Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

24 декабря 2024 г.

Минздрав России: о перечне заболеваний, при наличии которых лица не могут быть допущены к педагогической деятельности

Согласно части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к педагогической деятельности не допускаются, в частности, лица, имеющие, заболевания, предусмотренные перечнем,...

Публикации

6 декабря 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Спецоценка условий труда: коррективы и трансформации

5 июля 2013 г.

Больше месяца не умолкают споры вокруг второй редакции проекта Федерального закона «О специальной специальной оценке условий труда». Пока эксперты ломают копья о положениях проекта ФЗ, последние планомерно видоизменяются и дополняются. Что неудивительно, учитывая ответственность, возложенную на Минтруда России в связи со столь кардинальным изменением подхода к правовому регулированию трудовых отношений.
 
Итак, о каких коррективах идет речь? Начнем с понятий и терминов. Помимо того, что в употребление был введен, собственно, термин «специальная оценка условий труда», были измененены кое-какие уже существовавшие формулировки. Так, Минтруд предпочел отказаться от привязки к гигиене, когда речь идет о нормативах условий труда. Теперь это понятие будет независимым (ранее применялся термин «гиниенические нормативы условий труда»). А вместо словосочетания «исследовательская (испытательная) лаборатория» отныне предполагается употреблять 
 «испытательная лабораториея (центр)».
 
Само собой, наведение порядка в понятийном аппарате в значительной степени позволит избежать путаницы и разночтений, когда закон вступит в силу. По плану, это произойдет с 1 января 2014 года. Более длительно доработке подвергнется лишь 18 статья «Сведения о результатах специальной оценки условий труда». Предположительно, она вступит в действие с 1 января 2016 года.
 
В самом порядке проведения специальной оценки труда наметились следующие изменения. Если в предыдущей редакции законопроекта присутствие работника при проведении специальной оценки условий труда было обязательным, то теперь эту формулировку смягчили. Теперь «обязан» не работник, а работодатель – «обеспечить присутствие работника на рабочем месте при проведении оценки и (или) обеспечить ознакомление его с результатам процедуры». К этому, впрочем, нельзя не прибавить и то, что ознакомление с результатами спецоценки является не правом, а обязанностью работника.
 
Работодателям Минтруд запретил «предпринимать преднамеренные действия, направленные на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты оценки».
 
Теперь об обязанностях Минтруда. В соответствии поправкам к проекту ФЗ, работодатель вправе требовать от аттестующей организации документального подтверждения наличия страхования гражданской ответственности. Примечательно, что сумма страхового возмещения выросла в 10 раз, и теперь составит 10 млн руб. против 1 млн.
 
Эти и другие права и обязанности в новой редакции законопроекта собраны в отдельной статье, тогда как в предыдущих редакциях толкования были «рассыпаны» по всему документу. Это, безусловно, положительное нововведение авторов проекта, отвечающее здравой логике.
 
Изменения коснулись статьи, излагающей цели специальной оценки условий труда, вернее, использования ее результатов. Ранее, как мы помним, полученные данные должны были влиять на установление работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, льгот и компенсаций, а именно: сокращенной продолжительности рабочего ня, дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда. В третьей редакции законопроекта данные пункты разграничены союзами «и (или)», что указывает на недопустимость их суммирования в отношении  одного и того же работника.
 
Касаемо условий отнесения нескольких однотипных рабочих мест к аналогичным, которые до сих пор были довольно размытыми, то с внесением корректив можно говорить об относительной конкретике. Так, по новым условиям, работники, занятые на аналогичных рабочих местах, должны быть обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
 
В продолжение темы СИЗ: по новому проекту, если эффективность используемых сертифицированных СИЗ будет доказана, будет допускаться снижение класса условий труда на один пункт, но не ниже класса 3.1.

 
«Условия труда на рабочих местах оцениваются в предположении, что на здоровье работника оказывают вредное воздействие факторы производственной среды и трудового процесса при условии, что работник не использует средства индивидуальной защиты, – считает Сергей ВИХРОВ, начальник научно-исследовательского отдела Клинского института охраны и условий труда. – Для того, чтобы гарантировать защищенность работника необходимо обеспечить эффективное использование СИЗ»
 
По особому порядку специальная оценка условий труда будет проводиться в организациях с определенными видами деятельности, перечень которых также был установлен Минтруда и изложен в отредактированном документе.
 
Изменился и порядок проведения внеплановой оценки условий труда. Предудущая редакция законопроекта предполагала проведение переоценки только при изменений 30% от всего объема технологических операций рабочего процесса или же при изменений в уровне коллективной или индивидуальной защиты работника более чем на 5 %. В обновленном документе этих послаблений не значится.
 
Статья 10 «Идентификация опасности (вредности)» нового законопроекта в третьей редакции обогатилась пунктом, по которому рабочие места, на которых работникам предоставляется досрочное пенсионное обеспечение или производятся компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, идентификация опасности (вредности) не производится, а комиссией принимается решение о проведении исследований и замеров вредных факторов.
 
Обязанностей прибавилось у аттестующих организаций: им предполагается поручить разработку документации по итогам специальной оценки условий труда, тогда как ранее эта обязанность вменялась комиссии.
 
Редакции Минтруд подверг и требования, предъявляемые к аттестующей организации и ее экспертам. Главным образом, это касается обязательного включения в штат экспертов одного из следующих специалистов: врача по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям, врача по общей гигиене, врача по гигиене труда, врач по коммунальной гигиене, врача по радиационной гигиене. Вместе с этим снизились требования к подготовке самих экспертов: длительность повышения квалификации снижена вдвое.
 
Новая версия законопроекта обновила и порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения СОУТ.  Так, ранее неясность царила в сроках действия результатов аттестации рабочих мест и аккредитации организаций, оказывающих услуги по проведению аттестации.  Теперь с датами определились: и то и другое будет действительно до 31 декабря 2018 года.

ТРЕТЬЯ ВЕРСИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ

Источник: 8hours.ru