Публикации
6 декабря 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»...
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...
Шахтеров, артистов и учителей лишат права на досрочную пенсию
7 июня 2013 г.
Минтруд России признает, что из-за пенсионной реформы некоторые группы будущих пенсионеров потеряют права: пенсия станет меньше, полная выслуга для привилегированных групп трудящихся – врачей, учителей и работников культуры – будет увеличиваться и в 2025 году составит 30 лет, как у большинства граждан страны.
Дискуссия по вопросу пенсионной реформы, которую обществу обещали президент Владимир ПУТИН и премьер Дмитрий МЕДВЕДЕВ, – в полном разгаре. Чиновники Минтруда рассказывают о подробностях реформы все больше и больше. Становится понятно, что пенсия в 2025 году будет уже не так хороша, как сейчас. Выслуга, необходимая для получения полной пенсии, вырастет – государство, фактически, хочет забрать у граждан, работающих во вредных условиях, право выхода на досрочную пенсию.
Чем заменить для них это право, чиновники пока не решили. Предполагалось, что работодатель сможет выбрать: создать корпоративный пенсионный фонд или внести за работника дополнительный платеж в Фонд социального страхования (ФСС), если у него таки нашли профзаболевание. Но в среду участники рабочей группы Минтруда по пенсионной реформе, представлявшие работодателей, заявили, что все предприятия выберут более дешевый для них вариант платежа за профзаболевание в казенный фонд. Поэтому чиновники решили закрыть эту лазейку и согласились рассматривать в качестве базового только вариант формирования корпоративных профессиональных негосударственных пенсионных систем.
После окончания мероприятия в разговоре с журналистами замминистра Минтруда России Андрей ПУДОВ признался, что в случае присоединения к корпоративному пенсионному плану, работники после достижения ими общеустановленного пенсионного возраста, станут получать из ПФР усеченные пенсии. Это связано с тем, что, во время выплаты досрочной пенсии из негосударственных корпоративных фондов, в течение 5 – 10 лет взносы в ПФР за таких досрочников никто делать не будет. Следовательно, прав в государственной пенсионной системе у них будет меньше.
Заодно стало ясно, что медики, педагоги и творческие работники, также имеющие сейчас возможность раньше выйти на пенсию, вовсе лишатся этого права. Минтруда предлагает для них постепенно – по три или шесть месяцев в год – увеличивать выслугу лет (сейчас это 25 или 30 лет), дающую право на досрочную пенсию. В итоге к 2025 году они будут выходить на пенсию в таком же возрасте, как и большинство остальных россиян.
Андрей ПУДОВ, статс-секретарь, замминистра Минтруда России:
«Законопроект о страховых и накопительных пенсиях должен быть внесен в Думу осенью. И мы рассчитываем, что наши предложения по досрочным пенсиям там будут содержаться.
Степень согласования наших предложений с Минфином и Минэкономразвития я бы охарактеризовал как высокую. С Минфином почти согласован вариант повышения размера облагаемого страховыми взносами по ставке 30% годового заработка: с нынешних 1,6 среднего размера заработной платы в стране до 2,3. Это будет делаться постепенно – на 0,1 в год.
Минфин за то, чтобы фиксированную выплату (аналог нынешнего фиксированного базового размера пенсии – прим. ред.) работающим пенсионерам не платить. Как компромиссный вариант – не платить ее тем, кто получает более определенной суммы, ранее называлось 100 тыс. руб. в месяц.
До августа 2013 года мы должны одобрить в правительстве проект закона по специальной оценке условий труда, который является основанием для работодателя платить или не платить дополнительные страховые взносы.
Наши предложения по реформированию пенсионного обеспечения лиц, работающих в особых условиях труда следующие.
Для лиц, имеющих полный специальный стаж – сохраняется возможность досрочного выхода на пенсию. Им будет предложено участие в добровольном дополнительном пенсионном страховании.
