Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Справедливые компенсации по результатам специальной оценки

29 октября 2013 г.


Из выступления первого  заместителя  Министра труда и социальной защиты РФ Сергея ВЕЛЬМЯЙКИНА
 
Начиная с 2008 года, в Российской Федерации достаточно масштабно реализуется программа аттестации рабочих мест. В первую очередь речь идет о рабочих местах  с  вредными и опасными условиями труда.

По экспертным оценкам, в России функционирует ориентировочно 48,7 млн. рабочих мест. В ситуации, когда мы  в течение длительного времени к вредным и опасным относили рабочие места исключительно на основании  соответствующих списков профессий, работ и  должностей. В 2008 году 26,2% от всего перечня рабочих мест считались «вредными». По  мере проведения аттестации рабочих мест это число растет. По итогам 2012 года доля так называемых «вредных» рабочих мест составила – 31,8 %. Если мы проведем тотальную  аттестацию всех 48,7 млн. рабочих мест, то количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда у нас составит порядка 26,6 млн, то есть ориентировочно 54,6% рабочих мест.
 
В таких объемах ухудшение условий труда работников в Российской Федерации, конечно, не происходит. Рост этих цифр обусловлен тем, что проводится аттестация рабочих мест по условиям труда и учитываются факторы, которые ранее не принимались во внимание, в том числе и при формировании соответствующих списков.

Сейчас по линии Фонда социального страхования, в рамках Федерального закона № 125-ФЗ, компенсации получают примерно 155 тыс. работников. Это количество людей ежегодно прирастает на 6 – 8 тыс. человек. По данным Фонда социального страхования,  за 2012 год – 6696 человек. Из них,  более чем у 1000 работников выявлены 2 и более профессиональных заболевания.

Экономические потери по итогам 2012 года, связанные с неблагоприятными условиями труда, оцениваются следующим образом. Потери и затраты  работодателей, связанные с компенсацией вредных  и опасных условий труда, оцениваются примерно  в 956 млрд. рублей, чуть меньше триллиона или 2,1% от ВВП. Суммарно экономические потери, которые включают в себя затраты  системы здравоохранения на восстановление здоровья работников, ряд других затрат оцениваются в 1,94 триллиона рублей или 4,3% от ВВП.

– Что делает государство, чтобы преодолеть эти тенденции?
 
– Во-первых, в регионах по поручению правительства, в течение последних двух лет реализуются региональные программы улучшения условий  охраны труда.

Во-вторых, при реализации государственных программ, которые активно принимаются правительством по отдельным отраслям, мы всегда предусматриваем отдельный комплекс мероприятий по охране труда.

В-третьих, в качестве постоянной меры за счёт средств  Фонда социального страхования осуществляется финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
 
– Чего мы ждем от работодателей? 
 
– Мы считаем, что  условия труда в организациях должны быть приведены в соответствие с  государственными нормативными требованиями по охране труда.
Мы ждем, что модернизация и автоматизация рабочих мест, постепенное технологическое перевооружение, в том числе и вредных производств, должны приводить к тому, что  рабочий  каждый  последующий год будет трудиться все в  более безопасных условиях.

Мы считаем, что соответствующим образом должна быть выстроена технология не только с точки зрения машин, но и более активно будут внедряться такие нововведения с точки зрения организации работы, как защита временем и дополнительный отпуск.
 
– В каком правовом регулировании мы сейчас находимся применительно  к этим вопросам?
  
– У нас есть утвержденный в 1974 году Госкомтрудом СССР и Президиумом ВЦСПС список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда и типовое положение  об оценке условий труда 1986 года.  У нас есть 2 «пенсионных» списка 1991 года, на основании которых предоставляются льготы. Такого рода регулирование имеет определённые плюсы и минусы.

Из плюсов. Списочный подход  был корректен, когда государство, являясь единственным собственником средств  производства, обеспечивало  или должно было обеспечивать  одинаковые типовые условия труда и производственные процессы в зависимости от выполняемой работы.

