Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 декабря 2024 г.

Роструд: об объединении (разделении) дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда и основного отпуска

Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Профессиональные риски: международный опыт в области оценки и управления

10 декабря 2019 г.

Широкое распространение профессиональных рисков объясняется высоким уровнем развития индустриального труда, когда активное применение техники и технологии, химических и биологических веществ, различных видов энергии и проникающего излучения приводит к тому, что 
 




Широкое распространение профессиональных рисков объясняется высоким уровнем развития индустриального труда, когда активное применение техники и технологии, химических и биологических веществ, различных видов энергии и проникающего излучения приводит к тому, что практически все сферы жизнедеятельности людей (в том числе, и непроизводственные) буквально пронизаны рисками. Многие исследователи говорят о том, что полностью избежать рисковых ситуаций в процессе труда в сфере материального производства сегодня не может никто.
 


 
Определение факторов профессионального риска, исследование их безопасных (и опасных) уровней воздействия на работающих, мониторинг здоровья и безопасности на рабочих местах, организация работы по изучению несчастных случаев и профессиональных заболеваний и ряд других вопросов входит в круг задач по оценке и управлению профессиональными рисками. Актуальность вопросов оценки и управления профессиональными рисками в России в настоящее время резко увеличивается. Это, в частности, связано со становлением страховых механизмов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также формированием обязательных профессиональных пенсионных систем.
 
Выявление вероятности проявления профессиональных рисков во времени, определение тяжести их последствий для определенных групп работающих и отдельных работников позволяет принимать меры по профилактике и минимизации рисков, актуарно оценить объемы финансовых страховых ресурсов для компенсации утраты заработков и финансирования лечебных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий. В этой связи особо показательным является зарубежный опыт в области оценки и управления профессиональными рисками работников на рабочих местах.




 
ПОЛЬСКИЙ ОПЫТ
 


Польша – одна из немногих стран, законодательно закрепившая оценку и управление профессиональными рисками. В соответствии с требованиями польского законодательства, оценка рисков является одним из основных обязательств работодателя. Это обязательство было введено законодательством Польши более 10 лет назад в процессе сближения польского законодательства с правовой системой Европейского Сообщества.
 
В польском трудовом законодательстве (Глава 10, статья 226 «Профилактическая охрана здоровья») говорится о том, что работодатель обязан оценить и задокументировать профессиональные риски, связанные с выполняемой работой, предпринять необходимые меры, направленные на снижение рисков, информировать работников о рисках, связанных с выполняемой ими работой, а также о мерах, предпринимаемых в целях снижения данных рисков. Оценка рисков должна происходить при участии работников. В соответствии с законодательством, работодатель должен консультироваться с работниками или их представителями по всем действиям, связанным с их здоровьем и безопасностью, в частности, по изменениям в организации работы, в технологии и применении химических веществ – если они могут привести к угрозе безопасности или жизни работников; по оценке и информированию о рисках.









 
Критерии, применяемые в оценке профессиональных рисков, содержатся в различных правовых актах, например, в постановлении Министра труда и социальной политики Польши «О минимально допустимых концентрациях и интенсивности воздействия вредных факторов на здоровье работников в рабочей среде». Законодательно не устанавливается регламент (правила, процедуры) оценки профессиональных рисков и не определяются детали, касающиеся формы документирования рисков. Поэтому после введения в законодательство обязательства проведения оценки рисков был предпринят ряд мер, направленных на поддержку практического применения оценки рисков в компаниях, в основном в рамках правительственной стратегической программы «Охрана труда и здоровья человека в рабочей среде», начатой по инициативе Правительства Польши в 1995 году.
 
Разработанные в Польше стандарты предназначены для добровольного исполнения. Стандарт PN-N18002 «Системы управления сферой здоровья и безопасности работников. Общее руководство по оценке профессиональных рисков» содержит положения по оценке профессиональных рисков в организациях. Данный стандарт лежит в основе концепций других стандартов, в частности PN-IEC 300-3-9, BS 8800 и PN-EN 1050. Стандарт разъясняет цели оценки профессиональных рисков, вопросы организации оценки рисков в компании, включая субъекты оценивания профессиональных рисков и то, как правильно оценивать риски. В стандарте приводятся также примеры того, как производить оценку рисков, возникающих в связи с подверженностью работников воздействию химических веществ и шуму. Стандарт формирует основу для оценки рисков в польских компаниях.

