Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 декабря 2024 г.

Роструд: об объединении (разделении) дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда и основного отпуска

Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Инновации в социально-трудовой сфере: функции информационных систем в государственном управлении охраной труда

16 января 2015 г.



Минтруд России формирует многоуровневую электронную систему по управлению профессиональными рисками для обобщения и анализа информации об условиях труда и уровне индивидуального профессионального риска каждого работника в течение всей его трудовой деятельности

 


Олег КОСЫРЕВ, генеральный директор Клинского института охраны и условий труда
 
Для реализации государственной по­литики в сфере охраны труда Минтруд России развивает ряд элект­ронных информационных систем, а именно:

 
  • сайт Минтруда России (www.rosmintrud.ru);
  • Единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда (далее – ЕИСОТ);
  • Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (далее – Реестр);
  • автоматизированная система «Профессиональные риски» (далее – АС «Профриски») (не предназначена для открытого доступа и адреса в Интернете пока не имеет);
  • Автоматизированная система анализа и контроля в области охраны труда (далее – AС АКОТ);
  • портал пилотного проекта аттестации рабочих мест по условиям труда ФСС России (далее – Пилотный проект).

Остановимся на указанных ресурсах немного подробнее.
 
Сайт Минтруда России – это не просто «визитная карточка» ведомства с указанием его структуры, планов и программ работ. Это полноценный информационный ресурс, на котором размещены:
 
  • новостные ленты;
  • банк действующих документов в сфере охраны труда;
  • проекты разрабатываемых нормативных актов;
  • форум, на котором обсуждаются проекты нормативных актов и другие актуальные проблемы в сфере охраны труда (при этом любое обращение в Минтруд России через его сайт является официальным, даже в том случае, если оно подано в электронном виде в рамках форума);
  • полезные ссылки на различные официальные федеральные электронные информационные ресурсы, в том числе:
  • Твиттер Минтруда России;
  • Единый портал государственных и муниципальных услуг;
  • Атлас профессий;
  • Федеральный портал управленческих кадров;
  • Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей субсидий из федерального бюджета;
  • информационный портал для инвалидов «Доступная среда».
 
ЕИСОТ призвана консолидировать все информационные потоки в области охраны труда. Целью данной системы является информационная поддержка работодателей в обеспечении безопасных условий и охраны труда, а также работников в выполнении обязанностей в сфере охраны труда.
 
В настоящее время ЕИСОТ находится на начальном этапе развития – сделан интерфейс, определены основные разделы сайта, а именно:
 
  • «Актуальная информация»;
  • «Государственное управление охраной труда»;
  • «Нормативные документы в области охраны труда»;
  • «Государственный надзор и контроль»;
  • «Расследование несчастного случая на производстве»;
  • «Общественный контроль»;
  • «Социальное страхование»;
  • «Информация для малого бизнеса»;
  • «Оценка и управление профессиональными рисками»;
  • «Организация службы охраны труда на предприятии»;
  • «Обучение руководителей и специалистов»;
  • «Специальная оценка условий труда»;
  • «Обеспечение средствами индивидуальной защиты»;
  • «Медицинские осмотры»;
  • «Региональная информация»;
  • «Мониторинг условий и охраны труда»;
  • «Аккредитация организаций оказывающих услуги в области охраны труда»;
  • «Саморегулируемые некоммерческие организации в области охраны труда»;
  • «Конференции, выставки, семинары».
Предполагается, что ЕИСОТ будет развиваться за счет наполнения информацией из регионов – органы по труду каждого субъекта РФ будут размещать в ней свои материалы.
 
Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда – это информационно-контролирующая система, основными функциями которой являются:

 
  • предоставление информации о компаниях, предоставляющих услуги в сфере охраны труда, на основании которой работодатель может определиться с выбором конкретной организации;
  • контроль за деятельностью аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, со стороны органов власти.

То, что находится в открытом доступе на сайте Реестра, – лишь внешняя часть системы, многое остается «за кадром».
 
