Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

24 декабря 2024 г.

Минздрав России: о перечне заболеваний, при наличии которых лица не могут быть допущены к педагогической деятельности

Согласно части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к педагогической деятельности не допускаются, в частности, лица, имеющие, заболевания, предусмотренные перечнем,...

Публикации

6 декабря 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин на пленарном заседании Госдумы России представил предложения об изменениях в пенсионном законодательстве

20 июля 2018 г.

Уважаемые коллеги! Представляем вашему вниманию, опубликованную на официальном сайте Минтруда России, стенограмму выступления Министра труда и социальной защиты РФ, официального представителя Правительства Российской Федерации Максима Анатольевича Топилина на пленарном заседании Государственной Думы.  
Стенограмма выступления Министра труда и социальной защиты РФ, официального представителя Правительства Российской Федерации Максима Анатольевича Топилина на пленарном заседании Государственной Думы  

 
«Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы.
 
Вынося на ваше рассмотрение проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» хотел бы обратить ваше принципиальное внимание на то, что данный законопроект преследует своей целью, прежде всего, увеличение роста пенсий неработающим пенсионерам и сохранение в перспективе страховых основ, страховых принципов пенсионной системы в Российской Федерации.
 
Я напомню, что последние годы мы с вами очень часто дискутировали и принимали решение по поводу индексации пенсий, были периоды, когда нам приходилось индексировать пенсию ниже уровня инфляции и потом компенсировать это различными дополнительными мерами.
 






В прошлом году мы принимали решение о некотором опережающем размере индексации пенсий для неработающих пенсионеров с 1 января текущего 2018 года и вопрос о том, что пенсии стали отставать от динамики прожиточного минимума, размеры пенсий остаются на таком достаточно неудовлетворяющем нас уровне, он все время стоял перед нами и мы всегда искали конструкции для того, чтобы выйти из этой ситуации. Последние годы пенсии индексировались, как правило, меньше, чем на 500 рублей в год для неработающих пенсионеров, и это не всегда даже в среднем компенсировало параметры инфляции.
 
Означает ли, что в Пенсионном фонде есть какие-то проблемы, не хватает финансовых ресурсов? Нет, такой проблемы нет, Пенсионный фонд имеет эти ресурсы, но эти ресурсы позволяют лишь вот поддерживать максимально эти соотношения, но не позволяют нам сделать никаких прорывных решений для того, чтобы обеспечить уровень пенсионного страхования в России. Если не принимать этого решения, то мы будем оставаться именно в такой ситуации.
 
Что позволит сделать законопроект? Законопроект, его принятие позволят нам обеспечить, начиная с 2019 года, увеличение пенсий неработающим пенсионерам в среднем на тысячу рублей в среднегодовом исчислении – это 12 тысяч рублей в год. Когда я говорю «в среднем», это очень важно, потому что конкретная прибавка каждому пенсионеру будет соответствовать его пенсии, и будет пропорциональный рост.
 
В 2019 году, по нашим расчетам, увеличение пенсий, вот эта тысяча рублей в среднем, 12 тысяч рублей в год будет означать индексацию всей пенсии в районе 7 процентов, не ниже 7 процентов. Напомню, что прогнозируемая инфляция за 2018 год составит чуть более 3 процентов. Это означает, что индексация, реальная индексация пенсий произойдет, и это будет означать, что пенсии будут проиндексированы темпами более чем в 2 раза выше инфляции. Такого не было никогда в истории Российской Федерации, я прошу на это обратить внимание.
 
Следующие периоды в течение последующих лет до 2024 года мы предполагаем выйти в 2024 году на уровень пенсии неработающих пенсионеров – около 20 тысяч рублей, это будет означать, что вот этот темп по среднемесячному... среднегодовому приросту в тысячу рублей  будет сохраняться на протяжении 6 лет, и в последующем мы будем также обеспечивать эту задачу.
 
К 2024 году соотношение пенсий и неработающих пенсионеров составит около 200 процентов прожиточного минимума пенсионера, а сейчас мы, напомню, с вами находимся на уровне 163–164 процентов. Это позволит очень серьезно нам изменить ситуацию с пенсионным обеспечением.
 
Поэтому это главная цель, главная задача, и, как я уже сказал, сохранение страховых принципов пенсионной системы в России это очень важно, имея в виду, что достаточно часто задаются вопросы о том, какими иными способами можно решить задачу повышения пенсий. Вот если говорить о сохранении страховых принципов пенсионной системы, иных способов просто не существует.
 
