Публикации
6 декабря 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»...
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...
Охрана труда: вступили в силу изменения трудового законодательства
1 марта 2022 г.
С 1 марта вступила в силу новая редакция Трудового кодекса, в которой основные изменения касаются охраны труда. Акцент в ней сделан на предупреждение и профилактику производственных травм. Теперь работодатели обязаны прогнозировать и предупреждать производственные риски, фиксировать все царапины, синяки и ссадины, полученные их сотрудниками на рабочем месте, расследовать причины травмирования.
Охрана труда: вступили в силу изменения трудового законодательства
С 1 марта вступила в силу новая редакция Трудового кодекса, в которой основные изменения касаются охраны труда. Акцент в ней сделан на предупреждение и профилактику производственных травм. Теперь работодатели обязаны прогнозировать и предупреждать производственные риски, фиксировать все царапины, синяки и ссадины, полученные их сотрудниками на рабочем месте, расследовать причины травмирования.
«В приоритете должна быть профилактика. Всегда лучше предупредить профессиональное заболевание или несчастный случай на производстве, чем потом бороться с их последствиями», ― говорит первый замминистра труда и соцзащиты Алексей ВОВЧЕНКО. По его словам, любой порез или ушиб на производстве не возникают без причины. Возможно, где-то произошел сбой в системе охраны труда. Работодатель должен проанализировать причины появления микротравм, сделать выводы, чтобы предотвратить серьезные последствия, которые могут наступить.
«В приоритете должна быть профилактика. Всегда лучше предупредить профессиональное заболевание или несчастный случай на производстве, чем потом бороться с их последствиями», ― говорит первый замминистра труда и соцзащиты Алексей ВОВЧЕНКО. По его словам, любой порез или ушиб на производстве не возникают без причины. Возможно, где-то произошел сбой в системе охраны труда. Работодатель должен проанализировать причины появления микротравм, сделать выводы, чтобы предотвратить серьезные последствия, которые могут наступить.
Кроме того, вводится запрет на работу в опасных условиях труда. При угрозе жизни и здоровью человека рабочее место должно быть закрыто, но заработная за работником сохранена в полном объеме. Ранее простой, возникший по вине работодателя, оплачивался в размере 2/3 от нее. Причем сегодня работник может сам отказаться от опасной работы. И в этом случае работодатель тоже обязан полностью оплатить ему вынужденный простой.
Обеспечить средствами индивидуальной защиты работодатель обязан всех работников, чьи условия труда признаны вредными по результатам проведенной специальной оценки условий труда. Ранее они выдавались только работникам профессий из перечня, утвержденного Минтрудом. А вот за несоблюдение техники безопасности и за отказ от ношения средств индивидуальной защиты он может отстранить работника от работы без сохранения за ним заработной платы.
Также работодатели теперь могут беспрепятственно снимать производственный процесс на видео. Им больше не потребуется отстаивать это право в суде. Дистанционный доступ к видеонаблюдению за производством и базам электронных документов в области охраны труда может быть предоставлен надзорным органам. Инструктажи по охране труда разрешено проводить дистанционно с помощью средств аудио и видеосвязи.
Обеспечить средствами индивидуальной защиты работодатель обязан всех работников, чьи условия труда признаны вредными по результатам проведенной специальной оценки условий труда. Ранее они выдавались только работникам профессий из перечня, утвержденного Минтрудом. А вот за несоблюдение техники безопасности и за отказ от ношения средств индивидуальной защиты он может отстранить работника от работы без сохранения за ним заработной платы.
Также работодатели теперь могут беспрепятственно снимать производственный процесс на видео. Им больше не потребуется отстаивать это право в суде. Дистанционный доступ к видеонаблюдению за производством и базам электронных документов в области охраны труда может быть предоставлен надзорным органам. Инструктажи по охране труда разрешено проводить дистанционно с помощью средств аудио и видеосвязи.
Автор материала:
Елена Манукиян
Елена Манукиян
Источник: «Российская газета».
АКТУАЛЬНОЕ ПО ТЕМЕ:
Какие изменения в законодательстве затронут специалистов по охране труда?
У специалиста по охране труда еще есть время до 1 марта 2022 года, чтобы учесть в своей работе все изменения трудового законодательства, взять на себя новые обязанности, при необходимости перестроить свою работу, внести необходимые изменения в действующие документы либо подготовить и издать новые локальные акты организации по охране труда.
Направления деятельности и структура службы охраны труда
Напомним, что в соответствии с нормами статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций Минтруда России.
С 1 марта 2022 года будут применяться актуализированные Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда (далее — Рекомендации). Документ был утвержден Приказом Минтруда России от 31 января 2022 года № 37.
Фото: Shutterstock.com.
В тексте Рекомендаций указывается, что служба охраны труда (далее — Служба) является структурным подразделением, подчиняющимся непосредственно работодателю (его уполномоченному представителю). Работодатель вправе своим решением делегировать прямое руководство Службой одному из заместителей руководителя работодателя, обладающего компетенциями в сфере охраны труда, у которого обязанности по руководству и ответственность за обеспечение функционирования службы охраны труда, в том числе в рамках системы управления охраной труда, закреплены в локальных нормативных актах работодателя и должностной инструкции. В случае отсутствия у работодателя заместителей, обладающих соответствующими компетенциями, служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю.
