Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 декабря 2024 г.

Роструд: об объединении (разделении) дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда и основного отпуска

Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...

Публикации

6 декабря 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда: комментарии российского законодательства

3 июня 2014 г.


В связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 г. №421-ФЗ (далее Закон № 421-ФЗ) были внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

 
Законом № 421-ФЗ внесены изменения в ряд законодательных актов, связанных с трудовой деятельностью работников, в том числе:
 
  • в ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • в Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
  • в Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • в Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;
  • в Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • в Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • в Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
  • в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • в Трудовой кодекс Российской Федерации.
 
 
КВОТА ДЛЯ ПРИЕМА НА РАБОТУ ИНВАЛИДОВ
 
Статьей 21 Закона №181-ФЗ определен размер квоты для приема на работу инвалидов, который может быть установлен работодателям законодательством субъекта Российской Федерации. При численности работников более 100 человек квота устанавливается в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников, при численности в пределах от 35 до 100 человек – в размере не выше 3% среднесписочной численности работников. Законодатели уточнили порядок расчета среднесписочной численности работников при определении размера квоты. В соответствии с дополнениями, внесенными в ст. 21 Закона № 181-ФЗ (ст. 3 Закона № 421-ФЗ), с 1 января 2014 г. при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам:

 
  • либо аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • либо специальной оценки условий труда.
 
 
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ
 
Предельная база для начисления страховых взносов. Начиная с 2015 г. при начислении страховых взносов работодатели будут применять различные значения предельной величины базы. Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ и ФФОМС будет определяться в прежнем порядке. Размер предельной величины базы ежегодно будет устанавливаться Правительством Российской Федерации (п.п. 4,5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФР в период 2015 – 2021 гг. будет определяться в особом порядке, установленном ч. 5.1, которой дополнена ст. 8 Закона № 212-ФЗ.
 
Правительство Российской Федерации будет ежегодно определять предельную величину базы для начисления страховых взносов в ПФР по следующему алгоритму: средняя заработная плата в Российской Федерации, установленная на соответствующий год, умножается на 12 и увеличивается на повышающий коэффициент: в 2015 г. – 1,7; в 2016 г. – 1,8; в 2017 г. – 1,9; в 2018 г. – 2,0; в 2019 г. – 2,1; в 2020 г. – 2,2; в 2021 г. – 2,3.
 
Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов будет округляться до полных тысяч рублей: сумма 500 руб. и более будет округляться до полной тысячи рублей, а сумма менее 500 руб. – отбрасываться.
 
В соответствии с ч. 5.2, которой дополнена ст. 8 Закона № 212-ФЗ, начиная с 2022 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФР будет ежегодно индексироваться в том же порядке, что и предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ и ФФОМС.
 
Расчет по страховым взносам. Начиная с 1 января 2014 г. право утверждать форму расчета по страховым взносами в ПФР и ФФОМС, Порядок его заполнения, а также формат расчета передано ПФР.
 
Теперь сведения персонифицированного учета будут представляться в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в ПФР и ФФОМС. Соответствующие изменения внесены в абз. 13 п. 2 ст. 11 Закона №27-ФЗ, в п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ.
 
Штраф за несвоевременное представление сведений персонифицированного учета. Если организация представила сведения персонифицированного учета с опозданием или сведения о застрахованных лицах оказались недостоверными, то к ней будет применена финансовая санкция в виде штрафа в размере 10% страховых взносов, причитающихся к уплате в ПФР за отчетный и за истекший календарный год (ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ), (см. ПРИМЕР 1).
 
ПРИМЕР 1. ООО «Альфа» несвоевременно представило отчетность за IV квартал 2012 г. (организация подала сведения 20 февраля 2013 г.). Сумма страховых взносов, которую организация начислила к уплате в ПФР за 2012 г., составила 2 640 000 руб.
 
В связи с совершением ООО «Альфа» нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования общество привлекается к ответственности в виде взыскания 10% причитающихся за 2012 г. платежей в ПФР - 264 000 руб. (2 640 000 руб. * 10%).
 

