Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Инновации в социально-трудовой сфере: функции информационных систем в государственном управлении охраной труда

16 января 2015 г.



Минтруд России формирует многоуровневую электронную систему по управлению профессиональными рисками для обобщения и анализа информации об условиях труда и уровне индивидуального профессионального риска каждого работника в течение всей его трудовой деятельности

 


Олег КОСЫРЕВ, генеральный директор Клинского института охраны и условий труда
 
Для реализации государственной по­литики в сфере охраны труда Минтруд России развивает ряд элект­ронных информационных систем, а именно:

 
  • сайт Минтруда России (www.rosmintrud.ru);
  • Единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда (далее – ЕИСОТ);
  • Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (далее – Реестр);
  • автоматизированная система «Профессиональные риски» (далее – АС «Профриски») (не предназначена для открытого доступа и адреса в Интернете пока не имеет);
  • Автоматизированная система анализа и контроля в области охраны труда (далее – AС АКОТ);
  • портал пилотного проекта аттестации рабочих мест по условиям труда ФСС России (далее – Пилотный проект).

Остановимся на указанных ресурсах немного подробнее.
 
Сайт Минтруда России – это не просто «визитная карточка» ведомства с указанием его структуры, планов и программ работ. Это полноценный информационный ресурс, на котором размещены:
 
  • новостные ленты;
  • банк действующих документов в сфере охраны труда;
  • проекты разрабатываемых нормативных актов;
  • форум, на котором обсуждаются проекты нормативных актов и другие актуальные проблемы в сфере охраны труда (при этом любое обращение в Минтруд России через его сайт является официальным, даже в том случае, если оно подано в электронном виде в рамках форума);
  • полезные ссылки на различные официальные федеральные электронные информационные ресурсы, в том числе:
  • Твиттер Минтруда России;
  • Единый портал государственных и муниципальных услуг;
  • Атлас профессий;
  • Федеральный портал управленческих кадров;
  • Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей субсидий из федерального бюджета;
  • информационный портал для инвалидов «Доступная среда».
 
ЕИСОТ призвана консолидировать все информационные потоки в области охраны труда. Целью данной системы является информационная поддержка работодателей в обеспечении безопасных условий и охраны труда, а также работников в выполнении обязанностей в сфере охраны труда.
 
В настоящее время ЕИСОТ находится на начальном этапе развития – сделан интерфейс, определены основные разделы сайта, а именно:
 
  • «Актуальная информация»;
  • «Государственное управление охраной труда»;
  • «Нормативные документы в области охраны труда»;
  • «Государственный надзор и контроль»;
  • «Расследование несчастного случая на производстве»;
  • «Общественный контроль»;
  • «Социальное страхование»;
  • «Информация для малого бизнеса»;
  • «Оценка и управление профессиональными рисками»;
  • «Организация службы охраны труда на предприятии»;
  • «Обучение руководителей и специалистов»;
  • «Специальная оценка условий труда»;
  • «Обеспечение средствами индивидуальной защиты»;
  • «Медицинские осмотры»;
  • «Региональная информация»;
  • «Мониторинг условий и охраны труда»;
  • «Аккредитация организаций оказывающих услуги в области охраны труда»;
  • «Саморегулируемые некоммерческие организации в области охраны труда»;
  • «Конференции, выставки, семинары».
Предполагается, что ЕИСОТ будет развиваться за счет наполнения информацией из регионов – органы по труду каждого субъекта РФ будут размещать в ней свои материалы.
 
Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда – это информационно-контролирующая система, основными функциями которой являются:

 
  • предоставление информации о компаниях, предоставляющих услуги в сфере охраны труда, на основании которой работодатель может определиться с выбором конкретной организации;
  • контроль за деятельностью аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, со стороны органов власти.

То, что находится в открытом доступе на сайте Реестра, – лишь внешняя часть системы, многое остается «за кадром».
 