Структуру Службы рекомендуется формировать с учетом организационной (штатной) структуры, специфики вида деятельности предприятия (организации), наличия удаленных обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств), особенностей организации и функционирования системы управления охраной труда (далее — СУОТ), штатной численности работников у работодателя, а также установленного по результатам проведения специальной оценки условий труда уровня вредности (опасности) факторов производственной среды и трудового процесса, уровня профессиональных рисков, наличия работ с повышенной опасностью и иных факторов, определяющих состояние охраны труда у работодателя.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций Минтруда России.
С 1 марта 2022 года будут применяться актуализированные Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда (далее — Рекомендации). Документ был утвержден Приказом Минтруда России от 31 января 2022 года № 37.
Фото: Shutterstock.com.
В тексте Рекомендаций указывается, что служба охраны труда (далее — Служба) является структурным подразделением, подчиняющимся непосредственно работодателю (его уполномоченному представителю). Работодатель вправе своим решением делегировать прямое руководство Службой одному из заместителей руководителя работодателя, обладающего компетенциями в сфере охраны труда, у которого обязанности по руководству и ответственность за обеспечение функционирования службы охраны труда, в том числе в рамках системы управления охраной труда, закреплены в локальных нормативных актах работодателя и должностной инструкции. В случае отсутствия у работодателя заместителей, обладающих соответствующими компетенциями, служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю.
Структуру Службы рекомендуется формировать с учетом организационной (штатной) структуры, специфики вида деятельности предприятия (организации), наличия удаленных обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств), особенностей организации и функционирования системы управления охраной труда (далее — СУОТ), штатной численности работников у работодателя, а также установленного по результатам проведения специальной оценки условий труда уровня вредности (опасности) факторов производственной среды и трудового процесса, уровня профессиональных рисков, наличия работ с повышенной опасностью и иных факторов, определяющих состояние охраны труда у работодателя.
Направления деятельности службы охраны труда включают:
— обеспечение функционирования СУОТ, проведение консультаций и координация по вопросам охраны труда, планирование мероприятий по охране труда у работодателя и, при необходимости, контроль функционирования СУОТ подрядных (сервисных) организаций по обеспечению безопасных условий труда;
— контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях;
— участие в проведении специальной оценки условий труда (далее — СОУТ), производственного контроля условий труда, выявлении опасностей и управлении профессиональными рисками на рабочих местах, организация и проведение мероприятий по снижению профессиональных рисков;
— обеспечение и координация проведения оперативного контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах у работодателя и в его структурных подразделениях;
— участие в расследовании и учете несчастных случаев и профессиональных заболеваний, учете и рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников;
— подготовка и организация проведения инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда у работодателя;
— участие в реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда у работодателя; организация информационных мероприятий по охране труда;
— составление отчетности по установленным формам, ведение документированной информации по охране труда у работодателя.
— обеспечение функционирования СУОТ, проведение консультаций и координация по вопросам охраны труда, планирование мероприятий по охране труда у работодателя и, при необходимости, контроль функционирования СУОТ подрядных (сервисных) организаций по обеспечению безопасных условий труда;
— контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях;
— участие в проведении специальной оценки условий труда (далее — СОУТ), производственного контроля условий труда, выявлении опасностей и управлении профессиональными рисками на рабочих местах, организация и проведение мероприятий по снижению профессиональных рисков;
— обеспечение и координация проведения оперативного контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах у работодателя и в его структурных подразделениях;
— участие в расследовании и учете несчастных случаев и профессиональных заболеваний, учете и рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников;
— подготовка и организация проведения инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда у работодателя;
— участие в реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда у работодателя; организация информационных мероприятий по охране труда;
— составление отчетности по установленным формам, ведение документированной информации по охране труда у работодателя.
Задачи специалистов по охране труда в новых условиях
С 1 марта 2022 года вступают в силу изменения в ТК РФ, которые направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда работников, а также обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве.
Общая цель внесения поправок в текст ТК РФ, а также издания целого ряда соответствующих подзаконных нормативных правовых актов — обеспечение перехода от списочного подхода к риск-ориентированному менеджменту в сфере охраны труда.
Общая цель внесения поправок в текст ТК РФ, а также издания целого ряда соответствующих подзаконных нормативных правовых актов — обеспечение перехода от списочного подхода к риск-ориентированному менеджменту в сфере охраны труда.
Теперь работодатели будут обязаны на конкретном рабочем месте учитывать профессиональные риски и создавать безопасные условия труда для работника с учетом особенностей его работы на конкретном рабочем месте.
Как учесть изменения в законодательстве в работе службы охраны труда? В первую очередь необходимо издать приказы о назначении ответственных лиц, в которых закреплены новые обязанности в соответствии с изменениями, внесенными в раздел X «Охрана труда» ТК РФ. Также необходимо пересмотреть все действующие локальные нормативные акты организации в области охраны труда с учетом новых требований и норм законодательства, внесенных в текст ТК РФ, а также положений соответствующих, вновь изданных подзаконных нормативных правовых актов.
«Меняющееся законодательство привело к тому, что мы не только должны внести соответствующие изменения в локальные акты организации, но и изменить к ним свое отношение», — считает исполнительный директор КИОУТ Наталья МИНЕВИЧ. «Локальные акты работодателя теперь становятся очень значимыми документами и фактически дают право инспектору при любой проверке воспринимать все, что в них написано, как внутренние требования организации, которые, соответственно, должны быть выполнены», — отметила эксперт...