Законодатели уменьшили величину финансовой санкции, которая взыскивается при нарушении сроков представления сведений персонифицированного учета. С 1 января 2014 г. размер финансовой санкции составляет 5% суммы страховых взносов, подлежащих уплате в ПФР за последние три месяца, за которые не представлены в установленные сроки либо представлены недостоверные сведения о застрахованных лицах. Соответствующие изменения внесены в ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ (п. 4 ст. 4 Закона № 421-ФЗ) (пример 2).
 
ПРИМЕР 2. Изменим условия предыдущего примера. Предположим, что ООО «Альфа» несвоевременно представило сведения персонифицированного учета за IV квартал 2013 г. Сумма страховых взносов, которую организация начислила к уплате в ПФР за 2013 г., составила 2 640 000 руб., а за IV квартал 2013 г. – 660 000 руб. (2 640 000 руб.: 4 квартала).
 
В связи с совершением ООО «Альфа» нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования общество привлекается к ответственности в виде взыскания 5% причитающихся за IV квартал 2013 г. платежей в ПФР – 33 000 руб. (660 000 руб. * 5%).
 
Дополнительный тариф страховых взносов в ПФР. Начиная с 1 января 2013 г. работодатели платят страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу на финансирование страховой части трудовой пенсии в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда (ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ, ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ).
 
Страховые взносы по дополнительному тарифу начисляются на всю сумму выплат работникам без ограничения предельной величины базы для начисления страховых взносов (п. 3 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ, п. 3 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ).
 
Размер дополнительного тарифа в 2013 г. составлял:

 
  • 4% – в отношении работников, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона №173-ФЗ;
  • 2% – в отношении работников, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона 173-ФЗ.
 
В 2014 г. размер дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР составит соответственно 6 и 4%, а в 2015 г. – соответственно 9 и 6% (п.п. 1 и 2 ст. 33.2 Закона №167-ФЗ, п.п. 1 и 2 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ).
 
Страхователи освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда (п. 4 ст. 33.2 Закона №167-ФЗ, п. 4 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ).
 
Законодатели дополнили ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ и ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ новым п. 2.1, которым установлен размер дополнительного тарифа в зависимости от класса условий труда (табл. 1). С 1 января 2014 г. класс условий труда будет определяться на основании результатов специальной оценки условий труда (пп. «в» п. 6 ст. 9, пп. «в» п. 4 ст. 13 Закона № 421-ФЗ).
 
Таблица 1. Размер дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР
 
Класс
условий
труда
Подкласс
условий труда
Дополнительный тариф страхового
взноса на солидарную часть
тарифа страховых взносов
Опасный 4 8%
Вредный 3.4 7%
3.3 6%
3.2 4%
3.1 2%
Допустимый 2 0%
Оптимальный 1 0%
 
 
Если специальная оценка по условиям труда не проведена, то для определения размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР в отношении рабочих мест, на которых были зафиксированы вредные и опасные условия труда, работодатель может использовать результаты аттестации рабочих мест. Если аттестация рабочих мест по условиям труда была проведена до 31 декабря 2013 г., то ее результаты будут действительны в течение пяти лет, но не более чем до 31 декабря 2018 г. включительно. Такой порядок установлен п. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ.
 
С 1 января 2015 г. дополнительный тариф, указанный в п. 2.1, будет применяться взамен дополнительных тарифов, указанных в п.п. 1 и 2 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ и в п.п. 1 и 2 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ (п. 2 ст. 15 Закона № 421-ФЗ), а сумма страховых взносов, рассчитанных по этому дополнительному тарифу, будет зачисляться на солидарную часть тарифа страховых взносов.
 
Пункт 4 ст. 33.2 Закона №167-ФЗ и п. 4 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ с 1 января 2015 г. утратят силу (ппю «г» п. 6 стю 9, пп. «г» п. 4 ст. 13 Закона №421-ФЗ).
 