Какие предпосылки для такого решения, для таких параметров, для таких предложений, которые заложены в законопроект об изменении параметров пенсионной системы. Я скажу, что эти предпосылки сложились ещё в конце, наверное, советского периода. Если мы с вами обратимся к исследованиям советских ученых, тех людей, которые занимались пенсионным обеспечением, классические исследования проводили в этом направлении уже в конце 80-х годов, даже в середине 80-х годов, в литературе, в советской литературе эта тема поднимается, но, как вы понимаете, в то время, к сожалению, это решение не могло быть принято, наверное, по политическим мотивам.
 
Что касается российского времени, то в 1995 году Правительство Российской Федерации, готовя очередную концепцию изменения пенсионной системы и принимая соответствующее распоряжение правительства, озвучило, и это публичный документ – это документ Правительства Российской Федерации, подписанный Виктором Степановичем Черномырдиным, в котором написано о том, что вот сейчас, в начале 90-х годов этих предпосылок... с этими предпосылками ещё над ними нужно думать, но к концу 10-х годов XXI века, то есть к тому времени, в котором мы сейчас с вами находимся, такие предпосылки будут, и для изменения параметров пенсионной системы, для повышения требований к возрасту выхода на пенсию такие предпосылки сложатся, поэтому что и сейчас нас с вами подталкивает к тому, чтобы принять это решение.
 






Когда были приняты параметры пенсионной системы? Я напомню, что приняты они были в Российской Федерации в конце 20-х, в начале 30-х годов. Мы взяли такую систему, которая была предусмотрена, и которая была... заработала первый раз в Германии, которая была внедрена Бисмарком, канцлером Бисмарком, и, конечно же, уровень продолжительности жизни, показатели продолжительности жизни тогда были совершенно другими. Если мы говорим о 30-х годах, то это 43 года в среднем, это 40 лет для мужчин и 45,5 лет для женщин. Согласитесь, что это совершенно иные параметры продолжительности жизни, которые в два раза практически ниже нежели, чем мы имеем сегодня. При этом пенсионный возраст, при этом возраст выхода на пенсию в то время был установлен 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
 
Время меняется, меняется экономика, и, безусловно, сегодня люди работают не в тех условиях, в которых работали в 30-е годы. Я напомню, что это была совершенно другая экономика, мы это все прекрасно с вами знаем. Это была индустриальная экономика, это был тяжёлый труд, это был труд совершенно в других условиях, если мы посмотрим даже, как сегодня работают наши граждане в тех секторах, в которых сохраняются и вредные и опасные условия труда, это совершенно несопоставимые вещи.
 
Изменился характер труда: появился офисный труд, интернет-работники и так далее, и так далее, и так далее. То есть всё поменялось, условия труда очень сильно поменялись. 
 
И напомню, что в 30-е годы мы с вами имели количество пенсионеров от численности населения – 2 процента. Сегодня доля пенсионеров в численности населения Российской Федерации – более 30 процентов.
 
То есть говорить о том, что у нас пенсионная система при тех параметрах, которые были заданы в 30-е годы и тех параметрах продолжительности жизни, соотношение и количество работающих и неработающих тогда и сегодня – это совершенно разные экономики, совершенно разные экономические и совершенно разные социальные и совершенно разные демографические ситуации. Жизнь серьёзным образом изменилась, мы не можем оставаться  в 30-х годах прошлого столетия.
 
Что говорит международный опыт. Международный опыт говорит о том, что мы последние, мы последняя страна, кроме Узбекистана, которые ещё не приняли этого решения, но уже к нему, что называется, подбираются, кто этого не сделали.   
 
Правильно ли это или неправильно, своевременно это, несвоевременно, я к этому вопросу ещё вернусь, но скажу о том, что большинство стран, в том числе и страны СНГ находятся уже в других параметрах пенсионной системы, в других параметрах требований к возрасту выхода на пенсию.
 
Мы все материалы представляли, эти справки есть. Во всех странах эти требования составляют достаточно высокие возраста. Более того, все страны это сделали в 80-е годы. Да, конечно же, страны СНГ, страны Восточной Европы делали это несколько позже, делали это как антикризисную меру.
 
Я прошу обратить ваше внимание: мы тоже, вот когда эти вопросы исследовали, это очень важно, во всех практически странах повышение пенсионного возраста было реакцией именно на текущую нехватку средств в пенсионных системах, это были антикризисные меры.
 
