Новости
10 декабря 2024 г.
Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...
Публикации
6 декабря 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...
Письмо Минтруда России от 22.06.2015 № 15-2/ООГ-3468 "О профессиональной подготовке специалиста по охране труда"
26 февраля 2016 г.
Минтруд России разъяснил в каком порядке специалисты по охране труда должны проходить профессиональную переподготовку
Приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н "Об утверждении Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" и приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области охраны труда" - нормативные правовые акты, предназначенные для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом, осуществляющим работы в области охраны труда, в организациях любых организационно-правовых форм и форм собственности.
Опираясь на их положения указанных актов работодатель может правильно осуществлять подбор и расстановку кадров, повышение их квалификации, рациональное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности работников, а также устанавливать единых подходов при определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований.
Опираясь на их положения указанных актов работодатель может правильно осуществлять подбор и расстановку кадров, повышение их квалификации, рациональное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности работников, а также устанавливать единых подходов при определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований.
Работодатель также самостоятельно принимает решение о приеме на работу того или иного кандидата исходя из производственной необходимости, сложившейся в организации или на предприятии. Законодательство Российской Федерации о труде не содержит прямой нормы, обязывающей работодателя направлять специалиста, осуществляющего работы в области охраны труда, на профессиональную переподготовку.
Однако учитывая положения законодательства об образовании, профессиональная переподготовка кадрового состава организации или предприятия направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Требования к профессиональной подготовке специалиста, осуществляющего работы в области охраны труда, установленные в ЕКС и Профессиональном стандарте, предполагают прохождение им профессиональной переподготовки в случае отсутствия у него высшего профессионального образования по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующего его направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 июня 2015 г. N 15-2/ООГ-3468
Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по вопросу, связанному с квалификацией специалиста по охране труда, и сообщает следующее.
Приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. N 559н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" (далее - ЕКС). Также приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 524н утвержден профессиональный стандарт "Специалист в области охраны труда" (далее - Профессиональный стандарт).
Данные нормативные правовые акты предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом, осуществляющим работы в области охраны труда, в организациях любых организационно-правовых форм и форм собственности. Также они призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их квалификации, рациональному разделению труда, созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности работников, а также установлению единых подходов при определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований.
В указанных нормативных правовых актах определены требования к профессиональной подготовке работника и требования к стажу работы, необходимые для выполнения должностных обязанностей.
Одновременно сообщаем, что в пункте 5 ЕКС определено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
При этом необходимо отметить, что согласно пункту 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.
Из изложенного следует, что работодатель самостоятельно принимает решение о приеме на работу того или иного кандидата исходя из производственной необходимости, сложившейся в хозяйствующем субъекте.
По вопросу, связанному с повышением квалификации специалиста по охране труда, сообщаем о том, что законодательство о труде не содержит прямой нормы, обязывающей работодателя направлять специалиста, осуществляющего работы в области охраны труда, на профессиональную переподготовку.
Вместе с тем в соответствии с частью 5 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Также необходимо отметить, что требования к профессиональной подготовке специалиста, осуществляющего работы в области охраны труда, установленные в ЕКС и Профессиональном стандарте, предполагают прохождение им профессиональной переподготовки в случае отсутствия у него высшего профессионального образования по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующего его направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности.
При этом необходимо отметить, что данное требование относится к профессиональной подготовке работника, а не к стажу его работы.
Заместитель директора
Департамента условий и охраны труда
Т.М.ЖИГАСТОВА