 
ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИЙ РАБОТНИКАМ-«ВРЕДНИКАМ»
 
В пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона №173-ФЗ перечислены периоды работы, которые дают право на досрочное назначение пенсий.
 
Законодатели уточнили порядок применения этих положений в отношении периодов работы, которые имели место после 1 января 2013 г. Теперь досрочное назначение трудовой пенсии будет возможно при выполнении двух условий:
 
  • работодатель уплачивал за работника страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу;
  • класс условий труда на рабочих местах по указанным работам соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (об этом говорится в новой редакции пп. 10.1 п. 2 ст. 6 Закона №27-ФЗ (пп. «а» п. 2 ст. 4 Закона №421-ФЗ), п. 3 .ст. 27 Закона №173-ФЗ (п. 3 ст. 10 Закона №421-ФЗ)).
 
Здесь следует обратить внимание на то, что для досрочного назначения трудовой пенсии в стаж работы могут включаться периоды работы на рабочих местах, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, даже если:
 
  • работодатель пока не провел специальную оценку условий труда;
  • по результатам аттестации рабочих мест, проведенной до 31 декабря 2013 г., эти рабочие места были признаны оптимальными или допустимыми.
 
При этом главное, чтобы за данные периоды работодатель перечислял страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу (п. 4 ст. 15 Закона № 421-ФЗ).
 
Если страховые взносы по дополнительному тарифу в ПФР работодатель не уплачивал, то эти периоды не будут учитываться при досрочном назначении пенсии.
 
 
ИЗМЕНЕНИЯ В ТРУДОВОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ-«ВРЕДНИКАМ»
 
Размер, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций. До 2014 г. работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями, по результатам аттестации рабочих мест устанавливались компенсации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 г. №870:
 
  • сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 ч в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее 7 календ. дней;
  • повышение оплаты труда – не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
 
Законодатели изменили порядок предоставления гарантий и компенсаций, которые полагаются работникам-«вредникам», и закрепили эти положения в ТК РФ.
 
С 1 января 2014 г. размер, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, который предусмотрен ст.ст. 92, 117 и 147 ТК РФ. Такие изменения внесены в ч. 2 ст. 219 ТК РФ (пп. «б» п. 29 ст. 12 Закона №421-ФЗ).
 
Если на рабочем месте обеспечены безопасные условия труда и эти условия подтверждены результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, то гарантии и компенсации работникам не устанавливаются (новая редакция ч. 4 ст. 219 ТК РФ).
 
Повышенная оплата труда. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. При этом минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (это установлено новой редакцией ст. 147 ТК РФ (п. 9 ст. 12 Закона № 421-ФЗ)).
 
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены:
 
  • либо к вредным условиям труда 2-й, 3-й или 4-й степени;
  • либо к опасным условиям труда.
 
При этом минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам составляет 7 календ. дней (новая редакция ст. 117 ТК РФ).
 
С 1 января 2014 г. продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
 
До 2014 г. была запрещена замена ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам-«вредникам» денежной компенсацией, за исключением случаев увольнения, когда всем работникам выплачивается компенсация за неиспользованные дни отпуска (ч. 3 ст. 126 ТК РФ).
 
С 1 января 2014 г. часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работника-«вредника», которая превышает минимальную продолжительность дополнительного отпуска, может быть заменена денежной компенсацией. Подобная замена возможна только на основании письменного согласия работника, которое оформлено в виде отдельного соглашения к трудовому договору. Каждому работнику-«вреднику» устанавливается денежная компенсация в порядке, в размере и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями и коллективными договорами.
 
Сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены:
 
  • либо к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени;
  • либо к опасным условиям труда.
 
Это установлено новой редакции ч. 1 ст. 92 ТК РФ.
 
Теперь продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда (новая ч. 2 ст. 92 ТК РФ).
 
До 2014 г. увеличивать продолжительность рабочего времени работника-"вредника" было запрещено.
 
