Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Удельный вес работников, занятых во вредных условиях труда, за пять лет вырос с 24,9 до 31,8%
12 декабря 2013 г.
По данным Росстата удельный вес работников, занятых во вредных условиях труда, в период с 2007 по 2012 год вырос с 24,9% до 31,8% – практически каждый третий работник в Российской Федерации трудится во вредных условиях.
При этом за указанный период наибольшее увеличение доли работающих во вредных условиях труда произошло:
- на предприятиях, занятых добычей полезных ископаемых, с 37,9% до 46,2 %;
- в обрабатывающих производствах с 27,2 % до 33,4 %;
- в строительстве – с 14,0 % до 9,7 %;
- на транспорте – с 29,9% до 31,5 %.
Вредные условия труда являются причиной производственных травм и профессиональных заболеваний, а также влекут значительные расходы работодателей и государства, которые могли бы быть направлены на улучшение и оздоровление условий труда.
Несмотря на то, что за шестилетний период (с 2006 по 2012 г.г.) по данным Росстата произошло снижение производственного травматизма в целом по стране в 1,5 раза (в том числе со смертельным исходом – в 1,4 раза), его уровень крайне высок. Так, численность погибших на производстве в Российской Федерации значительно превышает аналогичный показатель в развитых странах (в Германии – в 4 раза, во Франции – в 5,5 раза, в Японии – в 2,5 раза).
В 2012 году по данным Фонда социального страхования Российской Федерации более 56 тысяч работников получили производственные травмы, из них по данным Роструда 2 999 человек в результате полученных травм погибли.
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 155 тыс. работников, страдающих различными формами профзаболеваний. При этом численность заболевших на производстве ежегодно увеличивается на 6 – 8 тыс. человек, что влечет дополнительные расходы не только Фонда социального страхования Российской Федерации, но и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
При этом одной из существенных проблем является выявление профессиональных заболеваний на поздних стадиях, когда работник уже стал инвалидом и по объективным причинам не может продолжать работу по профессии, а нередко теряет и общую трудоспособность.
Существенные экономические потери возникают также из-за прямых потерь фонда рабочего времени, связанных с вредными условиями труда, в связи с необходимостью предоставления компенсаций в виде сокращенного рабочего дня, дополнительного отпуска и повышенной оплаты труда, а также травматизмом.
Общие потери от недопроизводства продукции и услуг оцениваются в объеме около 956 млрд. рублей, что составляет около 2,1% от ВВП.
Общие затраты на компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, страховые выплаты и пособия Фонда социального страхования Российской Федерации, а также ежегодные расходы Пенсионного Фонда Российской Федерации в связи с выплатой досрочных пенсий составляют ежегодно около 440 млрд. рублей.
Суммарные потери вследствие неудовлетворительных условий и охраны труда на рабочих местах, включающие в себя выплаты пособий и страховые выплаты по обязательному социальному страхованию, выплаты досрочных пенсий, расходы работодателей на компенсации и средства индивидуальной защиты, составляют около 1,94 трлн. рублей или 4,3 % ВВП.
При этом указанные расходы направлены на устранение и компенсацию последствий травматизма и влияния вредных условий труда, а не на профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшение условий труда работников.
В этой связи основной целью модернизации системы управления охраной труда, направленной на постоянное улучшение условий труда работников является переход от компенсационной, затратной модели управления охраной труда к современной системе, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда.
С целью реализации задачи улучшения условий труда предпринимаются следующие меры.
На основе одобренной Правительством Российской Федерации в 2011 году Типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации в 64 субъектах Российской Федерации утверждены и реализуются региональные программы улучшения условий и охраны труда, в том числе направленные на снижение количества рабочих мест с вредными условиями труда. В остальных субъектах Российской Федерации завершается разработка указанных региональных программ.
Из опыта работы субъектов Российской Федерации, разработавших и внедривших у себя программы улучшения условий и охраны труда, следует отметить, что в данных региональных программах существенная роль отведена противодействию наметившейся негативной тенденции увеличения удельного веса работников, занятых во вредных условиях труда. Использование программно-целевого метода при решении вопросов улучшения условий и охраны труда позволяет комплексно реализовывать мероприятия, взаимоувязанные по ресурсам, исполнителям и срокам, что реально способствует сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Одновременно в течение 2012 – 2013 годов началась реализация ряда государственных программ в целях развития отдельных базовых для Российской Федерации отраслей экономики, обеспечения их конкурентоспособности и ускоренного развития, которые предусматривают, в том числе, модернизацию существующего производства и развитие кадрового потенциала, способствуя решению задачи по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными условиями труда.
К числу таких программ можно отнести Государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года», утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 г. № 850-р, с включенными в нее подпрограммами «Металлургия», «Легкая промышленность», «Лесная промышленность», Государственную программу Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы», утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 2509-р, а также Долгосрочную программу развития угольной промышленности на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 января 2012 г. № 14-р.
Кроме того, Минтрудом России реализуется государственная программа «Содействие занятости населения» на 2013 – 2017 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2149-р и предусматривающая реализацию ряда мероприятий по стимулированию работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах.