Государство, как единый собственник, устанавливало и единые госгарантии компенсации причиненного вреда здоровью в связи с работой во вредных и опасных условиях труда.

Из минусов, которые сложились на современном этапе. Списки, сформированные в 1974 и 1991 годах, уже не отражают существующих реалий. Не отражают произошедшие процессы с точки зрения модернизации производства, не отражают появление новых профессий. То есть с одной стороны  можно было бы говорить о необходимости их сокращения. С другой стороны, можно было бы ставить вопрос о необходимости их увеличения. В любом случае, этот подход, так или иначе, нужно пересматривать.
И самое главное, что в условиях существующего правового регулирования работодателю не выгодно вкладывать средства в улучшение условий труда, поскольку все предпринимаемые меры при списочном подходе никак не отражаются на  затратах, которые работодатель несет.

– Что государство пыталось предпринять  на протяжении последних 10 лет.

– В 2006 году в Трудовом кодексе появилась новая редакция статьи 219, которая говорила о том, что гарантия и компенсация работникам в связи с работой во вредных и опасных  условиях труда будут даваться по итогам аттестации рабочих мест. И во исполнение этой статьи было  выпущено Постановление Правительства РФ № 870, которое устанавливало минимальный размер этих компенсаций, давало поручение Министерству здравоохранения и социального развития в шестимесячный срок утвердить эти минимальные размеры компенсаций в зависимости от условий труда. Аттестация рабочих мест заработала.

Однако минимальный размер гарантий и компенсаций  в зависимости от класса условий труда так и не был утвержден. Мы столкнулись с тем, что в различных отраслях, а иногда даже в рамках одной отрасли, за прошедшие  почти 20 лет с того момента, когда мы отошли от социалистической экономики, на основании ведомственных актов, отраслевых соглашений, объем гарантий и компенсаций,  предоставляемых  работникам, работающим  даже на похожих работах, фактическая ситуация с условиями труда существенно разнится.
 
И то, что условно говоря, в качестве минимальной  гарантии подходит для какой-то одной профессии отдельно взятой организации в классе условий труда 3.3, оказывается  пройденным этапом и совершенно не приемлемо для другой организации или отрасли, попадающей в класс 3.3.

С одной стороны, работодатели не готовы платить больше, чем платят сейчас. Они довольны тем, что за 20 лет они не сдались под натиском профсоюзов и не раздули этот объем гарантий. С другой стороны, профсоюзы там, где им удалось добиться существенных подвижек в переговорах с работодателем,  не хотят на нормативном уровне сдавать свои позиции.  Эти переговоры в двух  разных вариантах окончились, к сожалению,  неудачей.  В настоящее время у нас нет подзаконных актов на уровне Министерства, которые реализовывали  бы Постановление № 870.

– Что  происходит в данных условиях?

– Приведу два последних примера решений  высших судов. Определение Конституционного суда от 7 февраля 2013 года и решение Верховного суда от 14 января 2013 года. С одной стороны нам говорят, если профессий в списке нет, но аттестацией  условий труда подтверждена вредность, то минимальный уровень гарантий, предусмотренный  870-м Постановлением, должен предоставляться. С другой стороны нам говорят,  если профессия в списке есть,  не важно, есть там вредность или нет, пусть даже аттестация не проведена, уровень гарантий,  предусмотренный списками 1974 года,  предусматривает в ряде случаев превышение того, что есть в 870-м Постановлении. Следовательно нужно предоставлять компенсации и согласно  870-му Постановлению, и  согласно  спискам. Конечно, создается тяжелая переговорная позиция  с точки зрения и работодателей, и профсоюзов, потому что по факту в ряде случаев идет двойное предоставление гарантий и компенсаций по тем отраслям и предприятиям, где вынесено соответствующее судебное решение.

