию настоящей Конвенции, независимо от положений статьи 9 выше и при условии, что новая, пересматривающая конвенция вступила в силу;
- со дня вступления в силу новой, пересматривающей конвенции настоящая Конвенция перестает быть открытой для ратификации государствами-членами.
- Настоящая Конвенция остается в любом случае в силе по форме и по содержанию для тех государств-членов, которые ратифицировали ее, но не ратифицировали пересматривающую конвенцию.