Новости
10 декабря 2024 г.
Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...
Публикации
6 декабря 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...
Проходит общественное обсуждение Примерного положения о системе управления охраной труда
22 марта 2021 г.
Проходит общественное обсуждение Примерного положения о системе управления охраной труда
На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Regulation.gov.ru проходит общественное обсуждение и антикоррупционная экспертиза Проекта Приказа Минтруда России «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда». Мы участвуем в обсуждении и предлагаем вам присоединиться. Заполните электронную форму и внесите свой вклад в разработку Примерного положения о системе управления охраной труда.
Проектом Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» (далее — Проект Приказа Минтруда России о примерном положении о СУОТ) предусматривается предоставление права работодателю самостоятельно, исходя из осуществляемого им вида экономической деятельности и численности занятых у него работников, самостоятельно принимать решения о создании у себя системы управления охраной труда (далее — СУОТ), а в случае принятия решения о создании самостоятельно определять ее структуру и уровни управления.
Трудовой кодекс Российской Федерации
Статья 217. Система управления охраной труда
Система управления охраной труда — комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.
Примерное положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРИМЕРНОГО
ПОЛОЖЕНИЯ О СУОТ
ПОЛОЖЕНИЯ О СУОТ
В настоящее время продолжает действовать Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 года № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» (далее — Приказ № 438н). Несмотря на то, что Приказ № 438н включен в перечень нормативных правовых актов, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 года, установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», соблюдение обязательных требований, содержащихся в данном документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), а их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
После вступления в силу Приказа № 438н у работодателя появился механизм реализации предусмотренной статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) обязанности по созданию и обеспечению функционирования у себя СУОТ. Однако Приказом № 438н не было установлено условий его применения по отношению к различным группам и видам работодателей.
Необходимость обязательного создания и организации работы СУОТ для всех работодателей, независимо от вида деятельности, организационных форм, форм собственности и численности занятых у них работников, приводит к дополнительным избыточным затратам работодателей.
Требования Приказа № 438н стали обязательными для всех работодателей. Это привело к дополнительным затратам работодателей на создание, внедрение и обеспеченпие непрерывного функционирования корпоративной СУОТ. Возникла дополнительная административная нагрузка на работодателей. Наличие СУОТ и ее работа стали важным предметом контроля в отношении конкретных работодателей со стороны гострудинспекций.
Повышенная контрольная-надзорная нагрузка значительно осложнила деятельность малых предприятий, снизила их экономическую эффективность. Ведь малый бизнес, как правило, не располагают свободными средствами и ресурсами на создание СОУТ.
Правоприменительная практика Приказа № 438н выявила отдельные негативные эффекты, связанные с применением действующего документа. Указанные недостатки планируется устранить путем прекращения действия Приказа № 438н, включив данное мероприятие в перечень оптимизационных процедур в сфере охраны труда в рамках реализации «регуляторной гильотины».
ПРЕИМУЩЕСТВА, СВЯЗАННЫЕ С ПРИНЯТИЕМ НОВОГО ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О СОУТ
В перечень важных задач, реализуемых в результате принятия Проекта Приказа Минтруда России о примерном положении о СУОТ, входят исключение избыточных затрат и административной нагрузки, связанных с созданием СУОТ, на работодателей, не осуществляющих производственную деятельность или являющихся субъектами малого предпринимательства.
Проектом Приказа Минтруда России о примерном положении о СУОТ предусматривается предоставление работодателю права самостоятельно, исходя из осуществляемого им вида экономической деятельности и численности занятых у него работников, принимать решение о необходимости создания СУОТ. В случае принятия решения о создании СУОТ работодатель получит право самостоятельно определять структуру СУОТ и уровни управления.
Проект Приказа Минтруда России о примерном положении о СУОТ предусматривает освобождение работодателей, являющихся субъектами малого предпринимательства, от обязательного создания СУОТ.
Также организации (предприниматели), не осуществляющие производственную деятельность, смогут не создавать СУОТ. Если в процессе осуществления деятельности на рабочих местах данных работодателей отсутствуют вредные условия труда, а также существует малый риск наступления несчастных случаев и развития у работников профессиональных заболеваний, то решение о необходимости (отсутствии необходимости) создания СУОТ работодатель сможет принимать самостоятельно.
НЕГАТИВНЫЕ МОМЕНТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА: КОНТРОЛЬ И НАДЗОР
Порядок разработки и утверждения СУОТ у работодателей устанавливается документами по стандартизации, которые в случае внедрения становятся обязательными у работодателя. Распространена практика разработки систем менеджмента качества, в рамках которой решаются вопросы управления состоянием условий и охраны труда в организации (СУОТ). Эффективность СУОТ обеспечивается развитым социальным партнерством и другими формами контроля, в первую очередь, внутреннего.
К сожалению, при реализации нововведений небросовестные работодатели могут проигнорировать, либо не полностью соблюдать отдельные требования вступившего в силу разработанного Приказа Минтруда России о примерном положении о СУОТ. В этом случае особое значение приобретает планирование текущих и проведение внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, осуществляемых инспекторами Роструда при проведении проверок соблюдения работодателями требований законодательства об охране труда.
ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ДОКУМЕНТА
Ознакомьтесь с текстом Проекта Приказа Минтруда России о примерном положении о СУОТ, представленного разработчиками документа на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Regulation.gov.ru.
В настоящее врямя проводится публичное обсуждение данного проекта и его антикоррупционная экспертиза. Продолжают поступать предложения о внесении изменений и дополнений в текст документа. Предлагаем и вам принять участие в обсуждении — заполнить удобную электронную форму и направить разработчикам свои замечания и предложения.
В настоящее врямя проводится публичное обсуждение данного проекта и его антикоррупционная экспертиза. Продолжают поступать предложения о внесении изменений и дополнений в текст документа. Предлагаем и вам принять участие в обсуждении — заполнить удобную электронную форму и направить разработчикам свои замечания и предложения.
— Является ли предлагаемое регулирование оптимальным способом решения проблемы?
— Какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
— Какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
— Существуют ли альтернативные (менее затратные и (или) более эффективные) способы решения проблемы?
— Ваше общее мнение по предлагаемому регулированию?
— Какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
— Какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
— Существуют ли альтернативные (менее затратные и (или) более эффективные) способы решения проблемы?
— Ваше общее мнение по предлагаемому регулированию?
Также у вас есть возможность сформулировать в письменном виде свое особое мнение о содержании Проекта Приказа Минтруда России о примерном положении о СУОТ. Прикрепите текстовый файл со своими предложениями.
ВСТУПЛЕНИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА В СИЛУ
По замыслу разработчиков не позднее 1 сентября 2021 года должен утратить силу — Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 года № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», и соответственно вступить в силу — разработанный Приказ Минтруда России «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда».
Автор материала:
Игорь Волошин
Игорь Волошин