Имеющийся на портале Реестра поисковик позволяет оперативно найти информацию об интересующей компании среди орга­низаций, аккредитованных:

 
  • на проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ);
  • проведение обучения по охране труда;
  • предоставление аутсорсинговых услуг в сфере охраны труда.

При этом область поиска может быть ограничена конкретным регионом или видом деятельности организации.
 
В Реестре представлена следующая информация об организациях:

 
  • регистрационный номер в Реестре;
  • дата внесения в Реестр;
  • полное и сокращенное наименование;
  • почтовый адрес и местонахождение;
  • вид оказываемых услуг в сфере охраны труда (область аккредитации);
  • ИНН, дата постановки на учет в налоговый орган;
  • государственный регистрационный но­мер;
  • основание и дата внесения изменений в Реестр.

Последний пункт особенно важен для работодателей, т.к. в Реестре числятся также и те организации, чья аккредитация приостановлена или изъята. Кроме того, в соответствующей графе Реестра может быть отражена смена названия организации, ее адреса и т. д.
 
Пользователям необходимо обращать внимание на информационные значки рядом с регистрационным номером организации в Реестре, предупреждающие о наличии изме­нений:

 
  • красный «кирпич» и перечеркнутый регистрационный номер организации в Реестре означают, что компания из него исключена;
  • красный восьмиугольник сигнализирует, что аккредитация организации приостановлена;
  • восклицательный знак на желтом треугольнике информирует о том, что в выходные данные организации внесены изменения.

Контрольные функции, выполняемые Реестром, увязаны с АС АКОТ. Предусмотрен алгоритм (программа) их взаимодействия.
 
В 2012 году ФСС России запустил портал Пилотного проекта по оценке условий труда на рабочих местах предприятий и организаций.
 
Пилотный проект проводился в целях:

 
  • сбора, обобщения и анализа результатов оценки условий труда;
  • контроля за выполнением работ по аттестации рабочих мест работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования и культуры, а также медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в субъектах Российской Федерации.

К настоящему времени Пилотный проект располагает данными по семи субъектам РФ в отношении более 330 тыс. аттестационных карт, около 220 тыс. протоколов, результатов 8678 государственных экспертиз условий труда (далее – ГЭУТ).
 
Однако доступ к порталу ограничен, поскольку он предназначен для служебного пользования.
 
Как известно, с 1 января 2012 г. ФСС России учитывает результаты оценки условий труда на рабочих местах при установлении скидок и надбавок. Пилотный проект предусматривает алгоритм анализа итогов оценки условий труда, что позволяет:

 
  • оценивать графики и выявлять отставания от графиков проведения оценки условий труда на рабочих местах;
  • оценивать эффективность мер, принятых для ускорения процесса проведения оценки;
  • оценивать качество полученных результатов и др.

АС АКОТ и АС «Профриски» являются основными составляющими интегрированной национальной системы по управлению профессиональными рисками, о планах по созданию которой говорилось в статье «Совершенствование охраны труда на основе концепции профессионального риска». АС АКОТ и АС «Профриски» размещенные на ресурсах Минтруда России, имеют разное предназначение и ориентированы на разные категории пользователей.
 
АС «Профриски» представляет собой совокупность средств автоматизации, баз и банков данных, технологий их ведения и использования. Система рассчитана на то, что в ней будут аккумулироваться данные об индивидуальном профессиональном риске каждого конкретного работника в Российской Федерации, а также об условиях труда на тех или иных рабочих местах.
 
АС «Профриски» способна обрабатывать информацию о 70 млн работников и 40 млн рабочих мест. Ежегодно по итогам СОУТ в систему будут вводиться новые данные о 7 млн рабочих мест, сведения о производственном травматизме (не более 200 тыс. случаев) и вновь выявленных профессиональных заболеваниях (не более 50 тыс. случаев).
 
