Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Международный опыт: службы гигиены труда на малых предприятиях
13 октября 2020 г.
Необходимость охвата службами гигиены труда рабочих на малых предприятиях (далее ― МП) является наибольшим вызовом для них. В большинстве стран к МП относится огромное число предприятий ― до 90% в некоторых развивающихся и новых индустриальных странах во всех секторах экономики. На малых предприятиях работает в среднем около 40% рабочей силы в индустриальных странах...
Необходимость охвата службами гигиены труда рабочих на малых предприятиях (далее ― МП) является наибольшим вызовом для них. В большинстве стран к МП относится огромное число предприятий ― до 90% в некоторых развивающихся и новых индустриальных странах во всех секторах экономики. На малых предприятиях работает в среднем около 40% рабочей силы в индустриальных странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, и до 60% в развивающихся и новых индустриальных странах. Рабочие этих предприятий могут подвергаться, вероятно, даже большему числу рисков, чем их коллеги на больших предприятиях. Эти предприятия обычно имеют незначительный, если не нулевой, доступ к современным службам гигиены труда и безопасности.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ЗА РУБЕЖОМ
Предприятия считаются малыми на базе таких характеристик, как размер инвестированного капитала, величина годового оборота и численность нанятых рабочих. На малом предприятии работают от одного до 500 рабочих. В этой статье термин МП применяется к предприятиям со штатом 50 или менее рабочих, согласно наиболее распространенному определению (МОТ 1986 г.). МП составляют важную часть национальной экономики. Они интенсивно используют рабочую силу, легко адаптируются к быстро меняющимся рыночным условиям и предоставляют рабочие места для тех, кто в противном случае был бы безработным. Они не требуют больших капиталовложений и могут производить товары и предлагать услуги вблизи от потребителя или клиента.
Но у малых предприятий есть свои отрицательные стороны. Время их существования часто короткое, поэтому трудно проводить мониторинг. Прибыль часто только покрывает расходы на содержание персонала (владельцами предприятий часто являются сами работники) при интенсивной рабочей нагрузке и подверженности профессиональным рискам.
РАБОЧАЯ СИЛА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Рабочая сила МП характеризуется разнообразием. Во многих случаях это управляющий и члены его семьи. МП дают возможность трудоустройства молодым людям, а также пожилым рабочим и уволенным с больших предприятий. В результате часто подвергаются риску производственных экспозиций такие уязвимые группы, как дети, беременные женщины и пожилые. Ввиду того, что многие МП ведут надомную работу, часто риску подвергаются члены их семей или соседи, и возникают экологические проблемы вследствие загрязнения воздуха и воды или продовольственных культур, растущих поблизости от предприятий.
Уровень образования и социально-экономический статус работников МП широко варьируется, но обычно бывает ниже среднего. Их владельцы/управляющие не имеют достаточной производственной и административной подготовки и еще меньше обучены предупреждению и контролю рисков, что требует знаний в области гигиены труда. Они часто не могут воспользоваться возможностью дополнительного образования из-за недостатка времени, энергии и финансовых средств.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ
Условия работы на МП сильно различаются в зависимости от характера деятельности предприятия, типа продукции, формы собственности и месторасположения. В целом, гигиена труда и профессиональный травматизм во многом сходны с ситуацией на крупных предприятиях, а вредные воздействия часто оказываются значительно выше. Однако иногда производственные условия на МП бывают значительно лучше, чем на крупных предприятиях с тем же типом продукции (Paoli 1992 г.).
Хотя опубликовано мало исследований, обследования здоровья рабочих на МП в таких индустриальных странах, как Финляндия (Huuskonen и Rantala 1985 г.) и Германия (Hauss 1992 г.) выявили относительно высокий уровень заболеваемости, во многом связанный с низкой производительностью труда и/или производственной деятельностью. Имеется информация, что на МП в развивающихся странах профессиональные заболевания и травматизм являются более распространенными (Reverente 1992 г.).
Источник фото: pixabay.com.