Вспомните, что происходило в странах Евросоюза, как эти меры принимались, например, в Греции? Это было спонтанно –  это было повышение пенсионного возраста на два года сразу, то есть это были такие резкие движения, резкие решения в связи именно с тем, что системы были серьёзным образом в текущем моменте не сбалансированы.
 
Мы же, еще раз повторяю, предлагаем принять это решение для того, чтобы на перспективу сбалансировать и на перспективу обеспечивать страховой характер, обеспечить страховой характер пенсионной системы. Мы хотим, кроме этого, и это самое главное, непросто сохранить уровень пенсий, а в большинстве стран как раз этот уровень он тогда снижался даже, он замораживался, а мы хотим увеличить, так как никогда в нашей истории не увеличивали размер пенсий неработающим пенсионерам.
 
Я еще раз хочу подчеркнуть, что все средства, все средства от повышения пенсионного возраста, эффекты от повышения пенсионного возраста идут исключительно на увеличение пенсий неработающим пенсионерам. Все средства.
 
Когда нам говорят о том, что нет расчетов, я просто заявляю это, что это так. И мы сейчас вместе с коллегами из комитетов, профильных комитетов готовим, уже готовим в открытом режиме проекты федеральных законов и о федеральном бюджете на 2019-2010 год и о бюджете Пенсионного фонда на 2019-2021 годы. Безусловно, в этом процессе все эти цифры, они видны, они видны в параметрах, в проектировках, на них можно посмотреть и не говорить о том, что цифр каких-то нет, они все есть.
 
Несколько слов о темпах и о демографии – это очень важно. Как я уже сказал, что мы очень сильно увеличили продолжительность жизни, в нашей стране увеличилась продолжительность жизни по сравнению с тридцатыми годами. Но к вопросу о том, почему не в 90-е годы принимали это решение, прошлого века, почему именно сейчас? Это очень важно, я прошу обратить на это очень серьёзное внимание. В 90-е годы это решение не могло быть принято, наверное, потому что резко снижались доходы, росла смертность, практически очень резко упала рождаемость, все показатели снижались, это были серьезные изменения и, наверное, на этом фоне принимать решение о повышении возраста, было, наверное, тоже практически невозможно.
 
2000 годы. Мы достигали нормального уровня пенсионного обеспечения. Я напомню, что мы проводили, в том числе, и валоризацию пенсионных прав для того, чтобы вывести пенсии на более-менее приемлемый уровень для тех пенсионеров, которые имели советский стаж, принимались решения для того, чтобы пенсии подтянуть до приемлемого уровня. Даже во время кризиса      2008 года мы в отличие от западных стран принимали решение не о повышении возраста,  а о валоризации,  о которой я сказал, это очень важно, мы выходили, мы вытягивали, вытягивали размер пенсии.
 
Сейчас мы имеем серьезные успехи, с точки зрения, мы зафиксировали уровень пенсионного обеспечения, но он нас все равно не устраивает, мы должны идти вперед.
 
Но сегодня мы имеем успехи с точки зрения демографии. Давайте, посмотрим 2000 год и, кстати, если посмотреть на линейку демографическую и продолжительность жизни в прошлые периоды, советские периоды, то где-то 60-е и 70-е,  и 80-е годы, вы увидите, что была стагнация продолжительности жизни, стагнация, она колебалась между шестьюдесятью и шестьюдесятью шестью годами, вот где-то в этих параметрах колебалась продолжительность жизни, не было прорыва.
 
Когда произошел прорыв? После того, как мы с вами принимали решения и приняли решения, они воплотились по линии национальных проектов в сфере здравоохранения, в сфере демографии. Продолжительность жизни мужчин, если мы ее посмотрим в 2000 году и сейчас, это плюс 8 лет. А, если мы посмотрим на прогноз и ту задачу, которая перед нами поставлена на 30-й год, то с 2000-го по 30-й год продолжительность жизни мужчин увеличиться на 18 лет. И когда мне говорят о том, что это только прогноз, откуда вы взяли эти цифры? Это та задача и мы сейчас вместе с коллегами из других министерств и ведомств готовим национальные проекты, национальные программы по здравоохранению, образованию, по демографии, в которых ключевой задачей, и все мероприятия которых направлены на то, чтобы выйти на эти показатели продолжительности жизни.






