Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Повышение безопасности работников подрядных организаций на основе управления профессиональными рисками

8 июля 2020 г.


Сложившаяся в последние годы в крупных и средних компаниях ситуация высокого травматизма персонала подрядных организаций привела к возобновлению интереса многих работодателей к проблеме повышения безопасности указанных работников. Несмотря на то, что использование подрядных работ распространено достаточно широко, до настоящего времени не сформировалась единая точка зрения на способы решения данной проблемы.






Сложившаяся в последние годы в крупных и средних компаниях ситуация высокого травматизма персонала подрядных организаций привела к возобновлению интереса многих работодателей к проблеме повышения безопасности указанных работников. Несмотря на то, что использование подрядных работ распространено достаточно широко, до настоящего времени не сформировалась единая точка зрения на способы решения данной проблемы.

 
 

Некоторые работодатели возможность улучшения безопасности связывают в основном с регламентацией процесса допуска подрядных организаций к работам. Другие – видят резервы безопасности в организации надзора и контроля за работой персонала подрядных организаций, включая применение технических средств контроля и штрафных санкций. Вполне очевидно, что отсутствие универсального решения проблемы свидетельствует о ее сложности и многоаспектности.
 

 


 
АНАЛИЗ ПРИЧИН ТРАВМАТИЗМА

 
Анализ показывает, что подавляющее число травм наблюдается, как правило, у работников подрядных организаций, занятых на строительно-монтажных, электромонтажных и других видах работ, связанных с выполнением работ на высоте. Наибольшее число травм происходит по причине именно падения работника с высоты (до 40% причин травм, в том числе смертельных), а также падения предметов на работника. Причем 50 % случаев травматизма являются повторными. Наряду с несоблюдением требований безопасности при работе на высоте большое количество нарушений выявляется также по причинам отсутствия у работников необходимых СИЗ. Кроме того, имеют место механическое повреждение глаз (наиболее тяжелая травма), воздействие пыли высокой концентрации и токсических растворителей красок. Среди травм отмечаются также повреждения опорно-двигательного аппарата из-за поднятия тяжестей, воздействие вибрации, холода, ветра, жары, темноты и другие травмы.
 
Изучение первопричин показывает, что наибольшее число несчастных случаев с персоналом подрядных организаций, работающим на высоте, происходит из-за выполнения работ с неисправными приспособлениями или их отсутствия, неприменения СИЗ и коллективных средств защиты, выполнения работ вблизи открытых технологических проемов или у края здания (сооружения), применение средств подмащивания, не соответствующих требованиям охраны труда, обрушение некачественно изготовленных или незакрепленных элементов конструкций, а также из-за неосторожных действий работниками при переходе от одного рабочего места к другому на высоте. Следует отметить, что непосредственно сами работы, выполняемые на стройплощадке персоналом подрядной организации, зачастую характеризуются высоким уровнем ручного, низкоквалифицированного труда, связанного с выполнением так называемой «грязной» работы. В ряде случаев указанный характер работы предопределяет уровень контингентов привлекаемых работников, не отличающихся высокой исполнительской дисциплиной и, как правило, безразличных к своему обучению и повышению квалификации.









С другой стороны, большое количество разовых работ, выполняемых работниками подрядных организаций на стационарных и нестационарных рабочих местах, для обеспечения безопасности требует высокой обученности и мотивированности персонала, так как при выполнении работ повышенной опасности необходимо проявлять большую осторожность. При этом можно лишь констатировать, что мотивация работников на безопасное выполнение работ является важным резервом повышения безопасности при производстве подрядных работ. Целью же мотивации должно быть достижение заинтересованности работника в безопасности при выполнении работ, связанных с риском для жизни и здоровья, формирование у него понимания ценности жизни.
 
Дополнительными причинами такого положения могут быть высокая текучесть кадров среди специалистов подрядчика и преобладание небольших объемов подрядных работ. За рубежом это усугубляется также вследствие использования наемных работников не полный рабочий день, особенно когда такими работниками являются рабочие-мигранты, для которых неквалифицированная работа служит средством для существования.
 
Из сказанного следует, что одной из важных причин травматизма при выполнении работ подрядными организациями являются недостаточная организация выполнения работ, слабая мотивация персонала на безопасное выполнение работ и отсутствие должного контроля за состоянием охраны труда со стороны руководителей. Причиной низкой организованности является выполнение подрядных работ без проектов производства работ (ППР), призванных, как известно, обеспечивать безопасность подрядных работ.
 
