Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Компенсации работникам за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда

29 января 2013 г.

Рассмотрим аналитический обзор о результатах общероссийского Мониторинга условий и охраны труда в Российской Федерации по итогам 2010 года. В сегодняшнем материале мы познакомимся с финансовым аспектом охраны труда, который включает финансирование мероприятий по обеспечению безопасных условий труда, а также выплаты работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда. 

Проведение Мониторинга обеспечивает информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, всероссийских объединений работодателей, всероссийских объединений профсоюзов, организаций и граждан о ходе реализации основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда.

На основе результатов общероссийского Мониторинга условий и охраны труда формируется ежегодный доклад в Правительство Российской Федерации о ходе реализации основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда.



Аналитический обзор о результатах общероссийского мониторинга условий и охраны труда в Российской Федерации по итогам 2010 года подготовлен ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития России на основе обобщения представленных сведений.
 
Компенсации работникам за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда

В 2011 году удельный вес численности работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, которым установлен хотя бы один вид компенсаций, в целом по Российской Федерации по данным Росстата составил 41,5%, что соответствует численности работающих в этих условиях в количестве 5,1 млн. человек. Фактические расходы на компенсации и приобретение средств индивидуальной защиты в 2011 году составили 122,8 млрд. рублей, что больше расходов, чем в 2010 году на 19,7% (102 627 млн. рублей). 


















На диаграмме показана Структура расходов на компенсации и средства индивидуальной защиты в 2011 году (по данным Росстата). Анализ структуры компенсационных выплат работникам, пользующимся правом на отдельные виды компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, свидетельствует, что наибольший удельный вес составляют работники, получающие дополнительные дни к основному отпуску, численность которых в 2011 году составила, также как и в предшествующем, 31,1% от общей численности всех работающих данной категории или 75,1% от численности работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций.

Сохранилась тенденция увеличения относительной численности работников, которым установлена повышенная оплата труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, которая возросла с 24,2% в 2010 году до 25,1% в 2011 году и составляет 60,6% от численности работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций.

Относительная численность работников, которым предоставляется сокращенный рабочий день в 2011 году составила 3,5% от числа занятых или 8,3% от численности работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций; бесплатное лечебно-профилактическое питание – 1,8% и 4,3%, соответственно, бесплатное получение молока или других равноценных пищевых продуктов – 19,5% и 47,0% соответственно.

Компенсацию в виде досрочного назначения пенсии имели – 18,7% от списочной численности работников данной категории или 45,1% от численности работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций, из них по списку №1 – 4,8% и 11,5% соответственно; по списку №2 – 10,9% и 26,3%, прочие пенсии за особые условия труда и за выслугу лет – 3,1% и 7,4%.

Бесплатно получали спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты 9 408 788 человек (76,3% от списочной численности работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций), из них работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда – 5 070 533 человек.

Наибольшая доля численности работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, которым установлен хотя бы один вид компенсаций, была в Уральском (51,2%), Сибирском (50,7%) и Дальневосточном (48,9%) федеральных округах. Причем в некоторых субъектах этот показатель в 1,5 раза превышает среднероссийский: Кемеровская область (67,0%), Ненецкий автономный округ (66,3%), Мурманская область (63,1%).



В то же время в республиках Южного и Северо-Кавказского федеральных округов этот показатель не превышал 25% и составил в республиках: Кабардино-Балкарская (24,0%), Адыгея (23,4%), Дагестан (19,6%), Чеченская (18,8%), Ингушетия (17,0%), что связано как с отсутствием в этих республиках крупных производств, так и с плохо налаженной системой контроля.

Низкие значения этого показателя наблюдались также в субъектах, в которых сосредоточены производства с лучшими условиями труда, например: г. Москва (24,0%) и Московская область (26,7), г. Санкт-Петербург (27,2%), Орловская (28,6%), Калужская (29,9%), Рязанская (30,0%), Калининградская области (30,6%) и др.

Наибольшая доля численности работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, которым установлен хотя бы один вид компенсаций, была в следующих видах экономической деятельности: добыча полезных ископаемых – 67,8%, в том числе добыча каменного угля, бурого угля и торфа – 83,3%, добыча металлических руд – 74,9%; металлургическое производство – 73,8%, производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов – 71,2%.

