Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Инновации в социально-трудовой сфере: функции информационных систем в государственном управлении охраной труда
16 января 2015 г.
Минтруд России формирует многоуровневую электронную систему по управлению профессиональными рисками для обобщения и анализа информации об условиях труда и уровне индивидуального профессионального риска каждого работника в течение всей его трудовой деятельности
Олег КОСЫРЕВ, генеральный директор Клинского института охраны и условий труда
Для реализации государственной политики в сфере охраны труда Минтруд России развивает ряд электронных информационных систем, а именно:
- сайт Минтруда России (www.rosmintrud.ru);
- Единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда (далее – ЕИСОТ);
- Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (далее – Реестр);
- автоматизированная система «Профессиональные риски» (далее – АС «Профриски») (не предназначена для открытого доступа и адреса в Интернете пока не имеет);
- Автоматизированная система анализа и контроля в области охраны труда (далее – AС АКОТ);
- портал пилотного проекта аттестации рабочих мест по условиям труда ФСС России (далее – Пилотный проект).
Остановимся на указанных ресурсах немного подробнее.
Сайт Минтруда России – это не просто «визитная карточка» ведомства с указанием его структуры, планов и программ работ. Это полноценный информационный ресурс, на котором размещены:
- новостные ленты;
- банк действующих документов в сфере охраны труда;
- проекты разрабатываемых нормативных актов;
- форум, на котором обсуждаются проекты нормативных актов и другие актуальные проблемы в сфере охраны труда (при этом любое обращение в Минтруд России через его сайт является официальным, даже в том случае, если оно подано в электронном виде в рамках форума);
- полезные ссылки на различные официальные федеральные электронные информационные ресурсы, в том числе:
- Твиттер Минтруда России;
- Единый портал государственных и муниципальных услуг;
- Атлас профессий;
- Федеральный портал управленческих кадров;
- Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей субсидий из федерального бюджета;
- информационный портал для инвалидов «Доступная среда».
ЕИСОТ призвана консолидировать все информационные потоки в области охраны труда. Целью данной системы является информационная поддержка работодателей в обеспечении безопасных условий и охраны труда, а также работников в выполнении обязанностей в сфере охраны труда.
В настоящее время ЕИСОТ находится на начальном этапе развития – сделан интерфейс, определены основные разделы сайта, а именно:
- «Актуальная информация»;
- «Государственное управление охраной труда»;
- «Нормативные документы в области охраны труда»;
- «Государственный надзор и контроль»;
- «Расследование несчастного случая на производстве»;
- «Общественный контроль»;
- «Социальное страхование»;
- «Информация для малого бизнеса»;
- «Оценка и управление профессиональными рисками»;
- «Организация службы охраны труда на предприятии»;
- «Обучение руководителей и специалистов»;
- «Специальная оценка условий труда»;
- «Обеспечение средствами индивидуальной защиты»;
- «Медицинские осмотры»;
- «Региональная информация»;
- «Мониторинг условий и охраны труда»;
- «Аккредитация организаций оказывающих услуги в области охраны труда»;
- «Саморегулируемые некоммерческие организации в области охраны труда»;
- «Конференции, выставки, семинары».
Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда – это информационно-контролирующая система, основными функциями которой являются:
- предоставление информации о компаниях, предоставляющих услуги в сфере охраны труда, на основании которой работодатель может определиться с выбором конкретной организации;
- контроль за деятельностью аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, со стороны органов власти.
То, что находится в открытом доступе на сайте Реестра, – лишь внешняя часть системы, многое остается «за кадром».
Имеющийся на портале Реестра поисковик позволяет оперативно найти информацию об интересующей компании среди организаций, аккредитованных:
- на проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ);
- проведение обучения по охране труда;
- предоставление аутсорсинговых услуг в сфере охраны труда.
При этом область поиска может быть ограничена конкретным регионом или видом деятельности организации.
В Реестре представлена следующая информация об организациях:
- регистрационный номер в Реестре;
- дата внесения в Реестр;
- полное и сокращенное наименование;
- почтовый адрес и местонахождение;
- вид оказываемых услуг в сфере охраны труда (область аккредитации);
- ИНН, дата постановки на учет в налоговый орган;
- государственный регистрационный номер;
- основание и дата внесения изменений в Реестр.
Последний пункт особенно важен для работодателей, т.к. в Реестре числятся также и те организации, чья аккредитация приостановлена или изъята. Кроме того, в соответствующей графе Реестра может быть отражена смена названия организации, ее адреса и т. д.