С 1 января 2014 г. продолжительность рабочего времени, указанная в абз. 5 ч. 1 настоящей статьи, может быть увеличена до 40 ч в неделю. Подобное увеличение продолжительности рабочего времени возможно только на основании письменного согласия работника, которое оформлено в виде отдельного соглашения к трудовому договору. При этом работнику-«вреднику» выплачивается денежная компенсация в порядке, в размере и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями и коллективными договорами (новая ч. 3 ст. 92 ТК РФ).
 
Продолжительность ежедневной работы (смены). До 2014 г. ст. 94 ТК РФ была установлена максимально допустимая продолжительность ежедневной работы для работников-«вредников»:
 
  • при 36-часовой рабочей неделе – 8 ч;
  • при 30-часовой рабочей неделе и менее – 6 ч.
 
При этом допускалось увеличение продолжительности ежедневной работы (смены) на основании коллективного договора при соблюдении предельной еженедельной продолжительности рабочего времени и гигиенических нормативов условий труда.
 
С 1 января 2014 г. увеличение продолжительности ежедневной работы (смены) работника-«вредника» возможно только при наличии письменного согласия работника, которое оформлено в виде отдельного соглашения к трудовому договору, и только в случае, если это предусмотрено отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором (новая редакция ч. 3 ст. 94 ТК РФ).
 
При этом предельная продолжительность ежедневной работы (смены) не может быть более:
 
  • 12 ч. – при 36-часовой рабочей неделе;
  • 8 ч. – при 30-часовой рабочей неделе.
 
Суммированный учет рабочего времени. Когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени. При этом продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не должна превышать нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года. Это установлено ч. 1 ст. 104 ТК РФ.
 
С 1 января 2014 г. суммированный учет рабочего времени может быть установлен для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда. При этом учетный период не может превышать трех месяцев (новая редакция ч. 1 ст. 104 ТК РФ).
 
Тяжелые работы. Законодатели исключили из ТК РФ упоминание о тяжелых работах. Однако это вовсе не означает, что работникам, которые заняты на тяжелых работах, теперь не полагаются никакие компенсации и не предоставляются никакие гарантии.
 
Тяжесть трудового процесса – это показатель физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника (пп. 1 п. 2 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
 
Согласно Закону № 426-ФЗ тяжесть трудового процесса является одним из вредных факторов трудового процесса. Следовательно, если у работника тяжесть трудового процесса выше установленной нормы, то его работа может быть отнесена к категории вредной.
 
Таким образом, тяжелые работы являются частью вредных работ, а значит, на работников, которые заняты на тяжелых работах, распространяются все гарантии и компенсации, установленные для «вредников».
 
Переходные положения. С 1 января 2014 г. гарантии и компенсации предоставляются работникам-«вредникам» с учетом тех изменений, которые внесены в ТК РФ Законом №421-ФЗ.
 
При этом работодателю следует помнить о том, что положение работников не может быть ухудшено по сравнению с тем, в котором они находились на день вступления в силу Закона №421-ФЗ. Иными словами, порядок и условия компенсационных мер (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная оплата труда) не могут быть ухудшены, а размеры их снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами, которые действовали на 31 декабря 2013 г. для этих работников (п. 3 ст. 15 Закона №421-ФЗ).
 
Данное правило действует только при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, которые явились основанием для назначения компенсационных мер.
 
 
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
 
Правовой статус работника. При заключении с работодателем трудового договора физическое лицо приобретает правовой статус работника, трудовые и социальные права:
 
  • на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
  • на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • на защиту от безработицы;
  • на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку;
  • на отдых.
Кроме того, у работника появляются и гарантии в отношении:
  • ·         продолжительности рабочего времени;
  • ·         выходных и праздничных дней;
  • ·         оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • ·         оплачиваемого периода временной нетрудоспособности и т.д.
 
Лицо, заключившее гражданско-правовой договор о выполнении работ или оказании услуг, не наделено перечисленными правами и не пользуется гарантиями, которые предоставляются работнику в соответствии с законодательством о труде и об обязательном социальном страховании.
 
