Новости
27 декабря 2024 г.
Эксперты КИОУТ приняли участие в деловой программе БИОТ 2024
Публикации
6 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Названы самые безопасные сферы труда в России
15 июля 2019 г.
Проведенный на основе данных Фонда социального страхования анализ состояния производственного травматизма показывает, что наибольшее число травмированных по итогам 2018 года было на обрабатывающих производствах (26,1%), в транспортировке и хранении (10,9%) и деятельности в области здравоохранения и социальных услуг (10%). Вместе с тем в числе «лидеров» по травматизму значатся оптовая и розничная торговля и ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (8%).
Фото: Сергей Лантюхов / News.ru.
Несколько меньше травм получают работники в строительстве (7,9%), сельском и лесном хозяйствах, охоте, рыболовстве и рыбоводстве (7,4%), а также в добыче полезных ископаемых (5,3%), государственном управлении и обеспечении военной безопасности, социальном обеспечении (5%).
В институте отметили, что чаще всего происходят такие несчастные случаи с тяжелыми последствиями, как падение с высоты, воздействие движущихся, вращающихся предметов, деталей, машин и механизмов. Кроме того, это транспортные происшествия и падения, обрушения, обвалы предметов, материалов и земли. Травму в процессе труда может получить любой, у кого условия работы не отвечают требованиям, подчеркнули эксперты.
Например, при сварке есть опасность обжечься, отравиться продуктами горения и т.п., но сварщик обеспечен всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты, умеет правильно их применять, прошел инструктаж по охране труда, таким образом, опасность, сопряженная с его работой, сведена к минимуму. В то же время библиотекарь, чья работа, на первый взгляд, не представляет видимой опасности, может получить травму на рабочем месте, если условия труда не соответствуют установленным требованиям, — пояснили во ВНИИ.
По статистике, причиной 67,8% несчастных случаев на производстве являются человеческий фактор и низкая культура безопасного труда (в том числе неудовлетворительная организация работ — 32,5%, нарушение правил дорожного движения — 19,6%, нарушение трудовой дисциплины — 8,7%, нарушение технологического процесса — 5,5%, недостатки в подготовке работников по охране труда — 3,8%, неприменение средств индивидуальной защиты — 2,8%, неудовлетворительное содержание рабочих мест — 2,4%).
Фото: Сергей Булкин / News.ru.
Проректор Академии труда и социальных отношений Александр САФОНОВ полагает, что высокая доля получения травм в связи с человеческим фактором обусловлена плохим соблюдением правил охраны труда, особенно на малых и средних предприятиях. Это происходит из-за отсутствия экономических рычагов воздействия на работодателя. «Если мы посмотрим западный образец, там ситуация достаточно жесткая. Любой пострадавший от несчастного случая на производстве работник имеет право обратиться в суд и по суду получить возмещение, которое значительно превышает страховое возмещение через государственную систему социального страхования, – отметил Александр САФОНОВ, проректор Академии труда и социальных отношений.
Такие случаи происходят на Западе, если работодатель не позаботился о безопасных условиях труда либо пренебрег техникой безопасности. По словам САФОНОВА, порой несчастные случаи на производстве объясняются злоупотреблением алкоголем. До 80% несчастных случаев в области строительства могут происходить как раз по этой причине. Работодатели стремятся к тому, чтобы работа была выполнена, поэтому не осуществляют достаточную систему контроля за нахождением на объекте людей трезвых.
Уже постфактум фиксируется состояние алкогольного опьянения — после того как человек упал, что-то сломал, ушиб. Должны проводиться такие мероприятия, как предсменный осмотр, внутрисменный осмотр, — пояснил Александр САФОНОВ. Кроме того, часто работодатели предоставляют работникам некачественные средства индивидуальной защиты, добавил он.