Пользователям необходимо обращать внимание на информационные значки рядом с регистрационным номером организации в Реестре, предупреждающие о наличии изменений:
- красный «кирпич» и перечеркнутый регистрационный номер организации в Реестре означают, что компания из него исключена;
- красный восьмиугольник сигнализирует, что аккредитация организации приостановлена;
- восклицательный знак на желтом треугольнике информирует о том, что в выходные данные организации внесены изменения.
Контрольные функции, выполняемые Реестром, увязаны с АС АКОТ. Предусмотрен алгоритм (программа) их взаимодействия.
В 2012 году ФСС России запустил портал Пилотного проекта по оценке условий труда на рабочих местах предприятий и организаций.
Пилотный проект проводился в целях:
- сбора, обобщения и анализа результатов оценки условий труда;
- контроля за выполнением работ по аттестации рабочих мест работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования и культуры, а также медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в субъектах Российской Федерации.
К настоящему времени Пилотный проект располагает данными по семи субъектам РФ в отношении более 330 тыс. аттестационных карт, около 220 тыс. протоколов, результатов 8678 государственных экспертиз условий труда (далее – ГЭУТ).
Однако доступ к порталу ограничен, поскольку он предназначен для служебного пользования.
Как известно, с 1 января 2012 г. ФСС России учитывает результаты оценки условий труда на рабочих местах при установлении скидок и надбавок. Пилотный проект предусматривает алгоритм анализа итогов оценки условий труда, что позволяет:
- оценивать графики и выявлять отставания от графиков проведения оценки условий труда на рабочих местах;
- оценивать эффективность мер, принятых для ускорения процесса проведения оценки;
- оценивать качество полученных результатов и др.
АС АКОТ и АС «Профриски» являются основными составляющими интегрированной национальной системы по управлению профессиональными рисками, о планах по созданию которой говорилось в статье «Совершенствование охраны труда на основе концепции профессионального риска». АС АКОТ и АС «Профриски» размещенные на ресурсах Минтруда России, имеют разное предназначение и ориентированы на разные категории пользователей.
АС «Профриски» представляет собой совокупность средств автоматизации, баз и банков данных, технологий их ведения и использования. Система рассчитана на то, что в ней будут аккумулироваться данные об индивидуальном профессиональном риске каждого конкретного работника в Российской Федерации, а также об условиях труда на тех или иных рабочих местах.
АС «Профриски» способна обрабатывать информацию о 70 млн работников и 40 млн рабочих мест. Ежегодно по итогам СОУТ в систему будут вводиться новые данные о 7 млн рабочих мест, сведения о производственном травматизме (не более 200 тыс. случаев) и вновь выявленных профессиональных заболеваниях (не более 50 тыс. случаев).
Основным источником информации для АС «Профриски» будут служить хозяйствующие субъекты (предприятия), которые формируют массив данных о результатах оценки условий труда и профессиональных рисках работников.
Сведения по итогам оценки условий труда на рабочихх местах в систему будут заносить организации, осуществляющие оценку условий труда на рабочих местах, аккредитованные в установленном порядке и имеющие к ней соответствующий доступ. Одновременно в базу данных АС «Профриски» будут поступать сведения от автоматизированных информационных систем Роструда, Росстата, Роспотребнадзора, ФСС России. В соответствии с заложенным алгоритмом АС «Профриски» будет систематизировать и обобщать все получаемые данные (в т.ч. аналитические):
- об условиях труда по результатам АРМ и оценки профессиональных рисков;
- о компенсациях за работу во вредных условиях труда;
- о результатах обязательных медицинских осмотров;
- о профессиональных заболеваниях;
- о несчастных случаях (на основе информации, содержащейся в Акте о несчастном случае на производстве по форме Н-1).
Также в АС в отношении каждого конкретного рабочего места будут заноситься измеренные и оцененные показатели факторов производственной среды (по шуму, инфразвуку, ультразвуку, общей и локальной вибрации, неионизирующим электромагнитным полям и электромагнитным излучениям, ионизирующим излучениям, освещенности, микроклимату, аэрозолям преимущественно фиброгенного действия, химическим и биологическим факторам, тяжести и напряженности труда), рисков травмирования, класс условий труда.
Система АС «Профриски» будет аккумулировать данные по следующим опасностям и рискам:
- механические опасности;
- электрические опасности;
- термические опасности;
- опасность от воздействия животных;
- опасность от воздействия насекомых;
- опасность от воздействия растений;
- опасность утонуть;
- опасность расположения рабочего места;
- опасность, связанная с организационными недостатками;
- опасность пожара;
- опасность обрушения;
- опасность транспорта;
- опасность, связанная с дегустацией пищевых продуктов;
- опасность от переохлажденной среды;
- опасность насилия.