Финал в этой истории поставила  новая редакция статьи 58.3 «Закона о страховых взносах в Пенсионных фонд Российской Федерации», согласно которой введены дополнительные тарифы страховых взносов для организаций, которые эксплуатируют соответствующие рабочие места, предусмотренные списком №1  и №2, в целях компенсаций дополнительных расходов в бюджет Пенсионного фонда на выплату досрочных пенсий  соответствующим категориям  граждан.

Принимая такую норму, поскольку другого правового регулирования кроме списков у нас нет, и понимая, что списочный подход  безнадежно устарел, в этой статье делается оговорка, что по результатам специальной оценки условий труда работодатель может быть освобождён от уплаты  страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Мы находимся в ситуации, когда законодательством фактически предусмотрено две процедуры исследования условий труда на рабочем месте: с одной стороны это аттестация рабочих мест, с другой стороны это специальная оценка  условий труда. Эту ситуацию нужно каким-то образом решать. С данной проблемой мы столкнулись, когда приступили к разработке нового  закона о специальной оценке, а также на переговорах с работодателями,  профсоюзами и всеми заинтересованными сторонами.
 
Сама по себе  специальная оценка условий труда мало кого интересует как самостоятельный институт. Это не самоцель. Она не может быть сама по себе. Спецоценка условий труда воспринимается всеми как инструмент перехода от исключительно списочного подхода формирования гарантий и компенсаций – к подходу, который должен обеспечивать предоставление такого рода гарантий на основании фактической вредности того или иного рабочего места.
 
Поэтому получился не один проект закона, а целый пакет законодательных и подзаконных решений, который в себя  включает с одной стороны,  собственно проект Федерального закона «О специальной оценке условий труда», с другой стороны, поправки в Трудовой кодекс и иные законодательные  акты по этим вопросам, в том числе в пенсионное законодательство, поправки в законодательство о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, в нормативные правовые акты Правительства и Минтруда, которые  бы конкретизировали порядок, условия предоставления  соответствующих гарантий и компенсаций.

– Какую процедуру мы предлагаем?

– Сейчас, в соответствии с Трудовым кодексом, аттестация рабочих мест должна носить тотальный характер, то есть должны быть аттестованы все 48,7 млн. рабочих мест. По факту за 5 лет активной работы, прошедшей в этом направлении, эта цифра не приблизилась  даже к 6 млн. Конечно, в первую очередь аттестовывались  рабочие места  с вредными и опасными условиями труда. Их  по списку №1, по списку №2 и по малым спискам – 5,3 млн. Поэтому Минтруда предлагает дифференцированный подход, в том числе связанный с декларированием условий труда.

Необходимо внесение изменений в трудовое  законодательство. Помимо технических правок, а именно замены процедуры аттестации рабочих мест на специальную оценку условий труда в Трудовом кодексе,  необходимо внесение  целого ряда существенных изменений. Это связано с тем, что проблема предоставления гарантий согласно 870-му Постановлению Правительства и установление минимального уровня гарантий и компенсаций требует своего решения.
 
Мы предлагаем сейчас в качестве переговорной позиции (то, что  мы предлагаем, не нравится ни работодателям, ни профсоюзам: «не хотят под одну гребенку»)  мы предлагаем от минимального  уровня  уйти на базовый уровень компенсаций и дать возможность профсоюзам и работодателям договариваться – двигаться как вверх, так и вниз. Это не окончательная конструкция, – мы находимся в стадии переговоров.
 
Как нам представляется возможный минимальный   уровень компенсации за работу во вредных условиях труда?

Почему возможный? Потому что, начиная с класса 3.1, в соответствии  с 870-м Постановлением, полагается обед из трех блюд в обязательном порядке. По факту,  по классу 3.1 работодатель только увеличивает зарплату. По классу 3.2 – дополняет отпуском. И только, начиная  с  класса 3.3, появляется сокращенная продолжительность рабочего времени. Если строго реализовывать действующие нормативные требования, а прокуратура идет по этому пути, то начиная с класса 3.1 все три меры должны выполняться. То же самое по базовому уровню.

Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФ – это вторая тема, неразрывно связанная со специальной оценкой условий труда. Подход, который предусмотрен сейчас статьей 58.3 Федерального закона, подразумевает то, что работник имеет право на жизнь. Норма закона говорит о том, что если есть списочное место и налицо вредные условия труда, то нужно платить дополнительный тариф.  Если имеется списочное место, но в результате специальной оценки выявлено, что вредных условий труда нет,  – дополнительный тариф не платится.
 
Минтруду на 100% кажется, что этот подход может сработать применительно к тем рабочим местам, которые сейчас включены в список № 2. Там изначально в ряде случаев льготы эти были «натянуты». В результате где-то проведена модернизация производства, технологических процессов, где-то были реализованы организационные меры. Соответственно из списка № 2 можно «уйти» в допустимые условия труда. Но совершенно очевидно, что шахтер или металлург в горячем цеху, включенные в список № 1, никогда в допустимые условия труда не «выйдут». У них всегда – хоть 3.1, но класс вредности будет. И в этой ситуации мы немного лукавим  применительно  и к профсоюзам,  и к работодателям. Потому что с одной стороны мы «морковку подвешиваем» и говорим «можете быть освобождены», а с другой стороны понимаем, что из списка №1 никто никогда освобожден не будет.
 
Поэтому предлагается несколько иное решение: дифференцировать тарифы страховых взносов внутри списков № 1 и № 2 при условии, что результатами специальной оценки условий труда подтверждена вредность рабочего места, и, соответственно, дифференцировать не в зависимости от списка, а от класса условий труда. Если имеется списочное рабочее место, а класс условий труда – оптимальный или допустимый, то тариф будет равен нулю. Если же рабочее место попало в класс 3.1, то тариф будет – 2. Если же рабочее место попало в класс 3.2, то тариф будет – 4. Например, целый ряд тех же металлургов могут «уйти» в классы 3.1 и 3.2. 
 
По факту – это сейчас весь 1-й список. И с 2015 года соответствующие работодатели будут должны платить 9%. Предметом переговоров, например, с металлургами может быть возможность платить вместо положенных 9%  –  пусть даже 4 или 2%. Это то, о чем можно разговаривать. При этом мы находимся в достаточно непростых условиях. С одной стороны мы понимаем, что только экономическими мерами можно стимулировать работодателя вкладывать деньги в улучшение условий труда и модернизацию производства. С другой стороны все знают, как непросто происходит формирование  федерального бюджета и бюджета Пенсионного Фонда. В этой связи мы понимаем, что в рамках принятого бюджета на 2013 – 2015 годы предусмотрен определенный уровень доходов Пенсионного фонда от дополнительного тарифа. Поэтому, какую бы мы линейку здесь не строили, мы должны  остаться в бюджетных  параметрах.
 
В 2014 году  в соответствии с этими параметрами доходы по дополнительному тарифу в бюджет  Пенсионного фонда  должны составить порядка 48 млрд. руб. Это уже учтенные цифры, и мы выйти из  этих параметров не можем. Начиная с 2016 года,  ситуация  будет еще более тяжелая с точки зрения работодателя. Там в бюджете предусмотрена цифра – более 80 млрд. руб. И соответственно, под нее мы должны ставить более высокую линейку тарифов страховых взносов. Сказать о том, что работодатели, мягко говоря, не в восторге, – это ничего не сказать.

– Каким образом могут быть решены вопросы, связанные с пенсионными правами работников?
 
– Применительно к тем работникам, которые сейчас работают на вредных и опасных производствах или начали работать, дополнительный тариф страховых взносов будет выплачиваться в зависимости от класса условий труда. Назначение пенсий при этом будет зависеть не от класса условий труда, а от списка №1 или списка №2. Пенсионные права работников будут формироваться точно также в соответствии со списками, но с одной оговоркой.
 