БАРЬЕРЫ НА ПУТИ СЛУЖБ ГИГИЕНЫ ТРУДА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Имеются значительные структурные, экономические и психологические барьеры на пути внедрения служб гигиены труда на МП.
1. Традиционно законодательство по гигиене труда и технике безопасности на производстве в большинстве стран не распространялось на МП. "Теневой сектор" (например, предприятия, не использующие наемный труд) и сельское хозяйство не были охвачены законодательством. Даже там, где законодательство имело более широкий охват, оно не относилось к предприятиям с числом рабочих менее 500 человек. Недавно некоторые страны (например, Франция, Бельгия и скандинавские страны) ввели в действие законодательство, требующее наличия службы гигиены труда на всех предприятиях, независимо от размера или сектора экономики (Rantanen 1990 г.).
2. МП, как уже указывалось в этой статье, слишком малы, чтобы оправдывать расходы на внутризаводскую службу гигиены труда. Разнообразие типов и методов производства, а также широкий географический разброс затрудняют организацию служб гигиены труда, которые бы отвечали всем требованиям.
3. Экономические барьеры также играют существенную роль. Многие МП находятся на грани выживания и просто не могут позволить себе увеличивать эксплуатационные расходы, даже если стремятся к росту капитала в будущем. Они не могут позволить проведения курсов по распознаванию рисков, предупреждению и контролю для своих владельцев, управляющих и рабочих. Некоторые страны связывают решение экономических проблем с субсидиями со стороны государственных агентств и институтов социальной защиты (Rantanen 1994 г.). Иногда службы гигиены труда включаются в программы экономического и социального развитие МП (Kogi, Phoon и Thurman 1988 г.).
4. Даже при отсутствии финансовых проблем владельцы/управляющие МП часто не желают заниматься выяснением взаимосвязи между работой и здоровьем. Однако эти знания могут быть очень полезными для МП. (Niemi и Notkola 1991 г.; Niemi и др. 1991 г.).
5. Предприятия неформального сектора и небольшие фирмы редко регистрируются и формально не связаны с организациями, занимающимися вопросами техники безопасности на производстве. Бизнес трудно отделим от частного хозяйства и домашних дел. В результате возникает нежелание пускать посторонних в частную жизнь. МП часто не участвуют в ассоциациях предпринимателей и жизни местного сообщества, в большинстве случаев рабочие МП не являются членами профсоюзов. Для преодоления этих барьеров некоторые страны использовали организации содействия развитию. Они занимаются распространением информации, созданием возможностей для обучения на МП силами организаций, занимающихся вопросами техники безопасности и гигиены труда и создания системы первой медицинской помощи, оказываемой службами гигиены труда (Jeyaratnam 1992 г.).
6. Многие МП расположены в районах, где есть аварийные службы и службы первой медицинской помощи. Однако недостаток знаний и опыта врачей и среднего медицинского персонала по вопросам профзаболеваний и производственных рисков для здоровья часто не дает возможности распознавать профессиональные заболевания и внедрять необходимые меры профилактики.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СЛУЖБАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ГИГИЕНЫ ТРУДА
В некоторых странах вопросы производственной безопасности и гигиены труда находятся в ведении министерств труда и специальных органов; в других странах этими вопросами занимаются совместно министерства труда, здравоохранения и/или социальных вопросов. В некоторых странах, например, в Италии, управление службами гигиены труда определяется законодательством по здравоохранению или, как в Финляндии, специальными законами. В Соединенных Штатах и Англии службы гигиены труда учреждаются на добровольной основе, в то время как в Швеции и некоторых других странах, они являются обязательным пунктом коллективного договора.
Конвенция МОТ по безопасности и гигиене труда (№ 155) (МОТ 1981a) требует от правительств разработки политики в области безопасности и гигиены труда в отношении всех предприятий во всех секторах экономики и внедрения ее компетентными органами. Конвенция устанавливает ответственность властных структур, работодателей и работников и вместе с сопутствующей рекомендацией № 164 определяет ключевые виды деятельности в отношении безопасности и гигиены труда для всех участников национальных и местных программ.