 
Это наша задача, которую мы обязаны с вами выполнить. И мы с вами вместе будем рассматривать эти проекты, и под них будут приниматься, безусловно, дополнительные законы. И будут предусмотрены соответствующие бюджетные расходы при рассмотрении вами проекта федерального бюджета на следующие периоды – это все будет происходить на наших глазах, и мы должны будем это все обеспечить. Это наша задача. Она перед нами стоит, и мы должны будем ее выполнить. Так вот это 18 лет плюс. 18 лет плюс. В такой динамике, безусловно, в таких изменениях, когда мы вкладываемся в систему здравоохранения, мы обязаны просто изменить параметры пенсионной системы.
 
Коллеги, учитывая Регламент, я очень коротко остановлюсь на ещё одном аргументе. 1959 год, чуть-чуть позже, когда принимался пенсионный возраст. Пять человек трудоспособного возраста и один пенсионер. Сегодня это лишь 2 человека и один пенсионер. Я напомню, у нас система солидарная, это солидарность поколений. Те, кто работает, за них уплачиваются страховые взносы. И, соответственно, эти деньги идут на выплату страховых пенсий. Поэтому в таких соотношениях, при таком соотношении оно будет ухудшаться. Мы обязаны с вами внести коррективы и изменить параметры пенсионной системы.
 
Говоря о законопроекте, хотел бы сказать, что мы предлагаем увеличить требования к пенсионному возрасту для мужчин на 5 лет, для женщин на 8 лет. Это поэтапный переход, это серьезный переходный период до 2028 года для мужчин и до 2034 года для женщин. Это возможность досрочного выхода на пенсию на 2 года при страховом стаже 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин. Это сохранение льгот, сохранение льготного выхода на пенсию для тех, кто работает на списках 1 и 2, малых списках, тех, кто получает пенсию по чернобыльским законам, тех, кто получает пенсию по социальным основаниям. Еще раз подчеркну, что все расходы, все средства от изменения параметров пенсионной системы предлагается направить на увеличение размеров пенсии неработающим пенсионерам.
 
В ходе обсуждения мы затрагивали разные вопросы, связанные с изменениями, которые могут происходить на рынке труда, с изменениями, которые должны происходить в системе здравоохранения, с изменениями, которые должны происходить в других различных сферах. Эти вопросы действительно есть, и правительство вместе с депутатами их отрабатывает. Мы давали свои предложения, мы постоянно корректируем свои действия и готовы отвечать на любые вопросы и формулировать наши предложения, с тем чтобы обеспечить плавную реализацию данного законопроекта.
 
Я обращаюсь к вам с просьбой поддержать правительственный законопроект. Спасибо».
 



Госдума России одобрила законопроект о совершенствовании пенсионной системы в первом чтении.




Источник публикации: rosmintrud.ru.







АКТУАЛЬНОЕ ПО ТЕМЕ:




Одобрен в первом чтении проект закона о совершенствовании пенсионной системы
 
 
Реализация предлагаемых мер позволит ежегодно индексировать пенсии выше уровня инфляции при сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы Российской Федерации в целом.
 

Рассмотрение парламентариями изменений в пенсионное законодательство на пленарном заседании продлилось почти три часа. Выступили Министр труда и социальной защиты Максим ТОПИЛИН, Председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав НИЛОВ, Председатель Комитета по охране здоровья Дмитрий МОРОЗОВ, Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей МАКАРОВ и Председатель Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай ХАРИТОНОВ. Состоялось широкое обсуждение инициативы, депутаты задали свои вопросы выступающим, также свою позицию озвучили лидеры всех четырех фракций ГД.
 
В ходе обсуждения Председатель ГД Вячеслав ВОЛОДИН отметил, что накануне профильный комитет принял решение о продлении срока предоставления поправок ко второму чтению «с 18 августа до 24 сентября».







Максим ТОПИЛИН подчеркнул, что «данный законопроект преследует своей целью, прежде всего, увеличение роста пенсий неработающим пенсионерам и сохранение в перспективе страховых принципов пенсионной системы в РФ». «Принятие законопроекта позволит нам обеспечить, начиная с 2019 года, увеличение пенсий неработающим пенсионерам, в среднем на 12 тыс. рублей в год. Это будет означать индексацию всей пенсии не ниже 7%. Пенсии будут проиндексированы темпами более, чем в два раза выше, чем темпы инфляции. Этого не было никогда в истории РФ», — подчеркнул Максим ТОПИЛИН, добавив, что в 2024 году запланирован выход на размер пенсии неработающих пенсионеров «около 20 тыс. рублей». 
 
