Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Совершенствование системы подготовки специалистов в области охраны труда - важное звено модернизации СУОТ
22 ноября 2013 г.
Модернизация системы управления охраной труда требует новых подходов к подготовке специалистов. В связи с этим в Минобрнауки России был направлен проект государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Охрана труда и управление профессиональными рисками.
Валерий КОРЖ, директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
В рамках реализации поручений Правительства РФ, направленных на формирование комфортных и безопасных рабочих мест как следствие, снижение производственного травматизма и профзаболеваемости, на всех уровнях управления проводится работа по модернизации системы управления охране труда (далее – СУОТ). Основной целью ее модернизации, заключающейся в постоянном улучшении условий труда работников является переход от «компенсационной» модели управления охраной труда к современной системе управления профессиональными рисками, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда.
В настоящее время за высокими показателями производственного травматизма кроются несоблюдение нормативных требований охраны труда, а также непроведение обучения по охране труда.
К наиболее типичным нарушениям требований охраны труда можно отнести следующие:
- руководители и специалисты предприятий не проходят обучение и проверку знаний по охране труда, в их должностных инструкциях отсутствуют обязанности по охране труда;
- инструктажи по охране труда проводятся с нарушениями установленных сроков, отсутствуют планы проведения инструктажей, не разрабатываются инструкции по охране труда;
- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ) осуществляется с нарушениями сроков и норм выдачи;
- не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ).
Нередки случаи, когда на работу принимаются граждане, не имеющие профессиональной подготовки, соответствующей ее характеру, без проведения инструктажа и обучения по вопросам охраны труда.
Основными выявленными причинами нарушений являются:
- недостаточное внимание ряда руководителей организаций к вопросам охраны труда работников;
- отсутствие достаточного финансирования на закупку необходимого количества СИЗ, проведение АРМ, медицинских и профилактических осмотров.
Проводимая системная работа потребует привлечения значительного количества квалифицированных кадров. В этой связи особое место должна занимать подготовка специалистов по охране труда организаций – должностных лиц, призванных организовывать процессы управления охраной труда, осуществлять контроль за безопасным производством работ.
Проведенный анализ действующих федеральных государственных образовательных стандартов и нормативной базы в области повышения квалификации специалистов по охране труда показал, что система их подготовки требует совершенствования. Подготовка управленческих и инженерно-технических кадров по охране труда должна осуществляться на основе компетентного подхода к формированию образовательных стандартов и соответствующих основных образовательных программ.
Удовлетворение потребностей работодателей в специалистах по вопросам охраны труда с учетом требований трудового законодательства о создании служб охраны труда в организациях обусловливает необходимость обеспечения подготовки в системе высшего профессионального образования бакалавров по новому направлению подготовки «Охрана труда и управление профессиональными рисками» в дополнение к существующей специальности «Техносферная безопасность».
Статья 217 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) содержит требование о создании службы по охране труда или введении должности специалиста по охране труда у каждого работодателя, численность работников которого превышает 50 человек.
В соответствии со ст. 225 ТК РФ государство обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.
В настоящее время в отечественной системе высшего профессионального образования отдельные вопросы по проблемам безопасности труда рассматриваются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (далее – ФГОС ВПО) в рамках двухуровневой подготовки (бакалавр – магистр) по направлению подготовки (специальности) 280700.62 «Техносферная безопасность».
Входящие в состав этого направления подготовки (специальности) профили 280101.65 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» и 280102.65 «Безопасность технологических процессов и производств» являются основанием для присвоения выпускнику вуза квалификации (степени) «бакалавр», а профиль 280200.68 «Защита окружающей среды» – «магистр».
Однако полученных по окончании обучения по указанным направлениям знаний недостаточно для надлежащего исполнения специалистом по охране труда своих обязанностей, в т. ч. в части организации и координации работ по охране труда на предприятии, участия в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда и профессиональными рисками на предприятии в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.
В ходе анализа действующих ФГОС ВПО по направлениям подготовки инженерных и управленческих специальностей по охране труда выявлен ряд несоответствий их компетентностных характеристик современным требованиям охраны труда и управления профессиональными рисками.
