Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 декабря 2024 г.

Роструд: об объединении (разделении) дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда и основного отпуска

Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...

Публикации

6 декабря 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Из материалов судебной практики по специальной оценке условий труда

1 апреля 2019 г.

Прошло почти пять лет с момента принятия Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Естественно, за этот период обозначились спорные вопросы, в частности касающиеся предоставления льгот, порядка проведения данной процедуры, что в свою очередь не могло не привести к обращениям в суды и работников и работодателей.
Прошло почти пять лет с момента принятия Федерального закона № 426-ФЗ
«О специальной оценке условий труда». Естественно, за этот период обозначились спорные вопросы, в частности касающиеся предоставления льгот, порядка проведения данной процедуры, что в свою очередь не могло не привести к обращениям в суды и работников и работодателей.
 

Всем мы помним поговорку «предупрежден, значит вооружен». Поэтому хотелось бы обратить внимание специалистов на уже имеющуюся судебную практику, и предостеречь тем самым от возможных нарушений законодательства и как следствие последующей ответственности за эти нарушения. Итак, рассмотрим две чаще всего встречающиеся ситуации нарушений законодательства в вопросах специальной оценки условий труда.
 
1. В связи с внесением изменений в Трудовой кодекс РФ, а именно: в статьи 92, 117, 147 (данные статьи регулируют предоставление гарантий и компенсаций за работу с вредными условиями труда), с 01.01.2014 г. многие работодатели отменили часть гарантий, установленных работникам по результатам аттестации рабочих мест. Стали предоставлять гарантии и компенсации в соответствии с вступившими в силу нормами Трудового кодекса РФ, а не действовавшими на момент утверждения результатов аттестации рабочих мест нормативными актами, в частности Постановлением Правительства РФ № 870 от 20 ноября 2008 года.
 

Решением Мурманского областного суда от 14.05.2014 г. по делу № 33-1220-2014 подобные действия работодателя были признаны незаконными. Согласно судебному решению: в силу положений части 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
 


 
Если в настоящее время работник трудиться во вредных и (или) опасных условиях труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, то гарантии и компенсации предоставляются в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ (до внесения изменений от 01.01.2014 года) и положениями Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 года № 870.

 
Предоставление гарантий и компенсаций в порядке и размерах определенных действующей редакцией Трудового кодекса РФ возможно только на основании результатов специальной оценки условий труда, проведенной в соответствии с требованиями Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
 
2. Распространена и следующая ситуация.
 

Работодатель, у которого не проведена специальная оценка условий труда (СОУТ), при проверке ГИТ предоставляет инспектору, в качестве обоснования проведения спецоценки, приказ о создании комиссии, график проведения работ, кто то предоставляет и перечень рабочих мест, считая, что этих доводов достаточно, чтобы не быть привлеченным к административной ответственности за непроведение СОУТ.

Суд же придерживается другой позиции. Этот факт отражен в решении Смоленского областного суда от 13.01.2015 г. по делу № 21-6/2015, согласно которому утверждение Организацией состава комиссии и составление графика проведения СОУТ в отсутствие заключенного договора на проведение СОУТ не свидетельствуют о начале проведения СОУТ, что влечет нарушение прав и законных интересов работников Общества.
 


 
Начало проведения спецоценки условий труда должно подтверждаться совокупностью документов.
 

 
Напомним, что в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» проведение СОУТ является обязанностью работодателя. Кроме того, работодатель должен ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения СОУТ на его рабочем месте и предоставить работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения СОУТ.
 
С.А. Климова
 


Источник публикации: otrude.ru.