Министр труда и социальной защиты также подчеркнул, что изменение пенсионной системы будет предусматривать «поэтапный переход и серьезный переходный период до 2028 года для мужчин и до 2034 года для женщин». 
 
Ярослав НИЛОВ в своем выступлении высказал ряд замечаний к законопроекту. Он отметил, что в документе в текущей редакции не представлен механизм повышения пенсий. Депутат также сказал, что предложенный механизм перехода является слишком жестким. Кроме того, Ярослав НИЛОВ считает, что изменения окажут влияние на рынок труда, в частности, есть возможность роста безработицы. Он уверен, что должна быть предложена комплексная программа защиты прав молодежи и людей предпенсионного возраста. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов по итогам обсуждения принял решение поддержать законопроект с учетом доработки ко второму чтению, учитывая все высказанные предложения и замечания, отметил Ярослав НИЛОВ. 
 
Дмитрий МОРОЗОВ заявил, что Комитет по охране здоровья поддержал законопроект, «исходя из объективной необходимости предлагаемых изменений». Он отметил, Комитету ясна аргументация разработчиков законопроекта. «Если не принимать ответственных решений, то реальными проблемами может стать депопуляция и невозможность содержания нетрудоспособных при уменьшении трудящихся», — подчеркнул Председатель Комитета. Он также отметил, что Правительству необходимо детально проработать пакет законов и подзаконных актов, обеспечивающих всем право на труд, современную систему образования профориентации и охраны здоровья. 
 
«Государству необходимо контролировать занятость людей предпенсионного возраста», — считает Дмитрий МОРОЗОВ. Председатель Комитета по охране здоровья напомнил, что развитие активного счастливого долголетия и увеличение продолжительности жизни россиян – одна из задач, поставленных Президентом. Он также заявил о необходимости создания комплексной системы охраны здоровья пожилых людей.
 






Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока также поддержал предлагаемые изменения большинством голосов, сообщил Николай ХАРИТОНОВ. Данная инициатива, считают члены Комитета, должна детально прорабатываться Правительством с учетом региональной специфики.
 
Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей МАКАРОВ подчеркнул, что «главная ценность, которая у нас есть, – это человеческая жизнь. Любой год, на который у нас продлевается человеческая жизнь, ни с чем не сравним». И любые решения, которые человеческую жизнь продлевают, по его словам, важнейшие для государства. 
 
Отвечая на вопрос Первого заместителя Председателя Комитета по бюджету и налогам Ирины ГУСЕВОЙ о том, как будет организована поддержка трудоустройства людей предпенсионного возраста, Максим ТОПИЛИН рассказал о программе, которая готовится в данный момент.  «Мы сейчас готовим программу по поддержке регионов с точки зрения дополнительных программ занятости и повышения квалификации именно людей предпенсионного возраста», — рассказал Максим ТОПИЛИН. Он отметил, что на эти цели из федерального бюджета предполагается выделить 5 млрд рублей.
 
Член Комитета по безопасности и противодействию коррупции Николай РЫЖАК сообщил, что многие военнослужащие и представители правоохранительных органов обеспокоены тем, что может вырасти обязательная выслуга лет, дающая право на получение пенсии. Максим ТОПИЛИН отметил, что в данном законопроекте «таких вопросов не содержится».
 
Первый заместитель Председателя Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Владимир СЫСОЕВ спросил, был ли проведен детальный анализ того, как предлагаемое изменение пенсионного возраста повлияет на уровень безработицы в стране. Максим ТОПИЛИН напомнил, что в 90-е годы произошел «обвал рождаемости», и теперь родившиеся тогда молодые люди выходят на рынок труда. Опасения об увеличении безработицы «нивелируются „провалами“ в рождении в 90-х годах», и Правительство не ожидает всплесков безработицы. «Мы готовим предложение по изменению системы пособий по безработице с тем, чтобы просто все «подушки безопасности» у нас были», — сказал Максим ТОПИЛИН.
 
В рамках обсуждения также выступили представители всех фракций ГД: Геннадий ЗЮГАНОВВладимир ЖИРИНОВСКИЙАндрей ИСАЕВ и Сергей МИРОНОВ. За принятие поправок выступила фракция «Единая Россия», остальные фракции преобразования не поддержали.
 