В еще более бесправном положении оказываются лица, выполняющие работы (оказывающие услуги) без оформления каким-либо договором вообще, что весьма часто встречается на практике.
 
К таким работникам можно отнести и тех, с кем трудовой договор не оформляется в связи с тем, что они были допущены к работе лицами, не имеющими на то полномочий. Возможность таких злоупотреблений является существенным пробелом действующего трудового законодательства, которое признает трудовой договор заключенным лишь в том случае, если работник фактически допущен к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (ст. 67 ТК РФ).
 
Для того чтобы избавиться от подобных пробелов в законодательстве о труде, ТК РФ дополнен двумя новыми статьями:
 
  • ст. 67.1 «Последствия фактического допущения к работе не уполномоченным на это лицом»;
  • ст. 19.1 «Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями».
 
Кроме того, внесены соответствующие изменения и в другие статьи ТК РФ, которые вступили в силу с 1 января 2014 г.
 
Последствия фактического допущения к работе. Трудовые отношения между работником и работодателем могут возникать на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (ч. 3 ст. 16 ТК РФ). Со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя трудовой договор вступает в силу (ч. 1 ст. 61 ТК РФ).
 
Законодатели уточнили, что это должен быть не просто представитель работодателя, а лицо, уполномоченное осуществлять такой допуск. Соответствующие изменения внесены в ч. 3 ст. 16, ч. 1 ст. 61, ч. 2 ст. 67 ТК РФ (пп. «б» п. 4, п.п. 10, 11 ст. 12 Закона №421-ФЗ).
 
Кроме того, установлен запрет на фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя (новая ч. 4 ст. 16 ТК РФ).
 
Согласно положениям новой ст. 67.1 ТК РФ работодатель обязан заключить трудовой договор с лицом, которое было фактически допущено к работе (даже если это лицо было допущено к работе работником организации или ее представителем, не уполномоченным на подобные действия). Более того, работодатель обязан оплатить работнику фактически отработанное время или фактически выполненную работу.
 
При этом работник, осуществивший фактическое допущение к работе, привлекается к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, а также к материальной ответственности, установленной ТК РФ.
 
Признание наличия трудовых отношений. В целях предотвращения злоупотреблений со стороны работодателей законодатели установили запрет на заключение гражданско-правовых договоров, которые фактически регулируют трудовые отношения между работником и работодателем (об этом говорится в новой ч. 2, которой дополнена ст. 15 ТК РФ (п. 3 ст. 12 Закона № 421-ФЗ)). За уклонение от заключения трудового договора введена административная ответственность на основании ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ.
 
Кроме того, законодатели дополнили ч. 2 ст. 16 ТК РФ положением, согласно которому трудовые отношения могут возникать в результате признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора.
 
Наличие трудовых отношений может быть признано самим работодателем или судом (новая ст. 19.1 ТК РФ).
 
Работодатель может признать отношения трудовыми с физическим лицом, с которым заключен договор гражданско-правового характера, на основании:
 
  • либо письменного заявления физического лица;
  • либо предписания государственного инспектора труда об устранении нарушений ч. 2 ст. 15 ТК РФ.
 
Суд может признать отношения трудовыми либо на основании обращения физического лица, либо по материалам, направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями. Причем признать отношения трудовыми суд может даже после того, как отношения фактически прекратились.
 
Если у судей возникают неустранимые сомнения при рассмотрении таких дел, то суды должны толковать эти сомнения в пользу наличия трудовых отношений.
 
Если отношения по договору гражданско-правового характера признаны трудовыми, то считается, что они возникли с даты фактического допущения физического лица к исполнению обязанностей. К таким отношениям должны применяться положения ТК РФ (об этом говорится в новой редакции ч. 4 ст. 11 ТК РФ (п. 2 ст. 12 Закона № 421-ФЗ)).
 
В течение трех дней со дня признания отношений трудовыми работодатель обязан заключить с работником трудовой договор в письменной форме (новая редакция ч. 2 ст. 67 ТК РФ).
 