Следует отметить, что перед руководителями, ответственными за организацию работ по договору подряда, зачастую не ставится конкретной цели по организации безопасной работы персонала подрядной организации (например, недопущение смертельных случаев, связанных с падением работников с высоты и т.п.). Внимание руководителей направлено в большей степени на контроль соблюдения нормативных требований, и в меньшей степени на анализ рисков и принятие конкретных мер управления действиями персонала на стройплощадке или в зоне выполнения монтажных работ по недопущению травмирования работников.



 
 
РОЛЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

 
Вполне очевидно, что необходимо изменение такого положения дел. Новый подход должен обеспечить переход от «хорошей» организации как разовой акции показательного выполнения требований к заинтересованной работе в рамках системы управления охраной труда (СУОТ). Согласно ст. 212 ТК РФ в настоящее время создание и обеспечение функционирования СУОТ является обязанностью работодателя. 
 
Для обеспечения сохранения жизни и профессионального здоровья работников, включая и персонал подрядных организаций, посетителей и т.д.  СУОТ должна базироваться на концепции управления профессиональными рисками. В результате за счет управления рисками, связанными с выполняемыми в организации видами деятельности, и осуществления необходимой координации этими видами деятельности, уровни рисков на основе превентивных мер могут быть понижены до приемлемых.
 
Согласно п. 3.13 OHSAS 18001:2007 [2], система управления (как часть общей системы управления организацией) – это совокупность взаимосвязанных элементов* используемых для выработки политики и целей в области охраны труда, и достижения этих целей.
______________________
* планирование, организация и функционирование, проверка и корректировка, анализ СУОТ со стороны высшего руководства
 
Рассматривая СУОТ как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных элементов, следует обращать внимание на ключевое слово «взаимосвязанных», иногда говорят – «взаимодействующих» элементов, а также на то, что эти элементы не являются постоянными. Нельзя забывать и о функциях и соответствующих задачах по охране труда, которые определены рекомендациями [4]. Опыт свидетельствует о том, что до тех пор, пока все элементы системы не будут между собой согласованы и адаптированы к фактическим условиям, общие результаты могут оказаться неполноценными, даже если отдельные части системы управления эффективны.

Под взаимодействием здесь понимаются согласованные действия работников различных направлений деятельности в организации. Обеспечить такие согласованные действия работников можно, если в организации в рамках СУОТ сформирована необходимая для этого система координации, а также создана коммуникационная среда (виды информации и коммуникационные каналы).
 
Применительно к подрядным работам в стандарте OHSAS 18001:2007 (п. 4.4.6 (в) содержатся требования, согласно которым организация должна внедрить и поддерживать в актуальном состоянии средства и методы управления, относящиеся к подрядчикам и другим посетителям зоны выполнения работ. Эти средства должны включать общие меры:
 
  • определение критериев выбора подрядчиков;
  • сообщение требований по охране труда организации к подрядчикам;
  • оценка, мониторинг и периодическая повторная оценка характеристик подрядчиков, а также меры контроля:
  • входной контроль;
  • определение знаний и характера поведения перед выдачей разрешения на использование оборудования;
  • предоставление рекомендаций и обучения в случае необходимости;
  • технические средства (предупредительные электронные табло и вывески);
  • административный контроль;
  • организация мониторинга поведения посетителей на территории предприятия и руководства их работой.
Для возможности своевременного обмена информацией между заказчиком и подрядной организацией работодатель должен разработать и поддерживать соответствующие процедуры коммуникации с подрядчиками и другими посетителями зоны выполнения работ (п. 4.4.3.1 OHSAS 18001:2007). Изложенные требования стандарта OHSAS18001:2007 необходимо дополнить указаниями Руководства МОТ ILO-OSH 2001 [3]. В частности, мероприятия в отношении подрядчиков, работающих на площадке организации, должны:
 
  • включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков;
  • устанавливать эффективную текущую связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы (при этом следует обеспечить условия для информирования об опасностях и меры по предупреждению и ограничению их воздействия);
  • включать мероприятия по уведомлению о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах с работниками подрядчика при выполнении работ для организации;
  • обеспечивать соответствующие ознакомление с опасностями рабочих мест для обеспечения безопасности и охраны здоровья и подготовку для подрядчиков или их работников перед началом работы или в ходе работы, в зависимости от необходимости;
  • методично отслеживать соблюдение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации;
  • гарантировать, что требуемые процедуры и мероприятия по охране труда на площадке организации будут выполнены подрядчиком (подрядчиками).
Анализ причин травмирования способствовал изменению сложившегося ранее подхода в организации работы с подрядчиками. Например, в ряде крупных компаний получает распространение практика оценки деятельности подрядных организаций по охране труда и публикации рейтингов подрядчиков. Разрабатываются программы улучшения взаимодействия с подрядными организациями, которые по мнению специалистов позволят снизить индекс травматизма [1]. В частности, на этапе предварительного выбора подрядчика предприятие-претендент должно будет знакомиться со статистикой травматизма в организации Заказчика, изучать основные положения охраны труда. Работники подрядных организаций, ответственные за проведение работ, должны будут проходить обучение в системе безопасности Заказчика. Для злостных нарушителей требований охраны труда службами охраны труда некоторых компаний предложено составлять «черный» список подрядных организаций и отдельных специалистов. Параллельно идет разработка схемы мотивации работников сторонних организаций по соблюдению требований охраны труда. При новом подходе это необходимо, так как зачастую для работника, равно как и для инспектирующих лиц, главной задачей является выполнение требования, а не собственно безопасность.







 
Таким образом, можно сделать вывод о том, что меры управления процессом взаимодействия с подрядными организациями являются важной частью СУОТ, которая служит фундаментом для обеспечения безопасности при выполнении подрядных работ. При этом одной из основных целей организации работ с подрядчиками в рамках СУОТ является руководство деятельностью, координация усилий, достижение согласованности в работе на основе доверия при осуществлении систематического контроля выполнения персоналом подрядной организации требований по охране труда. Высшее руководство должно поощрять эффективные формы взаимодействия на основе демократического стиля руководства, предусматривающего широкое вовлечение работников при определении путей повышения безопасности работ, и способствовать формированию более высокого уровня культуры безопасности компании.
 















 
РОЛЬ ППР ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ


 
Было отмечено, что высокий уровень травмирования по причине недостаточной организованности, как правило, наблюдается в организациях, где подрядные работы выполняются без применения ППР. По существу, отсутствие ППР ведет не только к снижению качества работ, но и непосредственно к нарушению технологии производства работ, и соответственно к реализации не всегда продуманных и безопасных решений.
 
При этом непродуманность, как правило, является следствием неоправданной импровизации. Работа без ППР, из-за отсутствия письменно зафиксированных требований охраны труда к выполняемой работе неизбежно приводит к снижению требовательности руководителей к соблюдению персоналом требований охраны труда, обязательных для исполнения при производстве подрядных работ, в том числе с применением предусмотренного оборудования, инструментов, приспособлений, сырья и материалов. Практикой подтверждается, там, где на стройплощадке нет порядка, работы проводятся не в соответствии с технологическим процессом, отсутствует контроль соблюдения требований охраны труда, там, как правило, наблюдаются случаи травмирования работников. Это и понятно, такая организация работ не может обеспечить снижения травматизма, так как в этом случае не представляется возможным на стадии планирования предварительно оценивать риски, связанные с выполняемой работой, и своевременно принимать превентивные меры по их снижению, контролировать выполнение конкретных требований охраны труда.
 








 
Особенно большие риски могут возникать из-за отсутствия ППР при выполнении подрядных работ на ответственных промышленных объектах повышенной опасности. Работы, выполняемые специалистами подрядной организации в этом случае должны быть особенно тщательно организованы и проводиться с учетом установленных в рамках СУОТ процессов (процедур).
 
Роль ППР в подобных работах трудно переоценить, так как он призван быть важнейшим рабочим документом, содержащим выверенный и согласованный порядок технологических операций (последовательность работ), перечень конкретных требований по охране труда к каждой выполняемой работе (операции), предварительно оцененные риски, связанные с этими работами, расположения на площадке оборудования, применения приспособлений, инструментов, сырья и материалов. Из этого следует необходимость отхода от принятого ранее в ППР формального изложения общих положений по охране труда, вместо указания конкретных требований по охране труда для каждой работы (операции), предусматриваемой технологическими картами, идентифицированные опасности и мероприятия по снижению предварительно оцененных рисков, связанных с выполняемой работой, а также мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. Кроме того, ППР должен содержать графическую часть, иллюстрирующую технологический процесс производства работ, включая схематичную планировку оборудования с указанием зон выполнения работ, связанных с различными рисками, а также маршруты безопасного передвижения персонала.