Имеющийся на портале Реестра поисковик позволяет оперативно найти информацию об интересующей компании среди орга­низаций, аккредитованных:

 
  • на проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ);
  • проведение обучения по охране труда;
  • предоставление аутсорсинговых услуг в сфере охраны труда.

При этом область поиска может быть ограничена конкретным регионом или видом деятельности организации.
 
В Реестре представлена следующая информация об организациях:

 
  • регистрационный номер в Реестре;
  • дата внесения в Реестр;
  • полное и сокращенное наименование;
  • почтовый адрес и местонахождение;
  • вид оказываемых услуг в сфере охраны труда (область аккредитации);
  • ИНН, дата постановки на учет в налоговый орган;
  • государственный регистрационный но­мер;
  • основание и дата внесения изменений в Реестр.

Последний пункт особенно важен для работодателей, т.к. в Реестре числятся также и те организации, чья аккредитация приостановлена или изъята. Кроме того, в соответствующей графе Реестра может быть отражена смена названия организации, ее адреса и т. д.
 
Пользователям необходимо обращать внимание на информационные значки рядом с регистрационным номером организации в Реестре, предупреждающие о наличии изме­нений:

 
  • красный «кирпич» и перечеркнутый регистрационный номер организации в Реестре означают, что компания из него исключена;
  • красный восьмиугольник сигнализирует, что аккредитация организации приостановлена;
  • восклицательный знак на желтом треугольнике информирует о том, что в выходные данные организации внесены изменения.

Контрольные функции, выполняемые Реестром, увязаны с АС АКОТ. Предусмотрен алгоритм (программа) их взаимодействия.
 
В 2012 году ФСС России запустил портал Пилотного проекта по оценке условий труда на рабочих местах предприятий и организаций.
 
Пилотный проект проводился в целях:

 
  • сбора, обобщения и анализа результатов оценки условий труда;
  • контроля за выполнением работ по аттестации рабочих мест работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования и культуры, а также медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в субъектах Российской Федерации.

К настоящему времени Пилотный проект располагает данными по семи субъектам РФ в отношении более 330 тыс. аттестационных карт, около 220 тыс. протоколов, результатов 8678 государственных экспертиз условий труда (далее – ГЭУТ).
 
Однако доступ к порталу ограничен, поскольку он предназначен для служебного пользования.
 
Как известно, с 1 января 2012 г. ФСС России учитывает результаты оценки условий труда на рабочих местах при установлении скидок и надбавок. Пилотный проект предусматривает алгоритм анализа итогов оценки условий труда, что позволяет:

 
  • оценивать графики и выявлять отставания от графиков проведения оценки условий труда на рабочих местах;
  • оценивать эффективность мер, принятых для ускорения процесса проведения оценки;
  • оценивать качество полученных результатов и др.

АС АКОТ и АС «Профриски» являются основными составляющими интегрированной национальной системы по управлению профессиональными рисками, о планах по созданию которой говорилось в статье «Совершенствование охраны труда на основе концепции профессионального риска». АС АКОТ и АС «Профриски» размещенные на ресурсах Минтруда России, имеют разное предназначение и ориентированы на разные категории пользователей.
 
АС «Профриски» представляет собой совокупность средств автоматизации, баз и банков данных, технологий их ведения и использования. Система рассчитана на то, что в ней будут аккумулироваться данные об индивидуальном профессиональном риске каждого конкретного работника в Российской Федерации, а также об условиях труда на тех или иных рабочих местах.
 
АС «Профриски» способна обрабатывать информацию о 70 млн работников и 40 млн рабочих мест. Ежегодно по итогам СОУТ в систему будут вводиться новые данные о 7 млн рабочих мест, сведения о производственном травматизме (не более 200 тыс. случаев) и вновь выявленных профессиональных заболеваниях (не более 50 тыс. случаев).
 
