Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Публикации

6 декабря 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Украина: экономить на охране труда – себе дороже

8 ноября 2013 г.


Так считают организаторы круглого стола на тему «Безопасность труда: нагрузка на бизнес или фактор роста украинской экономики?», состоявшегося в сентябре в Киеве. К сожалению, экономические аспекты охраны труда не заинтересовали самих работодателей, которые по закону как раз и обязаны заботиться о безопасности труда на рабочих местах. Неужели в Украине охрана труда и бизнес – понятия несовместимые?
 
Целостное видение экономики охраны труда, мнения, предложения и рекомендации относительно того, как надлежащая организация охраны труда, в том числе мероприятия по профилактике производственного травматизма и профессио­нальных заболеваний, содействуют достижению высоких результатов в бизнесе, высказали представители органов законодательной и исполнительной власти, прокуратуры, Международной организации труда, научных учреждений, профсоюзов, предприятий, общественных организаций, СМИ.
 
Приглашение принять участие в круглом столе получила и еще одна заинтересованная сторона – Федерация работодателей Украины. Однако, несмотря на то, что тема напрямую затрагивает интересы членов этой организации, ее представители не воспользовались возможностью публично высказать свою точку зрения. Правда, игнорирование приглашения можно считать пусть молчаливой и непоказательной, но все же позицией.
 
Участники круглого стола дали оценку состоянию финансирования и организации охраны труда на оте­чественных предприятиях и разработали общие рекомендации по решению ряда вопросов, вынесенных на повестку дня. Эти установки должны стать отправной точкой для пере­осмысления работодателями и всем обществом значения производственной безопасности для экономики предприятий. Сегодня важность эффективной организации охраны труда недооценена, однако абсолютно очевидно, что именно этот принцип является залогом успешного ведения бизнеса. Предлагаем вниманию читателей наиболее яркие, интересные и конструктивные мнения и рекомендации участников круглого стола.


Сергей УКРАИНЕЦ, заместитель Председателя ФПУ:
 
– Значительное количество квалифицированных работников в экономически активном возрасте выбывают из трудовых рядов вследствие производственного травматизма и проф­заболеваний. Вдумайтесь: каждый год в Украине регистрируется 5,5 тыс. случаев профзаболеваний и в среднем 12 тыс. лиц получают инвалидность. При этом большая часть профзаболеваний выяв­ляется на поздних стадиях, когда человек по объек­тивным причинам уже не в состоянии продолжать работу по специальности. Начиная с 2000 года на производстве погибла 21 тыс. человек.
 
Для сравнения: во время войны в Афганистане все республики бывшего СССР, вместе взятые, потеряли 15 тыс. своих граждан. Украинские семьи и государство несут огромные, ничем не оправданные человеческие потери, усугубленные экономическими факторами. По оценкам МОТ, развитые страны из-за ненадлежащей организации охраны труда теряют более 4% ВВП. Если экстраполировать эту цифру на Украину, получается свыше 60 млрд грн. Однако на самом деле для нашей развивающейся страны этот показатель значительно выше. Отрицательно сказывается на экономическом развитии государства и низкая производительность труда. Для справки: в настоящее время на наших шахтах работает около 70% пенсионеров и лиц с «легкими» группами инвалидности.

Причинами низкопроизводительного труда являются упадок промышленной медицины, непроведение медицинских осмотров, отсутствие возможностей у работников, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, восстанавливать здоровье в санаториях и профилакториях, высокая стоимость лекарств и медицинских услуг, низкая заработная плата, неполноценное и некачественное питание. Из-за законодательных ограничений продолжается резкое сокращение объемов проведения проверок контролирующими органами. При сегодняшнем количестве работников Госгорпромнадзора до каждого предприятия государственный инспектор может добраться лишь один раз в 30 – 50 лет! На печальные мысли наводят перспективы европейской интеграции: после того как будут открыты границы с Европой, начнется неуправляемый отток из Украины наиболее подготовленных, активных и конкурентоспособных работников.
 
Поэтому бизнесменам нужно задуматься, с кем они будут работать в ближайшем будущем. Пакет документов об ассоциации с Евросоюзом включает около 30 директив ЕС, касающихся здоровья работающих и безопасности труда, с которыми Украина обязана гармонизировать свое законодательство. Достойная зарплата, здоровые и безопасные условия труда – вот главные условия сохранения трудового потенциала. Жизнь и здоровье работающего украинца является бесценным ресурсом экономического процветания страны, и утрата самого дорогого, что есть у человека, должна стоить работодателю дорого. Такой позиции придерживаются профсоюзы.
 

Сергей САВЧУК, Национальный координатор МОТ в Украине:

– Символично, что актуальные вопросы охраны труда в несколько непривычном ракурсе экономической эффективности мы обсуждаем накануне Всемирного дня действий за достойный труд, который отмечается 7 октября. По определению МОТ, достойный труд – это продуктивная занятость в условиях безопасности, соблюдения трудовых прав и уважения человеческого достоинства. Обратите внимание: безопасность труда и продуктивная занятость стоят рядом.
 


Пример европейских государств доказывает, что создание на предприятиях безопасных условий труда и здоровой производственной среды является выгодным для работодателей, более того – залогом успешного бизнеса. Несчастные случаи и профессиональные заболевания на производстве становятся тяжелым бременем как для потерпевших, так и для экономики предприятий. В значительной мере такие риски грозят небольшим фирмам, которые из-за выплат потерпевшим несут серьезные финансовые потери. В странах ЕС более 60% компаний, бизнес-процессы в которых были нарушены в течение более девяти дней, вынуждены прекращать свою деятельность. В европейских странах бизнес-партнеров выбирают очень обстоятельно. Один из главных критериев – состояние охраны труда на предприятиях потенциального союзника. Стандарты эффективности безопасности труда все чаще прописываются в контрактах как государственного, так и частного сектора. Над этим уже сейчас следует задуматься украинским предпринимателям, которые планируют воспользоваться преимуществами зоны свободной торговли после подписания документов об ассоциации с ЕС. Выйти на европейские рынки, предложив дешевые и качественные продукты, они смогут, но, пренебрегая охраной труда, не будут конкурентоспособными. 
 

Виктор ШАЙТАН, первый заместитель Председателя Госгорпромнадзора Украины:

– Деятельность Службы осуществляется на основе Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора…», которым определена ответственность надзорных органов и субъектов хозяйствования, порядок проведения проверок по критериям степени риска предприятий и т. д. В январе 2013 года Госгорпромнадзор, проанализировав динамику производственного травматизма по отраслям экономики, внес изменения в критерии. Это позволило сократить количество субъектов хозяйствования с высокой степенью риска, которые проверяются один раз в год, с 30% до 10%. Треть предприятий имеют среднюю степень риска, остальные – незначительную (проверяются раз в пять лет). Для стимулирования работодателей к созданию без­опасных условий труда установлены нормы, позволяющие менять частоту плановых проверок в зависимости от уровня травматизма на предприятии: чем он ниже – тем меньше проверок. Внеплановые мероприятия осуществляются лишь по решению первого руководителя надзорной структуры. Предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения, государственные инспекторы вообще не имеют права проверять. Эти и другие меры призваны существенно уменьшить давление на бизнес. Почему я об этом напоминаю? Потому что обвинения в адрес Госгорпромнадзора по поводу увеличения нагрузки на бизнес не имеют под собой оснований.
 

Антонина НАГОРНАЯ, д.м.н., профессор, член-корреспондент НАМН Украины (Институт медицины труда АМН Украины):

– По нашим данным, в Украине ежегодно регистрируется от шести до девяти тысяч случаев профзаболеваний. Цифры приблизительные, поскольку из-за развала как промышленной, так и общей медицины, а также реформирования санэпидслужбы, которая сокращена на 50%, значительная часть этих данных остается вне рамок статистики. Более 60% профзаболеваний выявляется уже на третьей – четвертой стадиях. Согласно имеющимся у нас сведениям, вследствие травматизма и профзаболеваний государство теряет до 10% ВВП, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 4 – 5%.
 
Сегодня приоритетами государственной политики в сфере санитарно-эпидемического благополучия населения являются оптимизация государственного санитарного надзора, сокращение поводов для вмешательства в деятельность предпринимателей и одновременное внедрение европейских и международных систем здравоохранения. Процесс изменения структуры санитарно-медицинского надзора должен пройти непростой период согласования работы всех ее звеньев и дальнейшего усовершенствования. Безусловно, комплексные проверки, на которых акцентируется внимание, должны быть максимально эффективными.


 
Периодические медосмотры работающих являются обязательными. Однако, как я убедилась, посетив медицинские учреждения города Кривой Рог, работодатели часто не соблюдают это требование. Владельцы предприятий экономят на здоровье персонала, поэтому нередко медосмотры проводятся формально, соответственно, их эффективность практически равняется нулю. В ходе реформирования сферы здравоохранения и внедрения пилотных проектов оказалось, что из первичного и вторичного уровней предоставления медицинской помощи «выпала» функция профпатологии – сохранение здоровья работающих. Поэтому мы разработали ряд документов, которыми предусматривается возрождение этого вида медицинского обслуживания, учитывающего условия труда работающих, особенности здоровья каждого (в том числе наследственность), состояние окружающей среды, а также качество и доступность медпомощи. Представители бизнеса должны знать, что каждая вложенная в здоровый труд условная денежная единица дает в 4 – 6 раз большую прибыль. Это означает, что улучшение условий труда и мониторинг состояния здоровья работающих является экономически выгодным капиталовложением.
 