Со временем АС «Профриски» можно будет использовать и при расследовании случаев профессиональных заболеваний, которому могут помочь занесенные в нее данные о результатах оценки условий труда и проведенных медосмотрах. Правда, пока предполагается, что круг медицинских сведений будет весьма ограниченным: в настоящее время для оценки индивидуального профессионального риска планируется заносить в систему лишь информацию о диспансерной группе здоровья, характеризующей общий показатель здоровья без раскрытия диагноза.
Никакой информации медицинского характера и персональной информации хранить в системе не предполагается. Возможно, в дальнейшем АС «Профриски» будет интегрирована с информационными ресурсами Минздрава России в части данных медицинского характера, накапливаемых на амбулаторных картах и т. д.
АС «Профриски» будет работать в режиме «для служебного пользования» Ее пользователями будут все федеральные органы исполнительной власти, в т.ч. Роструд – инспекторы смогут посмотреть данные по любому предприятию и любому работнику.
На основе полученной информации АС «Профриски» будет выявлять позиции, требующие внимания (повышенные уровни рисков на каком-то предприятии, в регионе, несоответствие отчетов и т.д.), и формировать отчеты для принятия управленческих решений.
АС АКОТ предназначена для контроля за деятельностью аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. В настоящее время ее действие распространяется только на аттестующие организации, но в будущем системой планируется охватить также обучающие организации и организации, выполняющие функции службы охраны труда.
Структурно АС АКОТ состоит из нескольких блоков:
- портал технической поддержки;
- точки ввода, хранения и валидации информации;
- аналитический блок (работает на условиях ограниченного доступа, открытого только для органов исполнительной власти).
АС АКОТ работает по следующему принципу. У аккредитованной аттестующей организации устанавливается клиентское оборудование – компьютерная программа, являющаяся частью АС АКОТ. В системе имеется интерфейс, предназначенный для удаленного ввода данных о проведенных аттестующей организацией СОУТ. Каждая организация, осуществляющая СОУТ, будет должна заносить в АС АКОТ:
- сводную ведомость результатов специальной оценки условий труда;
- сведения об организации, осуществляющей СОУТ.
Сведения на бумажном и электронном носителях поступают в территориальную государственную инспекцию труда. С ее помощью эти сведения попадут в информационную систему Роструда и при необходимости могут быть сверены с данными, занесенными аттестующей организацией в АС АКОТ.
AC АКОТ является самообучаемой. Например, когда будет накоплено достаточно информации по классам условии труда на предприятиях различных сфер экономической деятельности система сможет рассчитать средние показатели и будет реагировать, если условия труда в какой-то организации по результатам АРМ слишком сильно отличаются от среднестатистических (как в лучшую, так и в худшую сторону).
АС АКОТ в автоматическом режиме осуществляет контроль:
- наличия аттестующей организации в Реестре;
- наличия испытательной лаборатории в списке аккредитованных лабораторий;
- лиц, проводивших измерения в определенные даты на географически удаленных друг от друга объектах;
- использования средств измерений в различные даты на географически удаленных друг от друга объектах;
- объемов проведения измерений на одну дату и т.п.
Следует отметить, что АС АКОТ уже выявила несколько фактов предоставления недостоверной информации, в соответствии с которой один и тот же сотрудник или прибор были одновременно задействованы в проведении оценки условий труда в различных регионах. Установлены также случаи нехарактерно большого количества измерений, проведенных в течение одного дня.
Если заложенный в АС АКОТ алгоритм идентифицирует информацию как неправильное событие, то система подает об этом сигнал: формирует информационное сообщение и направляет его соответствующим органам власти.
Планируется обязать аттестующие организации подавать в режиме онлайн на ресурсах АС АКОТ информацию о работниках, непосредственно занятых в проведении СУОТ (Ф.И.О., страховой номер индивидуального лицевого счета, квалификация, условия занятости), и используемых средствах измерений (заводской номер, номер в государственном реестре средств измерений, сведения о поверке, балансовая принадлежность). Также предполагается установить ответственность за непредоставление данных в АС АКОТ.
Намечается разработка регламента государственной инспекции труда, определяющего порядок передачи ею данных о результатах АРМ, полученных от работодателя, в АС «Профриски» Ожидается, что в нее в обязательном порядке будут направляться следующие данные:
- наименование, общие сведения, коды работодателя;
- наименование, общие сведения, коды аттестующей организации;
- сведения о результатах АРМ (количество аттестованных рабочих мест, количество работников, распределение по классам условий труда).
Кроме того, планируется подготовить регламент взаимодействия Минтруда России с Росстандартом, устанавливающий порядок межведомственного обмена сведениями о средствах измерения (наличие в государственном реестре средств измерений, результаты их поверок).
Источник: Клинский институт охраны и условий труда