Если по результатам специальной оценки условий труда будет признано, что условия труда являются  допустимыми  или оптимальными, то есть безопасными, то трудовой стаж в период после проведения специальной оценки условий труда до следующей специальной оценки труда в качестве  специального  стажа во вредных и опасных условиях труда учитываться не будет, поскольку условия труда безопасны.

Таким образом, права тех работников на досрочное пенсионное обеспечение, кто уже начал свою трудовую деятельность и будет иметь стаж работы во вредных и опасных условиях на момент вступления соответствующих поправок, будут сохранены  в полном объеме с учетом этой оговорки.
 
Специальной оценкой  условий труда мы будем устанавливать фактическую вредность. Если фактическая вредность будет установлена, то вообще никаких изменений работник не увидит. Если же фактическая вредность будет отсутствовать, то понятно, что предыдущий стаж никто не отнимет. Однако новый стаж работы во вредных и опасных условиях  до следующей  спецоценки  условий труда формироваться не будет. При этом у работника  и профсоюза будет возможность обжаловать итоги специальной оценки условий  труда.

Более сложная ситуация складывается с теми работниками, которые только начнут трудовую деятельность в момент начала проведения специальной оценки условий труда. Минтруд в качестве проектного предложения основным вариантом предлагает предоставление таким работникам корпоративного пенсионного обеспечения с установлением минимального уровня взносов, которые работодатели должны будут  платить в соответствующие  корпоративные пенсионные системы. При этом предусмотрена возможность суммирования периодов работы, когда платились  дополнительные взносы в Пенсионный фонд и в корпоративные пенсионные фонды. При этом в случае несогласия работника могут быть продолжены платежи страховых тарифов в Пенсионный фонд. В корпоративную пенсионную систему можно будет уйти только по желанию.

Более радикальный вариант решения данной проблемы связан с переводом системы досрочного пенсионного обеспечения в систему Фонда социального страхования. Когда мы платим досрочную пенсию, мы компенсируем человеку утраченный заработок, в связи с тем, что он досрочно утратил трудоспособность из-за вредных условий труда. В этой ситуации у нас есть механизм закона №125-ФЗ, который предусматривает в случае утраты работником профессиональной трудоспособности – соответствующее пенсионное обеспечение.

Мы прорабатывали  вариант  разрешения данной ситуации не по факту возникновения профзаболевания, а на уровне установления предпосылок к профзаболеванию. Медицина в этом направлении сделала ряд шагов вперед. По факту установления предпосылок к возникновению профзаболевания имеется возможность выводить работника из вредных условий труда и назначать ему выплату пенсии. Однако в системе Фонда социального страхования  получателей обеспечения  сейчас – 155 тыс. А число получателей пенсий по списку №1, №2 и  по малым спискам – более 6 млн. Масштаб цифр очевиден. И понятны социальные риски и неготовность всей системы воспринять  такой подход.
 
Поэтому от такого подхода мы фактически отказались. Контроль и надзор за проведением специальной  оценки условий труда будет осуществлять Роструд, предполагается наделение его такими  контрольными полномочиями. Также будут значительно усилены  профсоюзы. Будут прописаны механизмы, при которых они смогут опротестовывать результаты специальной оценки  условий труда.
 
Предполагается создание систему информатизации, сопряженной с персонифицированным учетом в  Пенсионном фонде РФ. Это избавит работника от необходимости подтверждать свою занятость во вредных условиях труда. Это позволит в автоматизированном режиме двум государственным органам назначать работнику льготную трудовую пенсию.
 
По  материалам семинара-совещания  и  Всероссийского съезда организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, прошедших  в  Нижнем Новгороде 27 – 28 июня 2013 года
 
Источник: Балаковский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации, электронный ресурс: биппипк.рф