Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Международные стандарты в области охраны труда пришли в Россию

21 октября 2010 г.

Главным событием октября 2010 г. на ранке охраны труда - стала ратификация Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции № 187). Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 265-ФЗ от 4 октября 2010 года.

Конвенция об основах, содействующих безопасности и гигиене труда, сравнительно молода, она была принята 95-й сессией Генеральной конференции Международной организации труда в г. Женеве 15 июня 2006 года. Признавая глобальные масштабы производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве и необходимость принятия дальнейших мер с целью их сокращения, напоминая, что защита работников в случае общих и профессиональных заболеваний и травматизма на производстве является одной из важнейших задач. Само по себе это событие показало, насколько приоритетными являются вопросы безопасности и охраны труда для мирового сообщества.

Основной термин Конвенции, заключен в самом ее названии - «безопасность и гигиена труда». В Российском трудовом законодательстве применяется термин «охрана труда». Два этих термина по своей сути эквивалентны. Это четко прослеживается в статье 209 Трудового кодекса РФ, охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Согласно документу каждое государство-член Международной организации труда, ратифицирующее Конвенцию, создает необходимые органы управления, отвечающие за безопасность и гигиену труда, оказывает приоритетное внимание в национальных стратегиях к проблемам охраны труда. Основные положения Конвенции формируют принципы, которые должна учитывать национальная система охраны труда, какие задачи она должна решать, определяют, кто отвечает за ее реализацию и эффективную работу, а так же каким образом осуществляется контроль и принятие решений. Согласно документу каждое государство-член Международной организации труда, ратифицирующее Конвенцию, содействует созданию безопасной и здоровой производственной среды.

В России еще в 2008 г. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. № 170-р Минздравсоцразвития России принята и реализуется Программа действий по улучшению условий и охраны труда на период 2008-2010 годы. Основные положения Программы соответствуют требованиям Конвенции № 187. Ее главная цель заключена в защите здоровья работника и обеспечение охраны труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечения в управление этими рисками основных сторон социального партнерства – государства, работодателей и работников.

В течении последних трех лет в нашей стране идет последовательное , масштабное реформированное системы охраны труда и ратификация Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции № 187) вполне закономерна. Уже принято законодательство о страховании опасных производственных объектов, предусматривающее возможность экстренной приостановки работы предприятий, на которых нарушаются правила безопасности. "Определены базовые правовые инструменты, которые существенно повышают роль профсоюзных организаций на предприятиях, и дают вам возможность существенно улучшить ситуацию в сфере охраны труда. Россия, занимая одно из важнейших мест в мировом сообществе, стремиться соответствовать современным международным стандартам в области охраны труда.

Конвенция об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенция № 187):

I. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Статья 1

Применительно к настоящей Конвенции:

  1. термин национальная политика означает национальную политику в области безопасности и гигиены труда и производственной среды, разработанную в соответствии с принципами, заложенными в статье 4 Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда (155);
  2. термин национальная система безопасности и гигиены труда или национальная система означает инфраструктуру, предусматривающую основные рамки для проведения национальной политики и национальных программ в области безопасности и гигиены труда;
  3. термин национальная программа по безопасности и гигиене труда или национальная программа означает любую национальную программу, включающую задачи, которые предстоит решить в установленные сроки, приоритеты и средства действий, сформулированные в целях совершенствования безопасности и гигиены труда, а также средства оценки достигнутых результатов;
  4. термин национальная культура профилактики в области безопасности и гигиены труда означает культуру, в которой право на безопасную и здоровую производственную среду соблюдается на всех уровнях, когда правительства, работодатели и работники принимают активное участие в обеспечении безопасной и здоровой производственной среды посредством системы установленных прав, ответственности и обязанностей и когда принципам профилактики придается самый высокий приоритет.

II. ЦЕЛЬ

Статья 2

  1. Каждое государство-член, ратифицирующее настоящую Конвенцию, содействует постоянному совершенствованию безопасности и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве посредством разработки, на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников, национальной политики, национальной системы и национальной программы.
  2. Каждое государство-член предпринимает активные меры в целях постепенного создания безопасной и здоровой производственной среды посредством национальной системы и национальных программ в области безопасности и гигиены труда, принимая во внимание принципы, заложенные в актах Международной организации труда (МОТ), имеющие отношение к основам, содействующим безопасности и гигиене труда.
  3. Каждое государство-член, на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников, периодически рассматривает меры, которые можно было бы u1087 предпринять в целях ратификации соответствующих конвенций МОТ по вопросам безопасности и гигиены труда.

III. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Статья 3

  1. Каждое государство-член содействует безопасной и здоровой производственной среде посредством разработки национальной политики.
  2. Каждое государство-член на всех соответствующих уровнях содействует и стремится к достижению реализации права работников на безопасную и здоровую производственную среду.
  3. При разработке своей национальной политики каждое государство-член, с учетом своих национальных условий и практики, а также на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников, содействует основополагающим принципам, таким как: оценка профессиональных рисков или опасностей; борьба с профессиональными рисками или опасностями в месте их возникновения; развитие национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда, которая включает информацию, консультации и подготовку.