Основным источником информации для АС «Профриски» будут служить хозяйствующие субъекты (предприятия), которые формируют массив данных о результатах оценки условий труда и профессиональных рисках работников.
 
Сведения по итогам оценки условий труда на рабочихх местах в систему будут заносить организации, осуществляющие оценку условий труда на рабочих местах, аккредитованные в установленном порядке и имеющие к ней соответствующий доступ. Одновременно в базу данных АС «Профриски» будут поступать сведения от автоматизиро­ванных информационных систем Роструда, Росстата, Роспотребнадзора, ФСС России. В соответствии с заложенным алгоритмом АС «Профриски» будет систематизировать и обобщать все получаемые данные (в т.ч. ана­литические):

 
  • об условиях труда по результатам АРМ и оценки профессиональных рисков;
  • о компенсациях за работу во вредных условиях труда;
  • о результатах обязательных медицинских осмотров;
  • о профессиональных заболеваниях;
  • о несчастных случаях (на основе информации, содержащейся в Акте о несчастном случае на производстве по форме Н-1).

Также в АС в отношении каждого конкретного рабочего места будут заноситься измеренные и оцененные показатели факторов производственной среды (по шуму, инфразвуку, ультразвуку, общей и локальной вибрации, неионизирующим электромагнитным полям и электромагнитным излучениям, ионизирующим излучениям, освещенности, микроклимату, аэрозолям преимущественно фиброгенного действия, химическим и биологическим факторам, тяжести и напряженности труда), рисков травмирования, класс условий труда.
 
Система АС
«Профриски» будет аккумулировать данные по следующим опасностям и рискам:
 
  • механические опасности;
  • электрические опасности;
  • термические опасности;
  • опасность от воздействия животных;
  • опасность от воздействия насекомых;
  • опасность от воздействия растений;
  • опасность утонуть;
  • опасность расположения рабочего места;
  • опасность, связанная с организационны­ми недостатками;
  • опасность пожара;
  • опасность обрушения;
  • опасность транспорта;
  • опасность, связанная с дегустацией пищевых продуктов;
  • опасность от переохлажденной среды;
  • опасность насилия.
 
Ведение учета в АС «Профриски» будет привязано к конкретному работнику, которому будет присвоен его уникальный личный номер. Вся необходимая информация будет поступать на этот номер без использования Ф.И.О. и других личных данных человека. При смене работы система по номеру сможет отследить, в каких условиях труда он работал на том или ином предприятии. Таким образом, удастся сформировать так называемую карту трудового маршрута, которая позволит узнать, где и в каких условиях работал конкретный россиянин.

 
Возможно, с помощью данной карты также будет обобщаться информация о накопленных работником дозах вредных веществ.
 
Со временем АС «Профриски» можно будет использовать и при расследовании случаев профессиональных заболеваний, которому могут помочь занесенные в нее данные о результатах оценки условий труда и проведенных медосмотрах. Правда, пока предполагается, что круг медицинских сведений будет весьма ограниченным: в настоящее время для оценки индивидуального профессионального риска планируется заносить в систему лишь информацию о диспансерной группе здоровья, характеризующей общий показатель здоровья без раскрытия диагноза.
 
Никакой информации медицинского характера и персональной информации хранить в системе не предполагается. Возможно, в дальнейшем АС «Профриски» будет интегрирована с информационными  ресурсами Минздрава России в части данных медицинского характера, накапливаемых на амбулаторных картах и т. д.
 
АС «Профриски» будет работать в режиме «для служебного пользования» Ее пользо­вателями будут все федеральные органы исполнительной власти, в т.ч. Роструд – инспекторы смогут посмотреть данные по любому предприятию и любому работнику.
 
На основе полученной информации АС «Профриски» будет выявлять позиции, требующие внимания (повышенные уровни рисков на каком-то предприятии, в регионе, несоответствие отчетов и т.д.), и формиро­вать отчеты для принятия управленческих решений.
 