Основным источником информации для АС «Профриски» будут служить хозяйствующие субъекты (предприятия), которые формируют массив данных о результатах оценки условий труда и профессиональных рисках работников.
 
Сведения по итогам оценки условий труда на рабочихх местах в систему будут заносить организации, осуществляющие оценку условий труда на рабочих местах, аккредитованные в установленном порядке и имеющие к ней соответствующий доступ. Одновременно в базу данных АС «Профриски» будут поступать сведения от автоматизиро­ванных информационных систем Роструда, Росстата, Роспотребнадзора, ФСС России. В соответствии с заложенным алгоритмом АС «Профриски» будет систематизировать и обобщать все получаемые данные (в т.ч. ана­литические):

 
  • об условиях труда по результатам АРМ и оценки профессиональных рисков;
  • о компенсациях за работу во вредных условиях труда;
  • о результатах обязательных медицинских осмотров;
  • о профессиональных заболеваниях;
  • о несчастных случаях (на основе информации, содержащейся в Акте о несчастном случае на производстве по форме Н-1).

Также в АС в отношении каждого конкретного рабочего места будут заноситься измеренные и оцененные показатели факторов производственной среды (по шуму, инфразвуку, ультразвуку, общей и локальной вибрации, неионизирующим электромагнитным полям и электромагнитным излучениям, ионизирующим излучениям, освещенности, микроклимату, аэрозолям преимущественно фиброгенного действия, химическим и биологическим факторам, тяжести и напряженности труда), рисков травмирования, класс условий труда.
 
Система АС
«Профриски» будет аккумулировать данные по следующим опасностям и рискам:
 
  • механические опасности;
  • электрические опасности;
  • термические опасности;
  • опасность от воздействия животных;
  • опасность от воздействия насекомых;
  • опасность от воздействия растений;
  • опасность утонуть;
  • опасность расположения рабочего места;
  • опасность, связанная с организационны­ми недостатками;
  • опасность пожара;
  • опасность обрушения;
  • опасность транспорта;
  • опасность, связанная с дегустацией пищевых продуктов;
  • опасность от переохлажденной среды;
  • опасность насилия.
 
Ведение учета в АС «Профриски» будет привязано к конкретному работнику, которому будет присвоен его уникальный личный номер. Вся необходимая информация будет поступать на этот номер без использования Ф.И.О. и других личных данных человека. При смене работы система по номеру сможет отследить, в каких условиях труда он работал на том или ином предприятии. Таким образом, удастся сформировать так называемую карту трудового маршрута, которая позволит узнать, где и в каких условиях работал конкретный россиянин.

 
Возможно, с помощью данной карты также будет обобщаться информация о накопленных работником дозах вредных веществ.
 
Со временем АС «Профриски» можно будет использовать и при расследовании случаев профессиональных заболеваний, которому могут помочь занесенные в нее данные о результатах оценки условий труда и проведенных медосмотрах. Правда, пока предполагается, что круг медицинских сведений будет весьма ограниченным: в настоящее время для оценки индивидуального профессионального риска планируется заносить в систему лишь информацию о диспансерной группе здоровья, характеризующей общий показатель здоровья без раскрытия диагноза.
 
Никакой информации медицинского характера и персональной информации хранить в системе не предполагается. Возможно, в дальнейшем АС «Профриски» будет интегрирована с информационными  ресурсами Минздрава России в части данных медицинского характера, накапливаемых на амбулаторных картах и т. д.
 
АС «Профриски» будет работать в режиме «для служебного пользования» Ее пользо­вателями будут все федеральные органы исполнительной власти, в т.ч. Роструд – инспекторы смогут посмотреть данные по любому предприятию и любому работнику.
 
На основе полученной информации АС «Профриски» будет выявлять позиции, требующие внимания (повышенные уровни рисков на каком-то предприятии, в регионе, несоответствие отчетов и т.д.), и формиро­вать отчеты для принятия управленческих решений.
 
