Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Министр Максим Топилин: планируется, что в 2014 году трудовые пенсии по старости вырастут на 9 %, социальные – на 15,2 %
5 июля 2013 г.
Стенограмма выступления главы Минтруда России Максима Топилина на брифинге по итогам заседания Правительства РФ:
М.Топилин: Уважаемые коллеги! Мы рассматривали проекты основных характеристик по бюджету Пенсионного фонда и Фонда социального страхования на 2014–2016 годы. Доходы пока прогнозируются по Пенсионному фонду на 2014, 2015 и 2016 годы соответственно 6,8, 7,4 и 8,2 трлн рублей – это рост на 6,5%, 9,3% и 10,8%. Как складываются доходы? Ключевым моментом является то, что не предусматривается никаких решений по увеличению тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды. Они будут такими, какими они предусмотрены уже принятыми законами.
Сохраняется ряд льгот, которые имеют по законам свои сроки завершения. Но очень важно, что проект бюджета Пенсионного фонда будет сформирован с учётом того, что с 2014 года те граждане, которые сделали выбор в пользу солидарной системы (помните эту тему – 4% и 2%)…
Будет сформирован уже в новых условиях, то есть у тех граждан, которые примут решение в пользу солидарной системы, 4% уже будет направлено с 1 января 2014 года в солидарную систему, и у них останется лишь 2% в накопительной. Из этих параметров сформированы доходы. Конечно, это трансферты. Совершенно понятно, что есть ряд выпадающих доходов в связи с теми льготами, о которых я сказал, – льготами по страховым взносам, есть переходящие остатки Пенсионного фонда (они также в размерах 130, 167 и 18 млрд по годам покрывают дефицит Пенсионного фонда) и, соответственно, межбюджетные трансферты, которые мы сейчас еще досогласовываем с Министерством финансов. У нас пока существуют разногласия с Министерством финансов по этому поводу, но работа в течение предстоящего месяца позволит эти разногласия снять.
Дальше тоже будет происходить увеличение. Хочу обратить внимание на то, что пенсии социальные повысятся в 2014 году на 15,2%. Это в связи с тем, что прожиточный минимум пенсионеров повышается в этом году за счёт новой корзины, которая была принята в прошлом году. За счёт корзины увеличивается прожиточный минимум пенсионеров, и, соответственно, социальные пенсии будут проиндексированы в более высоких объемах.
Что касается Фонда социального страхования, то нам удалось добиться фактически сбалансированности этого Фонда на следующие годы. Вместо того чтобы покрывать дефицит за счет трансфертов из федерального бюджета (что было, как вы помните, все предыдущие годы), в 2014, 2015 и 2016 годах фактически в счет остатков, которые образуются в бюджетах, покрывается дефицит Фонда соцстраха.
Нам бы хотелось, чтобы эта тенденция продолжалась, и мы будем в этом отношении ещё больше предпринимать усилий, чтобы Фонд соцстраха стал независимым от федерального бюджета. В следующие годы мы будем финансировать дефицит за счёт остатков, которые сложились при исполнении бюджета, – фактически это будет такая конструкция.
Могу сказать, что социальные пособия будут проиндексированы соответственно на 5% в следующем году по уровню инфляции, который будет закладываться в 2014 году, и, соответственно, в рамках бюджета в части страхования от несчастных случаев на производстве будет складываться профицит. Он дойдёт в 2016 году практически до 17 млрд рублей. Это тоже такая позитивная тенденция.
И мы предлагаем при подготовке бюджета подготовить ещё дополнительные поправки в законодательство о несчастных случаях на производстве и серьёзным образом увеличить возмещение расходов в случае гибели пострадавших на производстве. Сейчас эти выплаты составляют всего 80 тыс. рублей, то есть если человек, к сожалению, попадает в такую ситуацию и такая ситуация складывается, государство компенсирует за счёт профицитного вида страхования всего 80 тыс. рублей. Это неправильно, и мы предлагаем поднять эту планку до 1 млн рублей. Это будет уже адекватно нормальному страхованию.
