Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Публикации

18 апреля 2024 г.

Материалы обучения искусственного интеллекта охране труда: к вебинару КИОУТ

Вебинар провел генеральный директор КИОУТ Олег Александрович Косырев. Он доложил об основных принципах работы искусственного интеллекта в сфере организации охраны труда на производстве. Непосредственным...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Липовые сертификаты сойдут на нет

12 декабря 2012 г.


Создать одномоментно систему аккредитации, полностью соответствующую международным стандартам, невозможно, это делается поэтапно. Мы поставили перед собой несколько задач, связанных с реформированием системы аккредитации. Первая - создание организационных условий для работы службы, вторая - построение "переходной" модели аккредитации, третья - формирование системы аккредитации, соответствующей международным требованиям.

Так вот, сейчас мы заканчиваем решение второй задачи: определен новый порядок аккредитации, стали более жесткими требования к аккредитованным лицам, введена государственная аттестация привлекаемых к работе по аккредитации экспертов и началась практика внедрения нововведений.

Значит ли это, что вы отдельно будете подгонять нашу систему аккредитации под требования ВТО, отдельно под ОЭСР, потом отдельно под ТС?

Савва ШИПОВ, руководитель Росаккредитац: Требования единые, поэтому дифференциации подходов не потребуется. Но для реализации этих требований нужны изменения законодательства. Такие изменения должны коснуться системы аккредитации, однако для международного признания российских сертификатов эта задача должна решаться одновременно с задачей унификации требований к товарам и услугам. Вектор ее решения уже заметен в Таможенном союзе, в рамках которого предъявляются требования не только к организациям и процедурам, но и к товарам, что является более глубокой интеграцией.

Минэкономразвития и Росаккредитация приняли целый ряд документов, которые внедрили основные требования международных стандартов в нашу систему. Первое и главное - критерии аккредитации, это то, чему должны соответствовать аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории. Раньше они были описаны буквально пятью короткими пунктами, которые детально не раскрывались. Например, лаборатории не были обязаны иметь в наличии необходимое для испытаний оборудование. Были ситуации, когда лаборатория представляла собой пустую комнату с компьютером, а оборудование находилось в другом месте. Можно было заключать договор о пользовании оборудованием, приезжать с образцами, испытывать неизвестно в каких условиях, поэтому никакой достоверности такие испытания не имели.

Подтвердить компетентность такой лаборатории было невозможно. А нужные бумажки выдавались. Или другой пример, в старых требованиях говорилось о том, что в органах по сертификации должны работать специалисты, которые обладают необходимым образованием и стажем работы. Но эти специалисты могли работать и по совместительству. Фактически они могли находиться и работать в органе по сертификации в Москве, и числиться по совместительству в других органах разных городов, подписывать сертификаты дистанционно, реально не участвуя в работах по сертификации. Все это - причины, по которым выдаваемые сертификаты не отражали реальное соответствие товаров требованиям безопасности. В новых критериях мы обязали органы по сертификации иметь не менее трех штатных экспертов, а внештатников - участвовать в работах по сертификации в рамках внедренного руководства по качеству. Лаборатории же теперь должны иметь у себя в наличии все оборудование, необходимое для проведения испытаний.

Значит ли это, что армии специалистов по сертификации у вас прибыло?

Савва ШИПОВ: Армия специалистов не может появиться мгновенно. Скорее сократится армия тех органов по сертификации, которые существовали лишь на бумаге, не имея реальных специалистов у себя в штате. Теперь мы ставим эти организации перед выбором: либо они набирают специалистов и начинают качественно работать по правилам, либо лишаются аккредитации.

Сколько у них времени на раздумье?

Савва ШИПОВ: Мы не давали какую-то жесткую установку по времени. У нас и полномочий таких нет. У нас есть план проверок, который мы осуществляем по отношению ко всем аккредитованным лицам. Международные требования говорят о том, что после аккредитации мы должны провести первую проверку в течение года, то есть когда началась реальная работа. Вторую проверку перед наступлением трехлетнего срока работы. И следующая - перед пятилетним сроком. В 2013 году по нашим оценкам инспекционный контроль затронет порядка четырех тысяч юридических лиц. Как правило, это малый бизнес. Есть и крупные компании. Иногда это производственная лаборатория, которая входит в структуру крупного холдинга. При этом мы дополнительно будем осуществлять внеплановые проверки на основании поступающей к нам информации о нарушениях, а таких обращений становится все больше и больше.

Сколько денег придется потратить лабораториям на новое оборудование?

Савва ШИПОВ: Все зависит от того, чем собирается заниматься эта лаборатория. Большая часть лабораторий, в основном, проводят несложные испытания (например, оценку качества воды, воздуха, пищевых продуктов), тех, которые делают сложные испытания, - не так много. Кроме того, сохраняется возможность брать оборудование в аренду. Но это должна быть реальная аренда - когда оборудование физически находится в лаборатории. Есть и уникальные случаи, когда наличие оборудования в лаборатории невозможно. Например, в железнодорожной сфере есть специальное испытательное оборудование - железнодорожный круг, по которому запускают поезда. Для таких случаев мы сделали исключение.

