Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Международный опыт: техника безопасности на производстве и гигиена труда в Чешской Республике
25 августа 2021 г.
Международный опыт: техника безопасности на производстве и гигиена труда в Чешской Республике
Преобладающее развитие тяжелой промышленности (черная металлургия, плавильные и нефтеперерабатывающие заводы), металлообрабатывающая и машиностроительная индустрия и увеличение выработки электроэнергии в Центральной и Восточной Европе в значительной степени предопределили структуру экономики региона за последние четыре десятилетия.
Такое положение дел повлекло за собой относительно высокие производственные риски. Предпринимаемые усилия трансформировать существующую экономику по модели рыночной экономики и улучшить технику безопасности на производстве и гигиену труда были до сих пор достаточно успешными, принимая во внимание краткосрочность периода осуществления таких попыток.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
До недавнего времени предупреждение воздействия на здоровье вредных химических веществ, присутствующих в производственной среде, воде и в продуктовой корзине для населения обеспечивалось обязательным соблюдением гигиенических и санитарных стандартов и допустимыми пределами вредных выбросов на производстве, таких как максимально допустимые концентрации (МАС), значения порогового лимита (TLV) и допустимое ежедневное поглощение (ADI). Принципы токсического тестирования и оценки рисков рекомендовались различными международными организациями, включая стандарты, применяемые в странах Европейского Союза, они становились все более сопоставимыми с теми, которые использовались в странах Центральной и Восточной Европы в процессе постепенной интеграции последних с другими европейскими экономиками.
В течение 80-х годов была признана возрастающая необходимость гармонизации методологий и научных подходов в области токсикологической и гигиенической стандартизации, применяемой в странах OECD, которые использовались и в странах-членах Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Это было обусловлено, в основном, возрастающим уровнем производства и торговли, включая промышленные и сельскохозяйственные химикалии. Растущая проблема загрязнения вод и рек, несмотря на все национальные границы в Европе, ускорила рассмотрение этого вопроса.
В основе экономической модели Восточной и Центральной Европы лежало централизованное плановое хозяйство, ориентированное на развитие тяжелой промышленности и энергетического сектора. Начиная с 1994 г., за исключением некоторых незначительных изменений, экономики Российской Федерации, Украины, Беларуси, Польши и Чешской и Словацкой Республик сохранили свою прежнюю структуру.
Угледобывающая промышленность является одной из широко развитых отраслей в Чешской Республике. В то же самое время, добыча каменного угля (например, в Северной Моравии Чешской Республики) является причиной 67% новых случаев заболевания пневмокониозом в стране. Бурый уголь добывается открытым способом в Северной Богемии, Южной Силезии и в районах, прилегающих к Германии. Тепловые электростанции, химические заводы и добыча бурого угля способствует загрязнению окружающей среды в этом регионе, образуя т.н. «черный» или «грязный треугольник» Европы. Не было исключением и бесконтрольное применение пестицидов и удобрений в сельском хозяйстве.
Рабочая сила Чешской Республики составляет около 5 миллионов человек. Около 405500 рабочих (т.е., 8.1% рабочей силы) используются на опасных работах (Министерство здравоохранения Чешской Республики. 1992).
НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕМЕН
Система гигиены труда в Чешской Республике прошла в своем развитии три последовательных стадии и испытала на себе воздействие политических и экономических изменений в стране.
Стадия 1: 1932-1948 гг. Этот период был отмечен созданием первого отделения гигиены труда профессором J. Teisinger в старейшем учебном заведении Центральной Европы — Карловом Университете (основан в 1348 г.). Позже, в 1953 г., отделение превратилось в клинику гигиены труда с 27 койками. Профессор Teisinger также основал научно-исследовательский институт гигиены труда, а в 1962 г. — центр информации по отравлениям при клинике. Он был отмечен рядом международных премий, включая премию 1972 года американской ассоциации промышленных гигиенистов за его персональный вклад в развитие гигиены труда.