Вячеслав ВОЛОДИН заявил, что после принятия в первом чтении законопроект будет разослан во все субъекты РФ. «Специально предложили увеличить время для обсуждения данного законопроекта с тем, чтобы все субъекты высказали свою точку зрения», — подчеркнул Председатель ГД.  Он также сообщил, что к первому чтению поступили официальные отзывы от 60 субъектов РФ из 85, в целом высказались 79 субъектов РФ.



 
Источник публикации: duma.gov.ru.







Положения законопроекта о постепенном увеличении
пенсионного возраста




Правительство России разработало проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», подготовленный Минтрудом России. Законопроект направлен на поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.



Категории граждан, которых коснется увеличение трудоспособного периода


Законопроектом предлагается закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно (сейчас – 60 и 55 лет).

Изменение пенсионного возраста предполагается начать с 1 января 2019 года.

Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается длительный переходный период – с 2019 по 2028 год для мужчин и 2019 по 2034 год для женщин. Таким образом, переходный период составит 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Увеличение пенсионного возраста первыми затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Граждане, указанных годов рождений, с учетом переходных положений, получат право выйти на пенсию в 2020 году – в возрасте, соответственно, 61 год и 56 лет.


Соответственно:

 
  1. мужчины 1959 г.р., женщины 1964 г.р. – получат право выхода на пенсию - в 2020 году (в возрасте, соответственно, 61 год и 56 лет);
  2. мужчины 1960 г.р., женщины 1965 г.р. – получат право выхода на пенсию - в 2022 году (в возрасте, соответственно, 62 года и 57 лет);
  3. мужчины 1961 г.р., женщины 1966 г.р. – получат право выхода на пенсию - в 2024 году (в возрасте, соответственно, 63 года и 58 лет);
  4. мужчины 1962 г.р., женщины 1967 г.р. – получат право выхода на пенсию - в 2026 году (в возрасте, соответственно, 64 года и 59 лет);
  5. мужчины 1963 г.р., женщины 1968 г.р. – получат право выхода на пенсию - в 2028 году (в возрасте, соответственно, 65 лет и 60 лет);
  6. женщины 1969 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2030 году (в возрасте 61 года);
  7. женщины 1970 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2032 году (в возрасте 62 лет);
  8. женщины 1971 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2034 году (в возрасте 63 лет).

Пенсионный возраст увеличится с переходным периодом для некоторых категорий работников, выходящих на пенсию досрочно, а именно:

– работников, которые выходят на пенсию досрочно в связи с работой в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Для тех, кому возраст выхода установлен 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин), предусматривается повышение возраста выхода на пенсию до 60 лет и 58 лет соответственно.

 


Существенное снижение пенсионного возраста для северян было обусловлено в 50-е годы XX века чрезвычайно сложными условиями проживания в этих районах. Фактически полное отсутствие инфраструктуры для работы и жизни предопределило такой низкий возраст. Меры, принятые в рамках долгосрочной демографической программы на 2007-2025 годы, оказали положительное влияние на изменение ситуации с продолжительностью жизни, особенно в северных регионах страны.


– педагогических, медицинских, творческих работников.
 
 



Для данной категории работников исходя из их общественной значимости институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме: ужесточения требований по специальному стажу не предусмотрено.

 
Вместе с тем, исходя из общего увеличения трудоспособного возраста, для данных граждан возраст выхода на досрочную пенсию повышается на 8 лет. Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа и приобретения права на досрочную пенсию. Сейчас данным категориям работников необходимо выработать специальный стаж длительностью от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Таким образом, возраст, в котором эти работники   вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить «досрочную» пенсию) можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений.
 
Законопроектом также предлагается с 1 января 2020 года увеличение темпа роста шага повышения пенсионного возраста государственным служащим – по году в год. Таким образом, пенсионный возраст для государственных служащих приводится в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста.

Законопроект предусматривает изменения, связанные с возрастом выхода на социальную пенсию. Гражданам, которые не работали или не приобрели полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсий, социальная пенсия теперь будет назначаться не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 68 и 70 лет соответственно. Данные изменения предлагается проводить так же постепенно. У граждан, имеющих значительные нарушения жизнедеятельности, имеется право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении получать социальную пенсию по инвалидности (независимо от возраста).



