Новости
23 октября 2024 г.
Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...
Публикации
8 ноября 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...
Обзор законодательства за февраль 2013 года
4 марта 2013 г.
1. Принятые документы
Указанный порядок необходим для определения ФСС РФ класса профессионального риска вида экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности страхователя, вид экономической деятельности подразделения страхователя, и соответствующего этому классу размера страхового тарифа по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В Административном регламенте определены:
• круг заявителей;
• требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги;
• сроки и результат предоставления государственной услуги;
• перечень административных процедур;
• формы контроля за исполнением Регламента и порядок обжалования действий должностных лиц.
В приложении к Регламенту приведены сведения о территориальных органах ФСС РФ.
Источник публикации: «Российская газета», № 42, 27.02.2013. Дата начала действия документа - 10.03.2013.
С 1 января 2013 г. вступает в силу приказ Минтруда России, установивший новую классификацию видов экономической деятельности по классам профессионального риска.
В связи с этим с указанной даты утрачивает силу приказ Минздравсоцразвития России, которым была утверждена прежняя классификации.
В зависимости от класса профессионального риска дифференцируются страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Источник публикации: документ опубликован не был.
Документ устанавливает в ОАО «РЖД» единый порядок обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами».
Источник публикации: документ опубликован не был. Дата начала действия документа – 01.01.2013.
Отменяется постановление Минтруда России, утвердившее межотраслевые правила по охране труда в розничной торговле. Они были введены в действие с 1 декабря 2000 г.
При этом виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
С учетом решения Верховного Суда РФ от 14.01.2013 № АКПИ12-1570 для установления соответствующего размера компенсации работодатель может использовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, Инструкцию о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденную постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20, а также Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78, и иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсаций, в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.
При этом в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсации работникам не устанавливаются.
Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ от 1 ноября 2012 г. № АПЛ12-651 отменила определение Верховного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2012 г. о прекращении производства по делу по заявлению Открытого акционерного общества «Монди Сыктывкарский ЛПК» и направила данное гражданское дело в суд первой инстанции для его дальнейшего рассмотрения по существу.
Однако 14 января 2013 года Верховный Суд Российской Федерации вынес решение по иску ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» к Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по делу № АКПИ12-1570 «О признании недействующими п. 1 Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» и абз.1 п.1, абз.1 п. 4 Инструкции о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20»
Верховный Суд Российской Федерации решил в удовлетворении иска ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» отказать.
Установлено, что аттестации подлежат рабочие места работодателя, в том числе рабочие места, организованные при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также организованные по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса, на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает:
• работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, аппаратами, транспортными средствами;
• эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку, ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
• работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника;
• использование электрифицированного, механизированного или иного ручного механизма;
• хранение, перемещение или применение сырья и материалов.
Исключение составляют рабочие места, на которых работники заняты исключительно на персональных ЭВМ или эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, используемые периодически для нужд самой организации, или иную оргтехнику, не используемую в технологическом процессе производства.
В настоящее время аттестации подлежат все рабочие места работодателя.
Также уточнен порядок проведения внеплановой аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок заполнения карты аттестации рабочего места.
Источник публикации: «Российская газета», № 33, 15.02.2013. Начало действия документа – 26.02.2013.
Установлено, что акты Президента РФ и акты Правительства РФ в течение 10 дней после дня их подписания подлежат официальному опубликованию не только в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации, но и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), функционирование которого обеспечивает ФСО России.
Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.02.2013, «Российская газета», № 24, 06.02.2013, «Собрание законодательства РФ», 11.02.2013, № 6, ст. 493. Начало действия документа - 07.03.2013. В соответствии с пунктом 4 данный документ вступает в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 04.02.2013).
Утверждены Правила, устанавливающие порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. Установлено, в частности, что разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Минтруда России методическими рекомендациями, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций.
Разработка проектов профессиональных стандартов за счет собственных средств осуществляется разработчиками в инициативном порядке. Разработка проектов профессиональных стандартов за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с перечнем групп занятий (профессий), утверждаемым Минтруда России с учетом приоритетных направлений развития экономики.
Для рассмотрения проекта профессионального стандарта разработчиком представляются проект профессионального стандарта и следующие документы:
• пояснительная записка к проекту профессионального стандарта;
• сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
• информация о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций.
По результатам рассмотрения проекта профессионального стандарта экспертный совет, созданный Минтрудом России, готовит заключение с рекомендациями об утверждении, отклонении или о доработке проекта профессионального стандарта.
Профессиональные стандарты применяются:
• работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
• образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
• при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Источник публикации: «Собрание законодательства РФ», 28.01.2013, N 4, ст. 293. Начало действия документа - 05.02.2013.
Разъясняется, как устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ). Для объектов I-III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера СЗЗ.
Проект СЗЗ утверждается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ) о соответствии санитарным правилам.
Указанное СЭЗ выдается главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями по субъектам Российской Федерации.
Региональные управления Роспотребнадзора рассматривают проекты расчетных (предварительных) СЗЗ промышленных объектов и производств I, II и III классов опасности и неклассифицированных объектов. Выдают на эти материалы СЭЗ о соответствии (несоответствии) санитарно-эпидемиологическим правилам.