 









Следует отметить, что помощь работодателям в проведении оценки профессиональных рисков возложена и на трудовую инспекцию. Деятельность трудовой инспекции в области оценки рисков, в частности, включает: обеспечение информации о передовом опыте в области оценки рисков и управления рисками в сфере обеспечения здоровья и безопасности работников; поддержку применения систем управления здоровьем и безопасностью на рабочем месте (ЗБР); осуществление проверки выполнения оценки рисков в компаниях.
 
Имеются программы и меры содействия, направленные на поддержку малых и средних предприятий в оценке рисков. Следует отметить,  что правовые требования к оценке профессиональных рисков и управлению рисками одинаковы как для крупных, так и для малых компаний, однако ресурсы малых и средних предприятий обычно ограничены. Методы, применяемые для оценки профессиональных рисков, являются схожими как в больших компаниях, так и в малых и средних. Малые и средние предприятия могут применять специальные руководства и листы контрольных вопросов для оценки рисков. В большинстве случаев малые и средние предприятия пользуются внешними консалтинговыми услугами в целях проведения оценки рисков.


 


 
ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ РИСКОВ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ В НИДЕРЛАНДАХ
 


Оценка рисков (в Голландии эту процедуру называют учет/инвентаризация рисков и анализ рисков) является инструментом работодателей и работников, который служит для идентификации рисков, существующих на предприятии. Обязательность проведения оценки рисков закреплена в законе об условиях труда 1998 г., в статьях 3.1 и 5.
 
В соответствии со статьей 3.1 Закона об условиях труда, работодатель должен проводить политику, направленную на улучшение условий труда, которая должна быть «настолько основательной, насколько это возможно». Он также должен соблюдать следующие требования: работа должна быть организована таким образом, чтобы она не оказывала никакого отрицательного влияния на здоровье и безопасность работников; опасности и риски, угрожающие здоровью и безопасности работников, должны быть устранены или сокращены на ранних стадиях; оснащение рабочего места, методы работы, используемые для работы ресурсы, а также содержание работы должны быть приспособлены к личным качествам конкретных работников; необходимо избегать выполнения работниками монотонной и часто повторяющейся в короткий промежуток времени работы, а также работы в контролируемом темпе, на который сам работник не может повлиять.  

 









Согласно Статье 5 закона об условиях труда, политика работодателя, направленная на улучшение условий труда, должна предусматривать составление «реестра» рисков и анализ рисков (оценку рисков), присущих той работе, которая выполняется работниками. Оценка рисков должна включать также описание опасностей и мер, направленных на сокращение рисков, а также рисков, свойственных отдельным категориям работников. В качестве неотъемлемой части оценки рисков работодатель также обязан вести реестр несчастных случаев, произошедших на рабочем месте и приведших к невыходу работников на работу по причине нарушения здоровья.
 
План действий, содержащий меры, направленные на устранение и сокращение рисков, и раскрывающий их взаимосвязь, должен являться частью оценки рисков. План действий, о выполнении которого составляется ежегодный письменный отчет,  должен содержать сроки выполнения запланированных мероприятий. Работодатель обязан проводить предварительные консультации по ежегодному отчету с советом предприятия, с представителями работников, а при отсутствии таковых с уполномоченными работниками.
 
Корректировка «реестра» рисков и результатов их анализа как следствие накопленного опыта, изменения в методах работы и условиях труда, обучение сотрудников могут проводиться так часто, как это необходимо. В Голландии не существует специального стандарта, устанавливающего, как следует проводить оценку рисков на рабочем месте. Социальные партнеры сами разработали специальные отраслевые формы, помогающие работодателю проводить оценку рисков. Контроль за проведением оценки риска осуществляется инспекцией труда. В случае выявления трудовым инспектором нарушений закона об условиях труда, инспектор производит проверку того, была ли данным работодателем проведена оценка рисков и была ли она проверена.


Правительство Голландии стимулирует инвестиции коммерческого и некоммерческого сектора в средства, позволяющие усовершенствовать сферу ЗБР. В этих целях была разработана схема субсидирования. Ежегодно Министерство социальных вопросов и занятости составляет список инноваций, средств, позволяющих усовершенствовать сферу ЗБР, сокращающих степень подверженности физическому стрессу, шуму, воздействию вредных веществ. Работодатели, которые закупают средства и оборудование (машины, системы, средства транспорта и инструменты, применяемые на месте работы), перечисленные в данном перечне, могут получить субсидию на приобретение этих средств в размере до 10 % их первоначальной стоимости, на общую сумму не более € 25.000.



