Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

25 апреля 2024 г.

Бесплатный вебинар КИОУТ: освобождение работников от обучения по охране труда

12 апреля прошел бесплатный вебинар по теме «Освобождение работников от обучения по охране труда». Мероприятие провела заместитель директора Департамента аутсорсинга охраны труда КИОУТ Алена...

Публикации

24 апреля 2024 г.

Памятка для работника: обеспечение средствами индивидуальной защиты

Работники должны обеспечиваться СИЗ на работах: с вредными и (или) опасными условиями труда; выполняемых в особых температурных условиях; связанных с загрязнением. Различают индивидуальные средства...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Законопроект № 555391-6 "О стандартизации в Российской Федерации"

21 октября 2014 г.




Государственная Дума Федерального собрания РФ на пленарном заседаниии, состоявшемся 15 октября 2014 года, приняла в I чтении законопроект "О стандартизации в Российской Федерации"
 
Проект федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования государственного регулирования в сфере стандартизации.
Законопроект формирует базовые цели, принципы стандартизации, в том числе в сфере обороны и безопасности государства, устанавливает правовой статус национальной системы стандартизации и ее участников, определяет документы по стандартизации, полномочия национального органа Российской Федерации по стандартизации и другие вопросы, касающиеся обеспечения деятельности в сфере стандартизации в рамках национальной системы стандартизации, отвечающей наилучшей международной практике и международным соглашениям в данной сфере.

В целях исключения дублирования (пересечения) областей применения Федерального закона "О техническом регулировании" и Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" из сферы технического регулирования исключены вопросы разработки и принятия стандартов национальной системы стандартизации, а вопросы применения стандартов в сфере технического регулирования (применение на добровольной основе стандартов в целях обеспечения выполнения требований технических регламентов) оставлены в предметной области Федерального закона "О техническом регулировании". 

Законопроект увязан с основными направлениями стандартизации, реализация которых предусмотрена Концепцией развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.

Кроме того, законопроект направлен, в том числе, на усиление роли стандартизации для технического переоснащения и модернизации производства, внедрения инновационных технологий, приведение национального законодательства в соответствие с Соглашением Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле на основе применения Кодекса добросовестной практики применительно к разработке, утверждению и применению стандартов (приложение № 3 к Соглашению Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле).
Сложившаяся национальная система стандартизации в рамках Федерального закона "О техническом регулировании" не отвечает современным экономическим условиям, не позволяет решать широкий круг государственных и социально-экономических задач, в том числе для нужд обороны, преодоления технологического отставания, модернизации российской экономики в целях повышения конкурентоспособности российской продукции.

Увеличился разрыв национальной системы стандартизации с наилучшими международными практиками в сфере стандартизации. Таким образом, национальное законодательство в сфере стандартизации нуждается в коренной модернизации, исходя из приоритетных направлений развития стандартизации, закрепленных Концепцией развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации.
 
Законопроект формирует правовые основы единой государственной политики в сфере стандартизации. Документ призван, в том числе, унифицировать применяемую терминологию в соответствии с международной практикой, что позволяет:
  • гармонизировать документы национальной системы стандартизации с международными документами и, в конечном итоге, обеспечить признание результатов оценки соответствия;
  • расширить перечень документов национальной системы стандартизации.
Так, на законодательном уровне закрепляется понятие "технические условия", под которыми понимается вид стандарта организации, принятый изготовителем продукции (исполнителем работы (услуги)), устанавливающий требования к безопасности и качественным показателям продукции (работы, услуги) и методам ее контроля. Такие документы широко используются на практике, для производства конкретной продукции, при оказании услуг (выполнении работ), их применение определено законами государств-членов Таможенного союза (Закон Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации", Закон Республики Казахстан "О стандартизации"), международными руководствами по стандартизации.

Законопроектом устанавливаются требования к национальной системе стандартизации, национальному органу Российской Федерации по стандартизации, техническим комитетам по стандартизации, документам по стандартизации.

Новеллой законопроекта является включение в число участников национальной системы стандартизации проектных технических комитетов по стандартизации, которые предлагается создавать на временной основе для решения целевых задач по организации и проведению работ по  стандартизации в соответствии с установленной компетенцией  в случае, если соответствующий технический комитет по стандартизации не создан, или работы по стандартизации затрагивают вопросы компетенции нескольких технических комитетов по стандартизации.