Стадия 2: 1949-1988 гг. В этот период выявляются многочисленные противоречия. В некоторых вопросах отмечены недостатки, а в некоторых проявились явные преимущества. Признано, что хотя существующая система гигиены труда во многих отношениях надежна и хорошо развита, она, тем не менее, требует реорганизации. Медицинская помощь рассматривалась как основное гражданское право, гарантированное Конституцией. Шесть основных принципов системы здравоохранения (Чешская и Словацкая Федеральная Республика 1991а) включали:
— плановую интеграцию медико-санитарной помощи в общество;
— содействие здоровому образу жизни;
— научное и техническое развитие;
— предупреждение физических и психических заболеваний;
— свободный и всеобщий доступ к службам медико-санитарной помощи;
— заботу со стороны государства о здоровой окружающей среде.
Несмотря на некоторый прогресс, ни одна из этих целей не была достигнута полностью. Продолжительность жизни (67 лет для мужчин и 76 лет для женщин) является наиболее короткой среди индустриальных стран. Имеет место высокий уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Около 26% взрослых чехов страдают от ожирения и 44% из них имеют уровень холестерина выше 250 мг/дл. Потребляемая пища содержит большое количество животного жира и мало свежих овощей и фруктов. Употребление алкоголя относительно высоко. Около 45% взрослых курят; курение убивает ежегодно примерно 23 тыс. человек.
Медико-санитарная и стоматологическая помощь и лекарства предоставлялись бесплатно. Число врачей (36,6 на 10000 населения) и медицинских сестер (68,2 на 10000 населения) было одним из самых высоких показателей в мире. Но со временем правительство стало не в состоянии оплачивать все возрастающие и многочисленные расходы на общественное здравоохранение.
Возникла временная нехватка некоторых лекарственных средств и оборудования, равно как и трудности в обеспечении службами медико-санитарной помощи и реабилитации. Существовавшая структура, которая не давала возможности пациенту самому выбрать врача первичной медицинской помощи, создавала много проблем. Медицинский персонал, работавший в государственных больницах, получал низкую фиксированную заработную плату, отсутствовали стимулы для того, чтобы он мог предложить больше услуг в области медико-санитарной помощи.
Система частной медицинской помощи не существовала. В больницах главным критерием успешной работы был «процент занятых коек», а не качество предлагаемой медицинской помощи.
Однако были и позитивные стороны в управляемой государством централизованной системе гигиены труда. Одной из них была почти полная регистрация опасных производств и хорошо организованная система гигиенического контроля, осуществляемого Гигиенической Службой. Внутризаводские службы гигиены труда, организованные на больших индустриальных предприятиях, способствовали созданию комплексных служб гигиены труда, включая периодическое медицинское освидетельствование и лечение рабочих. Не существовало мелких частных предприятий, на которых обычно возникает много проблем с соблюдением правил гигиены труда.
Подобная ситуация была и в сельском хозяйстве, где не было мелких частных ферм, а только крупные кооперативы. Служба гигиены труда осуществлялась врачом, работающим в медпункте предприятия, или кооперативная ферма несла ответственность за здоровье своих работников.
Осуществление законодательства в области гигиены труда было временами противоречивым. После инспекции неблагополучного предприятия, проведенной промышленным гигиенистом или заводским инспектором, который потребовал снижения уровня производственных рисков и усиления действия предписанных стандартов по гигиене труда и техники безопасности на производстве, администрация часто не предпринимала никаких мер, а рабочие получали денежную компенсацию и проявляли мало заинтересованности в улучшении условий труда.
Более того, рабочие, которые страдали от профессиональных болезней, получали значительную денежную компенсацию в зависимости от серьезности заболевания и от уровня прежней заработной платы. Такая ситуация создавала конфликт интересов между промышленными гигиенистами, врачами по гигиене труда, профессиональными союзами и предприятиями. Поскольку государство, а не предприятие выплачивало компенсации, предприятие часто считало, что дешевле не улучшать технику безопасности и гигиену труда на производстве.