 
ОПЫТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ


 
Великобритания, пожалуй, наиболее широко представлена с точки зрения различного рода рекомендаций по оценке риска.
 
В законе о здоровье и безопасности на работе от 1974 года, в главе 2 части 3 содержатся общие обязанности работодателя в области обеспечения здоровья и безопасности на рабочем месте. Среди них:


― меры, позволяющие обеспечить, насколько это возможно, безопасность и отсутствие рисков для здоровья в связи с использованием, обработкой, хранением и транспортировкой материалов и веществ; 
― обеспечение информацией и инструкциями, проведение обучения, необходимого для обеспечения здоровья и безопасности работников; 
― поддержание на любом рабочем месте, находящемся под контролем работодателя, условий, обеспечивающих безопасность и отсутствие рисков для здоровья, а также безопасный и без рисков для здоровья доступ к рабочему месту; 
― обеспечение и поддержание приемлемого уровня безопасности рабочей среды для работников, включая обеспечение адекватными средствами  и мерами.
 
В соответствии с данным законом, субъектами обеспечения безопасных и здоровых условий труда, помимо работодателей и работников, являются Комиссия по здоровью и безопасности и Исполнительный орган по здоровью и безопасности. При этом Комиссия по здоровью и безопасности (далее - Комиссия) создается с учетом консультаций:

― с организациями, представляющими работодателей (выбор организаций – на усмотрение Министра);

― с организациями, представляющими работников (выбор также на усмотрение Министра);

― с организациями, представляющими местные власти, и другими организации, включая профессиональные организации (выбор ―  на усмотрение Министра).
 








К функциям Комиссии относятся: разработка мер для проведения соответствующих исследований, публикация результатов исследований, проведение обучения и информирования в соответствии с поставленными целями; подготовка соответствующих мер для обеспечения предоставления информации и консультативное сопровождение деятельности ведомств, работодателей, служащих, организаций, представляющих работодателей и работников и других  стэйкхолдеров; обращение в органы, уполномоченные на утверждение нормативных документов, с предложениями по принятию правил, касающихся применения положений соответствующего законодательства.
 
Следующий субъект, упоминаемый в законодательстве 
―  местные органы власти, которые могут быть уполномочены на осуществление ряда функций по охране труда. Уполномоченный орган власти имеет право назначить инспектора, имеющего соответствующую квалификацию для осуществления проверки по конкретному вопросу. Проверяющий (или инспектор) имеет право осуществлять только те полномочия, которыми он наделен, и в рамках ответственности назначившего его органа власти. К конкретным полномочиям инспекторов, в частности, относятся:

― право доступа в любое разумное время (или, в ситуации, которая, по его мнению, является или может быть опасной, в любое время) в помещение, которое по его мнению необходимо посетить для достижения  целей проверки;

― привлечение к проведению проверки сотрудника правоохранительных органов в случае, если есть подозрения, что проверке могут чиниться препятствия, а также использование оборудования или материалов, необходимые для достижения целей проверки;

― приостановление работы в проверяемом помещении на срок, необходимый для проведения каких-либо экспертиз и исследований;

― проведение измерений, фотосъемки и ведение записей, необходимых для проведения экспертизы или исследований;

― забор образцов веществ, обнаруженных в проверяемом помещении, а также проб воздуха;

― в случае обнаружения оборудования или веществ, которые по мнению инспектора представляют опасность, он вправе изъять их из производственного процесса и подвергнуть любому анализу или тесту (но не повреждать или разрушить их, если в этом нет необходимости).
 


 
ОПЫТ КАНАДЫ


 
В Правилах промышленной безопасности и здоровья, принятых в Канаде в 1986 году, приводятся требования к оценке рисков для конкретных видов деятельности. Например, в разделе «Готовность зданий, построек, оборудования и площадок к аварийным ситуациям» в части 4.13 говорится, что:

― работодатель должен проводить оценку риска каждого рабочего места, на котором может возникнуть необходимость эвакуации работника в случае аварийной ситуации; 
еслили оценка риска показывает, что существует необходимость эвакуации в случае аварийной ситуации, то должна быть разработана документированная процедура, соблюдение которой является обязанностью работника.
 
