Новости
24 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Аттестация. Нас ждет новый Порядок
13 мая 2011 г.
В последние годы государственная политика в сфере охраны труда во многом ориентирована на качественное проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Действующий приказ Минздравсоцразвития России от 31.08.07 № 569, которым утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, был неоднозначно воспринят аттестующими организациями, руководителями хозяйствующих структур, специалистами охраны труда. Необходимо подготовить новый документ, регламентирующий процедуру проведения аттестации.
О проекте нового Порядка проведения аттестации рабочих мест ПО условиям труда рассказывает генеральный директор ЗАО «Клинский институт охраны и условий труда»
Сегодня перед Российской Федерацией стоят задачи создания инновационной экономики, модернизации производства и повышения производительности труда. Такие задачи не могут быть решены без сохранения и развития трудовых ресурсов.
В России сложилась достаточно сложная демографическая обстановка. В результате системной реализации комплекса мер, предусмотренного первым этапом Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г., в целом удалось сохранить тенденцию некоторого сокращения числа работников, погибших и пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, но производственный травматизм со смертельным исходом по-прежнему находится на высоком уровне (5 чел. на 100 тыс. занятых) и существенно превышает данный показатель в развитых странах.
Серьезную обеспокоенность вызывает устойчивая динамика роста чис-ла работников, занятых во вредных и опасных условиях труда. По данным Росстата, доля занятых во вредных и опасных условиях труда в 1997 г. составляла 17,1 %, в 2007 г. - 24,9 %, в 2008 Г. - 26,2 %, в 2009 Г, - 27,5 %.
В начале 2010 г. в Минздравсоцразвития России были обобщены данные результатов аттестации рабочих мест (АРМ), полученные из разных источников, таких как Роструд, научно-исследовательские институты, объединения работодателей, крупные промышленные корпорации. Среднеарифметические значения распределения работников по классам условий труда выглядят следующим образом: классы 1 и 2 - 34 %; класс 3.1 - 25 %; классы 3.2; 3.3; 3.4 -соответственно 24,0; 12,7; 4,0%; класс 4 - 0,2 %.
На основании полученных данных можно сказать, что в допустимых ус-ловиях труда заняты только 34 % от общего количества работников, ос-тальные трудятся во вредных условиях.
Методология определения числа занятых во вредных условиях труда, используемая Росстатом, и методика, применяемая при АРМ, различаются, поэтому на выходе мы имеем различные цифры занятых во вредных условиях труда. Однако Росстат отдельно учитывает число работников, занятых на тяжелых работах, и число работников, занятых на работах, связанных с напряженностью трудового процесса.
По данным Росстата за 2008 г., доля работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам (во вредных условиях труда), составила 26,2 %, на тяжелых работах - 9,0 %, на работах, связанных с напряженностью трудового процесса, - 7,5 %. Суммарно эти три позиции составляют 42,7 %.
При этом в данных Росстата не учитывается численность работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда по ряду факторов, в том числе по таким, как биологический фактор, микроклимат, световая среда, электромагнитные излучения, которые в настоящий момент являются самыми значимыми вредными факторами в большинстве видов экономической деятельности. Они существенно увеличивают долю работников, занятых во вредных условиях труда.
Обобщенные данные результатов АРМ по количеству занятых во вредных условиях труда (66 %) вполне сопоставимы с официальными данны-ми Росстата - 42,7 % + группа неучтенных факторов.
Таким образом, в настоящий момент согласно действующей мето-дологии оценки условий труда, две трети работников в РФ заняты на ра-бочих местах с вредными условиями труда.
Для предотвращения смертности и заболеваемости в трудоспособном возрасте вследствие воздействия вредных производственных факторов в сфере управления охраной труда основной акцент, прежде всего, необхо-димо сделать на устранении управляемых причин.
Следует установить механизмы экономического стимулирования рабо-тодателей к постоянному улучшению условий труда, внедрению новых безопасных технологий и промышленного оборудования, к сокращению числа рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здо-ровья условиями труда.
Основное направление новой системы управления охраной труда -переход от реагирования на страховые случаи «post factum» к управле-нию рисками повреждения здоровья работников.
Данная цель может быть достигнута созданием всеобъемлющей, сквозной системы управления профессиональными рисками, которая должна стать основой управления системой сохранения жизни и здоро-вья работников в процессе трудовой деятельности, охватывая все рабо-чие места вне зависимости от размера и формы собственности пред-приятия.
