Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Совершенствование системы подготовки специалистов в области охраны труда - важное звено модернизации СУОТ

22 ноября 2013 г.

 

Модернизация системы управления охраной труда требует новых подходов к подготовке специалистов. В связи с этим в Минобрнауки России был направлен проект государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Охрана труда и управление профессиональными рисками.



Валерий КОРЖ
директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России
  
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
 
В рамках реализации поручений Правительства РФ, направленных на формирование комфортных и безопасных рабочих мест как следствие, снижение производственного травматизма и профзаболеваемости, на всех уровнях управления проводится работа по модернизации системы управления охране труда (далее – СУОТ). Основной целью ее модернизации, заключающейся в постоянном улучшении условий труда работников является переход от «компенсационной» модели управления охраной труда к современной системе управления профессио­нальными рисками, позволяющей реализо­вать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и со­кратить все виды издержек, связанных с не­благоприятными условиями труда.
 
В настоящее время за высокими показа­телями производственного травматизма кроются несоблюдение нормативных требований охраны труда, а также непроведение обучения по охране труда.
 
Основой будущей системы охраны труда является концепция управления профессио­нальными рисками. Ее суть заключается в формировании на государственном уровне нормативных основ, механизмов, методов и инструментов, с помощью которых можно объективно оценивать существу­ющие риски, управлять ими и влиять на условия труда на рабочих местах.
 
К наиболее типичным нарушениям требо­ваний охраны труда можно отнести следующие:
  • руководители и специалисты предприя­тий не проходят обучение и проверку знаний по охране труда, в их должност­ных инструкциях отсутствуют обязан­ности по охране труда;
  • инструктажи по охране труда проводятся с нарушениями установленных сроков, отсутствуют планы проведения инструк­тажей, не разрабатываются инструкции по охране труда;
  • обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ) осуществляется с нарушениями сроков и норм выдачи;
  • не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ).
 
Нередки случаи, когда на работу прини­маются граждане, не имеющие профессио­нальной подготовки, соответствующей ее характеру, без проведения инструктажа и обучения по вопросам охраны труда.
 
Основными выявленными причинами нарушений являются:
  • недостаточное внимание ряда руководи­телей организаций к вопросам охраны труда работников;
  • отсутствие достаточного финансирова­ния на закупку необходимого количества СИЗ, проведение АРМ, медицинских и профилактических осмотров.

Проводимая системная работа потребует привлечения значительного количества квалифицированных кадров. В этой связи особое место должна занимать подготовка специалистов по охране труда организаций – долж­ностных лиц, призванных организовывать процессы управления охраной труда, осу­ществлять контроль за безопасным произ­водством работ.


 
Проведенный анализ действующих феде­ральных государственных образовательных стандартов и нормативной базы в области повышения квалификации специалистов по охране труда показал, что система их подго­товки требует совершенствования. Подготовка управленческих и инженер­но-технических кадров по охране труда долж­на осуществляться на основе компетентного подхода к формированию образовательных стандартов и соответствующих основных образовательных программ.
 
Удовлетворение потребностей работода­телей в специалистах по вопросам охраны труда с учетом требований трудового зако­нодательства о создании служб охраны труда в организациях обусловливает необходи­мость обеспечения подготовки в системе высшего профессионального образования бакалавров по новому направлению подготовки «Охрана труда и управление профес­сиональными рисками» в дополнение к существующей специальности «Техносферная безопасность».
 
В настоящее время отсутствие должной подготовки специалистов и персонала по вопросам охраны труда обусловливает высокий уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на российских предприятиях.
 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
 
Статья 217 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) содержит тре­бование о создании службы по охране труда или введении должности специалиста по охране труда у каждого работодателя, числен­ность работников которого превышает 50 че­ловек.
 
В соответствии со ст. 225 ТК РФ госу­дарство обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессио­нального образования.
 
В настоящее время в отечественной си­стеме высшего профессионального образо­вания отдельные вопросы по проблемам безопасности труда рассматриваются в соот­ветствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (далее – ФГОС ВПО) в рамках двухуровневой под­готовки (бакалавр – магистр) по направлению подготовки (специальности) 280700.62 «Тех­носферная безопасность».


Входящие в состав этого направления подготовки (специальности) профили 280101.65 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» и 280102.65 «Безопасность технологических процессов и производств» являются основанием для присвоения вы­пускнику вуза квалификации (степени) «ба­калавр», а профиль 280200.68 «Защита окру­жающей среды» – «магистр».
 
Однако полученных по окончании обуче­ния по указанным направлениям знаний не­достаточно для надлежащего исполнения специалистом по охране труда своих обязан­ностей, в т. ч. в части организации и коорди­нации работ по охране труда на предприятии, участия в разработке и контроле за функци­онированием системы управления охраной труда и профессиональными рисками на пред­приятии в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.
 
