Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

13 марта 2025 г.

Культура безопасности труда: факторы сдерживания и развития

5 марта 2025 года состоялся бесплатный вебинар ООО «КИОУТ» по теме «Культура безопасности труда: факторы сдерживания и развития». Спикер – кандидат экономических наук, доцент, действующий...

Публикации

20 марта 2025 г.

Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков

12 марта 2025 года состоялся бесплатный вебинар ООО «КИОУТ» по теме «Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков». Спикер – Руководитель направления оценки профессиональных рисков КИОУТ...

Статистика

19 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

31 марта 2025 г.

Хронометражные наблюдения для целей специальной оценки условий труда

19 марта 2025 года состоялся бесплатный вебинар ООО «КИОУТ» по теме «Хронометражные наблюдения для целей специальной оценки условий труда». Спикер – Директор департамента исследований условий...

Министр Максим Топилин доложил о модернизации системы профессиональных квалификаций на совещании у Президента России

26 июля 2019 г.

Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию стенограмму выступления Министра труда и социальной защиты России Максима Топилина на совещании Президента России Владимира Путина с членами Правительства России.
Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию стенограмму выступления Министра труда и социальной защиты России Максима Топилина на совещании Президента России Владимира Путина с членами Правительства России.
 

 
М.Топилин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
 
Я напомню, что буквально несколько лет назад, когда мы приступили к реализации этой задачи, в принципе мы поняли, что у нас в России практически на протяжении 20 лет пересмотром, актуализацией, вообще написанием требований к профессиям, что называется, профессиональной квалификацией, вообще никто не занимался. И когда Вы поставили в указе в 12-м году такую задачу, нам пришлось в принципе, с одной стороны, проанализировать законодательство, а с другой стороны, организовать работу, прежде всего, с социальными партнерами, вообще как этот процесс построить.
 
За эти годы надо сказать, что нам удалось, нам кажется, ситуацию кардинальным образом поменять. Во-первых, приняты соответствующие изменения в трудовое законодательство, в законодательство об образовании, принят новый закон, которого никогда не было раньше, это новелла для российского законодательства – закон о независимой оценке квалификации, то есть это система оценки квалификации, которая встроена в механизм объединений работодателей таких профессиональных организаций.






 
Какую мы задачу перед собой ставим. Мы ставили задачу, прежде всего, сделать более тесной смычку между рынком труда, между сигналами, которые дает рынок труда и системой образования. Также необходимо было создать систему информирования граждан о тех возможностях, которые молодые люди, прежде всего, могут получить, идя или выбирая тот или иной вуз или средние специальные учебные заведения. И также необходимо было создать систему непрерывного образования, что сейчас является очень актуальным, в том числе и с развитием цифровой экономики.
 
Сейчас на данный момент уже работодателями создано 34 отраслевых совета. Эти советы формируются в основном из представителей таких профессионалов из крупных и средних компаний по отраслям. Безусловно, здесь работают и профессиональные союзы. И целью этих советов является, во-первых, анализ ситуации на рынке труда, как меняются профессии, какие новые вызовы мы видим на рынке труда, и формирование требований к профессиям.
 
Владимир Владимирович, мы за эти годы в принципе сформировали более 1200, почти 1300 профессиональных стандартов. Причем эти профессиональные стандарты относятся как к традиционным отраслям (условно – штукатур, слесарь, токарь), то есть обычные профессии нужно было тоже описать с точки зрения новых технологий, традиционные вещи. Но уже в ходе этой работы были описаны такие профессии как оператор беспилотных летательных аппаратов и мобильные робототехники, цифровой куратор, специалист по безопасности компьютерных систем, архитектор программного обеспечения и многие-многие другие. То есть в ходе этой работы с учетом анализа рынка труда эти профстандарты формируются. Для оценки: около 80 процентов сегодня занятых у нас работают уже по современным профессиональным стандартам. То есть вот 80 процентов работников мы охватили этой работой и продолжаем, безусловно, этим заниматься.






 
С тем чтобы максимально довести до граждан эту информацию о том, как меняется рынок труда, был создан справочник профессий, который находится на информационном ресурсе Национального совета по квалификациям и постоянно обновляется. Сейчас в этом справочнике, который является общедоступным, 1665 профессий, то есть мы его постоянно обновляем и корректируем. В последующем, в принципе, мы видим, где-то буквально еще два года, мы сможем реализовать следующую задачу. Сейчас у нас (мы говорили о качестве образования, о подготовке студентов) нет объективной информации о том, как выпускники вузов трудоустраиваются, как они выстраивают свою карьеру, какую они получают заработную плату, как долго работают на рабочем месте.
 
Мы сейчас с Министерством образования создаем такую систему, при которой в информационных ресурсах мы сможем это видеть. Мы сможем, с одной стороны, дать людям точную информацию о том, какие вузы являются лучшими, и выпускники каких вузов лучшую карьеру могут реализовать, а с другой стороны – будет объективная информация о том, выпускники каких вузов достигают успехов, с тем чтобы соизмерять вузы и выстраивать их соответствующий рейтинг. Эта работа тоже в ближайшее время будет завершена.
 
Также хотел сказать об экзаменах, которые сейчас реализуются в рамках совместного проекта с Министерством просвещения. Вот то соответствие требованиям, профессиональным стандартам, которые формируют работодатели, мы попытались совместить с выпускными экзаменами в средних специальных учебных заведениях. То есть, с одной стороны, выпускники средних специальных учебных заведений получают диплом об образовании, с другой стороны, проходя это тестирование на соответствие профквалификации, они получают уже и специальный квалификационный аттестат. То есть эти экзамены позволяют нам немножко переформатировать работу образовательных учреждений, очень мягко эту работу подкорректировать. По результатам таких совместных экзаменов около 70 процентов выпускников с ними справилось. Поэтому нам кажется, что необходимо эту практику продолжать, Татьяна Алексеевна тоже об этом говорила. И здесь потребуется внесение изменений в законодательство.








 
И последнее – это то, что связано с работой по WorldSkills. Мы очень тесно сотрудничаем. Для нас это является очень серьезным стимулом, потому что в ходе той работы, которую коллеги WorldSkills проводят, мы действительно видим новые импульсы, новые профессии, мы чувствуем, как надо менять систему, в том числе и подготовки. WorldSkills нам помогает даже в программе переобучения предпенсионеров, которую мы сейчас ведем, 25 тысяч человек обучаются в рамках программы, которую реализует WorldSkills. И с учетом предстоящего чемпионата тоже выбрано 25 новых профессий, профессий будущего, как мы их называем, и как раз их апробация на чемпионате нам позволит также внести и коррективы в наши образовательные программы и в программы повышения квалификация. Таким образом, мы постепенно и очень внимательно пытаемся уловить эти изменения, которые формирует рынок труда, и подстраивать, перестраивать систему образования.

Доклад закончен.









Cовещание Президента России Владимира Путина с членами Правительства РФ












Источник: сайт Президента России.