 
 

    
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА ЗАКАЗЧИКА И ПОДРЯДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


                                                                                                                                                                 
Для обеспечения безопасности персонала организация взаимодействия Заказчика по вопросам охраны труда с подрядными организациями должна включать все необходимые этапы:
 
  • предварительный квалификационный отбор и заключение договора;
  • допуск к производству работ;
  • выполнение подготовительных мероприятий;
  • производство работ;
  • завершение и сдача работ;
  • контроль за выполнением требований охраны труда.
Выше показано, что общим требованием к обеспечению безопасности подрядных работ является необходимость их выполнения на основе согласованных ППР и с учетом процедур (процессов), установленных в рамках СУОТ. Выполнение данного требования служит основой для необходимого взаимодействия должностных лиц, ответственных за организацию безопасного выполнения подрядных работ.
 
В частности, одним из условий обеспечения безопасности персонала является хорошо продуманная процедура допуска подрядной организации к выполнению работ. Как правило, к проведению работ на оборудовании и территории Заказчика допускаются подрядные организации, прошедшие процедуру лицензирования и аккредитации на выполнение определенного вида работ в соответствии с действующими нормативными документами. Допуск к выполнению работ на оборудовании и территории Заказчика должен осуществляться после оформления акта-допуска. При этом актом-допуска должны быть определены места, границы, сроки выполнения работ и мероприятия, направленные на обеспечение безопасности, а также безопасную эксплуатацию работающего оборудования. Опыт показал, что безопасность персонала существенно зависит от качества выполнения подготовительных мероприятий, которые должны быть закончены до начала производства работ. Окончание подготовительных работ должно быть принято по Акту.

 
Важнейшим элементом взаимодействия являются инструктажи по охране труда, при этом перечень конкретных требований к безопасности и охране труда передается Заказчиком подрядной организации до начала работ.
 
Наряд-допуск как средство для обеспечения безопасности также должен развиваться в направлении более широкого использования предварительного оценивания рисков, связанных с планируемой работой, а также применения более эффективных мер по снижению рисков, в том числе технических средств контроля доступа в опасные зоны и средств, позволяющих сохранять жизнь работников, в случае их падения с высоты или падения предметов на человека.   
 
Действия персонала подрядной организации при возникновении аварийной ситуации должны быть описаны в «Плане ликвидации аварийной ситуации» (ПЛАС), который необходимо согласовать с соответствующими службами Заказчика. Представитель Заказчика по охране труда должен довести до руководителей и производителей работ подрядной организации схему оповещения при несчастных случаях, принятую у Заказчика.
 
Заказчик и подрядная организация должны осуществлять регулярный контроль за выполнением подрядных работ на основе действующих процедур контроля и процедур, введенных дополнительно исходя из анализа состояния безопасности и соблюдения требований по охране труда. Формы контроля могут различаться. Необходимо иметь в виду, как плановые, так и внеплановые формы контроля. Кроме того, возможно организовать патрулирование, оперативные и комплексные проверки, а также применение технических средств наблюдения за оперативной обстановкой, например, видеонаблюдение.
 
В заключение можно констатировать, что существенного повышения безопасности при производстве подрядных работ возможно достичь на основе управления профессиональными рисками. Для этой цели необходимо обеспечить проведение подрядных работ на основе согласованных с Заказчиком ППР при осуществлении организации работ с учетом оптимизированных процедур (процессов), установленных в рамках СУОТ, т.е. в рамках эффективно функционирующей СУОТ предприятия в целом.
 

Авторы:

Н.И. Симонова,
С.В. Вихров
В.В. Иванов

Клинский институт охраны и условий труда

 





СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
 
1. Мониторинг условий и охраны труда в Российской Федерации – 2014/Под редакцией В.А. Коржа, Д.Н. Платыгина. Авторский коллектив: Кузнецова Е.А., Кутуева О.В., Михина Т.В., Редченко Н.Б., Савосин А.В., Яринских Л.И. ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России Москва, 2015. – 34 с.
2. OHSAS 18001:2007 Occupational health and safety management systems – Requirements.
3. МОТ-СУОТ 2001 ILO-OSH 2001 Руководство по системам управления охраной труда. Guidelines on occupational safety and health management systems, ILO-OSH 2001 (ISBN 92-2-111634-4, Geneva).
4. Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (Приложение к постановлению Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. № 14).
5. Н. Симонова, С. Вихров, В. Иванов. Заказчик и подрядчик.  Взаимодействие и контроль // «Охрана труда и социальное страхование», № 5, 2016.

  

















Еженедельный дайджест новостей  портала на электронную почту