В разделе «Работа поодиночке или в изоляции», в части 4.20.2 приводятся требования к выявлению опасностей, их снижению и контролю.
 
В разделе «Усилия на рабочем месте» в части 4.27 содержатся требования к проведению оценки риска травмы на любом рабочем месте, где может возникнуть риск травмы в результате приложения усилий, связанных с выполнением работы. Оценка рисков в таких случаях обязательно должна включать рассмотрение предыдущего опыта работы на данном рабочем месте, опыт работы на подобных рабочих местах в других подразделениях или организациях, а также условия, в которых эта работа будет выполняться.
 
В разделе «Эргономические требования» содержится описание процесса оценки рисков получения мышечных травм.
 
Трудовое законодательство Канады предполагает создание Совета по связям с промышленностью (далее 
― 
Совет), в состав которого включаются представители работодателей и представители работников. Полномочия Совета, в частности, заключаются в праве вызывать в суд и обеспечивать явку в суд жертв, а также добиваться от них устных или письменных свидетельств под присягой, предоставления документов и вещественных доказательств, необходимых Совету для проведения всестороннего расследования по вопросам, находящимся в юрисдикции Совета. Эксперты Совета имеет право посещать любое помещение, в котором выполнялась работа, являющаяся предметом слушания, а также инспектировать работу, материалы, оборудование или изделия и проводить опрос любых лиц.
 
Общей обязанностью работодателя в соответствии с трудовым законодательством является гарантия того, что здоровье и безопасность каждого нанятого им работника на каждом рабочем месте защищены, что подразумевает решение работодателем множества задач – начиная от размещения текстов нормативных актов в области охраны труда и других печатных материалов в доступном для работников месте, и заканчивая требованием по установке ограждений, ограждающих поручней, баррикадных заграждений и заборов в соответствии с действующими стандартами.




 






В качестве следующего субъекта, участвующего в вопросах обеспечения здоровья и безопасности, трудовое законодательство Канады определяет комитеты по политике безопасности и здоровья. Эти комитеты создаются для решения вопросов, связанных с проблемами безопасности и здоровья, относящихся к работе, предприятию или бизнесу работодателя. Каждому работодателю, нанимающему напрямую триста и более работников, предписывается создание комитета по вопросам политики безопасности и здоровья. Это требование является обязательным. По согласованию с представителями работников, на одном предприятии может быть образовано несколько таких комитетов.
 
В обязанности комитета по политике безопасности и здоровья входит:

― участие в выработке политики и программ в области безопасности и здоровья;

― рассмотрение вопросов, относящихся к обеспечению безопасности и здоровья;

― участие в разработке и мониторинге программ по предотвращению опасностей на рабочих местах, которые (программы) предусматривают обучение работников вопросам безопасности и здоровья;

― участие в судебных разбирательствах, расследованиях, проверках и инспекциях, относящихся к вопросам безопасности и здоровья;

― участие в разработке и мониторинге программ, связанных предоставлением средств индивидуальной защиты, одежды, оборудования или материалов;

― проведение мониторинга данных о несчастных случаях, травмах и вредных условиях работы;

― участие в планировании и реализации изменений, которые могут затронуть здоровье и безопасность, включая изменения рабочих процессов и методов работы.
 
Далее в качестве субъекта вопросов охраны труда фигурируют комитеты по вопросам безопасности и здоровья на рабочих местах. Такие Комитеты создаются работодателем для рабочих мест, на которых занято двадцать и более работников. К обязанностям Комитетов по вопросам безопасности и здоровья на рабочих местах относится:

― рассмотрение жалоб и обращений работников, относящиеся к вопросам безопасности и здоровья;

― участие во внедрении и мониторинге программ по обеспечению безопасности и здоровья на рабочем месте;

― если указанные выше программы не затрагивают специфические для данного рабочего места опасности, то члены Комитета участвуют в разработке, реализации и мониторинге программ по предотвращению этих опасностей, включая вопросы обучения работников на данном рабочем месте по вопросам обеспечения безопасных условий труда;

