Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 как основа функционирования системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья на предприятии

19 декабря 2017 г.

Руководителям организаций, а также специалистам служб охраны труда для выстраивания эффективной системы управления профессиональными рисками и безопасностью труда важно понимать особенности и различия ГОСТ Р 54934-2012 и ГОСТ 12.0.230-2007. Современный период социально-экономического развития России требует смещения центров компетенций и принятия управленческих решений в области обеспечения безопасности производства с федеральных органов исполнительной власти к хозяйствующим субъектам. 
Руководителям организаций, а также специалистам служб охраны труда для выстраивания эффективной системы управления профессиональными рисками и безопасностью труда важно понимать особенности и различия ГОСТ Р 54934-2012 и ГОСТ 12.0.230-2007. Современный период социально-экономического развития России требует смещения центров компетенций и принятия управленческих решений в области обеспечения безопасности производства с федеральных органов исполнительной власти к хозяйствующим субъектам. 




 
 
ОБ ИДЕОЛОГИИ СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
И ДОБРОВОЛЬНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

 

С 1 января 2013 г. вступил в силу национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования» (далее – ГОСТ Р 54934-2012), полностью идентичный одноименному международному стандарту OHSAS 18001:2007 «Occupational health and safety management systems – Requirements» (далее – OHSAS 18001:2007).
 



 
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» применение любых государственных стандартов, в т. ч. из серии «Система стандартов безопасности труда», является добровольным выбором хозяйствующего субъекта. Решение о следовании требованиям конкретного ГОСТа или их игнорировании принимает руководство организации.


Параллельно продолжает действовать введенный с 1 июля 2009 г. в качестве национального стандарта Российской Федерации межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования». В свое время он был разработан на основе аутентичного перевода Руководства по системам управления охраной труда МОТ- СУОТ 2001 (Guidelines on Occupational Safety and Health Management Systems ILO-OSH 2001) (далее – Руководство МОТ-СУОТ 2001).

Невыполнение требований указанных государственных стандартов не влечет за собой применение административных санкций. Однако если организация приняла на себя добровольное обязательство по соблюдению положений какого-либо стандарта, то следование им становится для нее обязательным.

В этом случае при нарушении требований соответствующего государственного стандарта, которое привело к нанесению имущественного или морального ущерба другим лицам, организация может быть привлечена к гражданской ответственности (возмещение вреда) по инициативе потерпевшей стороны ввиду «введения в заблуждение». Критерий, которым обычно руководствуется та или иная организация при принятии решения о необходимости применения национального стандарта, один – будет ли это способствовать получению или увеличению прибыли.

Данное утверждение применимо и к ситуациям, когда соответствие добровольному национальному стандарту является обязательным условием аккредитации, сертификации, лицензирования, договора (контракта). Поэтому руководителям организаций, а также специалистам служб охраны труда для выстраивания эффективной системы управления профессиональными рисками и безопасностью труда важно понимать особенности и различия ГОСТ Р 54934-2012 и ГОСТ 12.0.230-2007.

 
Хотя оба документа и нацелены на улучшение деятельности по сохранению жизни и здоровья работников, они основаны на разных принципах и методологии. Это обусловлено разницей в идеологиях документов, послуживших первоисточниками. OHSAS 18001:2007 нацелен на интеграцию деятельности по обеспечению безопасности труда в общую систему менеджмента организации, т. е. в ее бизнес- процессы. Он совместим с международными стандартами серии ИСО 9000 (система менеджмента качества. Включает стандарты ИСО 9001, 9002, 9003, 9004) и серии ИСO 14000 (система экологического менеджмента).

На сегодня распространенным вариантом этой серии является ИСО 14001. Совершенно невозможно внедрить OHSAS 18001:2007, как говорится, на пустом месте – без предварительного внедрения ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO 9001:2008 «Quality management systems – Requirements»). Возможно одновременное внедрение системы менеджмента качества (ИСО 001:2008) и системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (OHSAS 18001:2007) в виде интегрированной системы менеджмента.