Сказанное означает, что физическому лицу должен быть предоставлен оплачиваемый отпуск за отработанный период либо выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении. Кроме того, должны быть оплачены все периоды его временной нетрудоспособности, подтвержденные листком нетрудоспособности.
 
 
ДРУГИЕ ПОПРАВКИ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
Трудовой договор. Положения, которые должны быть включены в трудовой договор, перечислены в ст. 57 ТК РФ.
 
С 1 января 2014 г. к условиям, которые являются обязательными для включения в трудовой договор, относятся условия труда на рабочем месте (это установлено новым абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ (п. 9 ст. 12 Закона № 421-ФЗ)).
 
Кроме обязательных, в трудовой договор могут включаться дополнительные условия:
 
  • об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;
  • об испытании;
  • о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);
  • об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;
  • о видах и об условиях дополнительного страхования работника;
  • об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;
  • об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя.
 
С 1 января 2014 г. в трудовой договор может быть включено условие о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работника (новая редакция ч. 4 ст. 57 ТК РФ).
 
Охрана труда. В ст. 209 ТК РФ появилось новое понятие - система управления охраной труда (п. 21 ст. 12 Закона № 421-ФЗ). Данная система представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
 
Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральной инспекцией по труду с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
 
Элементами системы управления охраной труда являются те мероприятия, которые относятся к управлению профессиональным риском. Данные элементы включают в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессионального риска (новая редакция ч. 15 ст. 209 ТК РФ).
 
С 1 января 2014 г. работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (это установлено новым абз. 3 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
 
 
ИЗМЕНЕНИЯ В УГОЛОВНОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
Законодатели ужесточили наказания за нарушения требований охраны труда, которые повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ст. 5 Закона № 421-ФЗ).
 
С 1 января 2014 г. размер штрафа с лица, на которое возложены обязанности по соблюдению требований охраны труда, увеличился с 200 000 до 400 000 руб. (новая редакция ч. 1 ст. 143 УК РФ).
 
Если нарушения требований охраны труда привели к смерти двух и более лиц по неосторожности, то указанное лицо будет наказано принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (новая ч. 3 ст. 143 УК РФ).
 
 
ИЗМЕНЕНИЯ В КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
 
АДМИНИСТРТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ
ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
 
Изменение вида наказаний. Пунктом 1 ст. 5.27 КоАП РФ было предусмотрено административное приостановление деятельности индивидуального предпринимателя или организации на срок до 90 суток в случае выявления нарушений законодательства о труде и об охране труда или взыскание штрафа.
 
С 1 января 2015 г. административное приостановление деятельности законодатели заменили на предупреждение (п. 2 ст. 11, п. 2 ст. 15 Закона №421-ФЗ).
 
Размер штрафа. Законодатели ввели штрафы за повторное нарушение трудового законодательства:
 
  • для должностных лиц – в размере 20 000 руб.;
  • для индивидуальных предпринимателей – в размере до 20 000 руб.;
  • для юридических лиц – в размере от 50 000 до 70 000 руб.
 
Данные санкции установлены новой ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, которая вступит в силу с 1 января 2015 г. (п. 2 ст. 11, п. 2 ст. 15 Закона №421-ФЗ).
 
Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, будут должностные лица как федеральной инспекции по труду, так и других органов, указанных в ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.
 
Кроме того, установлено, что при повторном нарушении трудового законодательства дело об административном правонарушении будут рассматривать судьи. Такие изменения внесены в ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ (п. 6 ст. 11 Закона №421-ФЗ).
 
Если нарушение трудового законодательства было совершено впервые, то дело об административном правонарушении будет передаваться судье только в случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передают его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).
 
Дела об административных правонарушениях в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ рассматриваются федеральной инспекцией по труду (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ), а протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица федеральной инспекции по труду (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
 
Срок привлечения к ответственности. Законодатели увеличили срок привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства. Соответствующие дополнения внесены в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ (п. 1 ст. 11 Закона №421-ФЗ).
 