Считаем, что это целесообразно. Также будут увеличены средства, которые будут направляться работодателями на превентивные меры в целях улучшения охраны труда. Эти нормативы будут тоже увеличены. Сейчас мы в этом направлении также будем работать. Спасибо.
Вопрос: Хотелось бы уточнить по 1 млн рублей от несчастных случаев. Если будут платить больше, значит, работодатели тоже будут брать больше или нет?
М.Топилин: Брать что?
Реплика: Взносы.
М.Топилин: Я про увеличение взносов в Фонд социального страхования в части страхования от несчастных случаев на производстве не сказал ни слова. Нет, взносы не будут увеличены. Я же сказал о том, что у нас этот вид страхования является профицитным: профицит позволяет увеличивать эти расходы.
Вопрос: Какое решение в итоге приняли по бюджету?
М.Топилин: Это не бюджет, это основные характеристики. Основные характеристики в основном одобрены, и мы будем продолжать работать по всем тем вопросам, которые, безусловно, остаются у министерств и ведомств. Конечно, аппетиты у всех достаточно высокие, но мы будем действовать в рамках тех ограничений, которые есть, в условиях тех экономических реалий, которые есть. Работа будет продолжаться, бюджет будет подготовлен.
Я так скажу: 11-го числа Минфин должен внести нам всем (министерствам) предельные объёмы, дальше мы будем работать в рамках предельных объёмов (по-моему, до 9 августа эта работа будет производиться), и после этого, конечно, какие-то разногласия останутся между министерствами. Ключевое направление – это, конечно, исполнение указов Президента.
Сегодня мы обсуждали вопросы исполнения указов в части заработных плат бюджетников. Но я могу сказать следующее: я знаю бюджет своего министерства, допустим, – я могу сказать, что всегда можно найти определённые ресурсы внутри своего бюджета, то есть надо всегда быть очень разумным. Есть, конечно, ситуации, которые не позволяют найти расходы внутри министерства, но я, например, всегда говорю о том, что мы предлагаем Министерству финансов расширить активные программы по поддержке занятости инвалидов. Сейчас мы только субсидируем создание рабочих мест для инвалидов.
Чтобы лица с ограниченными возможностями имели нормальную работу, нужно им оказывать некое сопровождение, наставничество и дообучение на рабочем месте. Мы предполагаем также в следующем году софинансировать регионы по программам, которые направлены на обучение женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком. Это тоже указы Президента, но мы эти средства можем изыскать внутри бюджета министерства, и это предлагаем Министерству финансов делать. Это ни много, ни мало, по годам порядка 1,5 – 2 млрд рублей. Это мы можем найти внутри ведомства. Что-то мы не можем найти – например, это те расходы, которые необходимо предусматривать на технические средства реабилитации. То есть здесь масса таких нюансов, которые будут продолжать дальше отрабатываться. Надо не стоять на месте, двигаться дальше.
Вопрос: Минфин при подготовке бюджета предлагает сэкономить на работающих пенсионерах, и из этой презентации, которая рассматривалась, следует, что предлагается отменить с 2015 году выплату базовой пенсии работающим пенсионерам и индексацию для всех трудовой. Согласен ли с этим предложением Минтруд? Ведь получается, что для работающих пенсионеров пенсия действительно будет ниже теперь.
М.Топилин: Нет, Минтруд категорически не согласен с этим. Мы являемся авторами разработки пенсионной реформы, и мы таких предложений не вносили. Мы не считаем, что при нынешнем уровне пенсий и зарплат можно было бы отказаться от выплат пенсий работающим пенсионерам. Мы предлагаем другое. Мы предлагаем конструкцию, при которой, если человек откладывает пенсию, не получает её определённое количество лет, то он получает некий мультипликативный эффект тогда, когда он выходит на пенсию. Например, через пять лет рост будет 1,5 раза. Но это не означает, что он не будет получать, как предлагает Минфин, фиксированный базовый размер в это время.
Что касается индексации. Мы договорились о том, что мы немножко корректируем механизм индексации: а-ля базовая часть пенсии, она входит в страховую часть, будет индексироваться по инфляции, а оставшаяся часть страховой будет индексироваться по инфляции и по доходам Пенсионного фонда, так же, как и сейчас.