― в случае отсутствия Комитета по вопросам политики в области безопасности и здоровья, участвовать в разработке, реализации и мониторинге программ по предотвращению опасностей на рабочих местах;

― участвовать в судебных разбирательствах, расследованиях, проверках и инспекциях, касающихся безопасности и здоровья работников, включая получение консультаций от лиц, достаточно технически или профессионально квалифицированных;

― участвовать в реализации и мониторинге программ, связанных обеспечением работников средствами индивидуальной защиты, специальной одежды, оборудования и материалов и, в случае отсутствия в организации Комитета по разработке политики, участвовать в разработке таких программ;

― контролировать и обеспечивать ведение записей о несчастных случаях, травмировании и опасных или вредных для здоровья работников факторах, а также проводить периодический мониторинг данных, относящихся к этим несчастным случаям, травмам или опасностям;

― осуществлять взаимодействие с инспекторами по безопасности и здоровью;

― участвовать во внедрении изменений, которые могут затронуть здоровье и безопасность работников, включая рабочие процессы, и, в случае отсутствия Комитета по политике, участвовать в планировании внедрения таких изменений;

― содействовать работодателю в выявлении и оценке воздействия на работника вредных производственных факторов;

― ежемесячно проводить проверку всех или части рабочих мест таким образом, чтобы каждое рабочее место было проверено как минимум один раз в год.
 


 
ОПЫТ ЯПОНИИ

 
 
В 1972 году в Японии был принят закон о промышленной безопасности и здоровье, который был призван гарантировать здоровье и безопасность работников на рабочих местах, а также стимулировать создание комфортных условий труда за счет принятия всесторонних и систематических мер по предотвращению производственного травматизма. К таким мерам закон, в частности, относит разработку стандартов по предотвращению различного рода опасностей, разъяснение ответственности за обеспечение безопасности и здоровья на рабочих места, а также инициативные добровольные мероприятия, разрабатываемые и реализуемые с целью предотвращения несчастных случаев на производстве.


 







Основные меры по предотвращению производственного травматизма излагаются в Плане предотвращения производственного травматизма, который утверждается Министерством здравоохранения, труда и социального обеспечения после получения предложений от Комитета по трудовой политике.
 
В соответствии с нормативными актами, каждый работодатель обязан назначить  в зависимости от вида деятельности и размера организации руководителя по вопросам безопасности и здоровья для каждого рабочего места, специалиста по технике безопасности для каждого рабочего места, санитарного инспектора (работника, ответственного за вопросы безопасности и здоровья или только за вопросы здоровья), производственного терапевта из числа медицинских работников, который будет отвечать за оказание медицинской помощи работникам, специалиста по техническому обслуживанию, работника, осуществляющего общий контроль вопросов безопасности и здоровья, главного контролёра по вопросам безопасности и здоровья, контролера участка по вопросам безопасности и здоровья или контролера по вопросам безопасности и здоровья.
 
Работодатель обязан производить измерения условий труда в случае использования опасных видов работ, а также вести необходимый учет результатов проведения измерений. На Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения возлагаются обязанности по изданию руководящих указаний по проведению таких измерений. В дополнение к закону о промышленной безопасности и здоровью в 1975 году был принят закон об оценке условий труда, в котором прописаны требования к квалификации экспертов, необходимой для проведения соответствующих измерений, и требования к организациям, производящим такие измерения с целью поддержания здоровья работника на рабочем месте. Служба по проведению измерений условий труда определяется законом как лицо или организация, зарегистрированная Министерством здравоохранения, труда и социального обеспечения или Генеральным директором Бюро труда Префектуры. Эта служба предоставляет услуги по проведению измерений условий труда по запросу потребителей в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения, труда и социального обеспечения.




 
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ И УПРАВЛЕНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ ЗА РУБЕЖОМ



 
В международной практике распространенным подходом к оценке профессиональных рисков является так называемая «пятишаговая система».
 
Шаг 1. Идентификация опасностей, приводящих к риску. На этом этапе требуется рассмотреть на рабочем месте все, что потенциально может привести  к причинению вреда, и определить работников, которые могут подвергаться опасности.
 
Шаг 2. Оценивание и «ранжирование» рисков (их серьезность, их вероятность и т.п.), распределение по важности.
 
Шаг 3. Определение превентивных мер. На этом этапе необходимо идентифицировать подходящие меры для исключения рисков и управления рисками.
 
