Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
«Эпоха Возрождения», или … куда идем мы с Минтрудом?
5 июня 2013 г.
За церемонией оглашения кабинета министров страна наблюдала с огромным удивлением, поскольку 3/4 состава Правительства было обновлено. А новость о том, что расформирован Минздравсоцразвития и на его место, спустя 8 лет, возвращаются Минтруд и Минздрав, не на шутку разбередила умы работников социально-трудовой сферы и здравоохранения. Появилась надежда, что перемены к лучшему вот-вот наступят...
Владимир ПУТИН удивил всех, главным образом, тем, что уволил из Правительства непопулярных министров не до, а уже после выборов. То есть, это не было популистским ходом, а являлось глубоко продуманным шагом.
Правительство покинула Татьяна ГОЛИКОВА – фигура неоднозначная, деятельность которой так же, как и работа НУРГАЛИЕВА, ФУРСЕНКО, СЕРДЮКОВА, уже много лет подряд подвергалась критике со стороны агрессивно настроенной общественности.
С уходом Татьяны ГОЛИКОВОЙ многие связывали надежду на обновление, реструктуризацию и модернизацию двух вновь созданных ведомств – Министерства труда и социальной защиты и Министерства здравоохранения. Однако ситуация осложнилась тем, что кабинет министров попал под двойной контроль. С одной стороны – премьера Дмитрия МЕДВЕДЕВА, а с другой – администрации Президента.
ЧАЯНИЯ СЛУГ НАРОДА
Давайте вернемся в недавнее прошлое и вспомним, какие надежды возлагались на Минтруд, когда слухи о его возрождении подтвердились.
Так, по предположению главы думского Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, первого заместителя председателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Андрея ИСАЕВА, потенциальное Министерство труда должно было бы разобраться с трудовой миграцией, поскольку ФМС этим занимается «только с полицейской стороны вопроса». При этом «она (ФМС – прим. ред.) не отвечает реальным запросам нашего рынка труда, она не изучает, устраиваются ли приезжающие мигранты по востребованным специальностям или нет». Также Андрей ИСАЕВ указал на то, что возрождение Минтруда должно сыграть положительную роль для профсоюзов, которые «всегда выступали за воссоздание полноценного министерства».
Председатель комитета Госдумы по охране здоровья, бывший министр труда и социального развития Сергей КАЛАШНИКОВ возлагал надежды на то, что Минтруд восстановит практически полностью утраченную за 8 лет деятельности Минздравсоцразвития функцию госрегулирования производительных сил на территории РФ. «Приоритетом Минздавсоцразвития является здравоохранение, – заявлял он журналистам незадолго до выборов Президента. – Министерство просто практически не занимается другими вопросами».
Наконец, от вернувшегося Минтруда члены профессионального сообщества социально-трудовой сферы ждали решения ряда спорных вопросов, касающихся появившихся в последние годы новых форм занятости – частичной, дистанционной, фриланса. Соответствующие законодательные изменения были осуществлены совсем недавно.
А МИНИСТРЫ КТО?
Итак, 21 мая 2012 года было объявлено о реорганизации Минздравсоцразвития России. Татьяна ГОЛИКОВА, 8 лет возглавлявшая упраздненное ведомство, была переведена на должность помощника Президента по социально-экономическим вопросам. Возрожденный Минтруд возглавил Максим ТОПИЛИН.
Карьера Максима ТОПИЛИНА быстро пошла вверх в 1988 году, когда он стал работать в НИИ труда, где прошел путь от младшего научного сотрудника до заведующего сектором.
В 1994 – 2001 гг. ТОПИЛИН работал в Аппарате Правительства Российской Федерации, сначала – cпециалистом-экспертом, консультантом отдела Департамента труда, здравоохранения и социальной защиты населения, затем консультантом отдела Департамента труда и здравоохранения, и наконец – начальником отдела социальной политики и труда Департамента социального развития.
В 2001 – 2004 гг. – заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации.
В 2004 – 2008 гг. – руководитель Федеральной службы по труду и занятости (Роструд).
В 2005 – 2008 гг. – главный государственный инспектор труда Российской Федерации.
С 31 июля 2008 г. – заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Татьяны ГОЛИКОВОЙ.
Вот такой разносторонний человек с богатым профессиональным прошлым в ближайшие годы будет решать, каким путем пойдет развитие охраны труда и социальной защиты в России. Надежд на министерство возлагается много, тем более что почти сразу после оглашения состава Правительства пресс-служба ТОПИЛИНА также озвучила некоторые из своих планов. Так, например, теперешний Минтруд не считает необходимым повышение пенсионного возраста, сообщалось журналистам. Однако Максим ТОПИЛИН уточнил, что «речь идет о комплексном совершенствовании пенсионной системы».