Для промышленных объектов и производств I и II классов опасности размеры СЗЗ устанавливаются, изменяются постановлением Главного государственного санитарного врача России. Это осуществляется на основании предварительного заключения регионального управления Роспотребнадзора, действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, экспертизы проекта СЗЗ, выполненной аккредитованными организациями, оценки риска здоровью населения.
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры СЗЗ могут быть установлены, изменены на основании решения и СЭЗ Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Документ утверждает и вводит в действие с 1 января 2013 года Методические рекомендации по оценке условий труда для основных профессий ОАО «РЖД». Методические рекомендации разработаны ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения» для осуществления практической оценки факторов рабочей среды и трудового процесса при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в структурных подразделениях ОАО «РЖД».
2. Проекты документов
2.1. Проект приказа Минтруда России от 26 ноября 2012 г. «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка ее заполнения»
Начиная с отчетности за I квартал 2013 года предполагается ввести в действие новую форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Также в данном расчете отражаются расходы на выплату страхового обеспечения.
Новая форма расчета дополнена таблицей для указания сведений об аттестации рабочих мест по условиям труда. В таблицу вносятся данные, в частности об общем количестве рабочих мест, о количестве мест, на которых проведена аттестация, о местах, отнесенных к вредным и опасным классам условий труда. Помимо этого, указывается информация о количестве работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих и прошедших обязательные предварительные и периодические осмотры.
Порядок заполнения формы 4-ФСС содержит указания по заполнению листов, полей и таблиц расчета.
Порядок дополнен тремя приложениями:
• Справочник шифров плательщиков страховых взносов;
• Справочник дополнительных шифров для страхователей - налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения;
• Справочник дополнительных шифров для страхователей - налогоплательщиков, имеющих статус казенных и бюджетных учреждений.
2.2. Законопроект по вопросам проведения экспертизы промышленной безопасности (внесен в Государственную Думу Российской Федерации 29 января 2013 г.)
В настоящее время заключение такой экспертизы должно рассматриваться и утверждаться Ростехнадзором. Данное требование на практике выступает необоснованным административным барьером и служит источником дополнительных финансовых расходов для бизнеса. Законопроект предлагает процедуру утверждения Ростехнадзором заключений экспертизы заменить включением их в специальный реестр без оценки их содержания. Вести реестр будет названная Служба. Заключение можно будет использовать с момента внесения записи в реестр.
Законопроект определяет правовой статус эксперта в области промышленной безопасности. Устанавливается административная и уголовная ответственность за дачу заведомо ложного заключения. При этом эксперты будут нести административную ответственность как должностные лица.
Предлагается увеличить срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области безопасности гидротехнических сооружений, а также градостроительной деятельности с 2 месяцев до 1 года.
Уточняется перечень должностных лиц органов государственного энергетического надзора, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Предусматривается возможность проведения административного расследования правонарушений в области безопасности гидротехнических сооружений и при использовании атомной энергии, надежности и безопасности в электроэнергетике, а также в сфере градостроительной деятельности.
Уточняется процедура обжалования решений арбитражных судов по делам об административных правонарушениях, по которым в качестве наказания допускается приостановление деятельности или конфискация орудия совершения (предмета) правонарушения. Предусматривается, что такие решения можно будет обжаловать в кассации, если судом нарушены нормы материального права.
2.3. Проект Постановления Правительства РФ «О системах управления промышленной безопасностью»
В соответствии с проектом документация системы управления промышленной безопасностью включает:
• заявление о политике эксплуатирующей организации (эксплуатирующих организаций) в области промышленной безопасности;
• положение о системе управления промышленной безопасностью;
• положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах эксплуатирующей организации либо типовое положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах эксплуатирующих организаций, включенных в общую систему управления промышленной безопасностью;
• планы мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
• иные документы, обеспечивающие функционирование системы управления промышленной безопасностью, предусмотренные положением о системе управления промышленной безопасностью.
Результаты анализа функционирования системы управления промышленной безопасностью документируются в эксплуатирующей организации не реже одного раза в течение календарного года.
2.4. Проект Федерального закона № 164862-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты РФ и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса РФ»
В законопроекте «О классификации опасных производственных объектов» закреплены новые основные понятия (обоснование безопасности опасного производственного объекта, система управления промышленной безопасностью, техническое перевооружение опасного производственного объекта).
Вводится классификация опасных производственных объектов, в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества, на четыре класса опасности:
I класс - объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс - объекты высокой опасности;
III класс - объекты средней опасности;
IV класс - объекты низкой опасности.
Плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, будут осуществляться со следующей периодичностью:
• в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности - не чаще чем один раз в течение одного года;
• в отношении опасных производственных объектов III класса опасности - не чаще чем один раз в течение трех лет.
В отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые проверки проводиться не будут.
Присвоение класса опасности опасному производственному объекту будет осуществляться при его регистрации в государственном реестре.
Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в него, должны проходить экспертизу промышленной безопасности. Применение обоснования безопасности опасного производственного объекта без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности не допускается.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в отдельные законодательные акты, в том числе в часть вторую Налогового кодекса РФ, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», Градостроительный кодекс РФ.
2.5. Проект приказа Минтруда России от 23 января 2013 г. 2О внесении изменений в приложение № 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»