Для лиц, имеющих хотя бы один день работы в специальных условиях труда, формирование специального стажа в системе обязательного пенсионного страхования продолжается, если работодатель платит дополнительные страховые взносы (сейчас это в зависимости от списка – 2% и 4% к обычным 22% страховых взносов в ПФР; с 2014 года – 4% и 6%; с 2015 года – 6% и 9%).
Речь идет именно о начислении взносов. Если работодатель по каким-то своим финансово-экономическим причинам взносы не уплачивает, то это не влияет на права застрахованных лиц. Если работник выбирает участие в корпоративной пенсионной системе, то дополнительные взносы по тем же ставкам уплачиваются в эти негосударственные фонды. На этот случай предполагается обязательная регистрация пенсионных программ в ФСФР или у мегарегулятора. Эти дополнительные права будут персонифицированы, чтобы при смене работодателя работник свои пенсионные права мог переносить.
Для только приступающих к работе в специальных условиях труда в наших предложениях есть развилка. В системе государственного пенсионного страхования права не формируются, только в корпоративном пенсионном обеспечении. Этот вариант рассматривается в качестве приоритетного. У нас пока нет позиции на тот счет, должен ли устанавливаться минимальный допустимый тариф взносов работодателя в эту пенсионную систему.
Мне кажется, было бы правильно, если бы работодатель предлагал работнику софинансировать участие в корпоративной пенсионной системе.
Если работник вредных производств оставит работу досрочно, и будет получать корпоративную пенсию, тогда государственная пенсия из ПФР ему будет выдана в общеустановленном пенсионном возрасте, исходя из тех коэффициентов-баллов, которые он смог накопить до 50 лет. Раз взносы во время нахождения на досрочной пенсии не платятся, то компенсацию этих периодов мы даже не рассматриваем. Извините, это же система солидарная, страховая.
Серьезного изъяна мы в этом не видим. Мы не ставим условие, что корпоративная пенсия платиться при оставлении работы. Если он продолжит работу, то работодатель будет платить за него обычные страховые взносы. Свои права в пенсионной системе такой работник продолжит накапливать. По нашим данным, большинство досрочников продолжает свою работу.
Если работнику участие в корпоративной системе не предложено, или работник в ней страховаться не захочет, то тогда через ФСС страхуется риск досрочной утраты здоровья в результате профессионального заболевания. Это новый вид страхования. Сейчас в ФСС страхуется риск получение профзаболевания. Предлагается ввести страхование появления признаков профзаболевания. В этом случае работодатель вместо доптарифа к страховым взносам будет платить дополнительный тариф в ФСС. Он будет существенно ниже нынешних доптарифов. По оценкам ФСС, от 0,5% до 1,5% от фонда заработной платы.
В этом случае при обнаружении ранних признаков профзаболевания права работника могут быть оценены в 10 – 20% от утрачиваемого в результате заболевания заработка. Условием назначения такой платы будет уход с того рабочего места, где возникли ранние признаки профзаболевания. Как вариант, прежде чем назначить работнику компенсацию, возможно предложение реабилитационных медуслуг через ФСС.
Мы уже почти условились, что корпоративные пенсионные системы для досрочников будут обязательными. И это вариант приоритетный. Вариант с ФСС должен быть не самостоятельным, а как минимум дополнительным. Пока у нас есть всего семь центров профпатологов. Даже не во всех регионах.
Основная масса медицинских, педагогических и творческих работников получают право выхода на пенсию вне зависимости от возраста по выслуге лет. Напомню, что до 1996 года они получали эту пенсию, только если оставляли работу.
Сейчас предлагается после 2015 года переходное повышение требований к выслуге лет: для тех, у кого сейчас выслуга составляет 25 лет – по три месяца в год, остальным – по шесть месяцев. К 2025 году у них будет фактически общеустановленный пенсионный возраст. Но окончательного решения на данный счет пока нет.
Для данной категории работников мы видим больше перспектив в развитии корпоративных систем, которые стимулируются государством. Пока против этого возражает Минфин. Еще один вариант повышения пенсий для них – это стимулирование таких работников к участию в софинансировании».