Эти параметры сейчас настраиваются, но с другой стороны, мы предлагаем с 2015 года (это тоже поддержано Председателем Правительства) ввести некую линейку стажевых коэффициентов, стажевых баллов. При более высоком стаже у мужчин и женщин от 30 до 35 лет – за 10 лет, при этом сделать это не только для тех, кто будет вновь выходить, но и для действующих пенсионеров. Это позволит повысить пенсию уже действующим пенсионерам. Практически мы уже все параметры почти согласовали, за исключением деталей. Сейчас мы согласовываем уже законопроект.
Вопрос: Можно ещё одну деталь? Какая ставка будет закладываться по накопительной части – 2% или 6%?
М.Топилин: Та, которая сейчас в законе.
Вопрос: Шесть?
М.Топилин: В законе сейчас, с 2014 года – 2%. В действующем законодательстве, которое было принято в прошлом году, ставка с 2014 года – 2%.
Вопрос: Просто Минфин предлагает 6%.
М.Топилин: Я, когда по первому вопросу вам рассказывал, сказал, что в параметрах Пенсионного фонда заложено то, что заложено в действующем законодательстве, – это 2% со следующего года. И, соответственно, выбор: вы можете выбрать 4 к 2. Если вы выбрали НПФ, ничего писать не надо (это с 1 января 2014 года). Этот выбор вы должны сделать в этом году. Но как его делать?
Если вы уже в НПФ, вы сделали выбор в пользу накопительной, но через НПФ, вам ничего писать не надо, вы просто остаётесь в «накопиловке», с 6%. Если вы «молчун», ничего не написали, то остаётесь четырьмя процентами в распределительной и двумя – в накопительной. Вся схема настроена на то, чтобы не делать лишних движений, то есть не писать дополнительных бумаг. Вот я, например, в НПФ, и если захочу перейти четырьмя процентами в солидарную систему, я тогда должен написать заявление – вот это единственный случай. И это будет с 2014 года.
Мы сейчас подготовили законопроект, который продлевает право это сделать в 2014 году и за пределами 2014 для тех, кто будет просто приходить на работу, вновь заключать трудовые договоры, для молодых людей. Этот законопроект мы сейчас с Минэкономразвития согласовали, с Минфином пока нет, потому что Минфин почему-то думал о том, что будет какое-то продление тарифа, но этого не предусмотрено.
Вопрос: В начале недели Трехсторонняя комиссия одобрила законопроект Минтруда по ограничению бонусов, выходных пособий, «золотых парашютов» для руководителей госкорпораций и госкомпаний…
М.Топилин: Там восемь компаний. Если жестко, то восемь компаний.
Вопрос: Да, при этом у вас в законопроект ещё попали и госкомпании с госучастием 50 и выше...
М.Топилин: И не только руководители, но ещё их заместители, и главные бухгалтеры, и члены управляющих компаний.
Вопрос: Да, а почему так произошло?
М.Топилин: Потому что министерства и ведомства – Минфин, Минэкономразвития, – и работодатели, и профсоюзы сочли целесообразным более широко установить в Трудовом кодексе ограничения при увольнении. Это будет от трёх до шести средних месячных заработных плат. Тоже была дискуссия по этому поводу. Мы это предложение направили в Администрацию Президента, и если Администрация Президента (потому что это поручение Президента) оценит, что мы правильно двигаемся, будем выпускать закон в таком виде…
Вопрос: То есть еще с Администрацией это предложение не согласовано именно по расширению, скажем так, перечня людей, которые…
М.Топилин: Правительству поручено подготовить предложения по законопроекту. Мы эти предложения направили в Администрацию Президента.
Вопрос: Они просто несколько шире, чем то, что поручал Президент.
М.Топилин: Еще раз говорю, мы эти предложения направили в Администрацию Президента. Несколько шире, да, есть ещё три депутатских законопроекта, которые ещё более жёсткие.
Вопрос: Накануне глава ФМС предложил изменить существующий порядок квотирования иностранной рабочей силы. Как вы относитесь к этому предложению?
