Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

24 декабря 2024 г.

Минздрав России: о перечне заболеваний, при наличии которых лица не могут быть допущены к педагогической деятельности

Согласно части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к педагогической деятельности не допускаются, в частности, лица, имеющие, заболевания, предусмотренные перечнем,...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Компенсации работникам за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда

29 января 2013 г.

Рассмотрим аналитический обзор о результатах общероссийского Мониторинга условий и охраны труда в Российской Федерации по итогам 2010 года. В сегодняшнем материале мы познакомимся с финансовым аспектом охраны труда, который включает финансирование мероприятий по обеспечению безопасных условий труда, а также выплаты работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда. 

Проведение Мониторинга обеспечивает информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, всероссийских объединений работодателей, всероссийских объединений профсоюзов, организаций и граждан о ходе реализации основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда.

На основе результатов общероссийского Мониторинга условий и охраны труда формируется ежегодный доклад в Правительство Российской Федерации о ходе реализации основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда.



Аналитический обзор о результатах общероссийского мониторинга условий и охраны труда в Российской Федерации по итогам 2010 года подготовлен ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития России на основе обобщения представленных сведений.
 
Компенсации работникам за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда

В 2011 году удельный вес численности работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, которым установлен хотя бы один вид компенсаций, в целом по Российской Федерации по данным Росстата составил 41,5%, что соответствует численности работающих в этих условиях в количестве 5,1 млн. человек. Фактические расходы на компенсации и приобретение средств индивидуальной защиты в 2011 году составили 122,8 млрд. рублей, что больше расходов, чем в 2010 году на 19,7% (102 627 млн. рублей). 


















На диаграмме показана Структура расходов на компенсации и средства индивидуальной защиты в 2011 году (по данным Росстата). Анализ структуры компенсационных выплат работникам, пользующимся правом на отдельные виды компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, свидетельствует, что наибольший удельный вес составляют работники, получающие дополнительные дни к основному отпуску, численность которых в 2011 году составила, также как и в предшествующем, 31,1% от общей численности всех работающих данной категории или 75,1% от численности работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций.

Сохранилась тенденция увеличения относительной численности работников, которым установлена повышенная оплата труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, которая возросла с 24,2% в 2010 году до 25,1% в 2011 году и составляет 60,6% от численности работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций.

Относительная численность работников, которым предоставляется сокращенный рабочий день в 2011 году составила 3,5% от числа занятых или 8,3% от численности работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций; бесплатное лечебно-профилактическое питание – 1,8% и 4,3%, соответственно, бесплатное получение молока или других равноценных пищевых продуктов – 19,5% и 47,0% соответственно.

Компенсацию в виде досрочного назначения пенсии имели – 18,7% от списочной численности работников данной категории или 45,1% от численности работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций, из них по списку №1 – 4,8% и 11,5% соответственно; по списку №2 – 10,9% и 26,3%, прочие пенсии за особые условия труда и за выслугу лет – 3,1% и 7,4%.

Бесплатно получали спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты 9 408 788 человек (76,3% от списочной численности работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций), из них работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда – 5 070 533 человек.

Наибольшая доля численности работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, которым установлен хотя бы один вид компенсаций, была в Уральском (51,2%), Сибирском (50,7%) и Дальневосточном (48,9%) федеральных округах. Причем в некоторых субъектах этот показатель в 1,5 раза превышает среднероссийский: Кемеровская область (67,0%), Ненецкий автономный округ (66,3%), Мурманская область (63,1%).



В то же время в республиках Южного и Северо-Кавказского федеральных округов этот показатель не превышал 25% и составил в республиках: Кабардино-Балкарская (24,0%), Адыгея (23,4%), Дагестан (19,6%), Чеченская (18,8%), Ингушетия (17,0%), что связано как с отсутствием в этих республиках крупных производств, так и с плохо налаженной системой контроля.

Низкие значения этого показателя наблюдались также в субъектах, в которых сосредоточены производства с лучшими условиями труда, например: г. Москва (24,0%) и Московская область (26,7), г. Санкт-Петербург (27,2%), Орловская (28,6%), Калужская (29,9%), Рязанская (30,0%), Калининградская области (30,6%) и др.