Это может показаться странным, но некоторые гигиенические стандарты, включая допустимые уровни и лимиты производственных рисков, были более строгими, чем в Соединенных Штатах и в странах Западной Европы. Но зачастую их невозможно было применить к старым станкам и оборудованию. Предприятия, превышающие лимиты рисков, относились к «четвертой категории», или более опасной, но по экономическим причинам производство не останавливалось, а рабочим взамен предлагалась денежная компенсация.
Стадия 3: 1989 — по настоящее время. «Бархатная революция» 1989 г. дала возможность провести неизбежные изменения в системе государственного здравоохранения. Реорганизация была довольно сложной и порой трудно осуществимой. В распоряжении системы медицинской помощи было больше коек в госпиталях и докторов на 10000 населения, чем в любой промышленно развитой стране, в то время как расходы были диспропорционально меньше.
НЫНЕШНИЙ СТАТУС ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И
ГИГИЕНЫ ТРУДА НА ПРОИЗВОДСТВЕ
Наиболее частой производственной опасностью на предприятиях в Чешской Республике является шум — около 65,8% рабочих рискуют подвергнуться этой производственной опасности.
Второй по значению производственной опасностью является фиброгенная пыль. Эта опасность составляет 21,3% от всех рисков, которым подвергаются рабочие. Приблизительно 14,3% рабочих подвергаются риску токсических химикатов. Более одной тысячи из них рискует отравиться толуолом, окисью углерода, ксиленом, органо-фосфорными составами, кадмием, мышьяком, марганцем, трихлорэтиленом, винилбензолом, тетрахлорэтиленом, анилином и нитробензолом. Другой физической опасности — локализованной вибрации рук — подвержены 10,5% всех рабочих.
Немало рабочих испытывают воздействие химических канцерогенных веществ, ионизирующей радиации и опасных веществ, вызывающих повреждение кожи.
Увеличение заболеваемости профессиональными болезнями в последние десятилетия произошло из-за процесса пересмотра классификации этих болезней по требованию шахтеров и рабочих других отраслей, а также по требованию профессиональных союзов. Они обратились с просьбой заменить термин «подверженный опасности профессиональной болезни», используемый для менее очевидных форм профессионального вреда с частичной компенсацией, на термин, предусматривающий полную компенсацию. Термин «подверженный опасности» был пересмотрен Министерством здравоохранения в 1990 г. для следующих видов профессиональной патологии:
— легкие формы пневмокониоза;
— легкие формы хронических костно-мышечных болезней из-за перегрузки и вибрации;
— легкие формы профессиональной потери слуха.
Нехватка измерительного оборудования для сбора образцов и анализа токсических веществ создала трудности в оценке состояния гигиены труда на предприятии. С другой стороны, использование биомаркеров в тестах на риски для мониторинга рабочих в условиях производственных угроз практикуется для разнообразных опасных веществ в соответствии с нормативами Чешской Республики.
Подобные тесты уже юридически оформлены в Венгрии, Словакии, Словении, Хорватии, Польше и в некоторых других странах Центральной и Восточной Европы. Использование этих тестов для периодических медицинских обследований дает хороший результат при мониторинге персонала. Эта практика позволила осуществлять раннее определение некоторых профессиональных заболеваний и их предотвращение, снижая, таким образом, затраты на компенсацию.
Переход к рыночной экономике и повышение расходов на медицинское обслуживание в Чешской Республике оказали влияние на службы гигиены труда. Ранее внутризаводская служба гигиены труда или центр обеспечивали как обследование здоровья, так и лечение рабочих. Ныне эта деятельность подвержена некоторым ограничениям, в результате чего снизилась активность в обследовании состояния здоровья и контроля над опасностями, увеличилось количество несчастных случаев на производстве и число профессиональных болезней. Рабочие, занятые в быстро развивающихся малых предприятиях, которые часто работают на ненадежных станках и оборудовании, находятся практически вне поля зрения специалистов по гигиене труда.
