Новости
10 декабря 2024 г.
Публикации
6 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Из материалов судебной практики по специальной оценке условий труда
1 апреля 2019 г.
«О специальной оценке условий труда». Естественно, за этот период обозначились спорные вопросы, в частности касающиеся предоставления льгот, порядка проведения данной процедуры, что в свою очередь не могло не привести к обращениям в суды и работников и работодателей.
Всем мы помним поговорку «предупрежден, значит вооружен». Поэтому хотелось бы обратить внимание специалистов на уже имеющуюся судебную практику, и предостеречь тем самым от возможных нарушений законодательства и как следствие последующей ответственности за эти нарушения. Итак, рассмотрим две чаще всего встречающиеся ситуации нарушений законодательства в вопросах специальной оценки условий труда.
1. В связи с внесением изменений в Трудовой кодекс РФ, а именно: в статьи 92, 117, 147 (данные статьи регулируют предоставление гарантий и компенсаций за работу с вредными условиями труда), с 01.01.2014 г. многие работодатели отменили часть гарантий, установленных работникам по результатам аттестации рабочих мест. Стали предоставлять гарантии и компенсации в соответствии с вступившими в силу нормами Трудового кодекса РФ, а не действовавшими на момент утверждения результатов аттестации рабочих мест нормативными актами, в частности Постановлением Правительства РФ № 870 от 20 ноября 2008 года.
Решением Мурманского областного суда от 14.05.2014 г. по делу № 33-1220-2014 подобные действия работодателя были признаны незаконными. Согласно судебному решению: в силу положений части 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
2. Распространена и следующая ситуация.
Работодатель, у которого не проведена специальная оценка условий труда (СОУТ), при проверке ГИТ предоставляет инспектору, в качестве обоснования проведения спецоценки, приказ о создании комиссии, график проведения работ, кто то предоставляет и перечень рабочих мест, считая, что этих доводов достаточно, чтобы не быть привлеченным к административной ответственности за непроведение СОУТ.
Суд же придерживается другой позиции. Этот факт отражен в решении Смоленского областного суда от 13.01.2015 г. по делу № 21-6/2015, согласно которому утверждение Организацией состава комиссии и составление графика проведения СОУТ в отсутствие заключенного договора на проведение СОУТ не свидетельствуют о начале проведения СОУТ, что влечет нарушение прав и законных интересов работников Общества.
Начало проведения спецоценки условий труда должно подтверждаться совокупностью документов.
Источник публикации: otrude.ru.