Установлено, что набор компетенций в сфере охраны труда и управления профессиональными рисками включен в указанные ФГОС ВПО бессистемно, непонятны механизм и логика отнесения компетентностных характеристик в сфере охраны труда и управления профессиональными рисками к общекультурным и профессиональным.
Например, в компетенции ФГОС ВПО специальности «металлургия» квалификации «бакалавр» (150400) требования в сфере охраны труда и управления профессионалъными рисками включены как в общекультурные, так и в профессиональные. При этом владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных аварий и катастроф отнесено к общекультурным, а умение оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов – к профессиональным компетенциям.
В то же время квалификация «магистр» этого же ФГОС ВПО специальности «металлургия» (150400), которая должна предусматривать более глубокое владение компетентностными характеристиками, вообще не содержит профессиональных компетенций в сфере охраны труда и управления профессиональными рисками.
Между тем к общекультурным компетенциям отнесено умение «понимать, излагать и использовать в практической деятельности основы трудового законодательства и правовых норм», что соответствует уровню рядового рабочего.
В этой связи разработан и направлен в Минобрнауки России для последующего утверждения в установленном порядке проект ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) «Охрана труда и управление профессиональными рисками» (квалификация (степень) «бакалавр»), а также изменений, которые необходимо внести в действующие ФГОС ВПО ряда инженерных и управленческих специальностей.
Одним из путей решения названной проблемы является формирование нормативной правовой базы для более качественной целевой подготовки специалистов-управленцев в сфере охраны труда с учетом потребностей работодателей и задач государственной политики в области безопасности труда и охраны здоровья работников.
Именно поэтому в ходе подготовки указанных проектов были сформулированы предложения по введению компетенций в области охраны труда и управления профессиональными рисками не только во ФГОС ВПО инженерных, но и ряда управленческих специальностей, а именно:
- направление подготовки (специальности) 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»);
- направление подготовки (специальности) 221400 «Управление качеством» (квалификация (степень) «бакалавр»);
- направление подготовки (специальности) 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр»);
- направление подготовки (специальности) 080400 «Управление персоналом» (квалификация (степень) «бакалавр»).
Кроме того, непрерывному повышению уровня профессиональных знаний и умений специалистов, адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности, совершенствованию профессиональной квалификации, а также подготовке к выполнению новых видов профессиональной деятельности будут способствовать дополнительные профессиональные образовательные программы в области охраны труда.
В целях эффективной реализации таких программ и обеспечения унифицированного подхода к обучению специалистов разработаны и направлены в Минобрнауки России федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки руководителей служб охраны труда и специалистов по охране труда.
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ НОВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Специфика работы специалистов по охране труда и управлению профессиональными рисками определяется требованиями ТК РФ и перспективой внедрения системы управления профессиональными рисками в рамках модернизации СУОТ в Российской Федерации.
Указанные специалисты должны обладать достаточной квалификацией для организации и координации работ по охране труда, определения направления развития системы управления профессиональными рисками на предприятии на основе мониторинга изменений законодательства и передового опыта в области охраны труда, а также исходя из модернизации технического оснащения, целей и задач предприятия.
При разработке проекта ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) «Охрана труда и управление профессиональными рисками» требуемые компетенции и структура основной образовательной программы подготовки бакалавров сформированы с учетом:
- модернизации СУОТ в Российской Федерации;
- внедрения концепции управления профессиональными рисками;
- тесной увязки состояния условий труда на предприятии с системой социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также системой пенсионного и медицинского обеспечения.
Обучающиеся по соответствующему направлению подготовки (специальности) будут способны осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:
- организационно-управленческая;
- экспертно-консультационная;
- информационно-аналитическая;
- нормотворческая;
- правоприменительная;
- проектно-внедренческая;
- научно-исследовательская.
Реализация программы подготовки кадров позволит значительно повысить эффективность функционирования системы управления профессиональными рисками в Российской Федерации.
Источник: «Справочник специалиста по охране труда», № 6, 2013.