В 1985 г. МОТ было принято дополнение к международной конвенции № 161 и рекомендация № 171 для служб гигиены труда. В них содержатся принципы разработки политики, управления, проведения инспекций и сотрудничества служб гигиены труда, деятельности служб безопасности и гигиены труда на производстве, условий работы, ответственности работодателей и работников и предлагают рекомендации по организации служб гигиены труда на уровне предприятия. Хотя МП не выделяются в особую категорию, данные документы ориентированы и на них, т.к. не предусматривается никаких ограничений служб безопасности в связи с размерами предприятия и подчеркивается необходимость гибкой организации.
К сожалению, эти документы не всегда ратифицируются, особенно в развивающихся странах. Исходя из опыта индустриальных стран, можно утверждать, что без специальных мероприятий и поддержки со стороны государственных органов внедрение принципов МОТ в МП вряд ли возможно.
ВОЗ активно поддерживает создание служб гигиены труда. На совещании в 1989 г. (ВОЗ 1989а) в штаб-квартире ВОЗ обсуждались нормативные требования. Была опубликована серия, состоящая примерно из 20 технических документов по различным аспектам служб гигиены труда. В 1985 и 1992 гг. Европейское отделение ВОЗ проводило анализ состояния европейских служб гигиены труда и опубликовало их результаты. Панамериканская организация здравоохранения назвала 1992 год годом гигиены труда, когда следовало уделить особое внимание поддержке служб гигиены труда и ввести специальную программу для Центральной и Южной Америки.
Европейский Союз издал 16 директив, касающихся служб безопасности и гигиены труда на производстве, наиболее важной из которых является директива 391/1989 под названием "Структурная директива" (СЕС 1989 г.). В ней обосновываются конкретные меры, например, требование к работодателям проводить оценку рисков с помощью различных технических средств или обследование здоровья рабочих, подвергающихся высокой степени риска. Также поднимаются вопросы защиты рабочих от физических, химических и биологических факторов риска, включая работу с тяжелыми грузами или с видеодисплеями.
В то время как все международные акты учитывают существование МП, большинство из них ориентированы практически только на большие предприятия. Эффективные модели организации служб гигиены труда такого же уровня для МП ждут своей разработки.
Источник фото: pixabay.com.
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБ ГИГИЕНЫ ТРУДА ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Как уже отмечалось, малые размеры, географический разброс и разнообразие типов и форм производства в сочетании с ограниченностью экономических и людских ресурсов затрудняет эффективную организацию службы гигиены труда на МП. Только некоторые из моделей оказания услуг по гигиене труда, описанных подробно в этой главе, применимы для МП.
Вероятно, единственным исключением являются МП, которые представляют собой рассредоточенные производственные единицы больших предприятий. Их деятельность обычно ведется в соответствии с общей политикой организации, характеризуется участием в учебных программах. Они имеют доступ к многопрофильной службе специалистов по гигиене труда, базирующейся в главном офисе предприятия. Решающим фактором успеха является то, что все затраты на деятельность службы техники безопасности и гигиены труда на производстве оплачиваются центральным офисом или из общего бюджета компании. Если затраты службы оплачиваются из бюджета МП, могут возникнуть трудности в привлечении к сотрудничеству управляющего местным отделением, из-за ограниченных средств предприятия.
Объединения служб нескольких малых или средних предприятий, успешно внедряются в некоторых европейских государствах ― Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Нидерландах и Франции. В ряде других странах проводились эксперименты по внедрению этих служб с помощью государственных субсидий или частных фондов, но данная форма оказалась нежизнеспособной.
Интересным вариантом объединения является ориентация на конкретную отрасль производства с предоставлением услуги для большого числа предприятий отрасли, например, в строительстве, лесном хозяйстве, сельском хозяйстве, пищевой промышленности и т.д. Модель дает возможность подразделениям службы специализироваться на проблемах, типичных для отрасли и приобретать компетентность в вопросах, характерных для обслуживаемого сектора. Примером является шведский Bygghаlsan, который обслуживает строительную индустрию.
