Новости
24 декабря 2024 г.
Публикации
6 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
А мне летать охота: опыт авиакомпании авиакомпании S7 Airlines в сфере охраны труда
21 мая 2021 г.
СОВРЕМЕННЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД
В авиакомпании больше пяти тысяч сотрудников, которые должны регулярно проходить различные инструктажи. Все они «разбросаны» практически по всем крупнейшим городам нашей страны, находясь при этом в различных часовых поясах. 95% сотрудников подчиняются требованиям не только федерального трудового законодательства, но и Воздушному кодексу, многим международным авиационным правилам и внутренним локальным нормативным документам. Как объединить огромное количество людей? Задача в свое время была непростой.
МИНУСЫ — В ПЛЮСЫ
Уже тогда минусы проведения традиционных инструктажей были совершенно очевидны. При бумажном заполнении документов сотрудники тратили огромное количество времени. Процесс не позволял удаленно и эффективно контролировать соблюдение графика и правильность ведения журналов в филиалах.
«В больших территориально разрозненных компаниях трудно следить за процессом проведения инструктажей, — отмечает специалист по охране труда авиакомпании S7 Airlines Дмитрий ЗУЕВ. — Невозможно контролировать удаленно как сам факт проведения инструктажа, его качество, так и работу инструктора. Поэтому было принято принципиальное решение о переходе на электронные инструктажи. Тем более, цифровая платформа в виде AIMS прекрасно себя зарекомендовала: повышение эффективности в управлении лётным персоналом было очевидным».
К 2018 году внедрение данного модуля было завершено.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ?
1. На корпоративную почту сотрудника приходит уведомление о необходимости ознакомиться с актуальной версией инструкции с указанием даты и места прохождения проверки знаний.
2. Затем работник изучает или повторяет инструкцию, которая всегда есть в открытом доступе.
3. Сотрудник ознакамливается с инструкцией и в назначенный день приходит в офис, где инструктор допускает его к прохождению тестирования на компьютере и отвечает на возникающие вопросы.
4. Далее сотрудник заходит в модуль под своим персональным логином и паролем и приступает к тесту.
5. При удачном прохождении задания инструктор с помощью простой электронной подписи подтверждает факт прохождения инструктажа.
6. Успешное прохождение является допуском для работника к дальнейшему выполнению
своих должностных обязанностей.
ЧТО ПОЛУЧИЛИ В ИТОГЕ?
«С внедрением электронных инструктажей мы получили возможность контроля, кто, когда и где проходил инструктаж, сколько было попыток, сколько времени сотрудник затратил на ответы, какие ошибки он совершил, — рассказывает Дмитрий ЗУЕВ. — Но самое важное, на основе этих данных мы можем принимать меры, корректировать программу обучения. Мы оперативно видим пробелы в знаниях, понимаем, с какими вопросами сотрудник разобрался не до конца и всегда сможем помочь ему».
По словам Дмитрия ЗУЕВА, использование цифровых инструктажей однозначно несет большие позитивные эффекты. Руководитель по охране труда всегда имеет «под рукой» для принятия решения актуальные и доступные данные. У инструктора даже по приблизительным подсчетам высвобождается до 83 часов ежемесячно. Контроль прохождения становится прозрачным, к тому же система позволяет легко подключать для проверки видео или конференцсвязь. Данная схема действует для всех типов инструктажей (включая внеплановые), и не только по охране труда.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Однозначно, компания S7 Airlines будет продолжать внедрять электронные технологии и расширять функционал цифрового модуля по охране труда. Но для полноценной и эффективной работы нужна нормативная база, позволяющая на законных основаниях использовать электронные подписи.
«Прямого запрета, как и прямого разрешения на электронные инструктажи и электронные подписи нет, — отмечает Дмитрий ЗУЕВ. — Это может быть основанием для споров с Гострудинспекцией. Поэтому мы поддерживаем усилия коллег из РЖД, которые от имени профессионального сообщества «продвигают» внесение изменений в нормативно-правовые акты. Нам нужно действовать вместе!».
Основную проблему, которую предстоит решить не только S7 Airlines, но и всем другим компаниям, двигающимся по пути цифровизации инструктажей, — это использовать такие технические решения, которые гарантируют надзорным органам получение стопроцентно достоверной информации. Такие технические решения не позволяют подделать дату прохождения инструктажа, имя сотрудника или другие данные. Только таким данным будет доверять регулятор. Это могут быть решения на основе КриптоПро (усиленная цифровая подпись). Такое решение мы предлагали и для РЖД».
S7 Airlines, в свою очередь, готова стать пилотной площадкой для отработки таких решений и внедрения цифровой подписи в инструктажи.