Не получится так, что какие-то регионы останутся без лабораторий?

Савва ШИПОВ: Нет. Сейчас во всех регионах есть лаборатории, которые работают нормально. Им просто нужно совершенствовать свою работу. Кроме того, есть и государственные лаборатории. В основном они являются подведомственными учреждениями федеральных или региональных органов.

Будут ли предъявляться какие-либо новые требования помимо наличия на местах оборудования и штатного персонала?

Савва Шипов: Да, одно очень важное требование - работающая система менеджмента качества. В каждом органе по сертификации, в каждой лаборатории должно быть руководство по качеству. Это ключевой документ, который содержит описание каждой процедуры, вплоть до мельчайших шагов, которые фиксируются в установленном порядке. Такое протоколирование позволит гарантировать качественное выполнение процедур сертификации и испытаний. И любое невыполнение положений этого внутреннего документа органом по сертификации или лабораторией становится нарушением установленных требований. В этом случае могут быть применены санкции. Первая - связана с приостановлением аккредитации. Приостановление может закончиться лишением аккредитации, либо - после устранения нарушений - ее восстановлением. Вторая санкция, если, например, будут нарушены правила сертификации, реализуется в рамках административной ответственности - административный штраф до миллиона рублей, или лишение права заниматься деятельностью для физического лица сроком до трех лет. Использование этих механизмов требует законодательной настройки, но уже сейчас у нас около 500 случаев лишения аккредитации.

Нужно понимать, что просто установление всех перечисленных требований одномоментно проблему пресечения деятельности недобросовестных организаций не решит. Для этого нужна серьезная работа нашей службы, работа других контрольных органов, на сотрудничество с которыми мы очень рассчитываем - МВД, ФТС, Роспотребнадзора и др.

Значит ли это, что у них появится больше возможностей для дополнительных проверок?

Савва ШИПОВ: Нет. Здесь речь идет о том, что мы должны договориться об оперативном обмене информацией. Как выглядит схема работы, например, с Роспотребнадзором, отвечающим за контроль на рынке? Специалисты, в рамках своих проверок, берут контрольный образец, проверяют его, и оказывается, что товар не соответствует тому, что написано в сертификате. Сообщают об этом нам. И тогда мы проводим проверку того, кто выдал этот сертификат. Разбираемся, как этот конкретный сертификат появился, кто его подписывал, проводились испытания или нет. И вот такие же цепочки взаимодействия выстраиваются с другими контрольными органами. Кстати, с Роспотребнадзором и с Федеральной таможенной службой мы уже подписали соответствующее соглашение о взаимодействии, причем с таможней совсем недавно.

Вы упомянули государственную аттестацию экспертов по аккредитации, что это за нововведение?

Савва Шипов: Мы опирались на международный опыт, в соответствии с которым к работам по аккредитации привлекаются компетентные в конкретных областях специалисты. Раньше такие эксперты аттестовывались в рамках добровольных систем и, привлекаясь к работам государством, не несли перед ним ответственности. Сейчас сформирован государственный реестр экспертов по аккредитации, в котором уже более 250 человек, прошедших аттестацию в Росаккредитации. Мы знаем о том, что раньше встречались случаи, когда эксперты готовили свои заключения даже не выезжая в орган по сертификации или лабораторию. Сейчас такие действия приведут к исключению из государственного реестра и к невозможности продолжать заниматься профессиональной деятельностью.

Какое отношение к реформе системы аккредитации со стороны бизнес-сообщества?

Савва ШИПОВ: Разное. Есть разный бизнес и разная мотивация. Недобросовестному бизнесу невыгодно, чтобы наши требования к аккредитованным лицам повышались и приближались к международным стандартам. Добросовестному бизнесу наоборот. Ему интересно, чтобы были единые правила игры, и не было недобросовестных участников, которые, ничего не делая, сбивают цены на рынке таких услуг.

Есть бизнес производителей и импортеров, который обращается к этим аккредитованным лицам. Среди них есть организации, которые дорожат своей репутацией и никогда не пойдут в орган по сертификации, выдающий "левые" сертификаты. Есть бизнес, который хочет что-то быстро и некачественно произвести, продать и закрыться. Не все рады изменениям, которые происходят.

Справедливости ради нужно отметить, что и Росаккредитации, с точки зрения повышения качества оказания государственных услуг, есть над чем работать.

Ведется ли работа по информатизации деятельности "Росаккредитации"?

Савва ШИПОВ: Да, это один из приоритетов. Главной задачей было объединить все существующие системы аккредитации. Мы создали единый ресурс: Реестр аккредитованных лиц. Он размещен у нас на сайте. Также сформированы и размещены на сайте восемь реестров по всем направлениям нашей деятельности. Мы хотим создать систему, которая позволит обеспечить электронное взаимодействие между всеми участниками процедур, связанных с аккредитацией: государственными служащими, экспертами, аккредитованными лицами, заявителями. Такая система позволит вести фиксацию, мониторинг всех совершаемых действий, существенно сэкономит время. Заявителям будет предоставлена возможность на сайте посмотреть, что в данный момент происходит с их документами.

Источник: www.rg.ru