М.Топилин: У нас постоянный диалог по этому поводу с миграционной службой. Что мы делаем? Мы делаем всё-таки, как мне кажется, последовательные шаги. Во-первых, мы внесли изменения в страховое законодательство по пенсиям, когда ввели тарифы страховых взносов для иностранцев в части Пенсионного фонда. Это произошло в прошлом году. Сейчас мы подготовили два законопроекта, которые вводят страхование по временной нетрудоспособности для иностранных граждан. У нас сейчас иностранная рабочая сила стоит гораздо дешевле, потому что за них не платятся страховые взносы практически. Этот законопроект тоже согласовывается сейчас с работодателями и профсоюзами.
Вопрос: Квоты нужны?
М.Топилин: Что касается квот, отмены квот, мы категорически против таких предложений. Мы считаем их совершенно неправильными, экономически необоснованными. Есть масса проблем. Сейчас уже подписан закон по поводу того, что будут нам даны полномочия по уточнению так называемого 783-го Постановления (пока у нас его нет) – это как раз порядок формирования квот. Сейчас с Министерством экономического развития и ФМС вместе готовим эти изменения, и там процедуры формирования квот будут определённым образом оптимизированы.
Мы можем вам более подробно об этом рассказать отдельно. Но мы категорически против отмены квот, потому что это приведёт просто к развалу российского рынка труда. У нас не регламентируется патент – хорошая идея, которая была. Помните, патент для тех, кто работает у физических лиц? Сколько с этой идей носились и думали? Она действительно была направлена на легализацию. Но что она дала? Спросите у руководителей регионов на Северном Кавказе. У нас, оказывается, большинство людей работает у физических лиц, оказывая им услуги, а по квоте – никого. По квоте никого, а патентников очень много. И не регулируется, и нет квоты.
Мы задумываемся о том, чтобы здесь квоту вводить, здесь надо как-то регулировать. Поэтому мы считаем, что это неправильно, мы считаем, что всё-таки есть некое разделение полномочий, и, мне кажется, что всё-таки необходимо было бы больше заниматься контролем за легальным и нелегальным положением граждан в Российской Федерации. Вот этим заниматься – и тогда всё будет. Когда каждый будет заниматься своим делом, то всё-таки будет, мне кажется, больше порядка в стране.
Вопрос: Вы говорили на встрече с Исаевым (А. Исаев – председатель Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов), что к 1 июля будет разработана «дорожная карта» «Повышение МРОТ». Есть ли эта дорожная карта, и как она согласуется с этим проектом бюджета?
М.Топилин: С проектом бюджета – никак, потому что она ещё не согласована по той простой причине, что её можно реализовать, только лишь решив проблему районного регулирования заработной платы. Вы знаете эту тему, да? Когда у нас есть противоречия в трудовом законодательстве, мы пытаемся всё-таки реализовать этот вопрос однозначно, потому что много судов. Нам очень некомфортно от такой ситуации, но мы понимаем, что, так как тема МРОТ привязана к ПМ (прожиточному минимуму), она не может решиться без районного регулирования, потому что в ПМ всегда входит МРОТ и в ПМ всегда входит районный коэффициент.
Если мы берtм ПМ в среднем по Российской Федерации, то средний районный коэффициент, средние северные надбавки зашиты внутри. В МРОТ они сейчас пока ещё по одной статье законодательства трудового входят, но есть другие статьи трудового законодательства, которые говорят, что не входят. Есть внутренние противоречия, к сожалению, это было сделано чуть раньше. Многие специалисты тогда говорили, что это неправильные поправки в трудовое законодательство, но что есть, то есть.
Поэтому, я думаю, что мы будем вести переговоры и дальше, имея в виду, что к 2018 году… Мы ставим перед собой задачу к 2018 году довести МРОТ до прожиточного минимума. Профсоюзы, конечно, хотят это сделать пораньше, работодатели – попозже, но мы такую задачу перед собой ставим. Но такая линейка… Я могу сказать, что работа будет продолжаться как минимум до 1 января следующего года. Спасибо.
Источник: Сайт Правительства РФ