Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

24 декабря 2024 г.

Минздрав России: о перечне заболеваний, при наличии которых лица не могут быть допущены к педагогической деятельности

Согласно части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к педагогической деятельности не допускаются, в частности, лица, имеющие, заболевания, предусмотренные перечнем,...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Воздействие комплекса неблагоприятных факторов производственной среды на здоровье водителей автобусов

12 августа 2020 г.

В последние годы наметилась тенденция роста профессиональной патологии и у водителей пассажирского транспорта, в основном, авто­бусов. Вместе с тем, в большинстве опубликованных работ (В.М. Ретенев, 1979; А.И. Вайсман, 1988 и др.) не решается проблема условий труда и сохранения здоровья водителей городского транспорта в современных условиях. Это затрудняет осуществление санитарного надзора при эксплуатации автомобилей, а также эффективную органи­зацию лечебно-профилактического обслуживания.





В последние годы наметилась тенденция роста профессиональной патологии и у водителей пассажирского транспорта, в основном, авто­бусов. Вместе с тем, в большинстве опубликованных работ (В.М. Ретенев, 1979; А.И. Вайсман, 1988 и др.) не решается проблема условий труда и сохранения здоровья водителей городского транспорта в современных условиях. Это затрудняет осуществление санитарного надзора при эксплуатации автомобилей, а также эффективную органи­зацию лечебно-профилактического обслуживания.



 
Исследования, проведенные в г. Воронеже, включали в себя гигие­ническую оценку условий труда водителей автобусов, хронометража рабочего дня, функционального состояния организма водителей в тече­ние смены, психофизиологические исследования. Гигиеническая оценка факторов среды на рабочем месте показала, что эквивалентный уровень шума колебался от 70 до 89 дБ (норматив­ный показатель 70 дБ), параметры общей вибрации превышали норми­руемый параметр по корректированному уровню на 6-11 дБ и составля­ли 107-112 дБ при гигиеническом нормативе 101 дБ, параметры темпе­ратуры превышали в весенне-летний период допустимые гигиенические значения на 5-7 °С.

Неблагоприятным производственным фактором является и повы­шенное содержание химических веществ в воздухе рабочей зоны. Пре­вышения наблюдаются по 12 химическим ингредиентам, из них наи­больший процент приходится на оксид углерода и диоксид азота, то есть вещества, образующиеся при сгорании топлива; пыль ― обусловливае­мая некачественным дорожным покрытием, наличием трамвайных пу­тей, и фенол (составной компонент масел и автомобильных присадок). Установлено, что для окиси азота, углерода, углеводородов имеются достоверные положительные связи между уровнем загазованности воз­духа рабочей зоны и кабины, о чем свидетельствуют значения коэффи­циентов парных корреляций «средней» силы (0,50-0,64).






Источник фото: Andshelru.m.wikipedia.org.




При анализе режима труда, проведении хронометражных исследова­ний установлено, что водители работают по трем графикам:

― 1 смена ― начало в 5-6 часов, завершение в 15-16 часов (перерыв 30-60 минут);
― 2 смена ― начало в 15-16 часов, завершение в 24-01 час (перерыв 30-50 минут); 
― работа по разрывному графику ― с 6 часов до 11 часов, пере­рыв 4 часа ― до 15 часов, затем с 15 часов до 20 часов.

Эргономические исследования показали, что свыше 25% рабочего времени за смену водитель находится в вынужденной рабочей позе ― сидя, выполняя при этом фиксированные движения. Суммарное количе­ство движений ногами, руками и головой водителем составляет до 400 движений в час и по гигиеническим критериям оценивается как работа средней тяжести (2 группа). При выполнении движений идет нагрузка на отдельную группу мышц (верхние конечности, мышцы спины).

При анализе влияния режимов труда на физиологическое состояние водителей установлено, что у работающих по 3-м режимам после 4 ча­сов работы достоверно увеличивалась частота пульса. Увеличение происходило и во время 4-х часового перерыва, который использовался не по назначению.

Анализ систолического и диастолического давления показал, что давление колебалось в течение смены неравномерно. В первой смене наблюдается увеличение как систолического, так и диастолического давления, пульсовое давление практически остается без изменений. Как во второй, так и в третьей смене в конце смены увеличивалось пульсо­вое давление, что говорит об утомлении организма при данных режимах работы.





Источник фото: Roman645ru.m.wikipedia.org.




При анализе деятельности центральной нервной системы установле­но, что к 7-9 часу работы независимо от смены время реакции на звуко­вой раздражитель возрастало, особенно в конце рабочей смены в срав­нении с первым часом. На световой раздражитель латентный период укорачивался к 3-5 часу, достигая достоверной значимости к 5 часу. Во второй смене в первые часы работы на световой раздражитель скрытое время реакции укорачивалось только в течение 2-х часов, затем досто­верно удлинялось. В ночное время прослеживается напряжение органа зрения в большей степени, чем других систем организма.

Анализ динамики уровня внимания водителей показал, что во второй смене количество допущенных ошибок значительно больше, однако время просмотра корректурных таблиц ниже к концу дня, чем в первой смене; объясняется это тем, что работа в ночное время требует от води­теля большей ответственности за безопасность движения. При работе по третьему режиму в конце дня достоверно возрастает как количество допущенных ошибок, так и время просмотра таблиц.

Неудовлетворительные условия труда, функциональное перенапря­жение организма в течение смены являются факторами, способствую­щими возникновению общей и профессиональной заболеваемости. Принципиально важно, что проведенные исследования позволили раз­работать систему мероприятий по профилактике профпатологии и сни­жению профессионального риска заболеваемости, которая включает в себя следующие направления: 

― улучшение условий труда и состояния окружающей среды; 
― рационализация режимов работы; 
― медико-профилактическое направление.

 
 
Н.П. Мамчик, О.В. Каменева,
Центр госсанэпиднадзора
г. Воронеж






ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:


По материалам сайта Санкт-Петербургского НИИ охраны труда, электронный ресурс: niiot.ru.





 













Еженедельный дайджест новостей  портала на электронную почту