АС АКОТ предназначена для контроля за деятельностью аккредитованных органи­заций, оказывающих услуги в области охраны труда. В настоящее время ее действие рас­пространяется только на аттестующие орга­низации, но в будущем системой планирует­ся охватить также обучающие организации и организации, выполняющие функции службы охраны труда.
 
Структурно АС АКОТ состоит из нескольких блоков:

 
  • портал технической поддержки;
  • точки ввода, хранения и валидации информации;
  • аналитический блок (работает на условиях ограниченного доступа, открытого только для органов исполнительной власти).

АС АКОТ работает по следующему принципу. У аккредитованной аттестующей организации устанавливается клиентское оборудование – компьютерная программа, являющаяся частью АС АКОТ. В системе имеется интерфейс, предназначенный для удаленного ввода данных о проведенных аттестующей организацией СОУТ. Каждая организация, осуществляющая СОУТ, будет должна заносить в АС АКОТ:
 
  • сводную ведомость результатов специальной оценки условий труда;
  • сведения об организации, осуществляющей СОУТ.

Сведения на бумажном и электронном носителях поступают в территориальную государственную инспекцию труда. С ее помощью эти сведения попадут в информационную систему Роструда и при необходимости могут быть сверены с данными, занесенными аттестующей организацией в АС АКОТ.


AC АКОТ является самообучаемой. Например, когда будет накоплено достаточно информации по классам условии труда на предприятиях различных сфер экономической деятельности система сможет рассчитать средние показатели и будет реагировать, если условия труда в какой-то организации по результатам АРМ слишком сильно отличаются от среднестатистических (как в лучшую, так и в худшую сторону).

 
Для развития контрольных функций АС «Проф­риски» и АС АКОТ предполагается осуществить модернизацию нормативной базы.
 
АС АКОТ в автоматическом режиме осуществляет контроль:

 
  • наличия аттестующей организации в Реестре;
  • наличия испытательной лаборатории в списке аккредитованных лабораторий;
  • лиц, проводивших измерения в определенные даты на географически удаленных друг от друга объектах;
  • использования средств измерений в различные даты на географически удаленных друг от друга объектах;
  • объемов проведения измерений на одну дату и т.п.

Следует отметить, что АС АКОТ уже выявила несколько фактов предоставления недостоверной информации, в соответствии с которой один и тот же сотрудник или прибор были одновременно задействованы в проведении оценки условий труда в различных регионах. Установлены также случаи нехарактерно большого количества измерений, проведенных в течение одного дня.
 
Если заложенный в АС АКОТ алгоритм идентифицирует информацию как неправильное событие, то система подает об этом сигнал: формирует информационное сообщение и направляет его соответствующим органам власти.

Планируется обязать аттестующие организации подавать в режиме онлайн на ресурсах АС АКОТ информацию о работниках, непосредственно занятых в проведении СУОТ (Ф.И.О., страховой номер индивидуального лицевого счета, квалификация, условия за­нятости), и используемых средствах измерений (заводской номер, номер в государственном реестре средств измерений, сведения о поверке, балансовая принадлежность). Также предполагается установить ответственность за непредоставление данных в АС АКОТ.
 
Намечается разработка регламента государственной инспекции труда, определяющего порядок передачи ею данных о результатах АРМ, полученных от работодателя, в АС «Профриски» Ожидается, что в нее в обязательном порядке будут направляться следующие данные:
 
  • наименование, общие сведения, коды работодателя;
  • наименование, общие сведения, коды аттестующей организации;
  • сведения о результатах АРМ (количество аттестованных рабочих мест, количество работников, распределение по классам условий труда).

Кроме того, планируется подготовить регламент взаимодействия Минтруда России с Росстандартом, устанавливающий порядок межведомственного обмена сведениями о средствах измерения (наличие в государ­ственном реестре средств измерений, результаты их поверок).





Источник: Клинский институт охраны и условий труда