Новости
10 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Возвращаясь к опубликованному: о «новых» правилах аттестации рабочих мест
26 ноября 2013 г.
Проблемы охраны и условий труда традиционно являются чувствительным катализатором настроений на кадровом рынке. Любые изменения в политике, направленной на борьбу с профессиональными заболеваниями, а также корректировка компенсационных программ для работников, имеющих дело с вредными условиями труда (ВУТ), воспринимаются обществом с недоверием. Не стал исключением и вышедший в конце 2012 года так называемый «Приказ № 590н», касающийся нового порядка аттестации рабочих мест и вызвавший критику со стороны профессионального сообщества. Новеллы, внесенные данным приказом, по-прежнему вызывают множество вопросов профессионального сообщества социально-трудовой сферы.
– Речь пойдет о Приказе Минздравсоцразвития России от 12 декабря 2012 г. № 590н «О внесении изменений в порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 342н». Начать можно с того, что пресса не совсем правильно отреагировала на ряд неаккуратных выступлений по этой теме. Суть приказа 590н состоит в том, что он вносит определенные изменения в традиционный порядок аттестации рабочих мест.
При этом документ противоречит сразу нескольким принятым ранее нормативным актам, в том числе Конституции РФ. Дело в том, что в Конституции указано, что государство гарантирует равенство прав, свобод человека и гражданина, вне зависимости от пола, расы, национальности и т.д. Кроме того, в той же статье сказано, что каждый гражданин имеет право на труд, отвечающий правилам безопасности и гигиены.
– Какие проблемы он может вызвать?
– От аттестующих организаций приходит информация, что с недавнего времени начался повальный отказ компаний-работодателей от аттестации рабочих мест. Это очень серьезная проблема, которая приведет к тому, что масса работников потеряет компенсации. По моим ощущениям, неправильная трактовка приказа (а именно так дело и обстоит!) откидывает нас на несколько лет в области развития охраны труда. С 1997 года практика аттестации рабочих мест оказала огромное влияние на борьбу с профессиональными заболеваниями. Последние несколько лет многие компании и предприятия очень серьезно, не «из-под палки», самостоятельно занимались профилактикой вредных условий работы. Сейчас же мы возвращаемся обратно к тому, с чего все начиналось. Если государство не будет стимулировать охрану труда, то ничего хорошего не произойдет.
– Расскажите об этом поподробнее.
– Какого рода рабочие профессии Вы имеете в виду?
– Встает закономерный вопрос: прописаны ли конкретно эти «иные источники опасности»?
КОГДА ПРОВОДИТСЯ АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ, ВЫЯВЛЯЕТСЯ, КАКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ НА ДАННОМ ПРЕДПРИЯТИИ СТОИТ ИЗМЕРЯТЬ, А КАКИЕ – НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА
– Какие злоупотребления могут быть ожидаемы от работодателей?
– Чем же была вызвана такая «многозначность» «Приказа 590н»?
– То есть теперь аттестацию рабочих мест достаточно провести лишь однажды, а не раз в 5 лет, как раньше?
– Что Вы имеете в виду?
– Как связаны медицинские осмотры и аттестация рабочих мест?
– Если работодатель провел аттестацию и доказал, что рабочее место безопасно, то по конкретным факторам необязательно проводить медицинские осмотры. А если у руководителя предприятия такого доказательства нет, то обязанность проводить медицинские осмотры с него не снимается. Получилась определенная казуистика: с одной стороны, исключают, а с другой – обязывают проводить медицинские осмотры. Вторая часть 590-го Приказа прямо указывает: вы обязаны проводить аттестацию там, где есть факторы, которые включены в перечень факторов, являющихся основанием для проведения медицинских осмотров. Неважно, оптимальные или не оптимальные, – вы все равно должны проводить их раз в пять лет. Приведу пример: если на рабочем месте присутствует шум и он вполне допустимый, невредный, но в требованиях по медицинским осмотрам этот фактор числится, значит, вы все равно должны проводить аттестацию раз в пять лет.
– То есть получается, что от аттестации рабочих все равно никуда не деться?
– Да, так и есть. Аттестацию проводить все равно все обязаны. Эту необходимость поддерживает и правоприменительная практика в лице инспекции по труду, которая оштрафует организацию в том случае, если она не предоставит очень серьезную обосновательную базу о полном отсутствии вредных условий.