OHSAS 18001:2007 основывается на следующих принципах:
  • приоритет экономических интересов и целей организации перед социальными (сильная социальная политика может быть выстроена только на устойчивом экономическом базисе);
  • лидерство высшего руководства – важнейший элемент системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (94% по У.Э. Демингу);
  • центральное место идентификации опасностей и оценки рисков;
  • важная, но не главная роль участия работников в формировании и результативности системы менеджмента (6% по У.Э Демингу).
В то же время Руководство МОТ-СУОТ 2001 отражает ориентацию МОТ на высокий уровень социальной защищенности работников в системе трудовых отношений. Его базовые принципы:
  • улучшение условий труда первично по отношению к экономическим результатам деятельности организации;
  • укрепление социального партнерства важнее, чем улучшение управляемости организации;
  • участие работников в управлении важнее, чем лидерство высшего руководства. Как указано в п. 4.2.1 ГОСТ 12.0.230-2007, «участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации».
При этом в ГОСТ 12.0.230-2007 были добавлены традиционные для российской практики понятия и термины, отсутствующие в Руководстве МОТ-СУОТ 2001. Так, дословно название данного документа (Guidelines on Occupational Safety and Health Management Systems) переводится на русский язык как «Руководство по системам менеджмента безопасности труда и здоровья». Отличия ГОСТ 12.0.230-2007 от Руководства МОТ-СУОТ 2001 нацеливают российский стандарт на «управление охраной труда», т. е. на выполнение государственных предписаний (типовых мероприятий).

Следует также отметить, что в соответствии с российской нормативной базой в понятие «охрана труда» не входят промышленная, пожарная, технологическая и иные виды безопасности. Последние упоминаются в ГОСТ 12.0.230-2007 и могут быть учтены в рамках СУОТ предприятия, но это должно быть отдельно оговорено в локальном акте.



 
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ В ТРЕБОВАНИЯХ
 

Методология Руководства МОТ-СУОТ 2001 и ГОСТ 12.0.230-2007, базирующаяся на принципах социального партнерства и участия работников в деятельности по улучшению условий труда, не согласуется с методологией современных систем менеджмента, реализованных в стандартах серий ИСО 9000, ИСО 14000, которые основаны на лидерстве и ответственности высшего руководства. В связи с этим система управления охраной труда, построенная на ГОСТ 12.0.230-2007, не может быть органично интегрирована в единую систему менеджмента организации, основанной на стандартах серий ISO 9000, ISO 14000 и которая ориентирована на приобретение конкурентных рыночных преимуществ.

Согласно п. 4.2.4 ГОСТ 12.0.230-2007 «работодатель должен обеспечивать создание, формирование и эффективное функционирование комитета (комиссии) по охране труда и признание представителей работников по охране труда в соответствии с национальными законами и практикой».

Справедливости ради следует заметить, что оригинальное Руководство МОТ-СУОТ 2001 в этом отношении является более либеральным: «3.2.4. Работодатель должен гарантировать при необходимости (as appropriate) создание и эффективное функционирование комитета по безопасности труда и участие представителей работников в вопросах безопасности и здоровья в соответствии с национальными законами и практикой».

Пункт 4.3.2 ГОСТ 12.0.230-2007 содержит требование об обязательном наличии в организации «линейной управленческой функции». Речь в данном случае идет об обязательном выстраивании линейной (иерархической, командно-административной) структуры системы управления охраной труда.

Известно, что при такой структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинствами этой структуры являются простота, экономичность, предельное единоначалие.




 
Стандарт ГОСТ Р 54934-2012 никаких требований к формам участия работников в выработке политики, оценке рисков, разработке защитных мер и иных элементов системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья не предъявляет. Хотя он, безусловно, и предусматривает возможность применения такой формы консультаций с работниками, как «комитет (комиссия) по охране труда»


Основной недостаток системы менеджмента – высокие требования к квалификации руководителей и низкая скорость реагирования на изменения. Линейная структура является наиболее приемлемой для простых форм организаций, хорошо работает в небольших коллективах, возглавляемых высокопрофессиональным и авторитетным руководителем, а также широко применяется в государственном управлении, в военных и военизированных структурах.

