Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Ликбез: понятие и содержание специальной оценки условий труда

24 августа 2018 г.

Специальная оценка условий труда заключается в том, что приглашенная работодателем независимая специализированная организация проводит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также с целью оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ; далее – Закон №426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда заключается в том, что приглашенная работодателем независимая специализированная организация проводит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также с целью оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ; далее – Закон № 426-ФЗ).
 

 
СУТЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

 
Вредными и опасными условиями труда в силу ст. 209 ТК РФ признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на работника может привести к заболеванию или травме.
 
Если на рабочих местах выявлены вредные и (или) опасные факторы, эксперты специализированной организации проводят инструментальные замеры для определения уровня влияния этих факторов на работников и установления класса условий труда (ч. 2 ст. 3, ч. 5 ст. 10 Закона №426-ФЗ). Условия труда подразделяются на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 1-5 ст. 14 Закона № 426-ФЗ).
 
От того, к какому классу условий труда относится рабочее место, зависит сумма дополнительного страхового тарифа, которую работодателю нужно вносить в ПФР за работника, досрочно выходящего на пенсию в связи с занятостью на вредных и (или) опасных видах производства (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ). Чем лучше условия труда, тем меньше размер отчислений.
 
Класс условий труда влияет также на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредном и (или) опасном производстве (например, дополнительный ежегодный отпуск (ч. 1 ст. 117 ТК РФ), сокращенная продолжительность рабочего времени (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ), повышенный размер оплаты труда (ч. 1 ст. 147 ТК РФ)).
 
Все рабочие места, на которых выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, каждые пять лет подлежат повторной процедуре специальной оценки (ч. 4 ст. 8 Закона №426-ФЗ), что увеличивает расходы работодателя.
 
Улучшение условий труда и снижение вредных и (или) опасных факторов ведет к уменьшению дополнительного тарифа (может опустить его даже до нуля), снижает размер компенсационных выплат и иных гарантий льготной категории работников, а значит, уменьшает издержки работодателя.
 
Если на рабочих местах не выявлены вредные и (или) опасные факторы, никакие измерения и исследования не проводятся, а соответствие рабочих мест установленным нормативам фиксируется в декларации соответствия, которую работодатель подает в ГИТ по месту своего нахождения (ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Закона №426-ФЗ). Если в дальнейшем на этих рабочих местах безопасные условия труда сохраняются, то срок действия декларации автоматически продлевается каждые пять лет (ч. 7 ст. 11 Закона №426-ФЗ). Это минимизирует дополнительные затраты работодателя (как временные, так и материальные), связанные с периодичностью проведения специальной оценки.
 
 
 
РАБОЧИЕ МЕСТА, НА КОТОРЫХ ПРОВОДИТСЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА

УСЛОВИЙ ТРУДА

 
Рабочим признается место, в котором работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 ТК РФ).
 
Специальная оценка в порядке, установленном Законом №426-ФЗ, проводится на рабочих местах всех сотрудников, за исключением (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ):
 
  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, которые трудятся у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и о муниципальной службе (ч. 4 ст. 3 Закона №426-ФЗ).
 
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 27 Закона №426-ФЗ уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти должен установить особенности проведения специальной оценки на рабочих местах, указанных в ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ, а именно в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности. Перечень этих рабочих мест утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 г. №290. Минтруду России поручено в срок до 01.01.2015 г. утвердить особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, включенных в указанный Перечень (п. 2 Постановления Правительства РФ от 14.04.2014 г. № 290).
 
Частью 7 ст. 9 Закона №426-ФЗ предусмотрено, что особенности должны быть установлены также в том случае, если выполнение работ по проведению спецоценки условий труда на рабочих местах создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, других лиц.
 
До установления таких особенностей спецоценка проводится в общем порядке, предусмотренном Законом №426-ФЗ (ч. 5 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).
 
До начала специальной оценки комиссия, созданная работодателем для проведения такого мероприятия, утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться оценка, включая аналогичные рабочие места (ч. 5 ст. 9 Закона №426-ФЗ). Аналогичные рабочие места характеризуются совокупностью следующих признаков (ч. 6 ст. 9 Закона №426-ФЗ):

 
  • рабочие места:
– оснащены одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
– находятся в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  • работники:
– трудятся по одной и той же профессии, специальности, занимают одну должность;
– выполняют одни и те же трудовые функции при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме рабочего времени;
– используют одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
– обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
 
Специальная оценка проводится в отношении каждого рабочего места из перечня. На аналогичных рабочих местах – в отношении только 20 процентов от общего числа таких мест (но не меньше двух мест). При этом результаты оценки распространяются на все аналогичные рабочие места (ч. 1 ст. 16 Закона №426-ФЗ).
 
 

КОНСУЛЬТАЦИЯ


 
ВОПРОС:

 
Нужно ли проводить специальную оценку условий труда на рабочих местах,
аттестация которых была проведена до 01.01.2014 г. (даты введения спецоценки)?