Вместе с тем очевидно, что эффективное управление профессио-нальными рисками невозможно без преобразования института оценки условий труда на рабочих местах.
В Трудовом кодексе РФ предусмотрена обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
Именно по итогам аттестации следует:
- оценивать и описывать состояние рабочего места;
- выявлять факторы производственной среды, оказывающие вредное воздействие на человека, а также интенсивность и степень этого воздействия;
- оценивать количественно и качественно уровень риска;
- определять направления защиты работника от неблагоприятного воздействия вредных факторов.
Результаты аттестации должны являться расчетной базой для опре-деления размеров и условий предоставления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особы-ми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего време-ни, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда и других компенсаций.
По данным Росстата, на январь 2010 г. среднегодовая численность населения, занятого в экономике, составляла 68,4 млн чел. Ус-редненно это около 30 млн рабочих мест. Для того чтобы выполнить положения Трудового кодекса РФ и проводить аттестацию один раз в пять лет, необходимо ежегодно аттестовывать порядка 6 млн рабочих мест.
На сегодняшний день, по данным Роструда, эта цифра значительно меньше. Ежегодно аттестация проводится на 350 тыс. рабочих мест.
Очевидно, что в действующей системе охраны труда у работодателя нет заинтересованности в проведении аттестации. Очень важно увязать ат-тестацию рабочих мест с экономическими интересами работодателя, чтобы ему было выгодно заниматься аттестацией, чтобы он не воспри-нимал затраты на аттестацию как обычное обременение, которое создает ему государство в виде требований, сформулированных в Трудовом кодексе РФ.
Для того чтобы создать этот экономический стимул, требуется увязать возможности управления расходами на предприятии, управления себестоимостью, связанной с затратами на произведенную продукцию именно по направлению охраны труда, с экономией по фонду оплаты труда.
Необходимо, чтобы работодатель видел, что проведение аттестации, выявление рабочих мест, не имеющих вредных или опасных факторов, могут приводить к тому, что работники, которые формально, по спискам относятся к категориям, требующим дополнительных расходов, могут выводиться из этих категорий.
Задача заключается в том, чтобы создать нормативно-правовой меха-низм, позволяющий перейти от Списков и Перечней вредных производств к конкретной оценке состояния рабочего места и в зависимости от этого состояния строить соответствующую систему компенсаций.
В постановлении Правительства РФ от 20.11.08 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» была сформулирована эта идея. Согласно этому постановлению работодатель, проводя АРМ, оценивает, к какому классу риска относится то или иное рабочее место, и в зависимости от класса риска уже на основе установленных государством минимумов определяет расходы по ком-пенсациям.
В РФ действует статусный (списочный) подход предоставления компенсаций (сокращенной продолжительности рабочего времени, еже-годного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенного размера оплаты труда) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опас-ными условиями труда, при котором указанные компенсации предоставляются только тем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, чьи должности (профессии) поименованы в соответствующих разделах различных Списков или Перечней вредных производств.
Работники, чьи профессии не включены в данные Списки или Перечни, лишены права на получение указанных компенсаций, в то время как работникам, поименованным в Списках или Перечнях, условия труда на рабочих местах которых по результатам АРМ не отнесены к вредным или опасным, компенсации продолжают предоставляться. Такой подход носит дискриминационный характер, что противоречит ст. 37 Конституции РФ и ст. 3 Трудового кодекса РФ.
С целью объективного установления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, компенсации предлагается устанавливать персонально для каждого работника, занятого на тяжелых работах (рабочих местах), работах (рабочих местах) с вредными и (или) опасными и особыми условиями труда - в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам аттестации его рабочего места по условиям труда, проведенной в соот-ветствии с Порядком проведения АРМ по условиям труда, утвержденным Минздравсоцразвития России.
С вводом в действие нового механизма установления компенсаций ра-ботникам многократно возрастает значение аттестации рабочих мест, и прежде всего - достоверности ее результатов. Назрела необходимость серьезной ревизии действовавших ранее подходов. Требуется привести Порядок проведения АРМ по условиям труда в соответствие с современ-ными требованиями.