В большинстве современных самостоятельных (коммерческих) организаций такой тип структуры управления применяется крайне редко. Чаще используются более гибкие структуры:
  • функциональная;
  • линейно-функциональная;
  • матричная;
  • дивизиональная;
  • проектная и др.
OHSAS 18001:2007 изначально разрабатывался как стандарт, на основании которого можно оценить и сертифицировать систему менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Спецификация «стандарт» предполагает четкие и однозначно трактуемые положения, выполнение (или невыполнение) которых можно проверить (иначе сертификация невозможна). Практический (экономический) смысл внедрения этой системы менеджмента заключается в получении двух возможных выгод, обусловленных подходом работодателя:
  • формальное внедрение системы и сертификация в целях доступа на международный рынок (без системы менеджмента безопасности труда, сертифицированной авторитетным международным органом на соответствие OHSAS 18001:2007, доступ производственных компаний на глобальный рынок закрыт);
  • реальное внедрение системы в целях улучшения общей системы менеджмента организации (обеспечение непрерывности и устойчивости менеджмента в интеграции с системами менеджмента качества и экологии).
В настоящее время стандарт OHSAS 18001:2007 внедрили и сертифицировали десятки тысяч компаний по всему миру.

Необходимость сертификации системы менеджмента на соответствие OHSAS 18001:2007 обусловлена доверием бизнеса к его результативности и, соответственно, требованиями к устойчивости менеджмента своих партнеров. Сведений о сертификации систем управления охраной труда на соответствие Руководству МОТ-СУОТ 2001 на международном уровне до настоящего времени нет.

Впрочем, некоторые российские органы по сертификации, пытаясь привлечь клиентов, не стесняются подтверждать в сертификате одновременное соответствие как ГОСТ 12.0.230-2007, так и OHSAS 18001:2007, что в принципе исключено ввиду несоответствия их идеологий.
 


 
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ


Представляется, что ГОСТ Р 54934-2012 имеет неоспоримые преимущества в качестве основы для разработки результативных систем менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, проверенных на практике.



 
Стандарт OHSAS 18001:2007 практически реализован огромным количеством организаций по всему миру, как правило, в качестве третьего, интегрирующего стандарта после внедрения стандартов ИСО 9001 и ИСО 14001. Соответствие ГОСТ Р 54934-2012 означает полное соответствие OHSAS 18001:2007. С точки зрения автора как руководителя организации и аудитора систем менеджмента, стандарт OHSAS 18001:2007 практически безупречен по методологии, стилю и содержанию и может послужить хорошим методическим примером для подготовки других национальных стандартов. Понятно, что для этого требования OHSAS 18001:2007 должны быть поняты и тщательно расшифрованы с учетом идеологии стандартов данной серии применительно к особенностям и потребностям организации. Для понимания требований OHSAS 18001:2007 необходимо пройти специальное обучение.


Тем не менее следует признать, что для результативного внедрения OHSAS 18001:2007 (ГОСТ Р 54934-2012) не только с целью сертификации, а для осуществления эффективной деятельности по сохранению жизни и здоровья работников, повышения конкурентоспособности организации на рынке необходимо наличие ряда объективных условий, а именно:
  • высокий уровень экономической (реальной) конкуренции в виде экономической деятельности, которую осуществляет конкретное предприятие;
  • сложившаяся деловая практика, опирающаяся на надежную правовую (судебную) систему;
  • высокий уровень производительности труда и квалификации (ценности) работников;
  • высокий уровень стоимости жизни работника и вообще «человека» в государстве, в частности, «цена жизни» при страховании и возмещении ущерба;
  • высокий уровень оценки своей жизни и здоровья самими работниками (гражданами).
Что касается такого условия, как высокая «цена жизни», то в нашей стране этот показатель также постепенно растет. Так, выплаты семьям погибших в результате резонансных трагедий (аварии на шахте «Распадская» и Саяно-Шушенской ГЭС) достигали 2 млн. руб. Однако даже подобные суммы не являются достаточными, а кроме того, они не предусмотрены законом.