С 1 января 2015 г. за нарушения трудового законодательства Российской Федерации работодателей можно будет привлечь к ответственности по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (п. 2 ст. 15 Закона №421-ФЗ). В настоящее время этот срок составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев).
 
При длящихся правонарушениях срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
 
Напомним, что длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, предусмотренных законом (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. №5). Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
 
Ответственность за неисполнение предписаний. Законодатели дополнили ст. 19.5 КоАП РФ новой ч. 23, в которой установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение предписания должностного лица федеральной инспекции труда (п. 5 ст. 11 Закона №421-ФЗ).
 
За указанные правонарушения будет налагаться административный штраф:
 
  • на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – в размере от 30 000 до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц – в размере от 100 000 до 200 000 руб.
Вместо штрафа должностных лиц могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет.
 
Часть 23 ст. 19.5 КоАП РФ вступит в силу с 1 января 2015 г. (п. 2 ст. 15 Закона №421-ФЗ).
 
Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ, будут должностные лица как федеральной инспекции по труду, так и других органов, указанных в ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.
 
Дело об административном правонарушении будут рассматривать судьи в случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передают его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).
 
Административное расследование. В соответствии с дополнениями, внесенными в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, с 1 января 2015 г. в случае, если после выявления административного правонарушения трудового законодательства осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, будет проводиться административное расследование (п. 9 ст. 11, п. 2 ст. 15 Закона № 421-ФЗ).
 
 
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ ЗА НАРУШЕНИЕ
НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА
 
Законодатели дополнили КоАП РФ новой ст. 5.27.1, в которой установлена ответственность за нарушение нормативных требований охраны труда (п. 3 ст. 11 Закона №421-ФЗ). Эта статья «заработает» с 1 января 2015 г. (п. 2 ст. 15 Закона №421-ФЗ).
 
Новый размер штрафов для должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц представлен в табл. 2.
 
Таблица 2. Административная ответственность работодателя за нарушения нормативных требований охраны труда
 
 
 
Вид административного правонарушения
Размер штрафа, руб. Статья 5.27.1
КоАП РФ
для должностных лиц для ИП для юрлиц  
 Нарушение государственных нормативных требований охраны труда от 2000
до 5000
от 2000
до 5000
от 50 000
до 80 000
п. 1
 Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки
условий труда на рабочих местах или ее непроведение
от 5000
до 10 000
 
от 5000 до 10 000
 
от 60 000
до 80 000
п. 2
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний от 15 000
до 25 000
от 15 000
до 25 000
от 110 000
до 130 000
п. 3
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты от 20 000
до 30 000
от 20 000
до 30 000
от 130 000
до 150 000
п. 4
Совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение от 30 000
до 40 000
от 30 000
до 40 000
от 100 000
до 200 000
п. 5
 
 
Под средствами индивидуальной защиты в ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2-му классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
 
Дела об административных правонарушениях в соответствии с ч. 1-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет рассматривать федеральная инспекция по труду (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ).
 
За повторные нарушения требований охраны труда вместо штрафов может применяться:
 
  • для должностных лиц – дисквалификация на срок от одного года до трех лет;
  • для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. 
Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ, будут должностные лица как федеральной инспекции по труду, так и других органов, указанных в ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.
 
Кроме того, установлено, что при повторном нарушении нормативных требований об охране труда дело об административном правонарушении будут рассматривать судьи. Такие изменения внесены в ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ (п. 6 ст. 11 Закона №421-ФЗ).
 
Если нарушение было совершено впервые, то дело об административном правонарушении будут рассматривать судьи, в случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передают его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).
 
Государственные нормативные требования охраны труда. В федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ч. 1 ст. 211 ТК РФ).
 
Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе (ч. 2 ст. 211 ТК РФ):
 
  • при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;
  • при конструировании машин, механизмов и другого оборудования;
  • при разработке технологических процессов;
  • при организации производства и труда.
 
Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г. №1160.
 