Анатолий ДЕНЬГИН, директор ГУ «Национальный научно-исследовательский институт промышленной безопасности и охраны труда»:

– Административная нагрузка на бизнес постепенно уходит в прошлое, зато возрастает роль цивилизованных экономических методов влияния на состояние охраны труда. Как показывает практика, одним из наиболее эффективных инструментов инвестирования в безопасность труда является модернизация производства. Так, на 35 угольных шахтах Украины уже введена в эксплуатацию унифицированная телекоммуникационная система диспетчерского контроля и автоматизированного управления горными машинами и технологическими комплексами (УТАС). Благодаря этому только в текущем году удалось предотвратить 360 тыс. нештатных ситуаций. В результате уровень смертельного травматизма в угольной отрасли за восемь месяцев 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года уменьшился почти на 30%. Путем применения водоэмульсионных и сыпучих взрывчатых материалов и внедрения новых технологий изготовления взрывчатки непосредственно на борту карьера удалось существенно уменьшить затраты на осуществление взрывных работ и фактически свести к нулю уровень травматизма при их проведении на поверхности карьеров.
 
Благодаря модернизации производства и внедрению современных технологий меняются производственные отношения, что положительно сказывается на организации проведения работ и безопасности труда. Задача государства – поддержать эти направления научно-технического прогресса путем снижения налогового давления и предоставления доступных кредитов.


Сергей НЕСТЕРОВ, первый заместитель директора исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины (далее – Фонд):
 
– Такова уж наша профессиональная доля, что человеческое горе мы вынуждены мерить деньгами. Статистические данные за последние шесть месяцев свидетельствуют о том, что «стоимость» жизни работающего украинца составляет в среднем 205 тыс. гривен. Как стимулировать предпринимателей к созданию здоровых и безопасных условий труда? Мы предлагаем для решения этой задачи использовать возможности Фонда в качестве одного из эффективных экономических механизмов мотивации работодателей. Реализовать это можно с помощью снижения или повышения страхового тарифа в зависимости от состояния травматизма на предприятии. Но для этого Фонд нужно вывести из зоны действия единого социального взноса и дать ему возможность объективно, с помощью интегральных показателей оценивать состояние охраны труда и уровень травматизма на каждом предприятии. Таким образом, Фонд под контролем государства мог бы решать важную стратегическую задачу. Фонд обязан вносить свой вклад в профилактику травматизма на производстве. Мы от этого не отказываемся, но хотим понимать, насколько эффективно используются выделяемые средства, в какой мере содействуют снижению уровня травматизма на производстве. Организации, которым перечисляются деньги, обязаны нести ответственность за их целевое использование. Есть примеры, когда на средства Фонда устанавливали унитазы в кабинетах охраны труда. С таким отношением мы согласиться не можем.

 

Сергей КРАВЧЕНКОначальник отдела охраны труда, использования трудовых ресурсов и занятости населения департамента социальной защиты населения Львовской облгосадминистрации:

– Сегодня мы говорим о том, что до сих пор является терра-инкогнита, поскольку в результате сокрытия несчастных случаев (которые остаются без расследования и учета) и несостоятельности промышленной медицины мы не имеем реальной картины уровня травматизма и профзаболеваний, не знаем, сколько на самом деле средств используют предприятия и государство на профилактическую работу и компенсацию ущерба от несчастных случаев. А об экономической эффективности безопасности работы мы можем лишь догадываться. Такой пример: во Львовской области за восемь месяцев текущего года выявлено 3200 лиц, работающих нелегально, без надлежащего оформления. И когда с такими работниками происходят несчастные случаи, люди остаются без помощи. Понятно, что и учет подобных случаев не ведется. Много разговоров ходит вокруг того, что не работает ведомственный контроль. А откуда ему взяться в регионах, если служб по вопросам охраны труда нет даже во многих центральных органах исполнительной власти?!
 
Нам рассказывают, что главная задача Фонда – профилактическая работа по предотвращению травматизма, однако региональные мероприятия по охране труда фактически не финансируются. Если эти вроде бы мелкие, но злободневные вопросы не будут решены, то все наши глобальные планы и усилия по созданию в стране надлежащей системы охраны труда так и останутся пустыми разговорами.
 
Александр Фандеев 

Источник: научно-производственный журнал «Охрана труда» (Украина), № 10, 2003.