ПРОЕКТЫ НА БУДУЩЕЕ
Новая система государственного здравоохранения в Чешской Республике предполагает руководствоваться следующими принципами:
— охрана и поддержка здоровья;
— всеобщий доступ к «стандартной» медико-санитарной помощи;
— децентрализованная политика, определяющая оказание услуг;
— интеграция служб медицинской помощи в территориальную сеть;
— возросшая автономия специалистов медико-санитарной помощи;
— основное внимание оказанию амбулаторной помощи;
— обязательное медицинское страхование;
— участие общины;
— больший выбор для пациентов;
— новое партнерство государственного и частного секторов для предоставления помощи «выше обычных стандартов», не предлагаемой более государственным сектором.
Введение системы обязательного медицинского страхования и создание Бюро по общему страхованию здоровья, которое начало осуществлять свои функции с января 1993 г., равно, как и более мелкие страховые компании в Чешской Республике, знаменуют начало реформ в секторе государственного здравоохранения. Эти изменения создали некоторые проблемы для служб гигиены труда, учитывая их превентивный характер и высокую стоимость лечения в больницах. Таким образом, роль амбулаторных медицинских центров в обслуживании пациентов с обычными и профессиональными заболеваниями постоянно возрастает.
Реформы в секторе здравоохранения республики вызывают необходимость изменений в работе врачей по профессиональным болезням, промышленных гигиенистов и стационаров, а также повышение роли профилактики. Возможность сосредоточиться на профилактике и легких формах болезней частично объясняется положительными результатами и относительно неплохим функционированием прежней системы гигиены труда, которая эффективно работала в отношении устранения наиболее серьезных профессиональных болезней.
Эти изменения сделали приоритетными не острые формы производственной патологии, при которых необходимо срочное лечение (такие, как промышленные отравления и пневмокониоз с респираторной и прямой недостаточностью сердца), а легкие формы заболеваний. Службы гигиены труда перешли от ориентации на лечение к постановке ранних диагнозов. Теперь они уделяют основное внимание легким формам пневмокониоза, экзогенному аллергическому альвеолиту, хроническим болезням печени и хроническим заболевания костно-мышечной системы из-за перегрузки или вибрации. Принимаются также превентивные меры на ранних стадиях профессиональных болезней.
Работа служб гигиены труда не окупается полностью за счет страхования здоровья, и промышленные гигиенисты на предприятиях до сих пор оплачиваются правительством. Ожидается также снижение их численности и реорганизация пунктов гигиены труда.
Другим изменением в системе медицинской помощи является приватизация некоторых служб здравоохранения. Приватизация небольших амбулаторных медицинских центров уже началась. Больницы, включая университетские клиники, в настоящее время не вовлечены в этот процесс, и детали их приватизации еще необходимо рассмотреть. Постепенно создается новое законодательство в сфере обязанностей предприятий, рабочих и служб гигиены труда.
ГИГИЕНА ТРУДА НА РАСПУТЬЕ
Благодаря продвинутой системе гигиены труда, созданной профессором Teisinger в 1932 г., Чешская Республика не сталкивается с серьезной проблемой обучения студентов университета в области гигиены труда, хотя в некоторых других странах Центральной и Восточной Европы список официально признанных профессиональных болезней почти в пять раз меньше, чем в Чешской Республике. Чешский список профессиональных заболеваний ненамного отличается от того, который приложен к конвенции МОТ по компенсации производственных повреждений здоровья (№ 121), (МОТ, 1964). Пропорция несовпадающих принципов по профессиональным болезням невелика.
Система гигиены труда в Чешской Республике в настоящее время находится на распутье и чувствуется очевидная нужда в ее реорганизации. Но в то же время необходимо сохранить всеми средствами то положительное, что было достигнуто в предшествующий период, а именно:
— регистрацию производственных условий на предприятиях;
— сохранение широкой системы периодических медицинских освидетельствований работников;
— обеспечение службами лечебной помощи на крупных предприятиях;
— система вакцинации и контроль над инфекционными болезнями;
— сохранение системы служб гигиены труда, принимающих пациентов с различными профессиональными заболеваниями (в эту систему входят университетские клиники, которые сочетают лечение пациентов, образование и обучение студентов-медиков и аспирантов).
Daniela Pelclovа
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК/:
Публикация подготовлена по материалам Энциклопедии по охране и безопасности труда МОТ.