Он отметил, что демографическая ситуация в стране такова, что нет ни перспектив, ни необходимости повышать пенсионный возраст. Министр подчеркнул, что, хотя считается, что повышение пенсионного возраста позволит уменьшить дефицит пенсионного фонда, это не так. «...Сами пенсии рассчитываются у нас исходя из накопленной составляющей, поэтому если мы повысим пенсионный возраст, это просто значит, что надо в короткий срок платить», – заметил Максим ТОПИЛИН в ходе интервью корреспонденту РИА Новости.
Проблема в том, что цели по перечисленным направлениям, по большей части, достигнуты не были, и чтобы их достичь, со стороны Максима ТОПИЛИНА и его обновленной команды потребуются колоссальные усилия.
ЧТО СКАЗАЛ «НАЧАЛЬНИК ТРАНСПОРТНОГО ЦЕХА»
Между тем, пресс-секретарь президента Дмитрий ПЕСКОВ, считает предположение о «двойном контроле» над новыми министрами неверным по сути, по форме и по содержанию умозаключением, которое никак не отражает реального положения вещей. Газете «Аргументы и Факты» он рассказал о том, чем именно, по задумке, должны заниматься бывшие министры, ставшие помощниками Владимира ПУТИНА.
Так, по его словам, Татьяна ГОЛИКОВА решает вопросы социально-экономического развития Абхазии и Южной Осетии. Эльвира НАБИУЛЛИНА помогает ПУТИНУ с экономическими вопросами.
Игорь ЩЕГОЛЕВ занимается IT-технологиями, Андрей ФУРСЕНКО помогает по вопросам научных фондов и грантов, а Юрий ТРУТНЕВ занимается сотрудничеством с Госсоветом.
Со слов Дмитрия ПЕСКОВА получается, что Татьяне ГОЛИКОВА в своей деятельности значительно отдалена от социально-трудовой сферы, и занимается, по большей части, вопросами взаимодействия с новопризнанными закавказскими республиками. Не значит ли это, что Минтруд и правда получил шанс принимать решения самостоятельно, без оглядки на администрацию Президента? Вовсе нет. Дело в том, что в кремлевской администрации теперь работает Ольга ГОЛОДЕЦ – бывший заместитель мэра Москвы по образованию и здравоохранению, а с 21 мая 2012 г. – заместитель председателя Правительства РФ по социальным вопросам.
Примерно 25 лет Ольга ГОЛОДЕЦ профессионально занимается вопросами управления персоналом, мотивации труда, занятости и социальной защиты. Занималась она ими и в ЦНИЛТР, и в НИИ труда, и в Институте проблем занятости РАН. В богатом послужном списке Ольги Юрьевны числится даже работа в компании «Норильский никель» – сначала в должности начальника Управления социальной политики и персонала, а с декабря 2001 г. по настоящее время – Заместителя генерального директора по персоналу и социальной политике.
Это лишь наиболее яркие моменты профессиональной биографии. Нет в этом списке лишь работы в кабинете министров, но это простительно профи такого уровня. Главное, что Максим ТОПИЛИН вместе с Минтрудом не останется без присмотра, а будет действовать под надежным руководством умудренного опытом наставника.
По мнению главы Международного института политической экспертизы Евгения МИНЧЕНКО, отныне общая стратегия развития страны будет вырабатываться в администрации, а в Правительстве – реализовываться через помощников Президента. Причем, вряд ли стоит рассчитывать на то, что бывшие министры станут ограничиваться дружескими советами, а не станут полномочно напрямую командовать своими нынешними замами. Таким образом, в результате кадровых перестановок в России возникла очередная бюрократическая конфигурация.
Возможный конфликт между Кремлем и Белым домом неизбежно повлечет за собой снижение эффективности власти, в том числе и той области, которая касается охраны труда и здоровья россиян.
Россияне от действующего сегодня кабинета министров по-прежнему ждут, что Правительство сосредоточится на повышении уровня жизни населения, качества медицинского обслуживания и образования. При этом 56% граждан все же не верят, что правительство Дмитрия МЕДВЕДЕВА будет работать лучше предыдущего, но и не ждут ухудшений, сообщили корреспонденту ИА REX социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Каждый пятый делает позитивные прогнозы, считая, что оно будет более эффективным (19%), в меньшинстве – те, чьи ожидания негативны (5%).
По мнению россиян, приоритетами в работе действующего кабинета министров должны стать вопросы социальной сферы, преодоление проблемы безработицы, повышенное внимание к пенсионному обеспечению, сфере жилищно-коммунального хозяйства и молодежной политике страны.
К сожалению, не все надежды россиян оправдались, но мы по-прежнему ждем перемен к лучшему, веры не теряем. В настоящее время политическая жизнь страны, как принято говорить, кипит. Общественное мнение подогревается обсуждением важного «горячего» законопроекта социально-трудовой сферы о специальной оценке условий труда, реформой вооруженных сил, скандалами, связанными с нарушениями и злоупотреблениями при сдаче выпускниками школ единого госэкзамена. Политическая жизнь продолжается! А мы – свидетели исторического процесса.
Татьяна Фомичева