 
ОТВЕТ:


Не нужно, если срок действия результатов проведенной аттестации не истек.


ОБОСНОВАНИЕ:


Если до 01.01.2014 г. рабочие места были аттестованы, то специальная оценка в отношении условий труда на таких рабочих местах проводится по истечении пяти лет со дня завершения аттестации (утверждения отчета об аттестации). Исключением является возникновение обстоятельств, при которых необходимо проведение внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27, ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).
                                                                          
Результаты проведенной до 01.01.2014 г. аттестации рабочих мест действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 г. включительно. В течение указанного периода они применяются при определении размера дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ (далее – Закон №212-ФЗ), в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными и (или) опасными (ч. 4 ст. 27 Закона №426-ФЗ, ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. №421-ФЗ, письмо Минтруда России от 21.03.2014 г. №15-1/В-298). При этом на основании результатов аттестации учитывается только вредный или опасный класс (подкласс) условий труда, установленный в результате оценки соответствия условий труда нормам условий труда (письмо Минтруда России от 26.03.2014 г. №17-3/10/В-1579).
 
При желании работодатель может провести специальную оценку до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона №426-ФЗ).

 
ВОПРОС: 

 
Нужно ли проводить специальную оценку условий труда на рабочих местах,
которые до 01.01.2014 (даты введения спецоценки) не подлежали аттестации?


ОТВЕТ:


Да, нужно.

 
ОБОСНОВАНИЕ: 


Ранее согласно п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. №342н) не подлежали аттестации рабочие места тех работников, чья трудовая функция была связана исключительно:
 
  • с работой на компьютерах;
  • с периодической эксплуатацией копировально-множительной (например, ксероксы, принтеры) или иной техники для нужд организации;
  • с использованием бытовой техники, которая не задействована в технологическом процессе производства.
С 01.01.2014 г. в силу Закона №426-ФЗ специальной оценке подлежат все рабочие места работодателя, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, которые трудятся у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона №426-ФЗ). Следовательно, условия труда на рабочих местах, связанных с работой на компьютерах, эксплуатацией офисной и бытовой техники, подлежат специальной оценке.
 

 
РЕЗУЛЬТАТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

 
Результат специальной оценки условий труда – это установление класса (подкласса) условий труда на конкретном рабочем месте (ч. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Класс (подкласс) устанавливает эксперт организации, проводящей специальную оценку, по итогам ее проведения (ч. 8 ст. 12 Закона №426-ФЗ).
 
Итоги специальной оценки оформляют в виде отчета по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н.
 
В отношении тех рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не выявлены, работодатель оформляет декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее – декларация) (ст. 11 Закона №426-ФЗ). Форма декларации утверждена Приказом Минтруда России от 07.02.2014 г. №80н.
 
 

ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

 
Результаты специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчета о ее проведении (письмо Минтруда России от 26.03.2014 г. №17-3/10/В-1579).
 
Если по итогам специальной оценки условия труда на рабочем месте признаны вредными и (или) опасными, работодатель обязан, в частности:
 
  • перечислять в ПФР дополнительный страховой взнос за работника, досрочно выходящего на пенсию в связи с занятостью на вредных и (или) опасных видах производства (п. 7 ст. 7 Закона №426-ФЗ, ч. 2.1 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ) (такой страховой взнос применяется с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки; при этом за месяц, в котором был утвержден отчет, страховой взнос по дополнительному тарифу подлежит уплате только с части выплат, начисленной за период со дня утверждения отчета до конца месяца (письмо Минтруда России от 26.03.2014 г. №17-3/10/В-1579));
  • предоставлять работникам гарантии и компенсации, предусмотренные в Трудовом кодексе РФ (п. 6 ст. 7 Закона №426-ФЗ), например: сократить продолжительность рабочего времени, если условия труда признаны вредными (3, 4 степень) или опасными; повысить размер оплаты труда; предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 147, абз. 5 ч. 1 ст. 92, ст. 117 ТК РФ);
  • обеспечивать работников средствами индивидуальной и коллективной защиты (абз. 4 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 3 ст. 7 Закона №426-ФЗ);
  • предоставлять работникам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а также лечебно-профилактическое питание (ст. 222 ТК РФ);
  • проводить мероприятия по улучшению условий труда работников (п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона №426-ФЗ), например: модернизировать производство, снизить уровень загазованности, запыленности воздуха.
 
Если по итогам спецоценки вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены и условия труда признаны безопасными, то в целях поддержания их в таком состоянии работодатель, в частности (п. п. 1, 4, 5 ст. 7 Закона № 426-ФЗ):
 
  • осуществляет контроль за состоянием условий труда на этих рабочих местах;
  • проводит мероприятия по поддержанию условий труда на безопасном уровне;
  • организует проведение обязательных предварительных (при поступлении) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров.





 
Источник: «Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Специальная оценка условий труда» (СПС КонсультантПлюс); электронный ресурс: www.consultant.ru.