Наибольшая доля численности работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, которым установлен хотя бы один вид компенсаций, была в следующих видах экономической деятельности: добыча полезных ископаемых – 67,8%, в том числе добыча каменного угля, бурого угля и торфа – 83,3%, добыча металлических руд – 74,9%; металлургическое производство – 73,8%, производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов – 71,2%.

В то же время на предприятиях текстильного и швейного производства этот показатель был 24,9%, пищевых продуктов, включая производство напитков и табака – 22,0%, производства офисного оборудования и вычислительной техники – 13,5%, производства одежды, выделки и крашения меха – 7,0%, а предприятиях связи – 6,1%. 

 
Финансирование мероприятий по охране труда

На мероприятия по охране труда только по ограниченному кругу предприятий, входящих в перечень Росстата, израсходовано в 2011 году 168,5 млрд. руб. или в среднем около 8,0 тыс. рублей на 1 работающего. Наиболее высокие удельные расходы на предприятиях: по добыче полезных ископаемых – 23,9 тыс. руб. на 1 работающего; в обрабатывающих производствах – 9,6 тыс. руб.; по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 9,5 тыс. руб.; транспорта и связи – 7,8 тыс. руб. 

Расходы на мероприятия по охране труда в 2011 году на одного занятого по видам экономической деятельности (по данным Росстата)
 
При этом в некоторых субъектах эти расходы превышают среднероссийский уровень более чем в 2 раза: например, в Кемеровской области – 19 821,7 рублей, Ненецком автономном округе – 18 293,8 рублей, Красноярском  крае – 17 834,3 рубля.  Менее всего израсходовано средств на одного занятого в Северо-Кавказском федеральном округе – 2 878 рубля, а в некоторых республиках уровень расходов не превысил 1000 рублей на одного занятого: Чеченская Республика – 824,8 рублей, Республика Ингушетия – 581,6 рублей (рис. 12).
 
Средствами Фонда социального страхования на финансовое обеспечение предупредительных мер в 2011 году воспользовались более 27,6 тыс. страхователей, что на 12,1% больше, чем в 2010 году.
 
Расходы Фонда на финансовое обеспечение предупредительных мер из года в год увеличиваются. Всего за период с 2001 по 2011 годы они составили свыше 30 млрд. рублей. В 2011 году объем финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в 2011 году составил 5,4 млдр. рублей, что превышает  уровень финансирования  в 2010 году (4,6 млдр. руб.) на 17,4%.
 
 Расходы на мероприятия по охране труда в 2011 году на одного занятого в федеральных округах Российской Федерации (по данным Росстата)
 
За счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
– приобретено для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами на сумму 2,15 млрд. рублей, или 39,6 % от общей суммы;
– направлено на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, затрачено 1,48 млрд. рублей, или 27,2 % от общей суммы;
– проведена аттестация 431 673 рабочих мест по условиям труда на сумму 1,11 млрд. рублей, или 20,5% от общей суммы;
– проведены обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными  производственными  факторами на сумму 0,56 млрд. рублей, или 10,4 % от общей суммы;
– проведены мероприятия по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда на сумму 0,05 млрд. рублей, или 1,0 % от общей суммы;
– проведено обучение по охране труда и израсходовано 0,04 млрд. рублей, или 0,7% от общей суммы;
– направлено на обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием на сумму 14,7 млн. рублей, или 0,03 % от общей суммы;
– приобретены страхователями, работники которых заняты на подземных работах, а также на работах, связанных с движением транспорта, для проведения предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров приборы для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры) на сумму 11,4 млн. рублей, или 0,2% от общей суммы;
– приобретены страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборы контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографы) на сумму 2,1 млн. рублей, или 0,04 % от общей суммы.
 
Наибольшие расходы региональных отделений ФСС на эти цели были осуществлены в Московском (590,2 млн. руб.), Кузбасском (377,9 млн. рублей), Свердловском (304,6 млн. руб.), Санкт-Петербургском (223,6 млн. руб.), Московском областном (207,4 мнл. руб.) и Красноярском (189,4 млн. руб.) отделениях.


Статья подготовлена на основе материалов Аналитического обзора о результатах общероссийского мониторинга условий и охраны труда в Российской Федерации по итогам 2010 года, подготовленного ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития России на основе обобщения представленных статистических данных.

Источник: www.vcot.info.