АС АКОТ предназначена для контроля за деятельностью аккредитованных органи­заций, оказывающих услуги в области охраны труда. В настоящее время ее действие рас­пространяется только на аттестующие орга­низации, но в будущем системой планирует­ся охватить также обучающие организации и организации, выполняющие функции службы охраны труда.
 
Структурно АС АКОТ состоит из нескольких блоков:

 
  • портал технической поддержки;
  • точки ввода, хранения и валидации информации;
  • аналитический блок (работает на условиях ограниченного доступа, открытого только для органов исполнительной власти).

АС АКОТ работает по следующему принципу. У аккредитованной аттестующей организации устанавливается клиентское оборудование – компьютерная программа, являющаяся частью АС АКОТ. В системе имеется интерфейс, предназначенный для удаленного ввода данных о проведенных аттестующей организацией СОУТ. Каждая организация, осуществляющая СОУТ, будет должна заносить в АС АКОТ:
 
  • сводную ведомость результатов специальной оценки условий труда;
  • сведения об организации, осуществляющей СОУТ.

Сведения на бумажном и электронном носителях поступают в территориальную государственную инспекцию труда. С ее помощью эти сведения попадут в информационную систему Роструда и при необходимости могут быть сверены с данными, занесенными аттестующей организацией в АС АКОТ.


AC АКОТ является самообучаемой. Например, когда будет накоплено достаточно информации по классам условии труда на предприятиях различных сфер экономической деятельности система сможет рассчитать средние показатели и будет реагировать, если условия труда в какой-то организации по результатам АРМ слишком сильно отличаются от среднестатистических (как в лучшую, так и в худшую сторону).

 
Для развития контрольных функций АС «Проф­риски» и АС АКОТ предполагается осуществить модернизацию нормативной базы.
 
АС АКОТ в автоматическом режиме осуществляет контроль:

 
  • наличия аттестующей организации в Реестре;
  • наличия испытательной лаборатории в списке аккредитованных лабораторий;
  • лиц, проводивших измерения в определенные даты на географически удаленных друг от друга объектах;
  • использования средств измерений в различные даты на географически удаленных друг от друга объектах;
  • объемов проведения измерений на одну дату и т.п.

Следует отметить, что АС АКОТ уже выявила несколько фактов предоставления недостоверной информации, в соответствии с которой один и тот же сотрудник или прибор были одновременно задействованы в проведении оценки условий труда в различных регионах. Установлены также случаи нехарактерно большого количества измерений, проведенных в течение одного дня.
 
Если заложенный в АС АКОТ алгоритм идентифицирует информацию как неправильное событие, то система подает об этом сигнал: формирует информационное сообщение и направляет его соответствующим органам власти.

Планируется обязать аттестующие организации подавать в режиме онлайн на ресурсах АС АКОТ информацию о работниках, непосредственно занятых в проведении СУОТ (Ф.И.О., страховой номер индивидуального лицевого счета, квалификация, условия за­нятости), и используемых средствах измерений (заводской номер, номер в государственном реестре средств измерений, сведения о поверке, балансовая принадлежность). Также предполагается установить ответственность за непредоставление данных в АС АКОТ.
 
Намечается разработка регламента государственной инспекции труда, определяющего порядок передачи ею данных о результатах АРМ, полученных от работодателя, в АС «Профриски» Ожидается, что в нее в обязательном порядке будут направляться следующие данные:
 
  • наименование, общие сведения, коды работодателя;
  • наименование, общие сведения, коды аттестующей организации;
  • сведения о результатах АРМ (количество аттестованных рабочих мест, количество работников, распределение по классам условий труда).

Кроме того, планируется подготовить регламент взаимодействия Минтруда России с Росстандартом, устанавливающий порядок межведомственного обмена сведениями о средствах измерения (наличие в государ­ственном реестре средств измерений, результаты их поверок).





Источник: Клинский институт охраны и условий труда