Тем не менее и отечественным (наиболее продвинутым) предприятиям реальное (не только для получения сертификата) внедрение методологии OHSAS позволяет:
  • улучшить управляемость организации, обеспечить устойчивость и непрерывность менеджмента, создать основу для стабильного социально-экономического развития;
  • повысить ответственность и лояльность интересам предприятия со стороны линейных руководителей и рядовых работников, что служит надежным фундаментом стабильности в период кризисных явлений;
  • снизить риски крупных аварий, способных создать угрозу самому существованию предприятия.
Методология OHSAS 18001:2007 (в отличие от Руководства МОТ-СУОТ 2001) предельно проста:
  • здоровье работника – это его способность выполнять работу быстро, качественно и безопасно;
  • ущерб, нанесенный здоровью работника в результате несчастного случая или заболевания, обусловленных работой, – это убыток предприятия, уменьшение прибыли;
  • высшее руководство предприятия назначено его собственником для обеспечения высокой стабильной прибыли и снижения убытков, в т. ч. обусловленных несчастными случаями и профессиональными заболеваниями;
  • высшее руководство, управляя рисками, перераспределяет свободные средства между отчислениями в прибыль и финансированием предупредительных мер таким образом, чтобы чистая прибыль была максимальной при сохранении приемлемого уровня социальной стабильности на предприятии;
  • только бизнес – и ничего личного.



 
С позиций экономической эффективности (т. е. соотношения затрат на внедрение и ожидаемой выгоды) внедрение международных организационных стандартов серий ИСО 9000 (система менеджмента качества), ИСО 14000 (система экологического менеджмента) и OHSAS 18000 (система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья) на малых предприятиях целесообразно только на минимальном уровне, достаточном для сертификации. В то же время ГОСТ 12.0.230-2007 (а еще лучше – точный перевод Руководства МОТ-СУОТ 2001) может служить источником полезных методических рекомендаций при совершенствовании традиционной, социально ориентированной СУОТ. Внедрение ГОСТ Р 12.0.230-2007 успешно служит задачам демонстрации социальной ответственности бизнеса, высокого уровня социального партнерства.
 

Организации, намеренные следовать методологии Руководства МОТ-СУОТ 2001 (ГОСТ 12.0.230-2007), должны быть уверены в:
  • достаточном для внедрения ГОСТ 12.0.230-2007 уровне социального партнерства и солидарности работников с высшим руководством организации;
  • понимании работниками приоритетности задач экономического развития предприятия перед задачами социального развития;
  • готовности работников поставить стратегические корпоративные интересы предприятия выше своих личных текущих интересов;
  • понимании работниками того, что их здоровье важнее заработка, а «компенсации за вредность» – это преступление;
  • понимании высшим руководством того, что здоровье работника важнее прибыли организации;
  • готовности высшего руководства и собственников согласиться с тем, что целью предприятия является не только прибыль, но и рост благосостояния, а также личностное развитие работников;
  • понимании высшим руководством наивысшей ценности главного ресурса предприятия – его квалифицированного, ответственного, лояльного персонала.
Таким образом, новый ГОСТ Р 54934-2012 (по сравнению с методологией ГОСТ 12.0.230-2007) в ключевых моментах содержит совершенно иную точку зрения на обеспечение безопасности труда наемных работников, а также на роль высшего руководства, линейного менеджмента и рядовых работников в этом процессе. А на каком из указанных стандартов следует остановить свой выбор, должны решать руководители организации исходя из стратегии развития предприятия.
 
А.Г. Федорец
доц., к.т.н., директор Автономной некоммерческой организации
«Институт безопасности труда» (г. Москва)



Источник: «Справочник специалиста по охране труда», № 5, 2013.