Категории граждан, которых не коснется увеличение трудоспособного периода


Повышение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров, это порядка 46,5 млн получателей пенсий (как по линии Пенсионного фонда России, так и «силовых» ведомств). Они, как и ранее, будут получать все положенные им пенсионные и социальные выплаты в соответствии с приобретенными пенсионными правами и льготами.

В соответствие с проектом федерального закона не предусматривается повышение пенсионного возраста для граждан, занятых на работах с вредными, тяжелыми условиями труда (рабочие шахт (угольной отрасли), добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в так называемые «малые списки»), граждан, которым страховые пенсии назначаются по социальным мотивам, а также в связи с радиационным воздействием:

I. для граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда, в пользу которых работодатель осуществляет уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, устанавливаемых по результатам специальной оценки условий труда, а именно:

– на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (мужчины и женщины);
– в тяжелых условиях труда, в качестве рабочих локомотивных бригад и работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах (мужчины и женщины);
– в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (женщины);
– в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (мужчины и женщины);
– в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (мужчины и женщины), за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения, а также на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (мужчины и женщины);
– на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (мужчины и женщины);
– в летном составе гражданской авиации, на работах по управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, а также в инженерно-техническом составе на работах по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (мужчины и женщины);
– на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (мужчины и женщины);
 
А также:

– трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (женщины);
– рабочих, мастеров на лесозаготовках и лесосплаве, вкл. обслуживание механизмов и оборудования (мужчины и женщины);
– водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах (мужчины и женщины);
– спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях (мужчины и женщины).






 
II. для лиц, пенсия которым назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья, а именно:

– женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет,
– одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);
– опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);
– женщинам, родившим двух и более детей, если они имеют необходимый страховой стаж работы в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях;
– инвалидам вследствие военной травмы (мужчины и женщины);
– инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности (мужчины и женщины);
– гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам (мужчины и женщины);
– постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков (мужчины и женщины).
 
III. для граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

IV. для лиц, проработавших в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники (мужчины и женщины).



Рост уровня пенсионного обеспечения в связи с увеличением трудоспособного периода


Повышение пенсионного возраста позволит обеспечить увеличение размера пенсий для неработающих пенсионеров – индексацию пенсий выше инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В последние три года в среднем увеличение пенсий осуществлялось на 400-500 рублей. Так, в 2016 году увеличение составило 399 рублей, в 2017 году – 524 рубля, в 2018 году – 481 рубль.

Увеличение пенсионного возраста позволит увеличивать размер пенсий неработающим пенсионерам почти на 1 000 рублей в год.



Рост продолжительности жизни в России


Предложение об изменении возраста трудоспособности обусловлено формированием иной демографической ситуации в стране с учетом мировой тенденции старения населения. Только с 2000 по 2017 год продолжительность жизни при рождении в России у мужчин выросла на 8,5 лет (с 59 до 67,5 лет), а у женщин – на 5,4 года (с 72,26 до 77,64 года). Продолжительность жизни по прогнозам Росстата в 2024 году составит у мужчин 72,3 года (увеличение к уровню 2017 года на 5,8 года), у женщин – 82,1 года (увеличение к уровню 2017 года на 4,5 года). К моменту завершения переходного периода, то есть когда возраст будет установлен на уровне 65 лет для мужчин и 63 года для женщин, продолжительность жизни увеличится к уровню 2017 года для мужчин в 2028 году на 7,6 года и составит 75,1 года, для женщин – к 2034 году на 7,64 года и составит 85,28 года.



Международные тенденции


На сегодняшний день практически все страны уже повысили пенсионный возраст. Начало повышения пенсионного возраста в странах мира – 80-е годы 20 столетия.

Среди близких России по условиям жизни стран евразийского пространства и Восточной Европы все государства, за исключением Узбекистана (Узбекистан заявил о цели по доведению своего пенсионного возраста до общемирового), повысили пенсионный возраст. Для мужчин пенсионный возраст на уровне 65 лет установлен в Молдавии, Азербайджане, а пенсионный возраст для женщин на уровне 63 года установлен в Армении и уже повышается в Казахстане. В странах Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва) к 2025-2027 годам пенсионный возраст будет повышен до 65 лет, а в странах Старого Света (Германия, Испания, Италия) в 2020-е годы – до 67 лет как для мужчин, так и для женщин.




Источник публикации: rosmintrud.ru.