Скорректированы положения Федерального закона "О техническом регулировании", касающиеся планирования работ по стандартизации. В частности с учетом достижений науки, техники и технологий передового отечественного и зарубежного опыта, предусмотрена разработка программы научных исследований в области стандартизации и перспективных программ развития стандартизации в отраслях экономики. Реализация данных положений невозможна без включения в национальную систему стандартизации научных организаций по стандартизации, что предусмотрено законопроектом.

Одним из существенных направлений развития стандартизации является использование стандартов, как элемента "надлежащей практики нормативного регулирования" или его совершенствования. Законопроектом предусматривается возможность применения ссылок на национальные стандарты в нормативных правовых актах Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Такое положение отвечает наилучшей международной практике, что закреплено в Рекомендациях D ЕЭК ООН 2013 г., Рекомендациях Международной организации по стандартизации (ИСО). 

Определен механизм пересмотра национальных стандартов, на которые даны ссылки в нормативных правовых актах. Такой подход соответствует международной практике и применяется в США, Франции, Австрии и других государствах.

В целях реализации единой государственной политики в области стандартизации и с учетом интересов экономики страны законопроект предусматривает, что международные стандарты, региональные стандарты, стандарты иностранных государств применяются для широкого использования на территории Российской Федерации посредством принятия соответствующих национальных стандартов. Вместе с тем заинтересованные предприятия вправе  применять такие стандарты напрямую без их адаптации в качестве национальных стандартов, что может способствовать трансферту современных достижений науки и техники в рамках деятельности конкретных предприятий.

В целях использования наилучшей международной практики по изданию и распространению документов по стандартизации, законопроектом предусмотрено право национального органа Российской Федерации по стандартизации официально публиковать и распространять национальные стандарты, предварительные национальные стандарты, своды правил. При этом в открытом доступе будут находиться национальные стандарты, обеспечивающие применение технических регламентов, национальные стандарты, применяемые при обязательном подтверждении соответствия продукции до вступления в силу соответствующих технических регламентов, а также национальные стандарты, включенные в перечень национальных стандартов, на которые были даны ссылки в нормативных правовых актах Российской Федерации, нормативных правовых актах Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", а также основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации. 

Законопроектом предусматривается, что государственным библиотекам, в том числе специально созданным библиотекам стандартов в федеральных округах, библиотекам Российский академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений предоставляются документы национальной системы стандартизации на условиях договора с национальным органом Российской Федерации по стандартизации. 

Для информирования пользователей о принадлежности документов к документам национальной системы стандартизации законопроектом вводится знак национальной системы стандартизации. Согласно законопроекту этим знаком маркируется продукция (работа, услуга) в случае, если изготовитель (поставщик, исполнитель) публично заявил, что продукция (работа, услуга) произведена по соответствующим национальным стандартам. Это будет способствовать предупреждению введения потребителя в заблуждение.

Законопроект определяет основные задачи и формы международного сотрудничества в сфере стандартизации посредством участия национального органа Российской Федерации по стандартизации в международных и региональных организациях по стандартизации.

Законопроектом также установлены источники финансирования работ по стандартизации в рамках общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых на реализацию единой государственной политики в сфере стандартизации. При этом расходы на увеличение штатной численности национального органа Российской Федерации по стандартизации не потребуются. Законопроект предусматривает необходимость преобразования стандартов отраслей промышленности (ведомственных отраслевых стандартов) в национальные стандарты или своды правил в течение десяти лет с момента его вступления в силу. Это позволит сохранить нормативные требования, применяемые в ряде отраслей промышленности.

Таким образом, законопроект позволит сформировать современный механизм правового регулирования отношений в сфере стандартизации, направленных на повышение вклада стандартизации в экономику Российской Федерации.
 
Введение в действие законопроекта позволит повысить эффективность деятельности в сфере стандартизации, в том числе в области социально-экономического развития Российской Федерации, будет способствовать формированию инновационного потенциала страны и повышению конкурентоспособности российских товаров на зарубежных рынках.

С дополнительными материалами по законопроекту № 555391-6 "О стандартизации в Российской Федерации" можно ознакомится на официальном сайте Государственной Думы РФ (www.duma.gov.ru).

Тескт документа можно просмотреть здесь: 

 
Источник: Государственная Дума РФ, КонсультантПлюс