Если работодатель говорит: «У меня нет вредных условий труда, поэтому я не провожу аттестацию рабочих мест», то встает логичный вопрос: «Как ты можешь это доказать?». Ответ может дать лишь проведенная аттестация рабочих мест. Если такого доказательства нет, потому что аттестация проведена не была, то неизбежно возникает конфликтная ситуация. Согласно 342-му Приказу, работник может потребовать проведения аттестации, и если условия труда будут признаны вредными, то потребовать еще и компенсацию за «неаттестованный» период работы.
– Есть ли экономические рычаги стимулирования регулярно проводимой аттестации рабочих мест?
– В отличие от риска, могут или не могут быть вредные условия труда, экономическая выгода от аттестации очевидна. Согласно закону, с 1 января 2013 года каждый работодатель обязан предоставлять в Фонд социального страхования сведения о проведенной аттестации рабочих мест, которые влияют на установление скидки и надбавки по страховому тарифу и достигают 40%. В формулу ее вычисления входит «зашита», помимо прочих данных, и информация о проведенной аттестации и количестве вредных условий труда.
Если работодатель провел аттестацию рабочего места и все у него хорошо, то он может получить скидку к страховому тарифу. Если же нет подтверждений того, что на предприятии отсутствуют вредные условия труда, то тогда, при наличии факторов, сотрудник отправляется на медосмотр, который должен проводиться в этом случае ежегодно. Работодатель будет вынужден тратить на это порядка 3-5 тысяч рублей. Плюс штраф, который он будет платить по приходу инспекции, обнаружившей у него вредные условия труда. Как видите, выгода от аттестации даже в этом случае очевидна.
– Какие последствия от введения «Приказа №590» стоит ждать работодателям и их работникам?
– Возможны разные последствия, и прежде всего экономические: работник, который мог теоретически получать установленные законом компенсации (выплаты, дополнительный отпуск и т.д.), может их лишиться, ибо работодатель в праве заявить, что у него нет проблем с ВУТ. Такие ситуации в последнее время уже были отмечены, даже в случаях с рабочими специальностями.
Немаловажную роль играет и социальная функция аттестации рабочих мест. Речь идет о здоровье людей, ведь аттестация – это серьезный инструмент анализа травмоопасности. К этой категории относится даже обученность или необученность сотрудника; исследуются опасности вплоть до заземления розеток. Комиссией проводится серьезный и объективный анализ. По итогам аттестации составляется план мероприятий по устранению этих угроз. Более того, ожидая аттестацию рабочего места, работодатель сам задумывается о тех проблемах, которые могут повлиять на здоровье его сотрудников. Ведь вредные условия труда означают профессиональные заболевания, которые рано или поздно стоит ожидать. Серьезный предприниматель понимает, что любые ограничения для сотрудников рано или поздно приведут к потере денег.
– Что стоит ожидать в ближайшее время?
– Есть еще одно изменение, причем достаточно серьезное, которое мотивирует работодателя на проведение аттестации рабочих мест. Это так называемые «досрочные пенсии». 40% трудоспособного населения России имеет право на этот вид выплат по разным основаниям.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон №243-ФЗ, который вносит изменения в пенсионное законодательство, согласно которым работодатель за этих людей платит дополнительные взносы в Пенсионный фонд. Сейчас размер взносов достигает порядка 4%, в следующем году – 6%, а в будущем планируется поднять до 9%. В 243-м Законе есть положение, согласно которому, по результатам специальной оценки условий труда, работодатель может быть освобожден от таких взносов, если докажет, что условия труда на его предприятии безопасны. В дополнении к этому разрабатывается закон о специальной оценке условий труда, который в будущем заменит процедуру аттестации рабочих мест.
К слову, я вхожу в рабочую группу, которая занимается разработкой этого законопроекта, поэтому могу с уверенностью утверждать, что в нем предусмотрена необходимость проведения специальной оценки условий труда. Фактически – это аттестация рабочих мест, но модернизированная. Теперь эта процедура гармонизирована с международными стандартами (с точки зрения технологии оценки). Она станет более простой, доступной для легитимных механизмов снижения затрат на оценку.
Источник: cтатья была опубликована на информационном портале www.hh.ru 18 апреля 2013 года.