На основе выполненных в 2009 г. НИИ медицины труда РАМН и Клинским институтом охраны и условий труда научно-исследовательских работ и продолжавшихся в 2010 г. обсуждений и экспертиз в Минздрав-соцразвития России был подготовлен проект нового Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В него включены Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда, которые будут применяться при проведении АРМ по условиям труда.
Достоверность и объективность результатов АРМ экономически очень значимы, поэтому задача разработчиков - сделать новый Порядок максимально приближенным к реалиям современной жизни.
Новый Порядок регулирует деятельность аттестующих организаций и работодателей по проведению АРМ по условиям труда. Порядок рег-ламентирует оформление и использование результатов аттестации, а также определяет гигиенические критерии оценки и классификацию условий труда, методы исследований, применяемые при проведении АРМ.
Одна из основополагающих норм нового Порядка устанавливает разде-ление полномочий работодателя и аттестующей организации при прове-дении аттестации рабочих мест.
Введено определение аттестующей организации. Это юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке и выполняющее на условиях хозяйственного договора с работодателем проведение АРМ по условиям труда.
Аттестующая организация должна быть независима и не может быть аффилированным лицом по отношению к работодателю, т.е. работодатель не может проводить оценку условий труда на собственном предприятии, а выполняет это только силами аккредитованной аттестующей организации.
Порядком устанавливается, что гигиеническая оценка условий труда, оценка травмобезопасности рабочих мест, оценка обеспеченности CI/I3 проводятся специалистами аттестующих организаций, прошедших специальную подготовку по соответствующим методам измерений и оценок.
В новый Порядок включены новые разделы. Например, в разделе «Актуализация материалов аттестации рабочих мест» детально описы-ваются процедуры переаттестации рабочих мест с изменившимися ус-ловиями труда, в том числе после выполнения мероприятий по улучше-нию условий труда; после замены производственного оборудования, средств коллективной защиты; при изменении технологического процес-са; при перенесении рабочих мест в другое здание, реконструкции зданий и помещений; в случаях изменения названия организации, изменения количества и (или) названия подразделений и др.
В новом разделе «Права, обязанности и ответственность» описываются раздельно права и обязанности аттестующей организации и работодателя при проведении и последующем использовании результатов АРМ.
Дополнительно для работодателя устанавливается право требовать и получать от саморегулируемой организации, членом которой является аттестующая организация, сведений, содержащихся в реестре саморегулируемой организации, информации о способах обеспечения дополнительной имущественной ответственности аттестующей организации перед потребителями, сведений о мерах дисциплинарного воздействия в отношении аттестующей организации и др.
Устанавливается раздельная ответственность за результаты проведе-ния АРМ для обоих субъектов - аттестующей организации и работодателя.
В проекте Порядка дано определение «особых условий труда» и «по-вышенного риска», а также устанавливается норма, в соответствии с которой наличие и обоснование в организации работ с особыми усло-виями производится работодателем на основании локального нормативного акта организации. Локальный нормативный акт принимается с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации либо (при отсутствии профсоюзной организации) представителя работников.
При оценке обеспеченности средствами индивидуальной защиты вво-дится новое понятие оценки эффективности СИЗ. При использовании эффективных СИЗ, соответствующих требованиям государственных стандартов, которые определяют методы оценки эффективности использования средств индивидуальной защиты, условия труда могут быть оценены как менее вредные (на один класс ниже, но не ниже класса 2).
Значительное место в Порядке уделяется вопросам последующей автоматизированной обработки результатов аттестации. Вводится единая система кодирования и идентификации объектов учета. Устанавливаются обязательные требования по передаче работодателем (на бумажном и электронном носителях) данных о результатах АРМ и сведений об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ. Аттестующая организация передает сведения на электронном носителе в федеральную информационную систему сбора, обработки и хранения данных.
Систематизированы и приведены к единым требованиям все формы протоколов измерений и оценок. Конкретизируется, что подписание протоколов представителем организации, в которой проводилась оценка, означает, что исследования проведены в полном объеме и имеется согласие с результатами оценки. Подписание работником карты условий труда означает, что работник с результатами ознакомлен и согласен.
Проведена также переработка разделов и отдельных положений Порядка, ранее вызывавших разночтения и неоднозначность толкования.
