Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

15 августа 2022 г.

Рекомендации Роспотребнадзора для работающих в условиях повышенных температур воздуха

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека информирует, что жаркая погода приводит к ухудшению условий труда...  Рекомендации Роспотребнадзора для...

Законодательство

28 июля 2022 г.

Обновили отчет о расходах на предупредительные меры по сокращению травматизма

ФСС изменил рекомендуемую форму отчета о расходах на финансирование предупредительных мер. Внесли ряд корректировок. Теперь форму называют «Отчет о произведенных расходах на финансовое обеспечение......

Статистика

12 июля 2022 г.

Цифра недели: на повышение зарплат бюджетников выделят 1 трлн рублей в 2023-2025 годах

Зарплаты россиян в бюджетном секторе в ближайшие три года вырастут суммарно чуть более чем на триллион рублей. Это следует из методики расчета предельных базовых...

Специальная оценка условий труда

6 июля 2022 г.

Депутаты приняли в третьем чтении проекты об объединении ПФР и ФСС

С 2023 года предлагают создать Фонд пенсионного и социального страхования, который объединит ПФР и ФСС (Проект № 127389-8). В связи с этим хотят внести...

Аттестация рабочих мест. Налоговые последствия.

13 ноября 2010 г.

Аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ст. 209 Трудового Кодекса РФ, далее – ТК РФ).

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда является обязанностью работодателя по обеспечению безопасных условий труда (ст. 212 ТК РФ).

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает: гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. В соответствии с указанным Положением аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже 1 раза в 5 лет с момента проведения последних измерений. Измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляют лабораторные подразделения организации. При отсутствии у организации необходимых для этого технических средств и нормативно-справочной базы привлекаются центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных измерений.

Оценка травмобезопасности рабочих мест проводится организациями самостоятельно или по их заявкам сторонними организациями, имеющими разрешение органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации на право проведения указанных работ.

Для организации аттестации рабочих мест по условиям труда издается соответствующий приказ, создается аттестационная комиссия организации, определяются сроки и график работ по аттестации.

Аттестационная комиссия составляет полный перечень рабочих мест организации; выявляет ее наиболее травмоопасные участки, работы и оборудование; составляет перечень опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса; присваивает коды производствам, цехам, участкам, рабочим местам; разрабатывает предложения по улучшению и оздоровлению условий труда и т.д.

По результатам аттестации заполняются соответствующие ведомости рабочих мест и оформляется протокол аттестации рабочих мест по условиям труда.

Ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда несет руководитель организации.

Чтобы проверить, соответствуют ли условия труда государственным нормативам, организация также вправе обратиться в Федеральную службу по труду и занятости или в органы исполнительной власти субъектов РФ, ведающими вопросами охраны труда (постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 года № 244). Полученное экспертное заключение должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В настоящее время, учитывая масштабность строительства новых производственных площадей, а также переоборудование старых недействующих заводов, товарных складов или других подобных зданий с последующей сдачей в аренду под офисы частным лицам, аттестация рабочих мест либо проведение государственной экспертизы является весьма важным гарантом по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

ТК РФ обязывает всех работодателей увеличивать вознаграждения своих сотрудников, если они работают во вредных и опасных условиях труда. Это подразумевает повышенный размер оклада по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда (ст. 147 ТК РФ) либо компенсации, если работник занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 219 ТК РФ).

Минимальные размеры повышения оплаты труда таким работникам и условия такого повышения, также как и размеры компенсаций и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Повышенные или дополнительные компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово – экономического положения работодателя.

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.

Если по результатам аттестации рабочих мест установлено, что уровни воздействия вредных производственных факторов не превышают установленных нормативов.

В соответствии со ст. 209 ТК РФ безопасными условиями труда признаются условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов и, следовательно, расходы организации по бесплатной выдаче молока работникам предприятия в таких условиях не относятся к компенсационным выплатам и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в общеустановленном порядке. При формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций указанные расходы не учитываются.

В соответствии с п. 1 ст. 39 и п. 1 ст. 146 НК РФ передача права собственности на товары одним лицом другому лицу на безвозмездной основе является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Если уровни воздействия вредных производственных факторов превышают установленные нормативы.

Статьей 222 ТК РФ установлено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.

Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Аналогичная норма в отношении единого социального налога предусмотрена в пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.

В соответствии с положениями ст. 255 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, выплачиваемые работодателем в размере, установленном коллективным договором, учитываются в составе расходов на оплату труда при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 3 апреля 2007 года № 03-04-06-02/57).