Новости
27 декабря 2024 г.
Эксперты КИОУТ приняли участие в деловой программе БИОТ 2024
Публикации
6 декабря 2024 г.
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Минфин разъяснил порядок обложения НДФЛ выплат работникам, занятым на работе с вредными или опасными условиями труда
16 сентября 2022 г.
Минфин разъяснил порядок обложения НДФЛ выплат работникам, занятым на работе с вредными или опасными условиями труда
Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости
Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 ТК РФ.
Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Согласно статье 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. При этом статьей 147 ТК РФ установлен минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
ТК РФ не рассматривает оплату труда в повышенном размере в качестве компенсационной выплаты. Таким образом, доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, направлены на повышение размера оплаты труда указанных лиц, к таким доплатам не применяются положения пункта 3 статьи 217 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2020 года) и они подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
В случае установления работодателем в соответствии со статьей 219 ТК РФ коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работникам дополнительных компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в целях освобождения таких компенсаций от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2020 года) в обязательном порядке требуется документальное подтверждение компенсаторного характера расходов.
При отсутствии документального подтверждения указанные компенсации подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
В рамках проведения территориальными налоговыми органами области контрольных мероприятий выявлены факты применения организациями — налоговыми агентами схем уклонения от уплаты налога на доходы физических лиц посредством формальной подмены выплачиваемой заработной платы компенсациями за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленными статьей 219 ТК РФ.
В частности, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по области была проведена выездная налоговая проверка ОАО за период 01.01.2015 — 31.12.2017. В ходе проведения выездной налоговой проверки был подтвержден факт неправомерного неудержания налога на доходы физических лиц с сумм дополнительных компенсационных выплат, производимых работникам, занятых на работах с вредными условиями труда.
По итогам проверки принято решение от 17.03.2020 о привлечении ОАО к ответственности за совершение налогового правонарушения по статьям 122, 123 и 126.1 НК РФ в виде штрафа, пеней по налогу на доходы физических лиц, а также предложено удержать неудержанный налог на доходы физических лиц и перечислить его в бюджет.
Решением Арбитражного суда области от 26.04.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2021, постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.10.2021, отказано в удовлетворении требований ОАО о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС по области от 17.03.2020 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначислений по НДФЛ.
В пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2004 № 76-О указано, что компенсации, упомянутые в качестве не облагаемых налогом на доходы физических лиц в пункте 3 статьи 217 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), призваны возместить конкретные затраты, связанные именно с непосредственным выполнением своих трудовых обязанностей, то есть обусловленные реальными расходами.
При отсутствии документов, подтверждающих расходы сотрудников, теряется компенсационный характер данных выплат и эти доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Суды трех инстанций, исходя из фактических обстоятельств дела, представленных ОАО документов, с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (Определение от 18.06.2020 № 308-ЭС20-9499, пункт 4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.10.2015), Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 05.03.2004 № 76-О) пришли к выводу что «компенсационные выплаты», осуществленные ОАО, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, так как входят в действующую систему оплаты труда, не являются возмещением понесенных расходов, подтвержденных документально, имеют фиксированный размер в зависимости от фактически отработанного времени, а именно 4 процента от тарифной ставки с нормальными условиями труда, соответственно.
Так, судами установлено, что в пункте 3.2.7 коллективного договора определено, что при работе на производствах (выполнении работ) с вредными и (или) опасными условиями труда производить оплату в повышенном размере. ОАО 31.12.2014 оформило дополнительные соглашения к трудовым договорам, согласно которым работникам установлена повышенная оплата труда в размере 4 процентов от тарифной ставки с нормальными условиями труда за работу с вредными условиями труда, а также дополнительная компенсация за работу во вредных условиях труда, предусмотренная коллективным договором и системным положением об оплате труда и прочих выплатах, в соответствии с ТК РФ.
Таким образом, действующее правовое регулирование, предполагающее установление компенсаций на основании оценки объективно существующих условий труда на каждом рабочем месте, а не в зависимости от сугубо формального критерия — включения или невключения наименования соответствующей работы, профессии или должности в перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с вредными и (или) опасными условиями труда, — также выступает гарантией обеспечения конституционных прав работников на безопасные условия труда, отдых и охрану здоровья и согласуется с целями трудового законодательства (статья 1 ТК РФ).
государственный советник
Российской Федерации
2 класса