Государственные требования охраны труда содержатся в следующих нормативных правовых актах (п. 2 Положения):
 
  • стандартах безопасности труда, которые регламентируют осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда (ч. 13 ст. 209 ТК РФ);
  • правилах и типовых инструкциях по охране труда;
  • государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах.
 
 
СОКРЫТИЕ СТРАХОВОГО СЛУЧАЯ
 
Статьей 15.34 КоАП РФ установлена ответственность за сокрытие страхового случая. Начиная с 1 января 2015 г. дела об административных правонарушениях по этой статье будет рассматривать федеральная инспекция по труду. Такие изменения внесены в ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ (п. 7 ст. 11, п. 2 ст. 15 Закона №421-ФЗ).
 
 
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ПРОВОДИВШИХ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА
 
Законодатели дополнили КоАП РФ новой ст. 14.54, в которой установлена административная ответственность за нарушения порядка проведения специальной оценки условий труда (п. 4 ст. 11 Закона №421-ФЗ). Эта статья «заработает» с 1 января 2015 г. (п. 2 ст. 15 Закона №421-ФЗ).
 
К административной ответственности будут привлекаться должностные лица и организации, которые проводили специальную оценку (табл. 3).
 
Таблица 3. Административная ответственность за нарушения порядка проведения специальной оценки условий труда
 
Вид административного правонарушения Размер штрафа, руб. Статья 14.54
КоАП РФ
для должностных лиц (экспертов) для юридических лиц
Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда от 20 000 до 30 000 от 70 000 до 100 000 п. 1
Совершение административного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение от 40 000 до 50 000 от 100 000 до 200 000 п. 2

 
Если подобное правонарушение будет допущено повторно, то вместо штрафа должностное лицо (эксперт) может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет, а у организации приостановлена деятельность на срок до 90 суток (п. 2 ст. 14.54 КоАП РФ).
 
Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.54 КоАП РФ, будут должностные лица как федеральной инспекции по труду, так и других органов, указанных в ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.
 
Дела об административных правонарушениях в соответствии с ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ будут рассматриваться федеральной инспекцией по труду (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ), а при повторном нарушении – судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
 
 
ФАКТИЧЕСКОЕ ДОПУЩЕНИЕ К РАБОТЕ И УКЛОНЕНИЕ ОТ ОФОРМЛЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
 
Законодатели установили административную ответственность для лица, которое фактически допустило к работе сотрудника, не имея на это соответствующих полномочий, в случае когда работодатель отказывается заключить с сотрудником трудовой договор (п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ). В такой ситуации будет наложен административный штраф:
 
  • на гражданина – в размере от 3000 до 5000 руб.;
  • на должностное лицо – в размере от 10 000 до 20 000 руб. 
В целях усиления ответственности работодателя за уклонение от заключения трудового договора законодатели установили ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (п. 3 ст. 5.27 КоАП РФ). За это правонарушение размер штрафа составит:
 
  • для должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб.;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 5000 до 10 000 руб.;
  • для юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.
 
Дела об административных правонарушениях в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 5.27 КоАП РФ будут рассматриваться федеральной инспекцией по труду (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ).
 
Если эти правонарушения будут допущены повторно, то ответственность будет гораздо серьезнее. На граждан будет налагаться штраф в размере 5000 руб., должностных лиц могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет, индивидуальных предпринимателей оштрафуют на сумму от 30 000 до 40 000 руб., а организацию – на сумму от 100 000 до 200 000 руб. (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ).
 
Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ, будут должностные лица как федеральной инспекции по труду, так и других органов, указанных в ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.
 
Новые положения «заработают» с 1 января 2015 г. (п. 2 ст. 11, п. 2 ст. 15 Закона №421-ФЗ). Кроме того, установлено, что при повторном нарушении порядка проведения специальной оценки условий труда дело об административном правонарушении будут рассматривать судьи. Такие изменения внесены в ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ (п. 6 ст. 11 Закона №421-ФЗ).
 
Если нарушение было совершено впервые, то дело об административном правонарушении будут рассматривать судьи в случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передают его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).


 
Источник: «Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации», №№ 3,4, 2014.