Существенная новация - введение в качестве приложения к Порядку Ги-гиенических критериев оценки и классификации условий труда, применяемых при проведении АРМ по условиям труда. Гигиенические критерии являются новыми не только по факту их введения в состав Порядка, но и по внутреннему содержанию.
Изменена классификация условий труда за счет выделения тяжелых условий труда в отдельный класс.
Установлена возможность изменения общей оценки условий труда на один класс ниже, но не ниже класса 2, в случае эффективного использования СИЗ на рабочем месте.
В Гигиенических критериях скорректирована или исключена оценка ряда показателей: тех, которые не относятся к рабочему месту (например, пылевой нагрузки среды); тех, которые на современном этапе развития техники не характерны для оцениваемого оборудования и установок (например, электромагнитные поля, создаваемые ПЭВМ); тех, которые невозможно однозначно оценивать по существующим методикам (например, показателей напряженности труда); тех, для которых отсутствуют мобильные средства измерения, входящие в государственный реестр средств измерения (например, фактора «ультразвук контактный»).
В Гигиенических критериях скорректирована оценка виброакустических факторов, химического фактора в части оценки эффекта суммации веществ однонаправленного действия и тяжести труда при оценке рабочей позы.
Очевидно, что мероприятия по приведению условий труда на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными тре-бованиями охраны труда, основанные на результатах АРМ, требуют существенных финансовых затрат. На первое место выходит достовер-ность проведения указанных оценок (и, соответственно, компетентность и независимость организаций, оказывающих услуги в области охраны труда).
В Минздравсоцразвития России был предпринят ряд мер нормативно-го характера для формирования независимого института оценки состо-яния условий труда, в объективности и компетентности которого не сомневались бы ни работники, ни работодатель. Основное направление - создание института неаффилированных аттестующих организаций.
Один из механизмов, обеспечивающих подтверждение компетентнос-ти организаций в сфере оказания услуг в области охраны труда, -аккредитация аттестующих организаций. В этой связи принят приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.10 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».
Минздравсоцразвития России осуществляет аккредитацию путем вне-сения сведений в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, и размещает их на своем официальном сайте в сети Интернет в течение 10 дней со дня регистрации заявления. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и обще-доступными.
Установлен исчерпывающий перечень требований, которым безус-ловно должна соответствовать аттестующая организация: наличие измерительного оборудования и приборов; наличие квалифицированного персонала; наличие руководства по качеству работ, содержащего признанные методики измерений, и др.
Контроль за деятельностью аккредитованной организации, оказываю-щей услуги в области охраны труда, включая соблюдение аккредитован-ной организацией критериев аккредитации, соблюдение государственных нормативных требований охраны труда в сфере деятельности в соответствии с областью аккредитации, осуществляется Рострудом на основе проверки сведений, представленных аттестующей организацией и указанных в реестре.
В связи с модернизацией системы АРМ требует совершенствования и механизм государственной экспертизы условий труда.
Ежегодно структурными подразделениями субъектов РФ, занимающи-мися вопросами государственной экспертизы условий труда, проводится свыше 30 тыс. различных экспертных оценок. При этом оценка производится, как правило, только по документам, без проверок достоверности проведенных измерений производственных факторов.
В то же время в соответствии со ст. 216 ТК РФ лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право проводить соответствующие измерения и расчеты с привлечением в случае необхо-димости исследовательских (измерительных) лабораторий. Однако в РФ фактически отсутствуют независимые лаборатории государственной экспертизы условий труда.
Минздравсоцразвития России было закуплено современное оборудование на сумму 65,3 млн руб. для оснащения четырех лабораторий государственной экспертизы условий труда. Укомплектованная оборудованием сеть лабораторий государственной экспертизы условий труда позволит оценивать результаты работы по АРМ с использованием современных средств измерения, проводить неза-висимую экспертную оценку факторов трудового процесса и производ-ственной среды в организациях различных видов деятельности и форм собственности на всей территории РФ.
В целях усиления ответственности субъектов трудовых отношений за нарушения требований охраны труда и законодательства об охране труда ведется работа над проектом федерального закона, вносящего изменения в ТК РФ.
С принятием указанного законопроекта будут внесены дополнения в Кодекс об административных правонарушениях. В отдельной главе (гл. 51) будут установлены административные штрафы за нарушения работодателем требований охраны труда, в том числе за непроведение АРМ по условиям труда, размеры которых предлагается существенно увеличить.