Характерным исключением является модель, организованная профсоюзом, члены которого работают на широко разбросанных МП одной отрасли (например, медицинские работники, обвальщики мяса, конторские служащие и работники швейной промышленности). Обычно организованные в соответствием с коллективным договором службы финансируются за счет работодателей, но управляются советом, сформированным из представителей как работодателей, так и рабочих. Некоторые службы организуют местные центры здравоохранения, которые предлагают широкий спектр медицинских услуг не только для рабочих, но и членов их семей.
В ряде случаев услуги по амбулаторному обследованию работников осуществляют клинические отделения больниц, частные центры здравоохранения и районные медицинские центры. Они занимаются лечением острых производственных травм и заболеваний и, за исключением обычных медицинских обследований, предлагают небольшой объем профилактических услуг. Их штат обычно имеет невысокий уровень знаний по безопасности и гигиены труда. Они обычно оказывают платные услуги и не принимают активного участия в работе по обследованию, предупреждению и контролю вредных условий труда.
Недостатком "внешних служб" являются отношения заказчиком и исполнителем, которые препятствуют участию и сотрудничеству работодателей и рабочих в планировании мониторинга служб, что оговорено в конвенциях МОТ и других международных актах в отношении служб безопасности и гигиены труда.
Другим вариантом является "модель социальной защиты" ― службы гигиены труда создаются организацией, которая несет ответственность за компенсацию профессиональных заболеваний и производственных травм. Это способствует наличию средств для финансирования служб, которые, занимаются лечением и реабилитацией, но часто ориентированы на профилактическую деятельность.
Обширное обследование, проведенное в Финляндии (Kalimo и др. 1989 г.), как одна из немногих попыток оценки службы гигиены труда, показало, что муниципальные и частные центры здравоохранения являлись главными поставщиками услуг по гигиене труда для МП, за ними следовали объединения служб и акционерные медицинские компании. Чем меньше предприятие, тем удобнее пользоваться услугами муниципального центра здравоохранения; до 70% МП со штатом от одного до пяти рабочих обслуживались муниципальными центрами здравоохранения. Существенным результатом исследования было признание необходимости визитов медиков на МП с целью получить представление: (1) о производственных условиях и, в частности, о проблемах гигиены труда на предприятиях, (2) о необходимости подготовки по безопасности и гигиене труда на производстве.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБ ГИГИЕНЫ ТРУДА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Службы гигиены труда на МП широко варьируются в зависимости от национальных законов и практики, типов работы и условий труда, характеристик и состояния здоровья рабочих и наличия ресурсов (в смысле возможностей МП позволить себе иметь службы гигиены труда, и наличия средств осуществления медико-санитарной помощи и персонала там, где они расположены). На основе упомянутых международных документов, региональных семинаров и консультаций, был создан перечень видов деятельности комплексных служб гигиены труда (Rantanen 1989 г.; ВОЗ 1989а, 1989b). Ряд ключевых мероприятий, которые должны всегда присутствовать в программе служб гигиены труда и связаны МП, включают следующие аспекты.
ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТЕЙ ГИГИЕНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
― Предварительный анализ деятельности предприятия и идентификация рисков, общих для таких предприятий.
― Инспекция и обследование рабочего места для идентификации и количественной оценки вредных производственных факторов, фактически присутствующих на предприятии.
― Оценка масштабов рисков и ранжирование их в порядке неотложности и приоритета.
― Повторная оценка вредных условий при изменении методов производства, оборудования и материалов.
ПРОФИЛАКТИКА И КОНТРОЛЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ
― Определение необходимых и возможных мер профилактики и контроля и выделение приоритетов.
― Проверка их применения и внедрения.
― Мониторинг эффективности.