В ходе анализа действующих ФГОС ВПО по направлениям подготовки инженерных и управленческих специальностей по охране труда выявлен ряд несоответствий их компетентностных характеристик современным требованиям охраны труда и управления профессиональными рисками.
 
Установлено, что набор компетенций в сфере охраны труда и управления профессио­нальными рисками включен в указанные ФГОС ВПО бессистемно, непонятны меха­низм и логика отнесения компетентностных характеристик в сфере охраны труда и управ­ления профессиональными рисками к обще­культурным и профессиональным.
 
Например, в компетенции ФГОС ВПО  специальности «металлургия» квалификации «бакалавр» (150400) требования в  сфере охраны труда и управления профессионалъными рисками включены как в общекультурные, так и в профессиональные.  При этом владение основными методами  защиты производственного персонала и  населения от возможных аварий и катастроф отнесено к общекультурным, а умение оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов – к профессиональным компетенциям.
 
В то же время квалификация «магистр» этого же ФГОС ВПО специальности «металлургия» (150400), которая должна предусматривать более глубокое владение  компетентностными характеристиками, вообще не содержит профессиональных  компетенций в сфере охраны труда и  управления профессиональными рисками.
 
Между тем к общекультурным компетенциям отнесено умение «понимать, излагать и использовать в практической деятельности основы трудового законодательства и правовых норм», что соответствует уровню рядового рабочего.
 
В этой связи разработан и направлен в Минобрнауки России для последующего ут­верждения в установленном порядке проект ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) «Охрана труда и управление профессиональными рисками» (квалифика­ция (степень) «бакалавр»), а также измене­ний, которые необходимо внести в действу­ющие ФГОС ВПО ряда инженерных и управ­ленческих специальностей.
 
Одним из путей решения названной про­блемы является формирование нормативной правовой базы для более качественной целе­вой подготовки специалистов-управленцев в сфере охраны труда с учетом потребностей работодателей и задач государственной по­литики в области безопасности труда и охра­ны здоровья работников.
 
Именно поэтому в ходе подготовки ука­занных проектов были сформулированы предложения по введению компетенций в области охраны труда и управления профес­сиональными рисками не только во ФГОС ВПО инженерных, но и ряда управленческих специальностей, а именно:
  • направление подготовки (специальности) 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»);
  • направление подготовки (специальности) 221400 «Управление качеством» (квали­фикация (степень) «бакалавр»);
  • направление подготовки (специальности) 080100 «Экономика» (квалификация (сте­пень) «бакалавр»);
  • направление подготовки (специальности) 080400 «Управление персоналом» (квали­фикация (степень) «бакалавр»).
 
Кроме того, непрерывному повышению уровня профессиональных знаний и умений специалистов, адаптации к меняющимся ус­ловиям профессиональной деятельности, совершенствованию профессиональной ква­лификации, а также подготовке к выполне­нию новых видов профессиональной деятель­ности будут способствовать дополнительные профессиональные образовательные про­граммы в области охраны труда.
 
В целях эффективной реализации таких программ и обеспечения унифицированного подхода к обучению специалистов разрабо­таны и направлены в Минобрнауки России федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки руководителей служб охраны труда и специ­алистов по охране труда.
 
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ НОВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
 
Специфика работы специалистов по ох­ране труда и управлению профессиональными рисками определяется требованиями ТК РФ и перспективой внедрения системы управления профессиональными рисками в рамках модернизации СУОТ в Российской Федерации.


 
Указанные специалисты должны обла­дать достаточной квалификацией для орга­низации и координации работ по охране труда, определения направления развития системы управления профессиональными рисками на предприятии на основе монито­ринга изменений законодательства и пере­дового опыта в области охраны труда, а так­же исходя из модернизации технического оснащения, целей и задач предприятия.
 
При разработке проекта ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) «Охрана труда и управление профессиональ­ными рисками» требуемые компетенции и структура основной образовательной про­граммы подготовки бакалавров сформирова­ны с учетом:
  • модернизации СУОТ в Российской Фе­дерации;
  • внедрения концепции управления про­фессиональными рисками;
  • тесной увязки состояния условий труда на предприятии с системой социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на про­изводстве, а также системой пенсионно­го и медицинского обеспечения.
В обязанности специалиста по охране труда входит участие в разработке планов и программ по улуч­шению условий и охраны труда в организации, устранение или минимизация профессиональных рисков, а также ряд других должностных функций, предусмотренных Единым квали­фикационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.


 
Обучающиеся по соответствующему на­правлению подготовки (специальности) будут способны осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:
  • организационно-управленческая;
  • экспертно-консультационная;
  • информационно-аналитическая;
  • нормотворческая;
  • правоприменительная;
  • проектно-внедренческая;
  • научно-исследовательская.
 
Реализация программы подготовки кад­ров позволит значительно повысить эффек­тивность функционирования системы управ­ления профессиональными рисками в Рос­сийской Федерации.
 
Источник: «Справочник специалиста по охране труда», № 6, 2013.