Сергей ВЕЛЬМЯЙКИН, первый замминистра Минтруда России:
«Предлагаем размер дополнительного тарифа за работников на рабочих местах с особыми условиями труда установить в зависимости от двух критериев.
По спискам 1 и 2 («Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», утвержденные правительством СССР в 1991 году – прим. ред.) провести дифференциацию по классам вредности:
– 1 и 2 класс риска из-под действия доптарифа выводятся;
– в 2014 году в классе 3.1 – 2%;
– за 4 класс опасности – 8%.
В дальнейшем предлагается либо 11% в 4 классе опасности и 5% в классе 3.1. Либо если будет большая дифференциация, то – от 10% в 4 классе до 4% в классе 3.1. Условия труда горнопроходчика характеризуются классом опасности 3.4; шахтер в очистной лаве – 3.3; металлург в горячем цеху или машинист экскаватора в шахте – 3.2; класс 3.1 – это, как правило, напряженность труда; 4 класс опасности – это водолазы и что-то подобное экстремальное. Хотя наша процедура аттестации иногда показывает чудесные вещи. В одном из регионов по классу опасности 3.4 оказались 82 артиста оркестра.
При ставке доптарифа в 4% и при среднем заработке в добывающей отрасли в 40 тыс. руб. пенсионные права в пятилетнем досрочном периоде реально сформируются на пенсию в размере 15 тыс. руб. в месяц, в десятилетнем – без малого 8 тыс. руб.
Такие тарифы в корпоративной системе позволяют формировать достаточно приличный уровень пенсионного обеспечения, тем более что зарплату в досрочный период у продолжающего работать никто отбирать не собирается. Средняя пенсия сейчас 10,4 тыс. руб.; шахтеры выходят досрочно и начинают получать 10 тыс. руб.».
Иван МОХНАЧУК, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности:
«В варианте с ФСС у шахтеров, которые начнут работать после 2015 года, вы отбираете досрочную пенсию. Сейчас после 25 лет работы в шахте он может уйти на пенсию. Если работник остается здоровым, и нет признаков заболевания, он будет вынужден продолжать работать минимум 35 лет до 60 лет, как все остальные.
Для работодателей возникает соблазн не модернизировать рабочие места, а скрывать рабочие места с вредными условиями труда или выплачивать зарплаты в конверте.
Есть другие механизмы стимулирования работодателей к улучшению условий труда: ставки НДПИ, лицензии, Киотский протокол с платежами и штрафами за выбросы. Через человека мы не привяжем, а принудим работодателя уйти в тень. Он найдет такую законную возможность. Компании стали нанимать специальных юристов, у которых одна задача – противодействовать профсоюзам».
Константин УГРЮМОВ, президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ):
«Концепция законопроекта видится разумной. Но нужно право наследования накоплений работников, страхуемых в корпоративной пенсионной системе».
Алексей ОКУНЬКОВ, исполнительный директор Ассоциации промышленников ГМК России:
«Даже выявление первых признаков профзаболевания должно давать работодателю право выводить такого работника из вредных условий труда».
Вячеслав БАТАЕВ, замгендиректора Объединения работодателей «Желдортранс»:
«Если перед работодателем будет выбор – корпоративная пенсионная система или страхование в ФСС, где у него будет доптариф 0,5 – 1,5%, ясно, что он выберет. Тарифы в корпоративной системе заведомо будут выше».
Игорь ПАВЛОВ, председатель профсоюза работников морского транспорта:
«Вариант с ФСС должен быть дополнительным к тарифу. Иначе ясно, что выберет работодатель».
Юрий ЛЮБЛИН, первый вице-президент НАПФ:
«Если условия страхования в государственной и корпоративной системах будут одинаковым, то не понятно, зачем огород городить. Обязательное условие – повышение зарплат. Без этого ни о каком соучастии со стороны работника нельзя говорить вообще».
Источник: Финмаркет