Новости
23 октября 2024 г.
Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...
Публикации
8 ноября 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...
Минфин разъяснил порядок обложения НДФЛ выплат работникам, занятым на работе с вредными или опасными условиями труда
16 сентября 2022 г.
Минфин России в своем письме от 8 февраля 2022 г. № БС-19-11/26@ ответил на обращение налогоплательщика о порядке налогообложения выплат «вредникам». Так в соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме...
Минфин разъяснил порядок обложения НДФЛ выплат работникам, занятым на работе с вредными или опасными условиями труда
Минфин России в своем письме от 8 февраля 2022 г. № БС-19-11/26@ ответил на обращение налогоплательщика о порядке налогообложения выплат «вредникам». Так в соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
Доходы, не подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц, перечислены в статье 217 НК РФ.
Пунктом 3 статьи 217 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2020 года) предусмотрено освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц всех видов установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости
В соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации (далее —– ТК РФ) каждый работник, занятый на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 ТК РФ.
Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Согласно статье 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. При этом статьей 147 ТК РФ установлен минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
ТК РФ не рассматривает оплату труда в повышенном размере в качестве компенсационной выплаты. Таким образом, доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, направлены на повышение размера оплаты труда указанных лиц, к таким доплатам не применяются положения пункта 3 статьи 217 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2020 года) и они подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
В случае установления работодателем в соответствии со статьей 219 ТК РФ коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работникам дополнительных компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в целях освобождения таких компенсаций от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2020 года) в обязательном порядке требуется документальное подтверждение компенсаторного характера расходов.
При отсутствии документального подтверждения указанные компенсации подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
В рамках проведения территориальными налоговыми органами области контрольных мероприятий выявлены факты применения организациями — налоговыми агентами схем уклонения от уплаты налога на доходы физических лиц посредством формальной подмены выплачиваемой заработной платы компенсациями за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленными статьей 219 ТК РФ.
Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 ТК РФ.
Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Согласно статье 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. При этом статьей 147 ТК РФ установлен минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
ТК РФ не рассматривает оплату труда в повышенном размере в качестве компенсационной выплаты. Таким образом, доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, направлены на повышение размера оплаты труда указанных лиц, к таким доплатам не применяются положения пункта 3 статьи 217 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2020 года) и они подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
В случае установления работодателем в соответствии со статьей 219 ТК РФ коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работникам дополнительных компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в целях освобождения таких компенсаций от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2020 года) в обязательном порядке требуется документальное подтверждение компенсаторного характера расходов.
При отсутствии документального подтверждения указанные компенсации подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
В рамках проведения территориальными налоговыми органами области контрольных мероприятий выявлены факты применения организациями — налоговыми агентами схем уклонения от уплаты налога на доходы физических лиц посредством формальной подмены выплачиваемой заработной платы компенсациями за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленными статьей 219 ТК РФ.
В частности, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по области была проведена выездная налоговая проверка ОАО за период 01.01.2015 — 31.12.2017. В ходе проведения выездной налоговой проверки был подтвержден факт неправомерного неудержания налога на доходы физических лиц с сумм дополнительных компенсационных выплат, производимых работникам, занятых на работах с вредными условиями труда.
По итогам проверки принято решение от 17.03.2020 о привлечении ОАО к ответственности за совершение налогового правонарушения по статьям 122, 123 и 126.1 НК РФ в виде штрафа, пеней по налогу на доходы физических лиц, а также предложено удержать неудержанный налог на доходы физических лиц и перечислить его в бюджет.
Решением Арбитражного суда области от 26.04.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2021, постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.10.2021, отказано в удовлетворении требований ОАО о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС по области от 17.03.2020 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначислений по НДФЛ.
В пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2004 № 76-О указано, что компенсации, упомянутые в качестве не облагаемых налогом на доходы физических лиц в пункте 3 статьи 217 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), призваны возместить конкретные затраты, связанные именно с непосредственным выполнением своих трудовых обязанностей, то есть обусловленные реальными расходами.
При отсутствии документов, подтверждающих расходы сотрудников, теряется компенсационный характер данных выплат и эти доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Суды трех инстанций, исходя из фактических обстоятельств дела, представленных ОАО документов, с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (Определение от 18.06.2020 № 308-ЭС20-9499, пункт 4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.10.2015), Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 05.03.2004 № 76-О) пришли к выводу что «компенсационные выплаты», осуществленные ОАО, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, так как входят в действующую систему оплаты труда, не являются возмещением понесенных расходов, подтвержденных документально, имеют фиксированный размер в зависимости от фактически отработанного времени, а именно 4 процента от тарифной ставки с нормальными условиями труда, соответственно.
Так, судами установлено, что в пункте 3.2.7 коллективного договора определено, что при работе на производствах (выполнении работ) с вредными и (или) опасными условиями труда производить оплату в повышенном размере. ОАО 31.12.2014 оформило дополнительные соглашения к трудовым договорам, согласно которым работникам установлена повышенная оплата труда в размере 4 процентов от тарифной ставки с нормальными условиями труда за работу с вредными условиями труда, а также дополнительная компенсация за работу во вредных условиях труда, предусмотренная коллективным договором и системным положением об оплате труда и прочих выплатах, в соответствии с ТК РФ.
Основываясь на анализе бухгалтерской отчетности ОАО, суды установили, что дополнительная компенсация не зависит от финансовых показателей организации, а сформирована исключительно за счет перераспределения фонда оплаты труда. Суммы дополнительных компенсаций отличаются по периодам и должностям, при этом наибольшие суммы выплат приходятся на управленческий персонал. Также установлены различия в суммах, выплаченных лицам, занимающим одинаковые должности. Доказательства, подтверждающие, что спорные выплаты обусловлены реальными расходами сотрудников ОАО и компенсируют затраты, связанные непосредственно с выполнением сотрудниками ОАО трудовых обязанностей, отсутствуют.
Таким образом, действующее правовое регулирование, предполагающее установление компенсаций на основании оценки объективно существующих условий труда на каждом рабочем месте, а не в зависимости от сугубо формального критерия — включения или невключения наименования соответствующей работы, профессии или должности в перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с вредными и (или) опасными условиями труда, — также выступает гарантией обеспечения конституционных прав работников на безопасные условия труда, отдых и охрану здоровья и согласуется с целями трудового законодательства (статья 1 ТК РФ).
Таким образом, действующее правовое регулирование, предполагающее установление компенсаций на основании оценки объективно существующих условий труда на каждом рабочем месте, а не в зависимости от сугубо формального критерия — включения или невключения наименования соответствующей работы, профессии или должности в перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с вредными и (или) опасными условиями труда, — также выступает гарантией обеспечения конституционных прав работников на безопасные условия труда, отдых и охрану здоровья и согласуется с целями трудового законодательства (статья 1 ТК РФ).
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л. БОНДАРЧУК
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
С 1 марта 2022 года вступили в силу Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков, утвержденные Приказом Минтруда России от 28 декабря 2021 года № 796. Рассмотрим важнейшие положения документа.
Какие изменения в законодательстве затронут специалистов по охране труда с 1 марта 2022 года? Необходимо учесть в своей работе все изменения трудового законодательства, взять на себя новые обязанности и при необходимости перестроить свою работу.
С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в ТК РФ, которые направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда работников, а также обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве.