Новости
23 октября 2024 г.
Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...
Публикации
8 ноября 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...
Проект Федерального закона № 296595-6 "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"
26 сентября 2013 г.
Аккредитованные лица смогут самостоятельно решать, когда в рамках установленных сроков в отношении них будут проводиться обязательные проверки
18 сентября Госдума приняла в первом чтении законопроект, который направлен на унификацию правил аккредитации ряда лиц. Действие документа предлагается распространить на отдельные прямо поименованные в законопроекте случаи проведения аккредитации. Он будет применяться в отношении физлиц, юрлиц и индивидуальных предпринимателей:
- выполняющих работы по оценке соответствия;
- привлекающихся госорганами к проведению мероприятий по контролю;
- являющихся экспертами и экспертными организациями, которых привлекают госорганы при осуществлении отдельных полномочий.
Сейчас правила аккредитации в отношении ряда названных субъектов закреплены в нескольких нормативных актах, которые, во-первых, устанавливают разные правила регулирования, а во-вторых, имеют разную юридическую силу. Соответственно, принятие законопроекта позволит упростить и привести к единообразию правоприменительную практику в области аккредитации.
В то же время законопроект не вводит единых правил аккредитации во всех сферах деятельности. Полный перечень существующих видов аккредитации гораздо шире. Всего в РФ принято более двух десятков федеральных законов, устанавливающих требования по аккредитации организаций. Например, аккредитации подлежат образовательные учреждения, организации, оказывающие услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, и мн. др. Законопроект не содержит поправок к федеральным законам, поэтому в не указанных в нем случаях правила аккредитации меняться не будут.
Законопроект включает как новые положения, так и уже существующие в иных актах. Например, в части проведения аккредитации, выдачи аттестатов аккредитации, их приостановления или прекращения содержание законопроекта почти полностью совпадает с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 689 (далее - Правила аккредитации). Что касается нововведений, то законопроект содержит положения об упрощении правил деятельности для аккредитованных организаций.
Аккредитованные лица смогут сами решать, в какой момент в рамках установленных сроков будет проводиться проверка
Предполагается, что уполномоченный орган исполнительной власти будет проводить процедуру подтверждения компетентности аккредитованных лиц вместо проведения обязательных плановых выездных проверок.
Главное отличие подтверждения компетенции от выездной проверки состоит в том, что аккредитованные лица сами будут определять, когда в рамках установленных в законопроекте предельных сроков уполномоченный орган должен будет провести процедуру подтверждения компетенции. Если аккредитованное лицо уклоняется или отказывается от процедуры подтверждения своей компетенции, то действие аттестата аккредитации может быть приостановлено по решению уполномоченного органа.
Уполномоченный орган будет проводить процедуру подтверждения компетенции аккредитованных лиц после того, как они обратятся с соответствующим заявлением. Сейчас ежегодный план проведения инспекционного контроля утверждает Росаккредитация.
По содержанию подтверждение компетенции в большинстве случаев не будет отличаться от проведения плановых проверок в соответствии с Правилами аккредитации. В ходе процедуры подтверждения компетенции обязательно будет проводиться выездная проверка аккредитованного лица. Однако раз в пять лет помимо выездных проверок будет проводиться и документарная проверка.
Периодичность проведения процедуры подтверждения компетенции, за исключением одного случая, будет такой же, как и периодичность плановых проверок сейчас. Первое подтверждение должно быть получено в течение первого года со дня аккредитации, в дальнейшем его нужно получать не реже одного раза в два года, а также по истечении каждых пяти лет со дня выдачи аттестата, что является нововведением. Остальные сроки совпадают со сроками, установленными в Правилах аккредитации.
Аттестаты аккредитации планируется сделать бессрочными
Каждые пять лет в рамках процедуры подтверждения компетенции будут проводиться более полные проверки в отношении аккредитованных лиц. Причина этого в том, что аттестаты аккредитации предлагается сделать бессрочными, а не выдавать на пять лет, как сейчас. Соответственно, аккредитованным лицам не нужно будет проходить повторную аккредитацию каждые пять лет.
Если законопроект будет принят, то выданные ранее документы об аккредитации сохранят свою силу до окончания срока их действия. Далее такие документы станут бессрочными, если будет подтверждена компетентность лиц, которым они были выданы. Такое подтверждение включает в себя и документарную, и выездную проверку. Сроки проведения проверок будут зависеть от того, сколько времени после вступления закона в силу останется до окончания срока действия документа об аккредитации.
Оснований для приостановления действия аттестата аккредитации может стать больше, а оснований для прекращения его действия - меньше
Сейчас приостановить действие аттестата аккредитации можно, если аккредитованное лицо:
- не соблюдает требования законодательства к деятельности аккредитованных лиц;
- проводит работы по подтверждению соответствия, не входящие в область его аккредитации.
В законопроекте данные основания существенно изменены. Автоматически приостановить действие аттестата аккредитации при обнаружении нарушений законодательства будет нельзя. Если такие нарушения проверяющий орган выявит впервые, то он сможет приостановить действие аттестата аккредитации только при условии, что эти нарушения могут повлечь или повлекли серьезные последствия (угрозу вреда жизни, здоровью граждан, безопасности государства, наступление такого вреда и т.п.) либо в результате нарушений вводятся в заблуждение приобретатели, в том числе потребители. Во всех остальных случаях проверяющий орган должен будет вынести предписание об устранении нарушений, а приостановить действие аттестата будет возможно, только если предписание не исполнено.
Проведение работ, не входящих в область аккредитации, не будет самостоятельным основанием для приостановления действия аттестата аккредитации. Вместо этого в законопроекте вводится несколько новых оснований:
- неоднократное в течение года непредставление в уполномоченный орган сведений о результатах своей деятельности, а также представление недостоверных сведений;
- отказ или уклонение от прохождения процедуры подтверждения компетентности;
- выявление в ходе процедуры подтверждения компетентности несоответствия аккредитованного лица критериям аккредитации.
В законопроекте отсутствует одно из оснований для прекращения действия аттестата аккредитации - реорганизация юрлица. Прямо урегулирован только случай реорганизации в форме преобразования: в этой ситуации аттестат аккредитации должен быть переоформлен. В отношении остальных случаев реорганизации не определено, что должно происходить с таким аттестатом.