Шаг 4. Принятие мер. Реализация данного шага заключается в составлении плана реализации защитных и превентивных мер (возможно, не все проблемы могут быть решены немедленно), определении, кто, что и когда конкретно делает и какими средствами обеспечивается  выполнение запланированных мер.
 
Шаг 5. Мониторинг и проверка. Оценку следует проводить на регулярной основе. Результаты оценки должны пересматриваться при значимых изменениях в организации производства, а также при несчастных случаях.
 
Элементы данного подхода содержатся как в европейских рекомендациях по оценке риска, так и в Методических указаниях по проведению анализа риска опасных производственных объектов, утв. постановлением Госгортехнадзора от 10.07.2001 г. №30.
 
Широко применяемым методом оценки профессионального риска является так называемый метод Файн-Кинни.

Метод обладает рядом преимуществ: 


― работу могут выполнять непосредственные исполнители технологического процесса (работники рабочих профессий), руководители среднего звена (мастер, бригадир), они сами участвуют в определении рисков, учатся сопоставлять риски, определяемые в числовом виде, это, безусловно, способствует привлечению большего количества персонала к пониманию вопросов улучшения условий труда; 
― метод гармонизирован с требованиями международных сертифицирующих организаций по системе менеджмента здоровья и безопасности на производстве.
 
Применяемый в этом методе подход основан на комбинации степени подверженности работника воздействию вредного фактора на рабочем месте, вероятности возникновения угрозы на рабочем месте и последствий для здоровья и/или безопасности работников в том случае, если угроза осуществится.
 
Этот метод выражается формулой:

 
R = Подверженность x Вероятность x Последствия

 
В методе Файн-Кинни степень подверженности варьируется от 0 (никогда нет подверженности) до 10 (постоянная подверженность), вероятность варьируется от 0 («абсолютно невозможно») до 10 («это случится»), последствия варьируются от 1 (минимальные повреждения) до 100 (катастрофа) в соответствии со следующим.
 
Подверженность (характеризует частоту возникновения опасной ситуации): 10 
― «постоянная»; 6 ― «регулярная (ежедневно)»; 3  «время от времени (еженедельно)»; 2  «иногда (ежемесячно)»; 1  «редко (ежегодно)»; 0,5  «очень редко»; 0  «никогда».
 
Вероятность (характеризует вероятность воздействия опасного фактора на работника в условиях опасной ситуации): 10 
 «ожидаемо, это случится»; 6  «очень вероятно»; 3  «необычно, но возможно»; 1  «невероятно»; 0,5  «можно себе представить, но невероятно»; 0,2  «почти невозможно»; 0,1  «невозможно»; 0  «абсолютно невозможно». 
 
Последствия (характеризует тяжесть последствий в случае реализации опасной ситуации): 100 
 «катастрофа, много жертв»; 40  «авария, несколько жертв»; 15  «очень тяжелые»; 1  «человек погиб (сразу или через какое-то время)»; 7  «тяжелые, инвалидность»; 3  «серьезные, травма и невыход на работу»; 1  «минимальные, достаточно оказание первой помощи».
 
Проведение анализа рисков таким способом должно вести к классификации рисков по степени серьезности:


> 400  «крайне высокий риск,  немедленное прекращение деятельности»;
200-400  «высокий риск,  необходимы немедленные усовершенствования»; 
70-200  «серьезный риск, необходимы усовершенствования»;
20-70  «возможный риск,  необходимо уделить внимание»;
0-20  «небольшой,  возможно приемлемый риск».

 
Метод Файн-Кинни классифицирует профессиональный риск по пяти группам: очень легкий; небольшой; средний; высокий; крайне высокий.









 
Только с помощью современных методов выявления профессиональных рисков на рабочих местах возможно получить правильное представление о субъектах социальной защиты, определить приоритеты государственной социальной политики, распределить финансовое бремя по организации социальной защиты, разработать адекватную текущим условиям модель управления охраной труда. Кроме того, оценка экономических последствий профессиональных рисков позволяет вырабатывать рекомендации при проектировании оборудования и технологических процессов (эргономический подход), а также стратегические ориентиры при разработке инвестиционных программ.

 


 

 
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:




Формирование и внедрение системы управления профессиональными рисками: Учебно-методическое пособие – М.: Российский государственный социальный университет, 2010.