В то же время на предприятиях текстильного и швейного производства этот показатель был 24,9%, пищевых продуктов, включая производство напитков и табака – 22,0%, производства офисного оборудования и вычислительной техники – 13,5%, производства одежды, выделки и крашения меха – 7,0%, а предприятиях связи – 6,1%. 

 
Финансирование мероприятий по охране труда

На мероприятия по охране труда только по ограниченному кругу предприятий, входящих в перечень Росстата, израсходовано в 2011 году 168,5 млрд. руб. или в среднем около 8,0 тыс. рублей на 1 работающего. Наиболее высокие удельные расходы на предприятиях: по добыче полезных ископаемых – 23,9 тыс. руб. на 1 работающего; в обрабатывающих производствах – 9,6 тыс. руб.; по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 9,5 тыс. руб.; транспорта и связи – 7,8 тыс. руб. 

Расходы на мероприятия по охране труда в 2011 году на одного занятого по видам экономической деятельности (по данным Росстата)
 
При этом в некоторых субъектах эти расходы превышают среднероссийский уровень более чем в 2 раза: например, в Кемеровской области – 19 821,7 рублей, Ненецком автономном округе – 18 293,8 рублей, Красноярском  крае – 17 834,3 рубля.  Менее всего израсходовано средств на одного занятого в Северо-Кавказском федеральном округе – 2 878 рубля, а в некоторых республиках уровень расходов не превысил 1000 рублей на одного занятого: Чеченская Республика – 824,8 рублей, Республика Ингушетия – 581,6 рублей (рис. 12).
 
Средствами Фонда социального страхования на финансовое обеспечение предупредительных мер в 2011 году воспользовались более 27,6 тыс. страхователей, что на 12,1% больше, чем в 2010 году.
 
Расходы Фонда на финансовое обеспечение предупредительных мер из года в год увеличиваются. Всего за период с 2001 по 2011 годы они составили свыше 30 млрд. рублей. В 2011 году объем финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в 2011 году составил 5,4 млдр. рублей, что превышает  уровень финансирования  в 2010 году (4,6 млдр. руб.) на 17,4%.
 
 Расходы на мероприятия по охране труда в 2011 году на одного занятого в федеральных округах Российской Федерации (по данным Росстата)
 
За счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
– приобретено для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами на сумму 2,15 млрд. рублей, или 39,6 % от общей суммы;
– направлено на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, затрачено 1,48 млрд. рублей, или 27,2 % от общей суммы;
– проведена аттестация 431 673 рабочих мест по условиям труда на сумму 1,11 млрд. рублей, или 20,5% от общей суммы;
– проведены обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными  производственными  факторами на сумму 0,56 млрд. рублей, или 10,4 % от общей суммы;
– проведены мероприятия по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда на сумму 0,05 млрд. рублей, или 1,0 % от общей суммы;
– проведено обучение по охране труда и израсходовано 0,04 млрд. рублей, или 0,7% от общей суммы;
– направлено на обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием на сумму 14,7 млн. рублей, или 0,03 % от общей суммы;
– приобретены страхователями, работники которых заняты на подземных работах, а также на работах, связанных с движением транспорта, для проведения предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров приборы для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры) на сумму 11,4 млн. рублей, или 0,2% от общей суммы;
– приобретены страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборы контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографы) на сумму 2,1 млн. рублей, или 0,04 % от общей суммы.
 
Наибольшие расходы региональных отделений ФСС на эти цели были осуществлены в Московском (590,2 млн. руб.), Кузбасском (377,9 млн. рублей), Свердловском (304,6 млн. руб.), Санкт-Петербургском (223,6 млн. руб.), Московском областном (207,4 мнл. руб.) и Красноярском (189,4 млн. руб.) отделениях.


Статья подготовлена на основе материалов Аналитического обзора о результатах общероссийского мониторинга условий и охраны труда в Российской Федерации по итогам 2010 года, подготовленного ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития России на основе обобщения представленных статистических данных.

Источник: www.vcot.info.