Вместе с тем, как показывает практика, приведение условий труда в соответствие с действующими государственными нормативами, как правило, сопряжено с необходимостью дополнительных финансовых вложений, источниками которых являются как бюджетные средства, выделяемые для реализации программных мероприятий различного уровня, так и, в первую очередь, собственные средства работодателей.
В указанных условиях целесообразно сформировать и закрепить на законодательном уровне механизм экономического стимулирования работодателя к улучшению состояния условий и охраны труда на рабочих местах.
В связи с этим одним из наиболее важных направлений совершенствования законодательства об охране труда является его гармонизация с международным законодательством и законодательством стран Европейского Союза.
В целях гармонизации законодательства Российской Федерации в сфере охраны труда с международным законодательством Российской Федерацией ратифицированы ряд статей Европейской социальной хартии (пересмотренной), посвященных вопросам защиты жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, и Конвенции Международной организации труда, посвященные улучшению условий труда и предотвращению производственного травматизма:
- № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда», в соответствии с положениями которой должны быть обеспечены условия для внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте;
- № 174 «О предотвращении крупных промышленных аварий», обеспечивающая совершенствование системы управления промышленной безопасностью и охраной труда на опасных производственных объектах и приведение ее в соответствие с лучшими европейскими аналогами (в целях исполнения норм указанной Конвенции принят Федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ, в соответствии с которым в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) должны создаваться единые системы управления промышленной безопасностью и охраной труда).
Механизм управления охраной труда в странах Европейского Союза базируется на управлении профессиональными рисками, результаты которого влияют на изменение величины страховых взносов (чем меньше риск, тем меньше размер страхового тарифа). В рамках этого механизма существует оценка условий труда и управление условиями труда.
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 238-ФЗ в Трудовой кодекс Российской Федерации были внесены базовые понятия, связанные с управлением профессиональными рисками.
Вместе с тем напрямую применять зарубежный опыт в России в части управления профессиональными рисками в условиях действующего законодательства затруднительно, так как в фокусе зарубежных подходов в данной сфере – постоянный процесс мониторинга и оценки с целью устранения рисков, а не получение конкретных результатов для дальнейшего решения вопросов компенсаций, досрочных пенсий и пр.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. ПУТИНА от 26 декабря 2012 г. № Пр-3499 и в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р, Минтрудом России разработаны проекты федеральных законов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
Законопроект «О специальной оценке условий труда» предусматривает введение единой процедуры специальной оценки условий труда, позволяющей объективно выявить и оценить вредные условия на конкретных рабочих местах.
Специальная оценка условий труда предусматривает:
- идентификацию (выявление) вредных факторов производственной среды и трудового процесса;
- проведение измерений уровней указанных факторов;
- распределение условий труда на рабочих местах по классам (4 класса – оптимальные, допустимые, вредные, опасные).
В зависимости от итогов специальной оценки условий труда будет устанавливаться размер дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и определяться объем гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных условиях труда (повышенный размер оплаты труда, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени).
В целях придания данному инструменту наибольшей гибкости, по согласованию с работодателями и профсоюзами, на отраслевом уровне и с обязательного письменного согласия работника ряд этих компенсаций может осуществляться в денежной форме.
При этом в целях защиты прав работников:
- Трудовым кодексом Российской Федерации устанавливаются минимальные гарантированные размеры компенсаций;
- переходными положениями законопроекта предусмотрено сохранение работникам достигнутого по состоянию на декабрь 2013 г. объема предоставляемых гарантий и компенсаций, при условии их занятости во вредных условиях труда.
Декларирование позволит оптимизировать расходы работодателей, в первую очередь – малого бизнеса, и предприятий непроизводственного сектора экономики, поскольку в случае декларирования соответствия условий труда на рабочих местах работодатель будет освобожден от необходимости проведения дорогостоящих процедур по исследованию и измерению вредных факторов на этих рабочих местах.
Установление прямой зависимости размеров страховых взносов работодателей по дополнительным страховым тарифам в Пенсионный фонд Российской Федерации от установленных по результатам специальной оценки условий труда классов (подклассов) условий труда позволит достичь экономической заинтересованности работодателя в улучшении состояния условий и охраны труда на рабочих местах.
При разработке законопроектов было проведено максимально возможное экспертное и общественное обсуждение на различных публичных площадках.
В целях реализации проектов федеральных законов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» Минтрудом России разработаны проекты подзаконных актов, которые прошли общественное обсуждение и одобрены рабочей группой Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Важнейшими задачами, стоящими перед Минтрудом России в 2014 году, являются:
- обеспечение принятия проектов постановлений Правительства Российской Федерации и принятие приказов Минтруда России, необходимых для реализации проектов федеральных законов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», которыми будут определены:
– порядок аттестации экспертов на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, создания центральной и межрегиональных аттестационных комиссий;
– порядок проведения государственной экспертизы условий труда и перечень представляемых на экспертизу документации и материалов;
– порядок оформления и форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
– перечень видов деятельности и организаций, в которых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей;
– методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных средств индивидуальной защиты.
Перед органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- обеспечение принятия и реализации региональных программ улучшения условий и охраны труда;
- внедрение государственной экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда и приведение процедуры и перечня документов государственной экспертизы условий труда в соответствие с «Порядком проведения государственной экспертизы условий труда и перечнем документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда», утвержденным приказом Минтруда России.
Источник: rosmintrud.ru