ПРОФИЛАКТИКА, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ЗДОРОВЬЕ РАБОТНИКОВ
― Адаптация к работе, рабочему месту и производственной среде для постоянного поддержания здоровья и безопасности; особое внимание уделяется таким уязвимым группам, как молодежь, пожилые, лица, страдающие профзаболеваниями болезни и с ограниченной работоспособностью.
― Обучение работников по вопросам здравоохранения и безопасности труда.
― Обучение руководителей/менеджеров и инспекторов по вопросам здоровья рабочих и создание мотивации принятия профилактических и контрольных мер.
Источник фото: pixabay.com.
МЕДИЦИНА ТРУДА
― Проведение диагностики, терапевтических и реабилитационных услуг при производственных травмах и профессиональных заболеваниях.
― Предоставление или организация ранней реабилитации с целью избежать нетрудоспособности; контроль соответствия рабочего места стандартам, с целью скорейшего возвращения пострадавшего на работу.
― Обучение (и регулярная переподготовка) по вопросам неотложной помощи и аварийным мероприятиям.
― Организация процедур и осуществление тренингов по действиям в чрезвычайной ситуации: при разлитии токсичных жидкостей, пожару, взрывам и т.п.
― Привлечение рабочих к программам по здравоохранению.
ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ И ОЦЕНКА
― Подготовка и хранение отчетов о несчастных случаях на производстве, травматизме и профзаболеваниям и, если есть возможность, факторам риска; оценка общего состояния здоровья и безопасности на предприятии на основании собранных данных.
― Мониторинг эффективности мер профилактики и контроля.
Безусловно, в вышеприведенном списке видов деятельности предполагаются консультации по гигиене труда, эргономике, производственной физиологии, безопасности труда, производственной психиатрии и т.д. Специалисты по всем этим вопросам вряд ли есть в штате служб гигиены труда на МП. Такие услуги предоставляются государственными агентствами, университетами и частными консалтинговыми службами.
Из-за недостатка знаний и времени руководители/управляющие МП в большей мере вынуждены обращаться за информацией по безопасности к поставщикам защитного оборудования, химикатов и других производственных материалов. Важно наличие национальных стандартов и предписаний по маркировке, качеству и безопасности продукта и доступность понимаемой информации (на родном языке) об используемом оборудовании и уходе за ним, а также использовании и хранении продукта. В качестве запасного варианта производственные и местные организации, членами которых МП часто являются, должны распространять информацию о профилактике и контроле рисков в печатных изданиях и т.п.
Несмотря на значимость для национальной экономики и роли в обеспечении занятости, МП не использующие наемный труд и сельское хозяйство являются секторами, где обычно не действуют службы гигиены труда. Конвенция МОТ № 161 и рекомендация № 171 предоставляют соответствующие руководства для организации таких служб на МП, которые должны быть ратифицированы и внедрены во всех странах. Национальные правительства должны разработать необходимые юридические, административные и финансовые механизмы обеспечения всех предприятий службами безопасности и гигиены труда с целью эффективного выявления, предупреждения и контроля факторов риска, а также поддержания оптимального состояния здоровья, благополучия и работоспособности всех работников.
Поощряется сотрудничество на международном, региональном и субрегиональном уровнях, как предусмотрено МОТ и ВОЗ, в целях обмена информацией и опытом, разработки стандартов и руководств, осуществления образовательных и исследовательских программ. МП часто не готовы к активному поиску служб гигиены труда, даже если они выгодны им. Учитывая это, некоторые правительства и институты, особенно в скандинавских странах, ввели новую стратегию широкомасштабной компании по созданию и развитию таких служб. Например, Финский Институт гигиены труда в настоящее время внедряет программу, рассчитанную на 600 МП, где занято 16000 рабочих, по созданию служб гигиены труда, поддержанию трудоспособности, предупреждению воздействия производственных факторов риска на местных жителей и повышение компетентности МП в вопросах гигиены и безопасности труда на производстве.
Jorma Rantanen,
Leon J. Warshaw
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:
По материалам Энциклопедии по охране и безопасности труда, электронный ресурс: safework.ru.