IV. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Статья 4

  1. Каждое государство-член создает, поддерживает, постепенно развивает и периодически пересматривает национальную систему безопасности и гигиены труда на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников.
  2. Национальная система безопасности и гигиены труда включает, помимо прочего:
    1. законодательные и нормативные правовые акты, коллективные договоры, в соответствующих случаях, и любые другие соответствующие акты по безопасности и гигиене труда;
    2. орган или ведомство, либо органы или ведомства, отвечающие за вопросы безопасности и гигиены труда, созданные в соответствии с национальными законодательством и практикой;
    3. механизмы для обеспечения соблюдения национальных законодательных и нормативных правовых актов, включая системы инспекции;
    4. меры, направленные на обеспечение сотрудничества на уровне предприятия между его руководством, работниками и их представителями в качестве основного элемента мер профилактики на производстве.
  3. Национальная система безопасности и гигиены труда, в соответствующих случаях, включает:
    1. национальный трехсторонний консультативный орган или органы, занимающиеся вопросами безопасности и гигиены труда;
    2. информационные и консультативные услуги по вопросам безопасности и гигиены труда;
    3. профессиональную подготовку по вопросам безопасности и гигиены труда;
    4. службы гигиены труда в соответствии с национальным законодательством и практикой;
    5. научно-исследовательские работы в области безопасности и гигиены труда;
    6. механизм, позволяющий осуществлять сбор и анализ данных о случаях производственного травматизма и профессиональных заболеваний, принимая во внимание соответствующие акты МОТ;
    7. положения, предусматривающие сотрудничество с соответствующими системами страхования или социального обеспечения, охватывающими случаи производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
    8. вспомогательные механизмы, направленные на постепенное улучшение условий в области безопасности и гигиены труда на микро-предприятиях, а также на малых и средних предприятиях и в неформальной экономике.

V. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА>

Статья 5

  1. Каждое государство-член разрабатывает, проводит, следит за выполнением, оценивает и периодически пересматривает национальную программу по безопасности и гигиене труда на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников.
  2. Национальная программа:
    1. содействует развитию национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда;
    2. вносит вклад в защиту работников благодаря ликвидации или сведению к минимуму, насколько это практически возможно, производственных рисков и опасностей, в соответствии с национальным законодательством и практикой, в целях предупреждения производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве, а также содействия безопасности и гигиене труда на рабочем месте;
    3. разрабатывается и пересматривается на основе анализа национальной ситуации в сфере безопасности и гигиены труда, включая анализ национальной системы безопасности и гигиены труда;
    4. включает задачи, цели и показатели результативности;
    5. подкрепляется, насколько это возможно, другими дополнительными национальными программами и планами, содействующими постепенному обеспечению безопасной и здоровой производственной среды.
  3. Национальная программа предается широкой гласности и, по мере возможности, утверждается и запускается в действие высшими органами государственной власти.

VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 6

Настоящая Конвенция не пересматривает никакую иную международную трудовую конвенцию или рекомендацию.

Статья 7

Официальные грамоты о ратификации настоящей Конвенции направляются Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации.

Статья 8

  1. Настоящая Конвенция имеет обязательную силу только для тех государств-членов Международной организации труда, ратификационные грамоты которых зарегистрированы Генеральным директором Международного бюро труда.
  2. Она вступает в силу через 12 месяцев после даты регистрации Генеральным директором ратификационных грамот двух государств- членов.
  3. Впоследствии настоящая Конвенция вступает в силу для каждого государства-члена через 12 месяцев после даты регистрации его ратификационной грамоты.

Статья 9

  1. Государство-член, ратифицировавшее настоящую Конвенцию, по истечении десяти лет со дня ее первоначального вступления в силу может денонсировать ее на основе заявления, направленного Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации. Денонсация вступает в силу через один год после даты регистрации заявления о денонсации.
  2. Для каждого государства-члена, ратифицировавшего настоящую Конвенцию и в годичный срок по истечении указанных в предыдущем пункте десяти лет не воспользовавшегося предусмотренным в настоящей статье правом на денонсацию. Конвенция остается в силе на следующие десять лет, и впоследствии оно сможет денонсировать ее в течение первого года каждого последующего десятилетия в порядке, предусмотренном в настоящей статье.

Статья 10

  1. Генеральный директор Международного бюро труда извещает все государства-члены Международной организации труда о регистрации всех ратификационных грамот и заявлений о денонсации, направленных ему государствами-членами Организации.
  2. Извещая государства-члены Организации о регистрации полученной им второй ратификационной грамоты, Генеральный директор обращает их внимание на дату вступления в силу настоящей Конвенции.

Статья 11

Генеральный директор Международного бюро труда направляет Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для регистрации, в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций, исчерпывающие сведения о всех зарегистрированных им ратификационных грамотах и заявлениях о денонсации.

Статья 12

Каждый раз, когда Административный совет Международного бюро труда считает это необходимым, он представляет Генеральной конференции доклад о применении настоящей Конвенции и рассматривает целесообразность включения в повестку дня Конференции вопроса о ее пересмотре.

Статья 13

  1. Если Конференция примет новую конвенцию, пересматривающую настоящую Конвенцию, и если в новой конвенции не предусмотрено иное, то:
    1. ратификация каким-либо государством-членом новой, пересматривающей конвенции влечет за собой, в силу права, незамедлительную денонсацию настоящей Конвенции, независимо от положений статьи 9 выше и при условии, что новая, пересматривающая конвенция вступила в силу;
    2. со дня вступления в силу новой, пересматривающей конвенции настоящая Конвенция перестает быть открытой для ратификации государствами-членами.
  2. Настоящая Конвенция остается в любом случае в силе по форме и по содержанию для тех государств-членов, которые ратифицировали ее, но не ратифицировали пересматривающую конвенцию.